Книга Сталинизм. Книга 1. Без царя в голове - читать онлайн бесплатно, автор Александр Афанасьев. Cтраница 6
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Сталинизм. Книга 1. Без царя в голове
Сталинизм. Книга 1. Без царя в голове
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Сталинизм. Книга 1. Без царя в голове

Мать Сталина Екатерина (Кеке) была дочерью крепостных крестьян князей Амилахвари. В 1864 году она вместе с семьей переселилась в Гори. Родители вскоре умерли, и Екатерина вместе с другими детьми воспитывалась в семье брата матери, Петра Хомезурашвили. Там познакомилась с Виссарионом Джугашвили и в 1874 году вышла за него замуж. К тому времени отец Сталина уже успел открыть собственную мастерскую. Отец и мать сознавали себя грузинами, и грузинами сознавали себя и их дети, в том числе и Иосиф.

***

Здесь нужно запомнить вот что.

Во-первых – Сталин происходил из местности, где наличествовали свирепые этнические конфликты, в этом его происхождение схоже с происхождением Гитлера. И Гитлер и Сталин происходили из народа, который теоретически являлся доминирующим на этой местности, но при этом вынужден был вести ожесточенную борьбу. Грузинский народ длительное время подвергался гонениям и издевательствам со стороны турок, он рос в воспоминаниях о рабстве, набегах и плене. Не потому ли Сталин, как сын своего народа – отличался мстительностью, подозрительностью и постоянными вспышками злобы.

Во-вторых – отец Сталина по местным меркам был образованным человеком, он знал несколько языков, читал, при этом был вынужден заниматься самым примитивным физическим трудом и почти не имел денег. Что он мог передать сыну, кроме отчаяния маленького человека, постоянно сражающегося с судьбой и почти всегда проигрывающего?

Про Грузию и то какую роль она сыграла в русской революции и почему – мы еще поговорим.


Иосиф Джугашвили родился в грузинской семье (в ряде источников высказываются версии об осетинском происхождении предков Сталина) в городе Гори Тифлисской губернии и был выходцем из низшего сословия.

При жизни Сталина и долгое время после его смерти считалось, что он родился 9 (21) декабря 1879 года, однако позднее исследователи установили иную дату рождения Иосифа – 6 (18) декабря 1878 – и дату крещения 17 (29) декабря 1878.

Сталин имел телесные дефекты: сросшиеся второй и третий пальцы на левой ноге, лицо в оспинах. В 1885 году Иосифа сбил фаэтон, мальчик получил сильную травму руки и ноги; после этого на протяжении всей жизни его левая рука не разгибалась до конца в локте и поэтому казалась короче правой.

Отец – Виссарион (Бесо). Подверженный пьянству и приступам ярости, он жестоко избивал Екатерину и маленького Coco (Иосифа). Был случай, когда ребёнок попытался защитить мать от избиения. Он бросил в Виссариона нож и пустился наутёк. Согласно воспоминаниям сына полицейского в Гори, в другой раз Виссарион ворвался в дом, где находились Екатерина и маленький Coco, и набросился на них с побоями, нанеся ребёнку травму головы.

Мать – Екатерина Георгиевна. Была обременённой тяжёлым трудом женщиной-пуританкой, которая часто колотила своего единственного оставшегося в живых ребёнка, но была безгранично предана ему. Друг детства Сталина Давид Мачавариани говорил, что «Като окружала Иосифа чрезмерной материнской любовью и, подобно волчице, защищала его от всех и вся. Она изматывала себя работой до изнеможения, чтобы сделать счастливым своего баловня».

В детстве Сталин, которого близкие называли Сосо, был очень болезненным. «Он первым подхватывал любую болезнь», – писала в мемуарах его мать. У Иосифа был врожденный порок – синдактилия (сращивание пальцев) на левой ноге, ребенком он перенес корь и скарлатину, его сбила конная повозка, в результате чего он сломал руку. В 7 лет мальчик переболел оспой – оспины останутся у него на лице на всю жизнь. Рябое лицо, кривая походка и слухи о том, что он внебрачный сын, превратились в комплексы, которые преследовали Сталина всю жизнь.

Хотя вскоре из его жизни исчез отец, атмосфера насилия никуда не делась. Общественный уклад в Гори требовал, чтобы юный грузин постоянно участвовал в уличных драках. Мать частенько прибегала к физическим наказаниям. В результате «Сосо вырос драчливым и свирепым». Сталин совмещал блестящую учебу в семинарии с уличными драками со старшими соперниками. Это сочетание вскоре подтолкнуло его – молодого поэта и отличного певца – к чтению революционных книг.

***

Гори. Тифлисская губерния. Конец 19 века. Не просто провинция – а провинция азиатская. Нищая деревня и в ней нищая семья сапожника. Сапожник почти ничего не приносит в дом, он почти изгой даже в собственном круге общения. Бьет жену и детей, вымещая на них все зло и несправедливость этого мира. Вот в каких условиях родился вождь сверхдержавы.

Напомню происхождение других революционных вождей. Александр Керенский родился в семье директора мужской гимназии. Владимир Ленин – в семье директора Симбирских училищ, эта должность дает потомственное дворянство. Кстати, отец Керенского тоже потом выслужил дворянство. Лев Троцкий происходит из семьи довольно богатых еврейских арендаторов – колонистов, крещеных, в детстве он рос в русской среде, не выучил идиш, получил хорошее гимназическое образование, до революции он считался одним из самых талантливых журналистов Империи.

Да и другие революционеры – Зиновьев, Свердлов – происходят отнюдь не с самого дна. Молотов например – происходил по матери из крупной купеческой семьи. Свердлов – из семьи еврейского торговца ювелирными изделиями, вряд ли нищего. По сути, революцию делали не самые бедные и бесперспективные люди. Ленин, Троцкий, Молотов – у них у всех были перспективы в жизни. У Сталина не было. Он из самых низов. Если бы не революция, он так бы и был – либо провинциальным священником, либо каторжником. Скорее второе – до революции Сталин стал матерым уголовником. И остается вопрос – как такое могло произойти? Как самый примитивный и необразованный член советского руководства смог стать преемником Ленина? У него не было ни трудов, ни ума (как считалось), он слабо понимал марксизм, он почти не бывал в Европе…

Иосиф Сталин тем не менее, выделяется с детства. С одной стороны – несмотря на хилость и неприглядность, он с детства проявляет лидерские качества, является заводилой в драках, подчиняет себе более слабых волей мальчишек. Кстати, в воспоминаниях о детстве других крупных революционеров я не нашел упоминаний о лидерских качествах с детства. Их видимо и не было. Ленин по складу ума скорее ученый и манипулятор, при этом социопат, хотя он отличался выдающимся умом. Троцкий харизматик и народный трибун, но тоже одиночка. Сталин единственный из всей когорты прирожденный лидер с детства – то, что он не мог делать сам он заставлял делать других. С другой стороны – Сталин с детства отличается необъяснимой, патологической жестокостью. Он бросил нож в отца, ему нравится издеваться над животными, он получает удовольствие, убивая птичек из рогатки.

Придет время – и так же легко Иосиф будет убивать людей – как птичек из рогатки.

У Сталина в отличие от его соратников было одно ключевое преимущество – как раз то, что он не был образованным марксистом. Революция ведь только поверх была марксистской, она почти сразу вывернула не туда. Наверное, можно было бы посмеяться над такой сценой: лето 1917 года, Петроград. Маленький Чхеидзе, член Петросовета и перед ним громадный рабочий грозит кулаком. Бери, сукин сын власть пока дают! А Чхеидзе марксист, он знает, что сначала страна должна пройти через буржуазный этап развития, потому что так написал Карл Маркс. А рабочий Маркса не читал, он знает только то что социал-демократы ближе всего к тому, что он, рабочий считает благом – и не понимает, а почему это сейчас власть должны взять эксплуататоры – кровопийцы. Когда ее можем взять мы. Понятно, он сам не претендует, понимает, что ума не хватит. Но почему Чхеидзе не берет? Потому что какой-то бородатый дурак сказал, что сейчас нельзя? Сорок с лишним лет тому назад?

Революционная интеллигенция, взяв власть, долго пыталась натянуть сову на глобус и объявить революцию все же правильной, марксистской. Ленин видимо понимал, что это никакой не марксизм, но надеялся, что через какое-то время удастся на знакомый путь вывернуть – если переживем войну и прочие трудности. Сталин был единственным, который Марксу не поклонялся и не верил в него – а ловко использовал. Он позаимствовал из него немногое – например, диктатуру пролетариата. Соединил это с остатками ленинизма – а Ленин был гениальным менеджером и организатором. И приправил усталостью людей от разрухи и бардака и требованием порядка. Любого порядка, пусть самого жестокого. Вот это надо понимать – Сталин четко уловил тренд на наведение порядка и наказание тех, кто этот беспорядок допустил – своих бывших соратников. Вообще, русским революциям присущ свой, очень трагический рисунок. Революция делается некими верхушечными силами и бывает плохо подготовленной – сами революционеры, сбросив власть, не знают, что делать и куда дальше идти. Русская революция всегда радикальна и бескомпромиссна, она порождает долговременное и стойкое отчуждение каких-то социальных групп, она никогда не бывает «славной». Ну и в итоге, люди, несколько лет помучавшись и помыкавшись – начинают думать, что неплохо было бы вернуть все назад. При этом они готовы отказаться от тех прав, которые завоевали для них революционеры.

Сталин и возглавил этот откат.

***

Иосиф был третьим сыном в семье, первые двое умерли во младенчестве. Через некоторое время после рождения Иосифа дела у отца пошли неважно, и он запил. Семья часто меняла жильё. В конечном счёте Виссарион оставил жену, при этом попытался забрать сына, но Екатерина не отдала его.

Когда Coco было одиннадцать лет, Виссарион «погиб в пьяной драке – кто-то ударил его ножом». К тому времени сам Coco проводил много времени в уличной компании молодых хулиганов Гори. Ряд исследователей указывают, что Виссарион Иванович умер 25 августа 1909 года в тифлисской больнице от туберкулёза, колита и хронической пневмонии.

В 1886 году Екатерина Георгиевна хотела определить Иосифа на учёбу в Горийское православное духовное училище, однако, поскольку он совершенно не знал русского языка, поступить ему не удалось. В 1886—1888 годах по просьбе матери обучать Иосифа русскому языку взялись дети священника Христофора Чарквиани. В результате в 1888 году Сосо поступил не в первый подготовительный класс при училище, а сразу во второй подготовительный, в сентябре следующего года поступив в первый класс училища, которое окончил в июне 1894 года.

В сентябре 1894 года Иосиф сдал приёмные экзамены и был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию. Там он впервые познакомился с марксизмом и к началу 1895 года вступил в контакты с подпольными группами революционных марксистов, высланных правительством в Закавказье. В 1931 году в интервью немецкому писателю Эмилю Людвигу на вопрос «Что вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?» Сталин ответил: «Нет. Мои родители обращались со мной совсем неплохо. Другое дело – духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма…»

Почему Сталин пошел учиться в духовную семинарию (помимо того что не было денег на что-то другое).

Травма руки, полученная Сталиным в детстве и плохо залеченная – была причиной того что никаким физическим трудом он не мог зарабатывать на жизнь. Это первое. Второе – я подозреваю, что с детства для молодого Иосифа была очень важна такая категория как справедливость.

Почему? Потому что о справедливости, точнее о ее отсутствии говорил отец. Потому что о справедливости говорили не только отец, но и многие другие. Потому что это Кавказ, в конце концов, чувство справедливости там очень обостренное и до сих пор. Загуглите «Кавказ справедливость» и посмотрите что выйдет. Это мы перестали верить в справедливость после того как переселились в города и после того как пережили диктатуру некоего Сталина. А Иосиф Джугашвили в справедливость верил. И писал стихи.

Ходил он от дома к дому,

Стучась у чужих дверей,

Со старым дубовым пандури,

С нехитрою песней своей.

А в песне его, а в песне –

Как солнечный блеск чиста,

Звучала великая правда,

Возвышенная мечта.

Сердца, превращенные в камень,

Заставить биться сумел,

У многих будил он разум,

Дремавший в глубокой тьме.

Но люди, забывшие Бога,

Хранящие в сердце тьму,

Полную чашу отравы

Преподнесли ему.

Сказали ему: „Проклятый,

Пей, осуши до дна…

И песня твоя чужда нам,

И правда твоя не нужна!»

Эти стихи – лучше, чем что бы то ни было, передают настроение и образ мыслей юного Сосо, а так же показывают то, что он все-таки был «тонок душою», по крайней мере, тогда.

Для молодого человека, который верит в справедливость, тогда было два пути. Либо в семинарию, либо в революцию. Сосо пока выбрал первый…

Пока отвлечемся немного и поговорим о том, а что же творилось в те времена в Тифлисской губернии Российской Империи.

Кавказ, Закавказье и Тифлис

Начало двадцатого века. Закавказье.

Менее ста лет назад этот регион вошел в состав Российской Империи, но за это время тут изменилось больше, чем за предыдущие тысячу лет. Нашли нефть. Протянули железные дороги. Начали осваивать побережье, которое обещало быть курортом не худшим чем Крым. В Тифлисе талантливый администратор граф Воронцов приказал построить театр. Когда ему сказали, что это не выгодно, он сказал – вопросы цивилизации важнее прибыли. И театр построили. При следующем наместнике, графе Муравьеве закрыли в наказание что свидетельствует о небольшом уме Муравьева и о том что хватало к сожалению и держиморд. Потом театр опять открыли – но вместе с театром в Тифлисе обосновалась небольшая итальянская колония. Потомком этих итальянцев стал, например, легендарный советский уже генерал Николай Биязи.

Места эти странные. Нет никаких границ – нет ни Грузии, ни Армении, ни Азербайджана, единое пространство и Тифлис – экономический и политический центр региона. На юге – того и гляди будет война, но все уверены в победе русского оружия. Империя готовится к новому броску – в Персию, к побережью Персидского залива, к незамерзающим портам, к Константинополю. В Тегеране уже расквартирована казачья бригада, кто понимает, тот уверен, что лет через двадцать Тегеран, а не Тифлис станет новым фронтиром.

При этом – города и горы живут во многом своей, мало пересекающейся жизнью. В горах много разбойников

Народа в городах много и самого разного. Много англичан – там где нефть, там и англичане. Есть поляки – дело в том, что Тифлис считался захолустьем и туда сослали поляков, замешанных в рокошах. Поляки прижились, открыли польский клуб (он существует и поныне) и начали учить местных горцев тому, что сами знали – национализму и рокошам (мятежам). Евреев мало, роль евреев тут выполняют армяне. Армян кстати в Тифлисе не меньше чем грузин. И еще один нюанс – после того как Грузия стала частью Российской Империи, она во многом лишилась своей аристократии. Их выселили. Тогда это было цивилизованно, их организованно поселили на территории современной Винницкой области, предоставив земли, крепостных и дома. Грузинские аристократы были приняты при дворе, например, княжна Саломея Орбелиани, дочь как раз ссыльных – была фрейлиной последней императрицы. Но надо понимать, что к началу 20 века грузинское общество резко и искусственно сделали разночинным, хотя до того оно было аристократическим.

Трудоустроиться просто, но только если есть образование. Много требуется инженеров и квалифицированных рабочих – на прииски, на стройки, на дороги. А вот неквалифицированный труд дешев, потому что желающих много. Отсюда огромная разница в зарплате.

Уже работают приличные школы и университеты, в них учатся грузинские дети. Кто-то из них, только закончив школу переведет на грузинский Маркса – еще в девятнадцатом веке. Про марксизм услышали от ссыльных…

Чиновников тогда было мало, налогов тоже почти не было, простота нравов напоминала Дикий Запад. Главенствующими были две нации – армяне и грузины. Армяне, еще при Александре II создали Дашнакцутюн – явно как базовая структура для ослабления и будущего раздела Османской Империи. Армянские монастыри (и главный среди них Эчмиадзин) стали не духовными, а религиозно-политическими центрами, там раздавали оружие и указания на проведение террористических акций. Все это до определенного времени – с покровительства русской администрации, желавшей взорвать Османскую Империю изнутри. Затем процесс вышел из-под контроля – террористические организации армян быстро превратились в криминально-террористические: все более-менее богатые армяне были обложены данью, за отказ платить могли сжечь магазин или завод, подослать киллера, похитить кого-то из родных – причем платили даже те кто жил в Москве или Петрограде. Армянские боевики – стояли за массовыми беспорядками с кровопролитием в Баку (события в том же Карабахе имеют куда более глубокие корни, чем о том принято думать). Однако армянский беспредел не шел против русской администрации – армяне, даже самые радикальные считали русского Царя и в целом русский народ своим покровителем и старшим братом в борьбе за Большую Армению. Акции против русских – а они были – были скорее выражением обиды за недостаточную поддержку или отказ от таковой. Ну или банальным бандитизмом.

Грузины были единственным народом, имевшим длительный опыт самостоятельной государственности и к началу 20 века – у них у единственных была мощная политическая прослойка – настолько мощная, что в общероссийском революционном движении они занимают видное место (Чхеидзе и, конечно же, И.В. Джугашвили – Сталин). Но при этом – требования не выходят за пределы автономии, да и сами требующие понимают, что они стали тем, кем стали только благодаря русскому языку. На грузинском языке – ни Маркса, ни Бакунина – не почитаешь. Хотя уже кое-что перевели.

Первой социал-демократической организацией Грузии стала литературно-политическая группа «Месаме-даси» (Третья группа), основанная в 1892 году в Зестафони марганцепромышленником Иосифом Какабадзе, агрономом Евгением Вацадзе, беллетристом Эгнатэ Ингороква (Ниношвили), сыном священника Дмитрием Каландарашвили, бывшим воспитанником Тифлисской духовной семинарии Силибистро Джибладзе и бывшим студентом Харьковского ветеринарного института Николаем (Карло) Чхеидзе. Позднее группа превратилась в политическую организацию грузинских социалистов-марксистов. После создания Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), объединившей многочисленные социал-демократические группы Российской империи в единую партию, «Месаме-даси» присоединилась к ней, сохранив при этом своё название и организационную самостоятельность. В 1903 году был образован Кавказский союз РСДРП и «Месаме-даси», подчинившись партийной дисциплине, влилась в его состав, прекратив своё существование как отдельная организация. Юридически это было оформлено на II съезде РСДРП в том же 1903 году. Потеряв организационную самостоятельность «Месаме-даси» сохранилась как литературная группа и как название грузинских социал-демократов.

***

После раскола российской социал-демократии на меньшевиков и большевиков, большая часть членов «Месаме-даси», в том числе Ной Жордания, Исидор Рамишвили, Силибистро Джибладзе, Николай Чхеидзе, Ираклий Церетели, постепенно примкнули к меньшевикам. Часть грузинских социал-демократов, среди которых были Иосиф Джугашвили (Сталин), Серго Орджоникидзе и Филипп Махарадзе, присоединились к большевикам.

Месаме-Даси была интересна тем, что это была первая политическая группа, к которой примкнул Сталин и тем, насколько далеко в итоге разошлись пути ее основателей.

Одним из основателей Месаме Даси, основоположником современной грузинской литературы – можно назвать Эгната Ниношвили. Вот что пишут про него в автобиографии, изданной в СССР

Его творчество положило начало новейшей грузинской литературе, отобразив социальную обстановку, которая сложилась в Грузии к концу прошлого века. Последователь великих начинаний И. Чавчавадзе и А. Церетели, Г. Церетели и А. Казбеги, он продолжил и развил лучшие демократические традиции грузинского реализма.

Быстро и бурно развивался капитализм. Обострялись противоречия, «освобожденное сверху» крестьянство осталось таким же безземельным и нищим, все увеличивалось число рабочих на фабриках и заводах. На арену общественной жизни выходили новые социальные силы, в городе и деревне обострялась классовая борьба.

Со времени своего возникновения грузинскому пролетариату приходилось жить и работать в гораздо более тяжелых условиях, чем рабочим центральных районов Российской империи.

Капитализм в Грузии развивался в. условиях колониальной политики самодержавия. Не случайно еще с начала семидесятых годов в промышленных городах возникло стачечно-забастовочное движение рабочих. Деревенская беднота, задавленная налогами и поборами, нередко с оружием в руках вынуждена была отстаивать свою жизнь и человеческое достоинство.

В такой сложной и острой общественной обстановке формировались мировоззрение, социально-политические убеждения и эстетические идеалы самого прогрессивного и революционного писателя своего времени – Эгнате Ниношвили.

Но по понятным причинам в СССР не упоминали, что в последних своих публицистических работах («Старый спор в новой оболочке» и "Незаменимое средство для обогащения Грузии") Ниношвили далеко ушел от идей классовой борьбы.

Идеалом позднего Ниношвили служил "политико-социально-экономический строй", при котором "каждая часть нации без исключения могла бы совершенствоваться физически, умственно и нравственно". Средством достижения такого строя Э.Ниношвили считал не борьбу классов и революцию, а "искреннюю и разумную" деятельность "всех образованных людей" для создания строя, при котором "все части нации будут иметь долю в общем успехе, все смогут развиваться физически, умственно и нравственно". Э.Ниношвили видел великие блага, которые предвещал нации буржуазный строй, но не мог, вместе с тем, не замечать и социальных противоречий, сопровождавших его утверждение. Пути и средства упорядочения социальных противоречий Э.Ниношвили находит в опыте европейских стран: "обратимся к той Европе, откуда идет промышленность, и узнаем, какие социально-экономические и политические изменения считают там необходимыми для улучшения быта и состояния "младших".

Продолжателем дела Ниношвили (он умер от болезни в 1894 году) стал Ной Жордания. Кстати, в самой Грузии – именно ориентирующиеся на идеи Ниношвили и Жордании социал-демократы одержали победу, и новорожденному СССР пришлось Грузию завоевывать. Видимо, по этой же причине не любил Грузию и И. Сталин.

Ной Жордания в период 1893-1897 годов жил в Европе, где основательно изучил социал-демократию. Его программной статьей на тот момент стала "Иверия и национальность" в которой он сделал следующие выводы:

Национальное развитие означает экономическое развитие.

Европеизация ни одного народа в умственном, политическом смысле не может произойти без европеизации его жизни, европеизации в экономическом смысле.

В передовых странах (Англии, Франции) инициатором такого изменения была буржуазия, в отсталых же странах – рабочий народ, но интеллигенция – никогда.

Изменить жизнь народа к лучшему может только народ, а не стоящая впереди него интеллигенция.

Эта новая эпоха строится на городской жизни. Это городская эпоха. Село превращается в город. Поэтому во всяком возрождении нации первую роль играет город, поскольку возглавляя любое национальное дело, он подготовлен и сознателен. Село следует за городом.

Наша страна уже вступила в пору городского развития. Это выражается в ломке патриархального строя и утверждении капиталистического. Жизнь грузинского народа европеизируется.

Европеизация производится на грузинской почве, на грузинской культуре. Родина и Зарубежье, Грузия и Eвpoпa, грузины и европейцы – вот что написано на новом знамени. Прочитать это и перенести в сознание народа – исторический вопрос нашего времени".

Как мы видим, выводы Жордании в корне противоречат сразу трем данностям русской революции.

Изменить жизнь народа к лучшему может только народ, а не интеллигенция.

Этот тезис спорный, по меньшей мере, в социал-демократии Европы его нет. Жорданию критиковали за него, но… так ли он не прав? Возможно, народ не способен сам изменить жизнь к лучшему, но… может, Жордания увидел уже тогда разрушительную и одновременно самоубийственную роль русской интеллигенции в революции, которая смогла разрушить старое, но не смогла построить ничего нового?