"Охрана"! – догадался мужчина. – "В мое время в школах охраны не было. М-да.... Давненько я не бывал о образовательных учреждениях"!
– Я? – слега опешил неожиданного напора мужчина. – Я – Семен Аркадьевич! Пришел к вашему директору.
– Паспорт есть?
– Есть!
– Запишитесь в журнал! – седая охранница властно указала на один из светлых лоскутков бумаги, покоящихся на высокой стойке школьной секьюрити. Мужчина кивнул в знак того, что требования понятны и они прияты, предложенной авторучкой, не торопясь, вписал в журнал свои данные – "Бочков Семен Аркадьевич"; рядом поставил время – девять, ноль, ноль.
Директор – молодая приятная женщина с интеллектом в глазах и без печати властности на лице, какая бывает у очень опытных или старых тёток-директоров, по нескольку десятков лет заправляющих во вверенных им учреждениях, удивилась приходу Семена не меньше охранницы.
– Я – Семен Аркадьевич! – напомнил мужчина. – Мы с Вами договаривались о встрече. Две недели назад!
– Да, конечно же, помню! – по лицу женщины мелькнула тень узнавания. – Проходите! Присаживайтесь!
– Вы говорили, что вам в школу требуется учитель физической культуры! – присаживаясь на краешек стула, наискосок от директорского стола, сказал Семен. – Вакансия еще открыта? Или кого-то уже приняли?
– Нет, не приняли! Нам в школу, действительно требуется учитель физкультуры....
Пока Надежда Ивановна – так звали директора школы, в которую Семен пришел устраиваться на работу – рассказывала о том, какие в школе замечательные дети, как они замечательно танцуют и успешно выступают во всевозможных конкурсах, он, как ему казалось, незаметно рассматривал кабинет директора школы, пытаясь составить представление о хозяйке оного, а вместе с тем – о том, какой она руководитель.
Добротная, но скромная мебель.... Удобное кресло из коричневой кожи.... Ноутбук на столе… Работающий… Рядок матерчатых стульев вдоль стены.... И много-много самых разных цветов в разнокалиберных горшках....
Причина подобного любопытства была насквозь тривиальна – норов у кандидата в физруки был очень непростым, редкий руководитель мог терпеть сложности его характера два-три года. Обычно "терпение" заканчивалось через год....
После чего ему предлагали уволиться "по собственному". Если сей нехитрый прием не срабатывал, начинали искать "лазейки". Подключали местком, сокращали должность....
"Летун" – презрительно называли таких как он в советское время. "Неуживчивый"! – ставили "клеймо" в новейшей, капиталистической реальности.
Наученный опытом устройств и увольнений Семен Аркадьевич после очередного "сокращения штатов" неожиданно даже для самого себя перестал переживать из-за многочисленных зигзагов своей судьбы. Каждое расставание с очередным местом работы всякий раз открывало новые перспективы – многочисленные и заманчивые.
"Была бы шея, а хомут найдется"! – иногда мысленно; иногда – вслух – приговаривал он, подписывая у очередного начальника очередное заявление на увольнение.
И действительно, новый "хомут" обязательно вскоре находился.
Семен Аркадьевич не любил бездельничать, брался за любую работу, подчас самую тяжелую и непопулярную.
Работал в самых разных коммерческих структурах, занимал должности от простого "манагера" – "продавана" до директора строительной компании.
Построил уютный и теплый коттедж из красного кирпича, вырастил детей, помогал поднимать внуков....
Доход был достойным, хотя и не очень нестабильным.
Жизнь, каким-то чудом не ушедшая "под откос" в лихие девяностые, наконец, наладилась.
Однако на шестом десятке лет его внезапно потянуло назад, в школу....
"Молодая.... Красивая… Лет тридцать пять – сорок.... – размышлял мужчина, оценивающе посматривая на хозяйку кабинета. – Причем ближе к тридцати пяти, чем к сорока. Энергия так и прет. Еще не закостенела. И не обленилась… Вряд ли она здесь давно.... А кубков спортивных почти нет. Пяток старинных, еще с советских времен, наград на шкафу за её спиной. – Вот и все кубки. Вон тот, красненький.... Точно старше чем она. А может и старше меня. Я таких кубков никогда не видел....
– Какое у Вас образование? – Надежда Ивановна заметила его задумчивость и решила вывести мужчину из легкого оцепенения. – Надеюсь, педагогическое? Высшее, или средне специальное? Если физкультура – не Ваш профиль, школа может отправить Вас не переучивание.
– Не нужно на переучивание. Я закончил ОГИФК.
– Что закончили?
– ОГИФК! Это как ТФК в Новосибирске, только в Омске! – заметив легкое непонимание на лице директора школы, пояснил мужчина, – ОГИФК – это Омский государственный институт физической культуры, – не без легкой гордости сказал соискатель. – У меня высшее образование! Вот диплом! – он привстал со стула, аккуратно положил на краешек стола твердую синюю картонку.
Директор взяла диплом, мельком взглянула в разворот, подняла голову:
– Все, кто устраиваются в школу, должны пройти медосмотр и предоставить справку о несудимости! – они испытующе посмотрела в лицо Семена Аркадьевича.
– Без проблем! – улыбнулся соискатель должности физрука. – Не болел..... Не привлекался....
– Тогда у Вас не будет проблем с устройством на работу! – улыбнулась молодая женщина.
– А какая у Вас нагрузка? Сколько я буду зарабатывать?
Директор на несколько секунд задумалась, озвучила цифру.
– Устроит! – кивнул головой Семен Аркадьевич. – Условия ваши понятны, школа в целом тоже устраивает.... Хотелось бы посмотреть спортзал…
– Пойдемте! Я Вам сама покажу!
Директор вышла из кабинета, закрыла дверь на ключ.
– Пойдемте!
Семен прошел за хозяйкой школы до конца коридора, поднялся на второй этаж....
– Здесь у нас учительская! – кивнула головой в сторону открытой двери Надежда Ивановна.
– Понятно… – пробормотал мужчина, пытаясь догнать молодую женщину, которая с легкостью упорхнула от него на этаж.
"Интересно, зачем она ведет меня вверх"? – удивлялся кандидат в физруки, тщась не отстать. – Спортзал же на первом этаже.... Что там такого интересного? Может сначала она решила зайти по каким-то своим делам, а потом покажет мне спортзал"?
– Здесь у нас начальные классы! – притормозила директор на площадке третьего этажа, заметив, что немолодой мужчина не лишком резво поднимается по лестнице. – А нам – на четвертый!
"Нам??" – Семен Аркадьевич сбился с ритма, запнулся об одну из ступенек. – "У них здесь, что, спортзал на четвертом этаже? Такого не может быть"!
Оказалось – очень даже может.
Семен Аркадьевич кое-как отдышался, виновато глянул на директора, которая совершенно не запыхалась, в отличие от него, шагнул за порог спортивного зала....
Зал был маленьким. "Девять на восемнадцать. – Опытным взглядом определил Семен. – Стандартная волейбольная площадка. Но в волейбол здесь играть не получится. От пола до потолка – четыре, максимум – четыре с половиной метра".
– Что-то не так? – директор молниеносно отреагировала на резкое изменение настроения соискателя. Оказывается, пока кандидат в физруки рассматривал требующие ремонта стены зала, директор, не менее внимательно следила за его впечатлениями и эмоциями.
– Да, нет, все нормально! – мужчина отвел глаза. Не хотелось сразу огорчать отказом молодого руководителя. – Можно, я немного подумаю.... Дома посоветуюсь....
– Можно! – ответила Надежда Ивановна. Её каблучки бодро застучали вниз по лестнице.
"Не стала уговаривать.... Молодец! Уговаривать-то меня бесполезно". – Размышлял мужчина, прогуливаясь по спортивному залу. – "Окна с двух сторон, огромные. Высокий этаж. Значит, в зале всегда светло. И тепло! – подумал он, глянув через окно на заросший стадион. – "В Соколово зал был практически такой же. А тепла не было. Батареи каждый год зимой в декабрьские холода размерзались, в кроссовки приходилось вставлять войлочные стельки, чтобы ноги от холода не болели. Не помогало.... А здесь зимой должно быть тепло. Наверняка всю зиму дети занимаются в шортах и футболках.
Волейбол здесь, конечно, не поднять.... Потолок зала не позволит. Значит, что? Баскетбол и легкая атлетика? Щиты не новые, но вполне рабочие. И корзины висят на правильной высоте. Сеток на них только нет. Но сетки – это вообще не проблема.... "
– Если школа не нравится – лучше в неё не ходи! – сказала Семену вечером супруга в ответ на сомнения, озвученные им. – Будешь себя заставлять работать? Я тебя знаю – ты из-под палки работать не станешь. Поработаешь три-четыре месяца. Надоест. Бросишь школу? Посреди учебного года? – Ирина, много лет проработавшая в школе преподавателем, строго глянула в глаза мужу. – Директора не жалко? Детей не жалко?
Не нравится эта школа – поищи другую! Не может быть, чтобы не было вакансий в других школах! В городе двести школ!
– Двести десять! – машинально поправил Семен, и замолчал. В другую школу почему-то уже не хотелось. И "виноват" в этом был старый друг Семёна – Александр Соколов, тренер местной спортивной школы по легкой атлетике. Ему Бочков позвонил сразу, как вернулся домой.
– Школа неплохая, но со спортивной точки зрения сильно запущенная! – сказал Соколов, узнав о цели утреннего визита Семена в школу. – У меня из той школы несколько девчонок занимаются. Ты их видел на стадионе… – Настя Кулинич, Ольга Боршова. – Если хочешь спросить у меня совета, то совет такой: иди в эту школу, не пожалеешь! Директор молодая, она там недавно. В отличие от предшественницы, к спорту относится хорошо. Ты там будешь один, сам себе хозяин! Я тебя знаю – через год-два ты школу поднимешь по спорту на очень хороший уровень! Если пойдешь, я тебе даже помогу.
– У тебя из этой школы занимаются только девчонки?
– Да! Только девочки! Но пацаны хорошие там тоже есть! У меня на тренировки ходил парнишка это этой школы. Ромка Русаков. Очень одаренный! Очень!
– А почему перестал тренироваться?
– Что-то со здоровьем. Подробностей не знаю. Тренировался хорошо. Потом заболел. И перестал ходить.
– В каком он классе?
– В восьмом! Нет, постой! Сейчас он перешел в девятый! Найди его! Если пойдешь, конечно! Но я тебе очень рекомендую идти именно в эту школу....
…Вечером Семён долго не мог уснуть. Ворочался в кровати, размышляя и оценивая достоинства и недостатки работы в условиях общеобразовательной школы, в которой стадиона практически нет, зал – на четвертом этаже и он по своим параметрам не соответствует нормам даже семидесятых годов, когда в городах-миллионниках массово начали возводить школы с несколькими спортивными залами, один из которых в обязательном порядке вмещал в себя полноценную баскетбольную площадку.
Однако были и плюсы.
Например, директор.
Для спортивного энтузиаста – учителя физической культуры, профессионального тренера или тренера-общественника ключевую роль играет руководитель. Когда-то давно, в студенческие годы Семён занимался в группе Виктора Ивановича Швецова – знаменитого тренера, подготовившего целую плеяду мастеров спортивной ходьбы. Много лет спустя Семён поинтересовался у Виктора Ивановича – в чем секрет его столь успешной тренерской деятельности? Как он, опираясь на базу всего одного высшего учебного заведения, смог выстроить такую систему подготовки атлетов, что в результате это принесло несколько чемпионов мира и даже Олимпийского чемпиона?
– А у меня был очень хороший руководитель! – Швецов назвал имя и фамилию человека, о котором Бочков не слышал ничего. – Это он создал базу, поддержал меня и моих коллег по цеху.... Не было бы его, у меня не было бы в спорте ничего.
Ответ глубоко запал в душу Семена....
Размышляя над ответом, который наутро он должен был озвучить директору школы, мужчина раз за разом прокручивал в голове слова Виктора Ивановича....
– Ну, и что ты решил? – поинтересовалась наутро супруга, обратив внимание на темные круги под глазами мужа. – Вижу, всю ночь думал! Пойдешь?
– Да! – твердо ответил Семен. – Для меня это будет новый этап, новый вызов!
– Какой такой вызов? Шутишь?
– Нет! А вызов – в том, чтобы взять обычную школу с самыми обычными детьми и превратить её в одну из лучших по спорту в этом районе!
– Ну даже не знаю! Почти пятнадцать школ в районе.... Плюс гимназии, лицеи.... Там другие ребятишки.... Более сильные… Мне кажется, тебе будет очень сложно! Особенно в первое время!
– Да! Согласен! Но, собственно, в этом и есть смысл вызова! Взять простую школу, нормально преподавать физическую культуру, вести спортивные секции и в итоге показать, что результат может определяется не только качеством человеческого материала, которым обладает то или иное учебное заведение, но и качеством труда педагога, который в школе работает! Как тебе такая сверхзадача?!
– Нормально! Только попроси директора, чтобы она хотя бы мячи тебе купила. А то, я чувствую, покупкой в школу новой волейбольной сетки наши затраты на твою "сверхзадачу" не закончатся....
… Свою первую рабочую неделю в школе Семен работал.... косарем. Переговорив с школьным завхозом, новоиспеченный физрук понял, что колючую траву-путанку на школьном стадионе косить некому. Нет ответственного за уборку территории человека, нет подходящего инструмента....
"Опять придется самому"! – понял Семен Аркадьевич. Он вздохнул, понимая как тяжко и долго ему придётся воевать с зарослями с литовкой в руках, но потом, поразмыслив и посоветовавшись с супругой, поехал к старшей дочери, чтобы выпросить у нее мощную мотокосу Хаммер с тяжелым набалдашником мотора и длиннющей штангой. Мотокоса та была куплена дочерью совсем недавно и после однократного использования на даче печально пылилась там же, в крашенном зеленой краской сарайчике, предназначенном для хранения всевозможного дачного хлама....
.... Только на пятый день "страды" вся зловредная растительность пришкольного стадиона окончательно упокоилась в тяжелых и длинных валках скошенной травы.
Семен прикинул объем оставшейся работы – в спортзале – и осознал, что до начал учебного года ему придется работать без выходных.
…Первое сентября – День знаний – новых впечатлений Семену Аркадьевичу не принес.
Новый учитель физической культуры скромно стоял в сторонке, украдкой рассматривая лица школьников, выстроившихся на выкошенном стадионе в плотное каре.
"Интересно, кто из них – Ромка Русаков, о котором рассказывал Александр Сергеевич? – думал Семен Аркадьевич, пристально вглядываясь в лица мальчишек – девятиклассников, пристроившихся позади одноклассниц. – По виду – так все очень спортивные и талантливые. Интересно, все-таки кто? Может – вот этот, с хитринкой в глазах? Или вон тот – высокий, стройный, явно не "компьютерный воин"?
Кто из них Рома Русаков, которого так нахваливал Александр Сергеевич Соколов, Семен Аркадьевич так и не угадал.
Урок физкультуры в девятом "А" поставили в расписание в первый же учебный день нового учебного года – второго сентября.
Едва слышно, где-то далеко внизу, прозвенел звонок. Девятиклассники дружной стайкой выпорхнули из раздевали, аккуратно построились в шеренгу.
Парни были все как на подбор. Высокие, стройные.... Спортивные....
Парни и девочки с интересом рассматривали нового учителя физкультуры, девочки о чем-то перешептывались между собой; парни вели себя сдержанно.
Семен Аркадьевич представился, раскрыл журнал....
…Все спортивные на вид "гренадеры" оказались в конце списка.
– Копылов! Сергей!
– Туточки! – отозвался светловолосый крепыш – самый вертлявый из парней. – А у нас секции какие-нибудь будут?
– Обязательно! – пообещал Семен Аркадьевич, и чтобы не затягивать начало урока, назвали следующую фамилию из журнального списка.
– Михайлова! Алина!
– Я! – флегматично отозвалась самая высокая девушка в классе. Добротный спортивный костюм выдавал в ней профессиональную спортсменку.
– Чем-то занимаешься? Волейбол? Баскетбол?
– Фехтование! – поморщилась девушка.
Бочков удивился – девушка ростом была точно не ниже ста восьмидесяти. Все фехтовальщицы, с которыми он обучался в институте, были маленькие и шустренькие.... Алина совсем не соответствовала его представлениям о том, какими должны быть девушки-фехтовальщицы.
– Ян Панов!
– Я! – отозвался высокий, крепкий парень с военной выправкой.
– Чем-то занимаешься?
– Да! Футболом!
– А где?
– В футбольном клубе "Сибирь"!
Семен Аркадьевич снова удивился. Он даже представить не мог, что в столь удаленной от центра школе кто-то может заниматься в главном футбольном клубе региона.
– Русаков! Роман!
– Я! – откликнулся самый хулиганистый на вид девятиклассник, вальяжно пристроившийся в углу спортзала, на правом фланге.
– А.... Ну понятно.... – Не "по уставу" произнес Семен Аркадьевич и перешел к следующей строке в классном журнале....
– Шаравин!
– Я! – высокий, стройный и гибкий юноша с любопытством глянул на Семена Аркадьевича. – Плавание! – не дожидаясь вопроса нового преподавателя, сказал он. – Я занимался плаванием.
– Юркевич!
– Я! – крепкий коренастый парень с левого фланга сделал полшага вперед, пятерней поправил пышную шевелюру....
– Кто из вас после девятого класса пойдет в десятый-одиннадцатый?
Руки подняли почти все.
– Очень хорошо! – повеселел Семен Аркадьевич. – Значит, у нас с вами впереди три года! А ты Алина? Идешь в десятый? – от наблюдательного преподавателя не укрылось, что высокая фехтовальщица не подняла руку.
– Я? Пока не знаю. Скорее всего после девятого буду поступать в Школу Олимпийского резерва. Если не возьмут, тогда....
Закончив перекличку, Семен объявил задание на урок. Класс приступил к разминке....
Семен Аркадьевич отцепил руки от сетки, обернулся, поднес свисток к губам.... Мальчишки послушно сложили мячи в корзину, быстрым шагом направились в коридор. Через несколько минут, после обязательного проветривания, в зал начали заходить другие.... Те, у кого урок физкультуры начинался по расписанию. Дети чинно и осторожно ступали по блестящему полированному паркету, аккуратно рассаживались на лавочку. Семен Аркадьевич еще раз посмотрел на часы. До начал урока оставалось ровно четыре минуты....
… Закончится учебный год и Алина Михайлова покинет эту школу. Она, как и планировала, поступит в Школу Олимпийского резерва. Её дальнейшая спортивная судьба будет неразрывно связана со сборной командой России по фехтованию. Алина вскоре станет чемпионкой страны, Европы, мира – сначала по юниорам, затем – по молодежи; выполнит норматив мастера спорта международного класса.... Рядом со спортзалом появится большой стенд с фотографиями лучших спортсменов школы. Фотография Алины Михайловой займет в ней почетное центральное место.
Из-за контракта со спорткомитетом на физкультуру Алина ходить будет редко… Ненужные случайные травмы не нужны никому.
Лишь иногда, когда не видела мама и не знал тренер, Алина "просачивалась" в спортзал, поиграть с одноклассниками....
В баскетбол она играла намного лучше всех парней-одноклассников, включая Рому Русакова и Сергея Копылова.
На удивленно-восхищенный вопрос Семёна: "Откуда такие навыки?" Алина ответила: – А мы с мужиками на тренировках по фехтованию постоянно в баскетбол режемся!
– Звонок! – известил учеников Семен Аркадьевич, в очередной раз глянув на часы. Из-за короновируса каждый класс обучался теперь по индивидуальному расписанию. Звонки в школе отменили и каждый учитель-предметник самостоятельно контролировал время начала и время окончания учебного занятия, исходя из расписания конкретного класса....
Пятиклассники дружно выстроились в дальнем конце зала. Семен поискал глазами ранимую девочку, не нашел. Это какой класс? – уточнил он у ближайшего у нему ученика.
– Пятый!
– Буква какая?
– А! – ответил кто-то из учеников. Семен Аркадьевич едва заметно выдохнул. Девочка, из-за которой у него приключился конфликт с администрацией школы была из другого класса.
Пятиклассники, для которых этот урок физкультуры был в этом учебном году только втором, настороженно выслушали задачу на урок, бодрой рысцой рванули вперед, заслышав команду "Бегом – марш"!
Семен Аркадьевич немедленно притормозил самых ретивых мальчишек, добился, чтобы все ученики бежали в одном, разминочном темпе…
Глава 2
Пимокат
…Четыре урока с пятиклассниками пролетели незаметно. Семен Аркадьевич спустился вниз, сдал ключи от спортзала, заспешил домой.
Из приемной его окликнули.
Это была Елена Валерьевна – секретарь директора – по должности, а по факту – и кадровик и делопроизводитель в одном лице. Преподаватель физкультуры за шесть лет работы проникся уважением к ней. Елена Валерьевна всегда выручала его по работе, касалось ли это сверхсрочной заявки на турнир или кросс, или обязательных справок школьника на очередные важные областные или федеральные состязания. А просьбы у Семена Аркадьевича всегда были экстренные.
Елена Валерьевна ворчала, для порядку, но бросала все другие дела и садилась к компьютеру печатать очередной архиважный документ для беспокойного, но забывчивого физрука.
– Ну, что, остыл? – негромко поинтересовалась она у мужчины. В чем, в чем, а в людях Елена Валерьевна разбиралась очень хорошо. – Надежда Ивановна заявление приняла, но подписывать пока не стала.
– Почему?
– А ты не догадываешься? Ценит она тебя! Ну, уволишься.... И куда ты пойдешь, такой капризный? Кому ты нужен с таким-то характером?
Учитель физкультуры промолчал. Возразить по существу было нечего.
– Заберешь заявление?
Семен Аркадьевич опустил голову, отрицательно помотал головой; заспешил домой.
"Я не капризный! – думал он, выруливая на своем черном минивэне из школьной ограды. – Я – ранимый! Как та девочка из пятого Б."
…Примерно через полгода после истории с котенком, весной, мать и "Лёня" решили приобрести большой, теплый и красивый дом из круглого леса, в котором хватало бы места для всех – для неё, мужа, его сына Олега и двух её детей – старшего сына Семёна и дочери Ольги.
За дом хозяева ввиду срочности продажи попросили всего тысячу четыреста рублей.
Мать убедила гражданского мужа, что большую часть денег она найдет.
А у матери слова никогда не расходились с делом....
…Едва прозвенел последний школьный звонок, мать погрузила Семёна и Ольгу в поезд и повезла в Яново, к своей бабушке Наталье.
Семёну и Ольге "баба Наташа" приходилась уже прабабушкой....
Мать оставила детей на попеченье бабушки, а сама поехала в Семипалатинск, где у неё был в собственности небольшой дом, и довольно быстро и удачно продала его за семьсот рублей.
Узнав о грядущей покупке любимой внучкой Людмилой нового жилья, ей неплохо помогла бабушка Наталья. Она за пятьсот полновесных советских рублей продала хорошую дойную корову и тёлку; всю вырученную сумму передала внучке – "на дом".
Недостающие двести рублей добавил отец "Лёни" – дед Сергей....
Лето для мальчика пролетело незаметно. К сентябрю третьеклассник Семён немного вытянулся, загорел....
Осенью в доме – недостроенном пока – можно было жить всей семьей. Жить и понемногу доделывать изнутри.
В новом жилище своего места для ночного отдыха у Семёна по-прежнему не было.
Детская кроватка младшего братишки стала ему сильно мала.
Выросшие на бабушкиных творогах и сметанах ноги забавно торчали из прутьев кровати-клетки, когда Семен засыпал и вытягивался во всю длину своего худого тела.
Отношение отчима к Сёмке за лето изменилось кардинально.
"Лёня" больше не бил пасынка ремнем. Теперь он каждый день "угощал" Сёмку кулаками. Бил по голове, по спине, по рукам.... Бил, куда попадала его тяжелая мужская рука....
Если годом раньше, до переезда в новый дом, у Семёна бывали "разгрузочные дни" – времена, когда "Лёня" был снисходителен к нему, то теперь тумаки сыпались на мальчишку каждый день, без перерывов и выходных.
Мать пыталась заступиться за старшего сына, однако всякий раз наталкивалась на "железобетонный" аргумент гражданского мужа: – Я, что, этот дом для твоих е…ушат покупал?" Под "е…ушатами" имелись в виду Семен и – Ольга, которой исполнилось семь лет и которая тоже пошла в школу.
Поменялось отношение к Семёну и со стороны "тёток" – родных и двоюродных сестер "Лёни". "Тётки" его больше не жалели, сверлили неприязненными взглядами тщедушную фигурку мальчишки, о чем-то перешептывались за спиной....
Жить и находиться в доме из круглых и гладких бревен становилось непереносимо.
Сёмен стал "пропадать". После окончания уроков и группы продленного дня он, не заходя домой, прямо со школьным портфелем уходил куда глаза глядят.
Чаще всего его глаза "глядели" на дальние холмы, что подальше от дома; на каменный карьер, в котором время от времени бухали взрывы.
Сёмка садился на самый краешек гигантской рваной оспины в теле Земли, клал рядом с собой портфель.... Он закрывал ладошками глаза, представляя, что рабочие в карьере, отсюда похожие на мелких черных муравьев, однажды ошибутся и заложат заряд динамита такой сильный, что сюда, в дальний конец карьера прилетит камень и насмерть убьет его, Семёна.