В основу его положена идея о том, что в условиях неопределенности лучше получить приближенные ответы на наиболее важные вопросы, чем пытаться осуществить такое мероприятие, не имея никакой информации. Перед проведением любого оценивания необходимо четко определить:
– Что оценивать. Уточнить объект исследования;
– Для кого оценивать. В антропоэкологических исследованиях оценка осуществляется для человеческих общностей (в разных ситуациях могут быть разные общности, например, туристы, местное население и т.п.);
– С какой целью оценивать. Разработки по экологии человека могут понадобиться при проектировании промышленного предприятия, жилого квартала или нового города, для строительства санаторного комплекса. Оценка для каждого вида проекта будет выполнена по единой схеме, но акценты будут поставлены разные;
– Как оценивать. Составить алгоритм всей процедуры оценивания, обосновать его детальность и конкретные приемы. Например, для оценки степени воздействия кровососущих членистоногих на здоровье населения.
Неблагоприятные последствия для здоровья, а также экономический и психологический ущерб от нападения клещей, особенно в районах пионерного освоения, могут быть очень велики, т.е. клещевой энцефалит, например, приводит к стойкой потере трудоспособности или смертельному исходу.
Оценка комфортности природных условий
Она связана с анализом более трех десятков параметров природной среды, из которых более 10 относится к климатическим факторам, а остальные характеризуют рельеф, геологическое строение, подземные и поверхностные воды, растительность и животный мир, наличие природных предпосылок болезней в регионе.
Антропоэкологическое таксонирование (районирование) – деление территории на более мелкие таксоны:
– ареалирование – территория распространения какого-либо явления, выделенного на карте, например, где встречается клещевой энцефалит;
– типология – объединение территориальных комплексов в типы, классы на основе сходства определенных черт;
– районирование – выделение индивидуальных (неповторимых во времени и в пространстве) территориальных единиц:
– аналитическое или компонентное (территория разделяется по какому-либо одному признаку, например, по интенсивности загрязнения воздуха диоксидом серы);
– комплексное, когда исследуемая территория делится на основе использования нескольких показателей (например, по уровню заболеваемости и смертности населения от болезней органов дыхания, связанных с загрязнением атмосферы, или по интенсивности загрязнения воздуха широким набором поллютантов);
– синтетическое или интегральное, позволяющее делить территорию на основании оценки сочетания различных групп показателей (например, по уровню техногенного загрязнения и состоянию здоровья населения).
Моделирование. Модель – условный образ и конструируется он исследователем так, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры). Модель имеет практическое значение в том случае, если не доступно непосредственное изучение объекта. Например, модель последствий ядерного конфликта между США и СССР, созданная академиком Моисеевым. Ученые сделали свою модель достоянием общественности. Вероятно, благодаря этой модели, удалось избежать рокового события.
Дистанционные методы (аэрофотосъемка, космосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Аэрофотосъемки и космофотосъемки не могут непосредственно отразить демографическое состояние или здоровье населения, но могут указать на факторы, способствующие таким изменениям. Это позволяет прогнозировать изменения, происходящие в окружающей среде.
Вопросы для самоконтроля
Как связана экология человека с гуманитарными, общественными и естественными науками?
В чем смысл выделения экологии человека в отдельную самостоятельную сферу научного знания?
С чем связано многообразие направлений в исследованиях по экологии человека?
На чем основывается методология экологии человека?
Для чего используются географические методы в исследованиях по экологии человека?
Вопросы для самостоятельной работы
География и экология человека.
Глобальные проблемы экологии человека.
Темы для дискуссий
Возможно ли создать единую методическую систему, позволяющую изучать весь комплекс отношений «человек – среда»?
«Человек – это микрокосмос». Как вы понимаете это утверждение?
Можно ли решить все проблемы человечества, если рассматривать человека только как биосоциальное существо? Может быть в человеке есть еще что-то, чего наука не понимает и не принимает, но это является управляющим в жизнедеятельности человека?
Каковы глубинные причины кризиса самого человека и окружающей его среды?
Лекция 2. Формирование взглядов на проблему «человек и среда его обитания»
Вопросы:
1.Взаимоотношения человека и природы.
2.Научные концепции исследователей как предпосылки современной экологии человека.
3.Начальный этап формирования и развития современной экологии человека.
4.Экология человека на современном этапе.
При разработке лекции была использована следующая литература:
Алексеев С. В. Экология. – СПб: СМИО Пресс, 2000. – 240 с.
Прохоров Б. Б. Экология человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
1. Взаимоотношения человека и природы
В качестве научной дисциплины экология человека появилась не на пустом месте. Она впитала в себя идеи многих исследователей. Сегодня ученые говорят о развитии экологического мышления. Но достаточно вспомнить историю и станет ясно, что наш далекий предок уже был стихийным экологом. Человек палеолита, выбирая пещеру для жилья или место для строительства поселка, решал множество задач, которые несомненно можно отнести к экологическим. Ведь жилье должно быть удобным для жизни, защищать от зверей и врагов, иметь рядом воду для питья, дрова для очага и угодья для охоты, рыбной ловли, сбора съедобных растений. Нужно было выбирать жилище, защищенное от наводнений и других стихийных бедствий. Для успешной охоты следовало знать повадки зверей и птиц, предугадывать изменения погоды. Особенно важно предвидеть опасности, угрожающие племени, отличать съедобные растения от ядовитых, понимать какие продукты могут вызвать болезни. По мере развития человечества многие из этих знаний и навыков, ранее закрепленные как табу и религиозные запреты, были зафиксированы в письменной форме в виде законов.
Античные ученые стремились осмыслить роль и место человека в окружающем его мире, понять, как природные и хозяйственно-бытовые условия влияют на него. О зависимости путей развития человеческого общества и природы писал Геродот (484 – 425 гг. до н. э.). Он объяснял черты характера людей и происходящие политические события такими особенностями их местожительства, как ландшафт, климат и плодородие почв.
Современник Геродота Фукинид (460 – 400 гг. до н. э.) связывал могущество современных ему Афин не с плодородием почв и благоприятным климатом, а, наоборот, с непривлекательностью земель Аттики для завоевания северными народами и с возможностью накапливать богатства населением, длительно проживающим на этих территориях.
Платон (427 – 347 гг. до н. э.) считал, что характер людей и политические события зависят от природных условий.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) полагал, что человек имеет общие функции как с растениями, так и с животными. Сам человек, в его понимании, – «общественное животное», в сферу жизни которого входит семья, общество, государство.
Анализ научных знаний античных времен показывает, что общественная мысль сформировала представление о зависимости развития общества и человека от природных условий.
Особенно глубоко взаимоотношения человека со средой его обитания исследовались в связи с сохранением здоровья и защитой от возникновения различных заболеваний.
Еще древние греки наделили мифического бога врачевания Асклепия (в римской мифологии Эскулапа) двумя дочерьми Панакеей (Панацеей) и Гигиеей. Первой была отведена роль лечения больных людей, второй – профилактика болезней у здоровых людей путем использования полезных и устранения вредных факторов среды обитания, а также формирования на этой основе здорового образа жизни. Результаты эмпирических наблюдений выражались в виде обычаев, традиций, религиозных правил. Позднее они суммировались в первых научных трудах, принадлежащих знаменитому врачу древности Гиппократу (460 – 377 до н. э.).
В работе «О воздухах, водах и местностях» он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы выполнить свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему тому, что его окружает. Можно привести еще один интересный отрывок: «Поэтому, кто придет в незнакомый город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать, каким образом он расположен к ветрам или восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу или лежащий к югу, а также расположенный на восход солнца или на запад… Как обстоит дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными, или мягкими водами, или жесткими, …или же солеными и неудобными для варения» и т. д. Продолжая характеристики особенностей природных условий городов, Гиппократ рассказывает, какого телосложения и каких болезней следует ожидать у людей в зависимости от преобладающих ветров, воды, рельефа и времен года и далее он дает сравнительное описание народов Европы и Азии, много места занимают скифы. Физическая конституция и психические особенности описываемых народов, по убеждению Гиппократа – результат природных условий и географического положения мест их обитания.
Об этом же почти через четыреста лет после Гиппократа писал римский философ Лукреций Кар в I в. н. э. В своей книге «О природе вещей»:
Как различаются все четыре деления света
И по четырем ветрам и по разным частям небосвода,
Так и наружность и цвет у людей
различаются сильно,
И у различных племен и болезни их тоже различны.
В древней Индии поведение в частной и общественной жизни каждого человека определялось системой взглядов и религиозных догматов Брахманизма. Эти правила объединены в сборнике предписаний, получивших название Законов Ману (III в. до н.э. – II в. н.э.), где было записано, что разрушение окружающей среды убивает вместе с ней и человека – физически и нравственно. В этих законах порицалась торговля дарами природы, причинение вреда всему живому, загрязнение воды. Сходными были и правовые нормы времен Аксумской цивилизации в Эфиопии – «Фехта Негест» (IV в. н. э.). Статья 1097 этого документа требовала запрещения продажи и покупки речной рыбы, птиц, степных и лесных зверей. Жители высокогорий освобождались от обработки земли и выпаса скота, но должны были сохранять сток чистой воды в нижележащие бассейны.
В эпоху Возрождения Роджер Бекон (1214 – 1292) показал, что живые и неживые тела построены из одних и тех же материальных частиц и живые существа находятся в тесной зависимости от окружающей среды.
Религиозная схоластика средних веков значительно замедлила развитие экологических знаний. Но даже в те времена в трудах немецкого химика и врача Парацельса (1493 – 1541) содержатся суждения о влиянии природных факторов на организм человека.
Великие географические открытия, колонизация стран способствовали дальнейшему развитию естественных наук. Освоение новых территорий было немыслимо без знаний об их природе. Эти знания позволяли человеку выжить в непривычных условиях. Европейцы, продвигаясь в недавно открытые земли, огромное внимание уделяли описанию растительного и животного мира, влиянию климата и погодных явлений на организм человека.
Рост городов и расширение мануфактурного производства привели к усиливающемуся загрязнению среды жизнедеятельности людей, что заставило власть и специалистов вглядываться в эту проблему. Она возникла с появлением средневековых поселений, загрязненных сточными водами и различными бытовыми отходами улиц. Загрязнение во все времена было бичом городов. Отражение этого можно найти в средневековом законодательстве. Так, в 1382 г. во Франции, согласно эдикту Карла VI, в Париже было запрещено выпускать дым «тошнотворный и дурнопахнущий». В Англии в XVII в. был издан указ, запрещающий лондонцам разжигать огонь в каминах во время сессий парламента, чтобы защитить парламентариев от смога.
Российский император Петр I наряду с многочисленными государственными делами рассматривал вопросы благоустройства, чистоты улиц и рынков, а также регулирования спуска сточных вод в Санкт-Петербурге и Москве. В 1718 г. он издал указ «О соблюдении чистоты улиц в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Особое внимание уделялось торговле продуктами питания. Предписывалось, чтобы «торгующие съестными припасами носили белый мундир и наблюдали во всем чистоту».
2. Научные концепции исследователей как предпосылки современной экологии человека
В России первые сочинения, в которых обсуждались вопросы взаимоотношений природы и общества принадлежат Юрию Крижаничу (1618 – 1683). В труде «Политика» он дал впервые оценку природных ресурсов России того времени на примере Сибири, поставил вопрос о рациональном размещении производства вблизи источников сырья. Его идеи продолжил Татищев (1683 – 1750), который утверждал, что при развитии государства необходимо более полно учитывать особенности географической среды той или иной территории. К концу 18 в. в России появляются идеи о воздействии человека на природу. Уже тогда в работах отечественных исследователей признавался тот факт, что люди могут превращать через свой образ жизни плодородные страны в пустыни.
В изучении природы, хозяйства, населения России, их тесных связей и взаимодействия принимали участие многие ученые 18 – 19 в., труды которых до сих пор интересны географам, этнографам, ботаникам, зоологам и конечно экологам. Одним из самых разносторонних и неутомимых исследователей природы России был А.Ф.Миддендорф (1815 – 1894). По поручению Академии наук он организовал большую экспедицию, которая должна была исследовать в географическом, физическом, этнографическом и естественноисторическом отношении северные и восточные районы Сибири, а также изучать там распространение почвенного льда (т.е. мощность вечной мерзлоты). Работа экспедиции проходила в тесном общении с коренным населением исследуемых районов. Аборигенам Сибири посвящены многие страницы четырехтомного труда А.Ф.Миддендорфа «Путешествие на Север и Восток Сибири» (1860 – 1862).
Воздействие окружающей среды на жизнедеятельность и здоровье населения в первую очередь признавали врачи. Как в России, так и за рубежом именно медики внесли наиболее заметный вклад не только в изучение закономерностей влияния внешней среды на здоровье человека, но и разработку конкретных мероприятий по защите населения от негативных факторов среды.
В этом отношении показателен шеститомный труд «Система всеобщей медицинской полиции» (мед. полиция в современном понимании – это санитарно-эпиде-миологический надзор). Автором этого произведения, выходившего с 1779 по 1819 гг. был австрийский врач И.П.Франк (1745 – 1821). «Медицинская полиция, – писал Франк, – это наука о профилактике, знание которой ставит своей задачей охранять человека от вредных результатов совместной скученной жизни, удержать его физическое благополучие и отсрочить до возможно более крайних пределов наступление естественного конца жизни».
Среди выдающихся отечественных ученых, труды которых повлияли на умножение знаний о среде и человеке, следует назвать Карла фон Бэра (1792 – 1876). Он был не только создателем науки о развитии зародышей организмов – эмбриологии, но и крупным географом, исследователем Арктики и морей Европейской России, а также автором работ по медицинской географии.
В 19 в. в России изучение влияния окружающей среды (природных и социальных условий на жизнедеятельность населения существенно расширилось, превратившись в мощный поток исследований по мед. географии и гигиене. Блестящими представителями этого направления были А.А.Рафаилович (1816 – 1851) – доктор медицины, организатор карантинного дела, видный исследователь природы, населения и мед. географии Египта; А.П.Доброславин (1842 – 1889) – создатель первой в России кафедры гигиены; Ф.Ф.Эрисман (1842 – 1915) – выдающийся российский гигиенист, активный деятель общественной медицины.
Говоря о научном осмыслении взаимоотношений человека и природы, необходимо назвать выдающегося русского философа, поэта, публициста В.С.Соловьева (1852 – 1900). В его работах рассмотрены условия нравственного взаимоотношения человека и природы. Он выделяет три этапа в развитии отношений с природой: первый – насильственное изъятие у природы всего насущного; второй – изъятие с «оглядкой» и третий этап, принадлежащий далекому будущему, – полное прекращение насилия над природой.
Известный климатолог и географ А.И.Воейков (1842 – 1916) писал о возрастающих масштабах воздействия человека на природу и его отрицательных последствиях, происходящих из-за «нежелания и нерасчетливости человека, гоняющегося за минутными выгодами и не принимающего в расчет вреда, который его деятельность принесет в будущем ему же и его потомкам».
Видный физик-теоретик Н.А.Умнов (1846 – 1915) в работе «Роль человека в познаваемом им мире» обращался к вопросам несущей способности планеты, ее экологической емкости. Он писал: «Забываются существенные вещи: наша планета не есть беспредельная плоскость, а имеет вполне ограниченную, сравнительно небольшую поверхность… Эволюция земной коры, этого дома жизни, идет под уклон, между тем как эволюция нашей человеческой расы идет к подъему. В полной дисгармонии с естественными предложениями природы стоит как рост человеческих потребностей, так и их современный уровень. Нам предстоит голод железа, нефти, угля. Благодаря неизменному приросту населения, вероятен голод хлеба».
За рубежом исследования, которые существенно повлияли на становление общей экологии и экологии человека, были связаны с именами многих знаменитых ученых. Французский естествоиспытатель, создатель целостной научной концепции эволюции и основоположник представлений о биосфере Жан Батист Ламарк (1741 – 1829), наблюдая приспособленность разнообразных животных к среде обитания, в книге «Философия зоологии» впервые объяснил этот феномен влиянием среды обитания на организмы. Отмечая, что человек, ослепленный эгоистическими интересами, становится недостаточно предусмотрительным даже в отношении своего будущего, Ламарк писал: «Вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к себе подобным, он сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего рода. Ради минутной прихоти он уничтожает полезные растения, защищающие почву, что влечет за собой бесплодие и высыхание источников, вытесняет животных, находивших здесь средства к существованию, так что обширные пространства земли превращаются в необитаемые пустыни. Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».
Огромное влияние на понимание взаимодействия природы и общества в европейской науке оказали взгляды Шарля Луи Монтескье (1689 – 1755). Французский философ, писатель и историк Монтескье теологическим интерпретациям исторического процесса противопоставил идеи географической школы, согласно которой климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития.
Однако с развитием производительных сил и естественных наук все большее распространение получает точка зрения, согласно которой человек может подчинить себе природу. Возникают идеи о противопоставлении человека и природы. Эта идея в различных вариантах присутствует в философских учениях 17 – 18 вв. Так, английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) отвергает философские учения о пассивном отношении человека к природе и ратует за развитие наук, которые бы способствовали изменению человеком природы и ее приспособлению к потребностям человека.
Идеи противопоставления человека и природы наиболее полно выражены в учении французского философа и математика Рене Декарта (1596 – 1650). Основу процветания человека Декарт видел в знании и разуме. Проблемы взаимоотношения человека и природы нашли свое место в трудах Гегеля (1770 – 1831). Он рассматривал географический фактор, как основу для определения типа характера народа, проживающего на определенной территории, при этом не считал, что природа очень сильно влияет на развитие общественных отношений.
Бурное развитие производительных сил, быстрый рост промышленности и городов в 19 в. привели к значительной деградации природы. Неразумный подход по отношению к природным ресурсам за относительно короткий срок сопровождался все более частыми нарушениями равновесия общества и природы. Соотношение развития производства и возможностей природы все чаще становится предметом научного обсуждения. Так, английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834) сформулировал закон, согласно которому рост населения происходит в геометрической прогрессии, а рост ресурсов, необходимых для существования людей, в – арифметической. Согласно его теории катастрофа является неизбежной, т.к. производство продуктов питания растет более медленными темпами по сравнению с приростом населения. Британские экономисты Адам Смит (1723 – 1790) и Дэвид Рикардо (1772 – 1823)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги