banner banner banner
Веяние тихого ветра
Веяние тихого ветра
Оценить:
 Рейтинг: 0

Веяние тихого ветра


А вот, что можно узнать о деятельности движения центрирующей молитвы Contemplative Outreach:

«Это сеть общин и отдельных людей, ищущих вдохновения и руководства Святого Духа и способствующих обновлению христианской созерцательной традиции через практику центрирующей молитвы. Основная цель центрирующей молитвы и Созерцательного служения – способствовать познанию и переживанию Божьей любви в сознании человеческой семьи. Contemplative Outreach предоставляет базовое обучение центрирующей молитве и дополнительные программы для поддержания развития в созерцании и процессе трансформации.

Божественное Присутствие общается с нами двумя способами. Во-первых, оно напоминает нам о нашем сотворении из ничего по образу и подобию Божьему. Эта вера подтверждает нашу основную суть добра, которая проистекает из дара жизни. Во-вторых, она исцеляет раны нашей человеческой природы, возникшей на примитивных стадиях сознания. Наши инстинктивные потребности еще не были полностью интегрированы в наше развивающееся состояние рационального сознания с его способностью к абстрактному мышлению, свободному выбору и состраданию к другим. Духовная эволюция – это исцеляющий процесс божественной трансформации через близость, установленную в молитве и в следовании примеру и учению Иисуса в нашей повседневной жизни.

Классический термин для размышления над Священным Писанием и другими священными текстами – Lectio Divina. Практика Lectio Divina через чтение, размышление и созерцание, которые ведут к покою в Боге – служит для уравновешивания отпускания целенаправленного мышления в периоды центрирующей молитвы.

Христианское созерцание коренится в Священном Писании и главных мистиках христианской традиции. Наше созерцательное наследие объединяет членов христианских конфессий, которые разделяют одно и то же Крещение, веру в живого Христа и доверие к Богу.

Центрирующая молитва преодолевает деноминационные различия, соединяя нас в молчании через растущий опыт единения со Христом.

Объединенные общим поиском Бога, мы уважаем и почитаем другие религии и священные традиции и тех, кто им привержен. Мы участвуем в экуменическом и межрелигиозном диалоге и работаем вместе в области социальной справедливости, экологических проблем и созерцательных инициатив.

Центрирующая молитва вдохновляет нас на все более глубокое внимание к другим, особенно к бедным и тем, кто брошен или эксплуатируется в различных культурах нашего времени. Нам предлагается сделать дар центрирующей молитвы доступным для всех, особенно для нуждающихся и маргинализированных. Центрирующая молитва также позволяет нам откликнуться на Божественное присутствие во всей человеческой семье и во всем творении.

Практика центрирующей молитвы позволяет нам привнести в наше служение предрасположенность к смирению и внимательному слушанию. Мы предлагаем метод центрирующей молитвы и ее концептуальные основы в пастырской манере и избегаем подчеркивания строгой политики, жестких правил или прозелитизма.

Мы поддерживаем духовные отношения с монастырем Святого Бенедикта в Сноумассе, штат Колорадо.

Монастырь Святого Бенедикта в Сноумассе, штат Колорадо, – это наш духовный дом, место уединения и обновления, где могут открыться новые идеи для нашего духовного пути».

В православной церкви наиболее известным популяризатором созерцательных упражнений был покойный митрополит Антоний Сурожский, великий духовный писатель и мистик 20 века. Он писал:

«Упражнения заключаются в том, чтобы, когда вам нечего делать – ничего не делать и никуда не устремляться» – писал митрополит. «Это кажется очень простым делом, а попробуйте… Вот выдалось пять минут свободного времени. Что вы делаете большей частью? Ерзаете на стуле; перебираете бумаги; смотрите вокруг; складываете и раскладываете книги; перекладываете тетради; смотрите в окно; думаете о том, что будет – то есть, занимаетесь тем, чтобы момент совершенной устойчивости превратить в маленькую бурю, – ну, в какую-то рябь, бурю в стакане. Вместо этого попробуйте (и это далеко не легкое упражнение), если у вас есть пять минут, когда вам просто, вполне законно нечего делать, – сядьте и не делайте ничего. Сядьте и осознайте: вот я – Петр, Иван – сижу. Вокруг меня тихо, ничего не происходит и нечему происходить, и я – перед лицом Божиим; и побудьте эти какие-то мгновения перед Божиим лицом. Вы увидите, что это далеко не так легко, потому что начнутся кружиться мысли, как мошкара в весенний вечер, по словам Феофана Затворника…»

Попробуйте сделать это упражнение, а затем поделитесь своими впечатлениями на нашей странице в соцсетях или свяжитесь иным способом с авторами книги.

Обратите внимание на жизнь

Большинство людей живут, сожалея о прошлом, или мечтая о будущем. Они сожалеют от том, что произошло в прошлом. Или беспокоятся о том, что произойдёт в будущем. Это наполняет сердце суетой и страхом. Между тем, встретиться с Богом мы можем только в настоящем моменте. Я рекомендую вам обратить внимание на настоящее. Почувствуйте этот момент полностью без остатка.

Создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил. – Бытие 2:7

Обратите внимание на ваше дыхание. Ваше дыхание – это то, что всегда происходит в настоящий момент рефлекторно без участия вашего сознания. Это своеобразные природные чётки, на которых мы творим правило «молитвы настоящего момента». Дыхание всегда с вами, и оно всегда в настоящем: нельзя надышаться впрок, или занять дыхание из будущего. Католический теолог Пьер Тейяр де Шарден использовал фразу «дыхание всего сущего», чтобы передать взаимосвязанную природу всего творения и напомнить нам истину о том, что мы процветаем и страдаем вместе.

В свое время основатель «Аугсбургского дома молитвы» (духовного центра в Германии, где 24/7 совершается молитва, поклонение и созерцание) Йоханнес Хартл, находясь в состоянии духовного истощения и кризиса, поехал в Израиль. Там он остановился в католическом бенедиктином монастыре Дормицио в Иерусалиме. Снова и снова он приходил в часовню и просил Бога вернуть ему дар молитвы, вернуть ощущение Присутствия. Однажды к нему подошел настоятель монастыря, аббат. Выслушав о проблемах молодого Йоханнеса, дал ему простое упражнение, которое должно стать первым пунктом его восстановления. Это было упражнение наблюдения за дыханием. Не зря Дух Святой в Библии сравнивается с дыханием и дуновением ветра. Наше дыхание тесно связано с умственными и духовными процессами. Когда вы направляете внимание на дыхание, происходит важная внутренняя трансформация и постепенно вы становитесь более осознанными и открытыми на благодать.

Обратите внимание на ощущения вашего тела. С помощью тела вы присутствуете в этом мире. Человек во всей полноте это дух, душа и тело вместе. Если ваше тело болеет, вам трудно оставаться счастливым. Все мы знаем, как последствия травм могут негативно отразиться на всей жизни, самоощущении и характере человека. Именно в теле мы ощущаем Дар Жизни. Поэтому буквально – осознайте ощущения в ногах, руках, спине, мышцах тела, как ваша грудная клетка поднимается и опускается во время дыхания.

Посмотрите, что пишет святитель Григорий Палама: «Разве не помнишь, брат, слов апостола, что наши тела – храм живущего в нас Святого Духа» и что «мы – дом Бога», как и Господь говорит, что «вселюсь и буду ходить в них и буду их Богом» (Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стих 19; Послание апостола Павла к Евреям, глава 3, стих 6; Второе послание апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стих 16)? А в то, что по природе способно делаться Божиим домом, разве погнушается вселить свой ум всякий, ум имеющий? И зачем Бог изначально вселил ум в это тело? Уж не сделал ли плохо и Он? Подобные вещи пристало говорить еретикам, которые называют тело злом и изваянием лукавого… Поэтому мы, противостоя «закону греха» (Послание апостола Павла к Римлянам, глава 8, стих 2), изгоняем его (грех) из тела, вселяем ум управителем в телесный дом…»

Вторым упражнением, которое аббат монастыря Дормицио дал Йоханнес Хартлу – было внимание к ощущениям тела. Возвращение к телу, заземление, является прекрасной дисциплиной восстановления единства духа, души и тела и профилактикой нездоровой «духомании».

Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью. И пусть все в вас: и дух, и душа, и тело – сохранится непорочным вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа. – 1 Фессалоникийцам 5:23

Понаблюдайте за мыслями и чувствами, которые то возникают то исчезают в вашей голове. Вы с удивлением обнаружите, что мысли и чувства это не вы, но то, что с вами происходит. Они рождаются, длятся и бесследно исчезают. И вы можете делать выбор – погружаться в водоворот мысленной болтовни, белого шума, постоянно звучащего внутри, или оставаться тихим и спокойным наблюдателем.

Просто будьте внимательны и всматривайтесь в то, что происходит внутри и вокруг. Наблюдайте помыслы и оставайтесь в состоянии трезвения. Когда вы вдыхаете – вы наполняетесь жизненностью. Дыхание основа нашего существования. Сделайте это своим упражнением. Вдыхайте жизнь, а выдыхайте благодарность Богу за дар жизни. Посвятите этому несколько минут, постепенно увеличивая время до 10—20 минут.

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно.» – Первое послание к Тимофею 4:16

Это простое упражнение поможет вам в дальнейшем сохранять присутствие в настоящем в обычной деятельности, а также во время молитвы. В конечном итоге оно станет хорошей профилактикой от «молитвенных фантазий», которые приводят к тому, что мы путаем голос Божий и собственные благочестивые мечты.

Слушайте Бога в Тишине

Много лет тому назад мы организовали с группой единомышленников экуменическое братство христиан. Принципы жизни братства были просты:

– Пусть твой день, труд и отдых, оживляется Словом Божиим.

– В любых обстоятельствах сохраняй внутреннее безмолвие, дабы пребывать во Христе.

– Проникайся духом Заповедей Блаженства: радостью, милосердием и простотой.

Как в современном мире можно оживлять свой день, свой труд и отдых, Словом Божьим? Возможно, вы читаете Библию каждый день и прекрасно знакомы с ее содержанием и послание. Но является ли это знание частью вас? Влияет ли оно на всю вашу жизнь, ваш характер, образ мыслей, и даже спонтанные глубинные реакции на вызовы, с которыми ежедневно встречается каждый человек?

«Слово Твое – светильник ногам моим, свет на пути моем.» Псалтырь 118:105 BTI

Попробуйте, кроме словесной молитвы, пребывать в присутствии Божьем в тишине утром и вечером. Посвятите хотя бы 10—20 минут молитвенному размышлению над избранными отрывками Писания.

И первое и второе очень важно. В тишине мы освобождаемся от назойливых мыслей и выводящих из равновесия эмоций, и можем предстать перед Богом в кристальной честности и открытости. А затем мы слушаем Слово, размышляем над ним до тех пор, пока оно не становится частью нас самих.

Я помню одну притчу. Священник заметил в храме пожилого мужчину, который часто приходил вне богослужений и просто сидел часами на скамье. «Вы наверное много разговариваете с Богом в молитве? – спросил он гостя. «Нет. Я не говорю, я слушаю» – отвечал мужчина. «Наверное Бог говорит с Вами во время молитвы?» – продолжал спрашивать священник. «Нет. Он не говорит. Он тоже слушает» – ответил старик.

Это пребывание в тишине производит удивительное трансформирующее действие. На первый взгляд ничего не происходит. Но постепенно наша жизнь будет, через молитвенное созерцание в тишине и впитывание Слова Божьего, преображаться. В христианской церкви есть множество прекрасных проверенных временем и опытом дисциплин созерцательной жизни. В духовной практике верующего человека важно найти баланс между нашим говорением и действиями, и созерцанием и слушанием Бога в тишине.

«Помните, братья мои возлюбленные: всякий скорее других слушать должен, нежели сам говорить, и, уж во всяком случае, не быть запальчивым,» – Послание Иакова 1:19 BTI

Блаженны миротворцы

«Блаженны миротворцы: Божьими их назовут детьми.» – Матфей 5:9 BTI

Раннее христианство было радикальным вызовом общественной морали и предоставлениям о должном. Настолько радикальным, что Христианская проповедь вызывала ярость языческого мира. Эта ярость была одной из причин страшных гонений и жестоких казней христиан. Но даже на аренах цирков, терзаемые дикими зверями, христиане оставались верны принципу миролюбия.

Наверно, одна из самых непопулярных проповедей Христа, которую не понимают, не принимают или даже ненавидят до сих пор – о том, что в ответ на удар нужно подставить себя еще раз под удар.

Все мы дети одного Отца. Каждый человек, где бы он ни жил, к какой бы культуре не принадлежал, каких бы взглядов не придерживался – является творением Бога. Библейская история о сотворении говорит нам именно об этом. Не о порядке творения, или его сроках, как считают креационисты. Главным посланием поэмы о Творении мира и человека является то, что все человечество представляет собой семью. И как в любой семье мы все связаны друг с другом взаимоскрепляющими связями, и каждый наш выбор оказывает глубокое влияние на настоящее и будущее.

«Совершенно очевидно, что планета не нуждается в большем числе людей преуспевающих. Но она отчаянно нуждается во все возрастающем количестве самых разных миротворцев, целителей, реставраторов, рассказчиков и влюбленных. Ей нужны люди, которым хорошо живется на своих местах. Ей нужны люди, которым хватает силы духа присоединиться к борьбе за то, чтобы сделать мир человечным и пригодным для жилья. А эти качества весьма далеки от того, что наша культура определяет как успех». (Дэвид Орр, «Думая о земле»)

Помня об этой истине, христиане должны быть примером радикального миролюбия и прощения. Это значит, не допускать семена злобы в своё сердце. Бодрствовать и трезвиться, чтобы не поддаться тем примитивным, животным реакциям ярости и ненависти, которые легко могут захватить нас. Культивировать в себе высшие человеческие проявления доброты и толерантности. Учиться смотреть на мир через призму сострадания. Видеть в других культурах и традициях, во взглядах других людей прежде всего то, что объединяет и позволяет созидать общее благо.

«Мы проповедуем всеобщее примирение во Христе. Наша цель – экуменизация, либерализация, евангелизация мира с вытекающим отсюда правилом – в главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь»

(Цитата из Призыва Сандра Риги)

Мир не всегда соответствует идеалу и существуют ситуации, когда у человека не остается иного выбора, кроме как взять оружие в руки, чтобы защищать свой дом и свою семью. Но это всегда трагедия, и призвание христиан – сделать все, чтобы ее не допустить. Стоять в свидетельстве о мире до последнего предела, призывать, вразумлять, увещевать, молиться. И даже в случае войны – стараться избегать убийства настолько, насколько это вообще возможно.

Все люди включены в духовное спасение: всё человечество представляет собой единое целое, и оно искуплено. Святой Григорий Нисский учит, что «все люди, от первого до последнего человека – один образ Сущего». Христос – образ Божий, и в Нём присутствует образ всего человечества. У всех нас есть человеческая свобода – это сила принять божественную жизнь внутри нас и расти в божественном сознании, но это также сила отвергнуть божественную жизнь, сосредоточиться на себе и замкнуться. Удалиться от божественного означает погрузиться в нереальность. Это состояние можно назвать адом – быть полностью отрезанным от Жизни, Истины и Реальности, погрузиться в полную иллюзию, во внешнюю тьму, находящуюся за пределами бытия.