В целом, к концу 1991 г. завершился этап возникновения и становления национально-патриотического лагеря. Фактически к концу 1991 г. сошло на нет «духовновозрожденческое» течение, а его участники перешли в оформившиеся два других течения – в государственническое или в националистическое (включавшее и национально-монархические организации). Эти два последних течения к концу исследуемого периода по сути уже заявили о себе как о серьёзной политической силе. Однако в практическом плане реализовать себя они ещё не смогли. На повестке дня стоял вопрос о превращении национально-патриотического лагеря в серьёзное общественно—политическое движение. Эту задачу он попытался решить на следующем этапе своего развития – в 1992—1993 годах.
В условиях перехода от Советского общества к демократическому кристаллизация национально-патриотических партий и движений была далека от своего завершения: они находились в состоянии постоянного движения и изменения. Это во многом объясняется тем, что в России к 1991 г. ещё не сложилась многопартийная политическая система, существенным признаком которой является ротация партий у власти. Что же касается национально-патриотических организаций, то они никак не были в то время представлены в органах исполнительной власти, а были представлены в органах власти представительной, да и то ни как представители партий и движений, а в качестве депутатов от избирателей своих округов (речь не идёт о союзных органах власти, к концу 1991 г. уже прекративших своё существование).
История развития национально-патриотических организаций с конца 1991 г. по конец 1993 г.
События конца 1991-го – начала 1992-го годов предопределили переход национально-патриотического лагеря на новый этап развития. 8 декабря 1991 г. между руководителями России, Украины и Белоруссии в Беловежской Пуще было подписано соглашение, фактически упразднявшее СССР, а 25 декабря 1991 г. президент СССР М. Горбачёв подал в отставку по причине упразднения государства, которое он возглавлял. За отставкой М. Горбачёва последовала ликвидация союзных структур управления.
Покончив с союзным центром, которому так и не удалось решить проблему вывода страны из экономического кризиса, российское руководство, тем не менее, не было избавлено от необходимости осуществления крупномасштабных мероприятий по его преодолению. Уже осенью 1991 года перед ним во весь рост встала эта проблема. У руководства России не было сомнений относительно генеральной линии экономических преобразований. Преодоление кризиса им мыслилось исключительно через переход в кратчайшие сроки к рыночному хозяйству. Следует отметить, что в этот период социально-экономическое положение стало особенно тяжёлым. Ситуация усугублялась тем, что население, рассудив, что радикальная экономическая реформа неминуемо приведёт к росту цен, стало активно скупать товары и продукты и делать запасы. В политическом плане такое положение способствовало усилению противостояния политических сил и активизации оппозиции.
Руководство России в качестве выхода страны из кризиса выбрало путь так называемой шоковой терапии. В начале 1992-го года была проведена экономическая реформа правительства Е. Гайдара, поставившая миллионы граждан РФ на грань голодного существования. При её проведении первым шагом была либерализация ценообразования, результатом которой стал рост цен на продовольственные товары на протяжении 1992 года в 36 раз87. Индексации заработных плат и всевозможные социальные компенсации не поспевали за ростом цен. Инфляция стала на протяжении нескольких последующих лет непременной чертой социально-экономической ситуации.
В первой половине 90-х годов был также проведён ряд экономических преобразований, направленных на создание рыночной экономики в России. Одной из решающих была приватизация государственной собственности, направленная на создание частного сектора в экономике. На практике приватизация обернулась широкомасштабным разворовыванием и растаскиванием того, что было создано не одним поколением советских людей. Введение рыночных отношений, условий для свободной конкуренции выявило неконкурентоспособность товаров большинства отечественных предприятий по отношению к продукции иностранного, в первую очередь западного, происхождения. Более того, Россия стала быстро терять свои позиции на внешних рынках, например, в сфере продажи вооружений. Последнему способствовала и активно проводившаяся конверсия на предприятиях военно-промышленного комплекса. Перевод предприятий ВПК на производство мирной продукции, вопреки провозглашавшимся прогнозам, не принёс существенного улучшения в плане производства нужной стране продукции. Либерализация цен при сохранении монополизма крупнейшими государственными предприятиями на первом этапе реформ не включила механизма конкуренции. Эти предприятия проводили политику повышения цен при одновременном снижении производства. Падение промышленного производства наблюдалось на всём протяжении первой половины 90-х годов, приняв катастрофические масштабы. «На плаву» оставались немногие, в первую очередь это были предприятия добывающих отраслей производства, главным образом топливно-энергетического комплекса. Особо негативную роль для экономики сыграли разрывы существовавших многие годы хозяйственных связей. Этому способствовал распад «социалистического лагеря», особенно восточноевропейского блока с его Советом Экономической Взаимопомощи, и, конечно, развал СССР. Более того, и внутри России активно развивался процесс хозяйственной дезинтеграции.
В кризисном положении на всём протяжении 90-х годов оставалось сельскохозяйственное производство. Надежды на его фермеризацию, на то, что частный сектор на селе сможет решить продовольственную проблему, явно не оправдывались. В тоже время государство сокращало материальную и финансовую помощь колхозам и совхозам, остававшимся на селе основным производителем. Широкомасштабный импорт дешёвого иностранного продовольствия в страну только усугублял положение мало конкурентоспособных отечественных сельхозпроизводителей.
Экономические преобразования резко изменили социальную структуру общества. Быстрый рост цен, намного опережавший рост заработной платы, падение доходов подавляющего большинства людей, обесценение вкладов населения в Сбербанке привели к тому, что в стране основная часть граждан оказалась за чертой бедности. В тоже время в короткие сроки народился немногочисленный слой богатых, сумевших нажиться на новых условиях экономической жизни.
В результате проводившихся реформ социальная структура в стране приобрела черты общества раннего, предельно криминализированного капитализма. Для России 90-х годов его отличительными чертами стала резкая социальная контрастность, обнищание основной массы населения, социальная напряжённость, криминализация общественных отношений, высокий уровень безработицы. По мере продолжения «реформ» росло и их неприятие, причём не только среди обездоленной части населения, но и среди различных государственных и общественных деятелей, политических партий и организаций. В политическом плане именно на базе общего неприятия проводившихся преобразований и существующей общественно-политической системы стала складываться «объединённая оппозиция» как результат происходившего на протяжении нескольких лет процесса сближения национально-патриотических и коммунистических организаций. В представительных органах власти также росло недовольство проводившимся курсом реформ. Отсутствие организованной легальной оппозиции, способной оказывать эффективное влияние на развитие страны, всё больше вело к тому, что её роль в ситуации обострения противоречий в обществе брала на себя одна из ветвей власти – законодательная.
Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ, поначалу поддерживавшие исполнительную власть в её начинаниях по реформированию страны, чем дальше, тем больше подвергали её критике. Взаимоотношения этих двух ветвей власти в 1992—1993 годах прошли под знаком нараставшего антагонизма между ними. Раскручиванию маховика противостояния исполнительной и законодательной властей способствовали не только политические амбиции их лидеров, претендовавших на роль «руководящей и направляющей силы» в обществе, а особенность сложившейся к тому времени формы правления в стране. Действительно, Съезд народных депутатов и Верховный Совет являлись органами Советской власти, присущими социалистическому строю, в то же время существовавшая система органов исполнительной власти была характерна для строя буржуазно-демократического. Действовавшая на тот момент Конституция с её многочисленными поправками, сделанными на протяжении нескольких предыдущих лет, допускала возможность представительной власти серьёзно влиять на деятельность власти исполнительной. Ввиду того, что на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете всё больше брали верх оппозиционные настроения, выливавшиеся в противодействие проводимому курсу реформ, исполнительная власть полагала необходимым избавиться от такого давления, положив конец «всевластию Советов». Однако в соответствии с действующей Конституцией она не могла осуществить это в одностороннем порядке. Поиски взаимных компромиссов между ними на протяжении 1992—1993 годов не давали ощутимо положительных результатов. Уже в мае 1992 года Б. Ельцин сделал заявление, что «этот Съезд надо разогнать к чёртовой матери». Эту идею исполнительная власть не оставляла на протяжении последующих полутора лет. 20 марта 1993 г. Б. Ельцин в своём телевизионном Обращении к гражданам страны заявил, что суть сложившейся политической ситуации в России заключается «в глубоком противоречии между народом и прежней большевистской антинародной системой». Б. Ельцин сообщил, что им был подписан Указ об особом порядке управления до преодоления кризиса, в соответствии с которым на 25 апреля назначается голосование о доверии Президенту и вице-президенту, а также по проекту новой Конституции и проекту закона о выборах парламента Российской Федерации. В случае, если народ поддержит президента, равно как и предлагаемые им проекты конституционных документов, то последние вступают в силу, а Верховный Совет и Съезд народных депутатов лишаются своих полномочий. 22 марта 1993 г. Конституционный суд РФ сделал заключение о неконституционности действий Президента, а собравшийся 26 марта 1993 г. IX Съезд народных депутатов расценил их как попытку государственного переворота. Заявленный Указ опубликован не был, а потому в силу не вступил. Состоявшийся же 25 апреля 1993 г. референдум о доверии Президенту РФ и проводимой им социальной политике, а также о необходимости проведения досрочных выборов Президента РФ и народных депутатов РФ не принёс удовлетворительных результатов ни одной из противоборствующих сторон, хотя каждая из них и истолковала их в свою пользу.
Конституционный конфликт таким образом не нашёл своего разрешения. После референдума исполнительная власть однозначно взяла курс на силовое решение проблемы. Одновременно она инициировала создание и работу Конституционного Совещания, призванного разработать проект новой Конституции, основным смыслом которой была бы реализация идеи сильной президентской власти и изменения всей системы политического строя страны. 5 июня 1993 г. на заседании Конституционного Совещания Б. Ельцин заявил, что советская система власти не поддаётся реформированию и что «Советы и демократия несовместимы». На самом же деле речь шла о том, чтобы законодательно привести политическую систему в соответствие со сложившимися новыми социально-экономическими и политическим реалиями в стране, устранить в системе государственной власти последние препятствия для «либеральных реформ».
Одной из серьёзных проблем, с которой столкнулось российское руководство после гибели союзного Центра, была задача предотвращения распада Российской Федерации. Развал СССР подтолкнул «парад суверенитетов» национально-государственных образований внутри России. Многие из автономных областей объявили о преобразовании их в республики. В свою очередь края и области открыто ставили вопрос о равноправии субъектов РФ. История российской государственности в 1991—1993 годах в значительной степени определялась противоборством региональных и федеральных властей. Последние, в лице Б. Ельцина ещё в 1990 году провозгласившие лозунг «берите самостоятельности столько, сколько сможете проглотить», теперь, в 1992 году, оказались вынуждены вести борьбу с центробежными тенденциями в России. В 1992 году многие субъекты Федерации задерживали или вообще прекратили отчисления налогов в федеральный бюджет, ряд из них стал самостоятельно устанавливать цены на продукцию, производимую на их территории. Некоторые субъекты РФ стали предлагать преобразовать её в конфедерацию, другие взяли курс на их отделение от России, а в Чечне и вовсе установился неподконтрольный Москве режим Д. Дудаева, объявивший об отделении Чечни от России.
Результатом усилий федеративного центра стало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора большинством субъектов РФ. Договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеративными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. В соответствии с этим документом республики получили больше прав, чем другие субъекты РФ. Данный договор в определённой мере снизил напряжение между Центром и регионами, но не ликвидировал его совсем.
Возвращаясь к истории национально-патриотического движения, следует отметить, что развал СССР, угроза распада России и тяжёлое положение, в котором оказался народ в результате гайдаровских «реформ», естественно, получили широкий отклик в среде русских национал-патриотов. Непосредственно после того, как произошли указанные события, национально-патриотические организации приступили к активным действиям по консолидации своих рядов и по организации широкого фронта оппозиционных, главным образом национально-патриотически настроенных, сил, фронта борьбы за свержение, как они его называли, «антинародного режима», изменение экономического и политического курса страны, за восстановление единого государства.
Первым в дело включился Координационный совет патриотических движений – Союз патриотических движений (КСПД – СПД). Ещё летом 1991 г. КСПД пытался организовать широкое народно-патриотическое движение. Тогда, 23 июля 1991 г. в газете «Советская Россия» было опубликовано известное «Слово к народу», подписанное известными деятелями оппозиции, в основном представлявших национально-патриотический истеблишмент. Его подписали: председатель КСПД-СПД, публицист Э. Володин, секретарь ЦК КП РСФСР Г. Зюганов, генералы Б. Громов и В. Варенников, писатели А. Проханов, Ю. Бондарев и В. Распутин, председатель движения «Союз» Ю. Блохин, скульптор В. Клыков, президент Ассоциации государственных предприятий и объединений А. Тизяков, председатель Крестьянского Союза В. Стародубцев88 и др. Была создана инициативная группа Народно-патриотического движения, о начале работы которой 3 августа 1991 г. было объявлено через газету «Советская Россия»89. В конце августа 1991 г. должен был быть сформирован Оргкомитет для проведения в сентябре-октябре учредительного съезда движения. Однако после неудачной попытки государственного переворота 19—20 августа 1991 г., предпринятого ГКЧП, в котором принял участие ряд авторов «Слова к народу» (В. Варенников, А. Тизяков, В. Стародубцев), официальное учреждение движения было отложено.
18 января 1992 г. на заседании КСПД в редакции газеты «Советская Россия» было принято решение вернуться к проекту, провозглашённому на конференции 27 февраля 1991 г., объединив его с июльским проектом авторов «Слова к народу». На этом заседании Союз патриотических движений был преобразован в Общероссийский национально-патриотический блок (ОНПБ), а Координационный совет патриотических движений (КСПД) в Координационный совет народно-патриотических сил России (КСНПСР). Председателем КСНПСР был избран Г. Зюганов, а бывший председатель КСПД Э. Володин стал его заместителем90. Однако ОНПБ – КСНПСР впоследствии так и не стал общероссийской организацией, объединяющей национально-патриотические партии и организации, оставаясь скорее объединением коммуно-патриотического истеблишмента, чем реально действующей общероссийской структурой, координирующей деятельность национально-патриотических организаций.
Национально-большевистская часть советского офицерства во главе с Союзом офицеров в то же самое время, 17 января 1992 г. учредила Всеармейское офицерское собрание91.
Вслед за коммуно-патриотами в дело борьбы за создание общероссийского объединения национально-патриотических организаций включились государственники, не обременённые коммунистической идеологией.
8—9 февраля 1992 г. в Москве состоялся «Конгресс гражданских и патриотических сил России». Созван Конгресс был по инициативе председателя Российского христианского демократического движения (РХДД) В. Аксючица и одного из лидеров Российского общенародного союза (РОС) Н. Павлова. В Оргкомитете Конгресса участвовали лидеры РХДД, РОС, Конституционно-демократической партии – Партии народной свободы, Национально-республиканской партии России, Русского общенационального союза и т. д. На Конгрессе было учреждено «Российское народное собрание» (РНСобрание) – «массовое общественно-политическое движение, объединяющее патриотов – сторонников возрождения России». В программных документах РНСобрания выдвигалось требование признать РСФСР правопреемницей Российской Империи и СССР, расторгнуть «антиконституционные договоры и соглашения, приведшие к расчленению страны», пересмотреть «произвольные ленинско-сталинские границы в соответствии с историческими реалиями», отправить правительство Е. Гайдара в отставку.
Кроме партий – организаторов, в РНСобрание вступили Партия возрождения, Русская партия национального возрождения (РПНВ), Всероссийская партия монархического центра (ВПМЦ), Кубанская казачья Рада, Союз казачьих войск России (СКВР) и т. д. РОС как целое не вошёл в РНСобрание, т.к. некоторые его лидеры высказались против союза с бывшими демократами В. Аксючицем и М. Астафьевым. В избранный 9 февраля 1992 г. Центральный Совет вошло около 70-ти человек. 22 февраля 1992 г. на заседании Центрального Совета был избран Президиум из 25-ти человек, 3 сопредседателя РНСобрания (М. Астафьев, Н. Павлов. В. Клыков) и председатель Правления, которым стал В. Аксючиц (7 июня 1992 председателем Правления вместо В. Аксючица стал И. Константинов)92.
РНСобрание было объединением право-консервативных и национально-государственнических организаций, причём в нём государственники явно преобладали над умеренными националистами, чего нельзя сказать о другой национально-патриотической коалиции, возникшей примерно в это же самое время – Русском национальном соборе (РНС).
РНС был создан на учредительном съезде в Нижнем Новгороде 15 февраля 1992 г. Инициатором его создания была Дума Славянского собора, которая и создала его Оргкомитет. Состоявшийся 17—19 января 1992 г. в Москве III-й съезд Славянского собора поручил лидеру движения «Офицеры – за возрождение России», бывшему генерал-майору КГБ А. Стерлигову возглавить Оргкомитет РНС93.
В состав РНС вошли различные национально-патриотические партии, организации и группы из нескольких городов России, Белоруссии, Казахстана и Прибалтики, в т. ч. Русская партия, Русская партия национального возрождения, Национально-республиканская партия России (вышла в июне 1992 г.), Русское национальное единство, «Русская Гвардия», ВПЛО «Отечество» (Москва), «Отечество» (Екатеринбург), «Отечество» (Тюмень), Национально-демократическая партия (вышла в июне 1992 г.), Движение «Офицеры – за возрождение Отечества», «Союз русского народа», НОД «Наши», «Русский союз» и др.
Первоначально в РНС вошли организации и люди преимущественно русско-националистической ориентации, что и понятно, ибо он был детищем Славянского собора. Впоследствии к РНС стали предъявлять повышенный интерес деятели коммуно-патриотической оппозиции, результатом чего стала попытка создания на его базе народно-патриотического движения оппозиционных сил. Руководство РНС во главе с А. Стерлиговым взяло курс на создание максимально широкой коалиции оппозиционных сил, вне зависимости от идеологической ориентации входящих в неё организаций.
В итоге, в состоявшемся 12—13 июня 1992 г. в Москве первом съезде РНС приняли участие такие деятели оппозиции, как Г. Зюганов, П. Романов, А. Тулеев, С. Умалатова, А. Проханов, В. Анпилов, А. Сенин, А. Невзоров, И. Шафаревич, В. Белов, В. Распутин. Принятая на Соборе «Программа действий по спасению Отечества» предполагала «сместить нынешнее правительство национального предательства», возвратиться к плановому управлению народным хозяйством с одновременным развитием русского национального предпринимательства. В целом, необходимо отметить, что программные документы РНС июня 1992 г. несколько отличаются от документов февраля 1992 г. Появление в его составе высших деятелей коммуно-патриотического истеблишмента привело к тому, что в документах РНС июня 1992 г. была отдана дань как участвующим в работе Собора коммуно-патриотам, так и националистам. А в организационном плане все это нашло отражение в новом составе его руководства. В нём был создан паритет между националистами (А. Стерлигов, В. Распутин) и коммуно-патриотами (Г. Зюганов, П. Романов)94.
Курс на создание максимально широкой коалиции оппозиционных сил, предпринятый лидерами коммуно-патриотических партий и организаций, шёл в общем контексте борьбы за объединение всех оппозиционных сил. Особую активность в деле создания объединённой оппозиции проявляли коммуно-патриоты и неокоммунисты, что можно объяснить их неспособностью в тот момент создать общероссийское патриотическое движение под чисто коммунистическими или коммуно-патриотическими знамёнами.
Предпринятые ими такого рода попытки особого успеха не имели. Кроме упомянутого уже ОНПБ-КСНПС коммуно-патриоты попытались создать еще одну общероссийскую организацию. Был реабилитирован план создания Всероссийского патриотического движения «Отчизна». 27 января 1992 г. на заседании Оргкомитета ВПД «Отчизна» было решено 22 февраля 1992 г. провести Учредительный съезд движения, который и состоялся в Москве в намеченный срок. В съезде участвовало 245 делегатов из 45 регионов РФ, в т. ч. 70 народных депутатов разного уровня, представители различных неокоммунистических и коммуно-патриотических организаций. В избранный на съезде Координационный Совет ВПД «Отчизна» вошли такие деятели, как генерал А. Макашов (член ЦК Российской коммунистической рабочей партии (РКРП)), НД РФ В. Севостьянов (член руководства Социалистической партии трудящихся (СПТ)), лидер РКРП и «Трудовой Москвы» В. Анпилов, член Оргкомитета партии Союз коммунистов, сопредседатель «Союза офицеров» подполковник С. Терехов, Председатель МГДОРК «Отечество» А. Кузьмин, народные депутаты РФ генерал-майор Г. Бенов, генерал-лейтенант Б. Тарасов и другие. Председателем Координационного Совета был избран лидер депутатской фракции народных депутатов в Верховном Совете Российской Федерации, один из лидеров фракции «Коммунисты России», Б. Тарасов95.
Таким образом, к концу февраля 1992 г. существовало 4 крупных коалиций неокоммунистических и национал-патриотических группировок: ОНПБ – КСНПСР, ВПД «Отчизна», РНСобрание и РНС. На повестке дня стояла проблема создания объединённой оппозиции.
Впервые о создании «Объединённой оппозиции» было заявлено после совещания лидеров «левой» и «правой» оппозиции 1 марта 1992 г. Подписанная ими Декларация «Справедливость. Народность. Государственность. Патриотизм» была опубликована в газете «Советская Россия» 10 марта 1992 г. Декларацию о её создании подписали: РОС, РНСобрание, Фонд восстановления храма Христа Спасителя, РКРП, СПТ, КСНПСР, Русская партия национального возрождения, Комиссия по расследованию деятельности М.С.Горбачёва, Оргкомитет по подготовке VI-го съезда НД СССР, Российская партия коммунистов, «Союз казаков», ВПД «Отчизна», «Общественное движение в защиту прав коммунистов», общество «Христианское возрождение», объединение «Русская идея», РНС, движение «Офицеры – за возрождение России», «Союз офицеров», Объединённый фронт трудящихся, Всеславянский собор, всероссийская ассоциация «Единение», «Координационный совет объединения левых сил МГУ», «Координационный совет независимого гражданского движения в поддержку предпринимательства»96. В Объединённую оппозицию вошли также НРПР и МГДОРК «Отечество»97.
Однако позднее на пресс-конференции 11 марта 1992 г. ряд организаций (в частности, Союз «Христианское возрождение» и РНСобрание) дезавуировали подписи своих представителей под декларацией. Особенные разногласия по отношению к проекту совместных действий с коммунистами имели место в РНСобрании, сопредседатель которого, Н. Павлов, подписал совместную декларацию, но не получил одобрения своих действий от Президиума РНСобрания98.
В марте 1992 г. была предпринята попытка бывшими членами группы «Союз» Съезда народных депутатов СССР возобновить деятельность союзного парламента. 17 марта 1992 г. в годовщину всесоюзного референдума о сохранении СССР был проведён «VI Съезд народных депутатов СССР», на котором присутствовало немногим более 200 депутатов (из 2500). Этот «Съезд» утвердил отставку М. Горбачёва с поста президента СССР и избрал «Постоянный президиум» во главе с членом группы «Союз» С. Умалатовой. В последствии структуры и лидеры движения «Союз» разошлись по различным государственническим и национально-государственническим организациям (РОС, Партия возрождения)99.