Книга Налоговые риски: как выявлять и снижать? - читать онлайн бесплатно, автор Станислав Маратович Джаарбеков. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Налоговые риски: как выявлять и снижать?
Налоговые риски: как выявлять и снижать?
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Налоговые риски: как выявлять и снижать?

https://pb.nalog.ru/calculator.html

Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ содержит и иные показатели. Так, к примеру, по страховым взносам рекомендовано обращать внимание на плательщиков:

1) имеющие задолженность по перечислению СВ, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;

2) снизившие поступления СВ относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;

3) снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

4) плательщики, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, при этом в текущем отчетном периоде применившие иные ставки тарифов.

5) плательщики, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также плательщики, относящиеся к организациям угольной промышленности, снизившие суммы исчисленных страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.

Контрольные соотношения к налоговым декларациям и расчетам

ФНС России разрабатывает контрольные соотношения с целью проведения камеральной налоговой проверки. Контрольные соотношения позволяют налоговикам выявлять ошибки в представленной налоговой декларации.

Применение контрольных соотношений для проверки отчетности перед тем, как ее представить в налоговый орган – отличный и действенный способ выявить возможные ошибки.

Перечень контрольных соотношений и порядок их расчета раскрывается налоговой службой. Большинство современных бухгалтерских систем позволяют перед отправкой налоговой декларации проверить её на контрольные соотношения или же сразу указывают на явные ошибки.

Контрольные соотношения приведены на сайте ФНС по ссылке:

https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/submission_statements/kontr_ratio/

Например, к декларации по НДС контрольные соотношения утверждены Письмом ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@ "О контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость".

К декларации по налогу на имущество организаций контрольные соотношения утверждены Письмом ФНС России от 30.09.2020 N БС-4-21/15947@ "О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций".

Как анализировать и оценивать налоговые риски?

Выявленные на предыдущем этапе налоговые риски налоговые риски рекомендуется проанализировать. Результат может быть оформлен в виде отчета, содержащего следующую информацию:

Риск – приводится краткое описание риска

Сумма риска – указываются сведения о сумме риска для налогоплательщика – сумма расхода, вычета, льготы, которая является рисковой, а также сумма налога, штрафов и пени, которые могут быть наложены на налогоплательщика в случае разрешения спора не в пользу налогоплательщика.

Анализ риска – анализируются нормативные акты, судебная практика, разъясняющие письма контролирующих органов, мнения экспертов.

Оценка риска – вероятность разрешения спора не в пользу налогоплательщика. Производится экспертным путем, на основании анализа риска.

Например, можно использовать три уровня риска:

– Высокий (спор с большой вероятностью может быть разрешен в пользу налогового органа)

– Средний (спор с близкой вероятностью может быть разрешен как в пользу налогового органа, так и в пользу налогоплательщика)

– Низкий (спор с большой вероятностью может быть разрешен в пользу налогоплательщика)

Мероприятия по снижению риска – указываются мероприятия, которые позволяют снизить риск (подготовка дополнительных документов, изменение бизнес-процесса и т.д.). На основании мероприятий по снижению риска формируется план действий по снижению рисков, в котором определяются сроки таких мероприятий и ответственные лица.


Пример

Организация приняла решение ликвидировать объект незавершенного строительства. Производственный объект начали строить 5 лет назад, но затем строительство приостановили, в связи с нехваткой финансирования. В последующем у компании сменился генеральный директор, который принял решение о смене видов деятельности и было приняло решение ликвидировать объект незавершенного строительства, за его ненадобностью. Сумма понесенных капитальных затрат составила 100 млн. рублей.

Организация приняла решение признать сумму капитальных затрат 100 млн. рублей внереализационными расходами, с уменьшением налога на прибыль, ссылаясь на подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

В то же время, в некоторых разъяснениях Минфина РФ правомерность признания таких расходов ставится под сомнение.

Приведем описание возможного анализа такого риска:

Риск

Внереализационный расход по налогу на прибыль, отраженный в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за ___ год, в связи с ликвидацией объекта незавершенного строительства ____, расположенного по адресу ______.

Сумма риска

Сумма основного риска – 20 млн. рублей (Сумма внереализационного расхода составила 100 млн. рублей, что привело к уменьшению налога на прибыль организаций в размере 20 млн. рублей).

Пени – (указывается сумма пени)

Штраф – 4 млн. рублей (сумма штрафа в связи с неуплатой налога по п. 1 ст. 122 НК РФ)

Анализ риска

Пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ определяет, что внереализационными расходами признаются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.

Минфин России и ФНС России неоднократно отмечали, что при списании незавершенного строительства стоимость капитальных затрат не может признаваться внереализационным расходом, так как пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ допускает такое признание только для основных средств, но не для незавершенного строительства. Такое мнение выражено в письмах:

Письмо Минфина России от 14.03.2019 N 03-03-06/2/16615

Письмо Минфина России от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2486

Письмо Минфина России от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58471

Письмо Минфина России от 23.11.2011 N 03-03-06/1/772

Письмо Минфина России от 03.12.2010 N 03-03-06/1/757 

Письмо ФНС России от 27.08.2018 N СД-4-3/16501@

В то же время, существует устойчивая судебная практика в пользу налогоплательщиков по этому вопросу. Суды выносят решения в пользу налогоплательщиков, отмечая, что в НК РФ нет запрета на признание расходов в связи со списанием незавершенного строительства. Примеры таких судебных решений:

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.01.2019 N Ф07-16106/2018 по делу N А56-9767/2018

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.01.2018 N Ф09-8546/17 по делу N А60-15584/2017

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.03.2016 N Ф04-284/2016 по делу N А67-8553/2014

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2016 N Ф09-4723/16 по делу N А76-17698/2015

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2010 по делу N А38-7141/2009 (Определением ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18063/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Оценка риска

Налоговый риск – низкий

Риск возникновения спора – высокий

Риск возникновения спора можно оценить как высокий, так как существует устойчивая позиция и Минфина России, и ФНС России, исходя из которой, налогоплательщик не вправе признать как внереализационный расход сумму затрат на незавершенное строительство, при ликвидации объекта.

При этом налоговый риск можно оценить как низкий, так как сложилась устойчивая судебная практика в пользу налогоплательщиков.

Мероприятия по снижению риска

1) Провести проверку документального оформления и учета ликвидации незавершенного строительства, подтверждающие факт ликвидации объекта, сумму затрат на ликвидацию, а также то, что объект возводился для деятельности, направленной на получение дохода (экономически оправдан).

Ответственный ____. Срок ____.

2) Провести проверку документального оформления и учета капитальных затрат в объект незавершенного строительства, подтверждающие сумму капитальных затрат.

Ответственный ____. Срок ____.

3) Направить в Минфин России запрос на получение разъяснения по вопросу правомерности признания в составе внереализационных расходов суммы затрат на незавершенное строительство, при ликвидации объекта.

Ответственный ____. Срок ____.

4) Зафиксировать сложившуюся устойчивую судебную практику по вопросу правомерности признания в составе внереализационных расходов суммы затрат на незавершенное строительство, при ликвидации объекта.

Ответственный ____. Срок ____.

5) Провести отбор юридической компании для оказания правовой помощи в возможном споре по указанному вопросу. Получить мнение отобранной юридической компании по этому вопросу.

Ответственный ____. Срок ____.


На этом этапе работы с налоговыми рисками можно дополнительно оценивать вероятность привлечения должностных лиц к административной и уголовной ответственности.

К примеру, для налоговых преступлений определены суммовые пороги, начиная с которых совершенное деяние считается преступлением. Соответственно, если сумма правонарушения не превысила суммовой порог, то такое правонарушение преступлением не признается.

Налоговые преступления регулируются статьями 198 – 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

К примеру, для уклонения от налогов с организации в крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ) установлен суммовой порог 15 млн руб. за три года.

Для уклонения от налогов с организации в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) установлен суммовой порог 45 млн руб. за три года.

Налоговая ответственность и пени

Принимая решение о принятии налогового риска важно оценивать возможные налоговые последствия. НК РФ устанавливает пеню за просрочку уплаты налога. Кроме того, к налогоплательщику может быть применен штраф.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги