Книга Современные системы накопления энергии в энергетике и на транспорте - читать онлайн бесплатно, автор Юрий Степанович Почанин. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Современные системы накопления энергии в энергетике и на транспорте
Современные системы накопления энергии в энергетике и на транспорте
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Современные системы накопления энергии в энергетике и на транспорте

Сейчас зарядить электромобиль можно тремя основными способами.

1.От бытовой сети с напряжением 220 В, как и любой другой электрический прибор (8-12 часов для полной зарядки для Leaf Nissan, для Tesla до 30 часов).

2.От 3-х фазной розетки на 380 В, которыми оборудуются АЗС и паркинги (зарядка длится 4-8 часов);

3.Используя ускоренные зарядки (30-60 минут для зарядки АКБ до 80 % емкости).

3.1.4.2. Система управления батареей

Система управления батареей (BMS) практически всегда является неотъемлемым атрибутом современной, высокотехнологичной АКБ. BMS управляет заряд/разрядным процессом аккумуляторной батареи, отвечает за безопасность её работы, проводит мониторинг состояния батареи, оценку вторичных данных работоспособности.

Функциональность BMS позволяет не только улучшить режим эксплуатации аккумуляторных батарей, но и максимально увеличить срок их службы. При определении критического состояния батареи Battery Management System соответственно реагирует, выдавая запрет на использование аккумуляторной батареи в электросистеме – отключает её. В некоторых моделях BMS предусмотрена возможность ведения реестра (записи данных) о работе аккумуляторной батареи и их последующей передачи на компьютер.

Литий-железо-фосфатные аккумуляторы (известные как LiFePO4) существенно превосходят ряд иных аккумуляторный батареи литий-ионной технологии с точки зрения безопасности, стабильности и производительности за счет использования системы BMS. Дело в том, что литий-железо-фосфатные батареи чувствительны к перезаряду, а также разряду ниже определенного напряжения. С целью уменьшения риска повреждения отдельных аккумуляторных ячеек и выхода батареи в целом из строя все LiFePO4 аккумуляторы оснащаются специальной электронной схемой балансировки – системой управления батареями (BMS).

Напряжение на каждой из ячеек, объединенных в литий-железо-фосфатную батарею, должно находиться в определенных пределах и быть равным между собой. Ситуация же такова, что идеально равная емкость всех ячеек, входящих в состав единого аккумулятора, довольно редкое явление. Даже малое различие на пару долей ампер-часов может спровоцировать в дальнейшем различие уровня напряжения при зарядно/разрядном процессе. Разница в уровне заряда/разряда ячеек единой LiFePO4 батареи довольно опасна, так как может погубить аккумулятор.

Система управления батареей (BMS), производя балансировку, а также обеспечивая контроль температуры и выполнение ряда иных функций, максимально продлевает срок службы аккумулятора.

Функции BMS (Battery Management System).

1. Контроль за состоянием элементов аккумуляторной батареи с точки зрения:

–напряжения: общее напряжение, напряжение отдельных ячеек, минимальное и максимальное напряжение ячейки;

–температуры: средняя температура, температура электролита, температура на выходе, температура отдельных аккумуляторных "клеток", платы BMS (электронная плата, как правило, оснащается как внутренними температурными датчиками, проводящими мониторинг температуры непосредственно регулировочного устройства, так и внешними, которые используются для контроля температуры конкретных элементов батареи);

–заряда и глубины разряда;

–токов заряда /разряда;

–исправности

Система управления и балансировки ячеек может хранить в памяти такие показатели, как количество циклов заряда/разряда, максимальное и минимальное напряжение ячеек, максимальное и минимальное значение тока заряда и разряда. Именно эти данные и позволяют определять состояние исправности аккумуляторной батареи.

Неправильный заряд – одна из наиболее распространенных причин выхода аккумуляторной батареи из строя, поэтому контроль заряда является одной из основных функций микроконтроллера BMS.

Система интеллектуального мониторинга (BMS) отключает аккумуляторную батарею от нагрузки или зарядного устройства при выходе хотя бы одного из рабочих параметров за границы допустимого диапазона.

С практической точки зрения BMS могут выполнять значительно больше функций, нежели просто управление работой батареи. Иногда эта электронная система может принимать участие в контроле параметров режима работы электрического транспортного средства, и осуществлять соответствующие действия по управлению его электрической мощностью. Если аккумуляторная батарея участвует в работе системы рекуперации энергии при торможении электрического транспортного средства, то BMS также может регулировать процесс подзарядки батареи при замедлении и спусках.

3.1.4.3. Виды современных литий-ионных и перспективных аккумуляторов

Наиболее распространены следующие виды литий-ионных аккумуляторов.

1.Литий-кобальтовые аккумуляторы (LiCoO2). Литий-кобальтовые аккумуляторы обладают высокой энергетической плотностью и могут сохранять большое количество энергии на единицу массы. Это делает их идеальными для использования в мобильных устройствах, таких как смартфоны, планшеты и ноутбуки.

Есть у литий-кобальтовых аккумуляторов и недостатки. Кобальтат лития LiCoO2, ядовит и экологически вреден, а у аккумуляторов на его основе лишь 50% ионов можно извлечь из структуры соединения. Аккумуляторы с повышенной емкостью (на основе LiCoO2) крайне взрывоопасны.

Во-вторых, они очень нежные и небезопасные, что доказал Samsung. Могут загореться от механических воздействий или при быстром заряде/разряде, а также вырубаются на морозе и перегреваются в жару.

Третий минус – долговечность. Их срок жизни всего 500-1000 циклов, и потери до 20% ёмкости. К то же они дорогие. Дело в том, что кобальт достаточно редкое полезное ископаемое и обходится примерно в 2 раза дороже никеля, в 15 раз дороже алюминия и в 1000 раз дороже марганца.

2.Литий-марганцевые аккумуляторы. Наиболее изученный и технологически отработанный тип литиевых батарей – элементы на основе литий/оксидов марганца (Li/MnO2 и Li/Mn2O4), поэтому они из всей группы самые доступные по цене. Их емкость ниже, чем у материалов на основе кобальта, но они дешевле и не требуют сложного контроллера для управления процессами зарядки-разрядки.

Они получили широкое применение благодаря своим преимуществам перед другими типами аккумуляторов, такими как высокая удельная емкость и стабильность работы при повышенных температурах и низкую себестоимость. Подвержен быстрому старению и разрушению при перегреве выше 60°C.

Одним из наиболее распространенных примеров использования аккумуляторов является электрический транспорт, включая электрические автомобили, мотоциклы и велосипеды. Они также используются в портативных электронных устройствах, таких как ноутбуки, планшеты и смартфоны, а также в системах хранения энергии для домашних и коммерческих приложений.

3.Литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4, LFP). Литий-LiFePO4 считается самым перспективным катодным материалом в силу своей экологичности. LiFePO4 аккумуляторы происходят от литий-ионных, однако имеют ряд существенных отличий:

–LiFePO4 обеспечивает более длительный срок службы, чем другие литий-ионные подходы;

–в отличие от других литий-ионных, LiFePO4 аккумуляторы, как и никелевые, имеют очень стабильное напряжение разряда.

В связи с постоянным напряжением 3.2 В на выходе, четыре аккумулятора могут быть соединены последовательно для получения номинального напряжения на выходе в 12.8 В, что приближается к номинальному напряжению свинцово-кислотных аккумуляторов с шестью ячейками. Это, наряду с хорошими характеристиками безопасности LFP-аккумуляторов, делает их хорошей потенциальной заменой для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей во многих отраслях, таких как автомобилестроение и солнечная энергетика.

Удельная плотность энергии (энергия/объём) нового аккумулятора LFP примерно на 14% ниже, чем у новых литий-ионных аккумуляторов.

LiFePO4 аккумуляторы имеют более низкую скорость разряда, чем свинцово-кислотные или литий-ионные. Однако, могут быть использованы LiFePO4 элементы с высоким током разряда (имеющие более высокую скорость разряда, чем свинцово-кислотные батареи, или LiCoO2 той же мощности).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги