Книга Развиваем интеллект. Упражнения для развития внимания, памяти, логики - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Станиславовна Пигулевская. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Развиваем интеллект. Упражнения для развития внимания, памяти, логики
Развиваем интеллект. Упражнения для развития внимания, памяти, логики
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Развиваем интеллект. Упражнения для развития внимания, памяти, логики

✓ скульпторы,

✓ массажисты.


Музыкальный интеллект

Такие люди не только чувствуют музыку тоньше, чем остальные, но способны сами воспроизводить различные, даже сложные мелодии, а также самостоятельно придумывать их. Предсказуемо среди таких талантов:

✓ композиторы,

✓ музыканты,

✓ диджеи,

✓ певцы,

✓ дирижёры.


Межличностный интеллект

Этот потенциал позволяет человеку тонко чувствовать других людей, распознавать их эмоции, мотивы, намерения и желания. Среди обладателей межличностного интеллекта много эмпатов, и своим способностям они находят применение в самых разных областях, таких как:

✓ политика,

✓ психология,

✓ преподавание,

✓ торговля,

✓ актёрское мастерство,

✓ связи с общественностью.


Внутриличностный интеллект

Обладая внутриличностным интеллектом, человек умеет эффективно управлять своими собственными желаниями, временем, страхами и слабостями. Он способен хорошо идентифицировать свои эмоции, мотивы и намерения. Как ни странно, такие таланты могут быть весьма полезны в профессиях, связанных с общением с другими людьми. Например:

✓ психолог,

✓ советник,

✓ священник,

✓ политик,

✓ бизнесмен.


Натуралистический интеллект

Люди этого склада влюблены во флору и фауну и способны идентифицировать и различать различные типы растений, животных и погодных формаций, которые встречаются в природе. Кроме того, они хорошо находят «общий язык» с животными и могут достичь больших успехов при выращивании растений или исследовании земляных пород. Примеры:

✓ метеоролог,

✓ ветеринар,

✓ биолог,

✓ астроном,

✓ геолог,

✓ агроном,

✓ ботаник.


Не все виды интеллекта реально развивать. Кому-то учёба даётся очень легко, и он потом на протяжении всей жизни получает удовлетворение благодаря своему развитому уму; а кто-то даже при наличии всех возможностей – вырастает невежественной посредственностью.

Конечно же, характеристики интеллекта в существенной степени определяются генетикой, а также ранними этапами (пренатальным и первыми годами после рождения) роста и развития ребёнка. Можно ли развивать интеллект у взрослых (разных возрастных категорий)? От ответа на этот вопрос зависит множество усилий и трат бюджетов.

Нейробиологи утверждают, что не все виды человеческого интеллекта поддаются развитию. Однозначная уверенность в возможностях развития есть в отношении следующих типов интеллекта:

• Природный (натуралистический).

• Логический (абстрактно-логический).

• Межличностный (эмоциональный).

• Телесно-кинестетический.

Два главных инструмента нашего мозга, определяющих возможности обучения и развития интеллекта, это память и внимание. С прокачкой памяти нейробиологи говорят, что до сих пор всё совсем сложно и неоднозначно; и целостной непротиворечивой модели работы с памятью до сих пор ни у кого нет. С вниманием – работать можно (и всем нужно; для чего есть отдельные причины). Можно тренировать каждое из выделяемых пяти свойств внимания:

✓ объём (удержание нескольких предметов),

✓ устойчивость (сосредоточение на объекте),

✓ концентрация (сила сосредоточения на объекте),

✓ распределение (одновременное выполнение нескольких действий),

✓ переключаемость (с одного предмета на другой).

Существенными качествами человеческого интеллекта являются:

– пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность;

– любопытство – стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

– глубина ума – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

– гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

– логичность мышления – способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

– доказательность мышления – способность к использованию в нужный момент факты и закономерности, подтверждающие правильность суждений и выводов;

– критичность мышления – способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

– широта мышления – способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.


Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности. Исследователи выделяют три таких уровня.

Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов. На этом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.

Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей. На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.

Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач. На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.

Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.

Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.

Непрерывное саморазвитие

Сложности процесса

Развитие интеллекта у гомо сапиенса выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Непрерывное обучение и саморазвитие играют ключевую роль в развитии интеллекта. Участие в онлайн-курсах, мастер-классах и образовательных семинарах позволяет осваивать новые знания и обновлять старые – развивать нейронные связи.

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить. Интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.

Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому. Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.

В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.

На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.

На развитие интеллекта влияют факторы.


Роль генов

Многие скажут – именно наследственность определяет, будет ли ребёнок в будущем демонстрировать высокие умственные способности. В этом случае вероятность того, что у дедушек и бабушек без должного образования и мышления внуки добьются высот в науке, крайне мала.

Гены хоть и влияют на уровень умственных способностей, но определяющим фактором всё же не являются.


Воспитание и образование

Развитие когнитивных способностей во многом определяет раннее развитие ребёнка. Чтение книг, посещение культурных мест – музеев, театров, музыкальных концертов. Всё это позволяет «раскачать» мыслительные способности.

В рамках некой программы с детьми (до пяти лет) проводились различные обучающие игры на развитие мыслительных процессов и коммуникативных навыков. После завершения проекта ребята продемонстрировали высокие показатели в чтении, знании математики и рост IQ. К тому же они лучше адаптировались в школе, а после её окончания большинство детей смогли поступить в высшие учебные заведения.


Окружающая среда

Место и люди, рядом с которыми растёт и развивается личность, влияют на развитие мозга. Результат исследований показал, что окружающая среда меняет экспрессию – реализацию наследственной информации от молекулы ДНК (гена) до синтеза белка. Этот процесс означает, что сильный стресс, неприемлемые условия жизни могут вмешаться в наследственный фактор и стать губительными для развития интеллекта. И наоборот – чем больше примеров умных и целеустремлённых людей перед глазами у подростков, тем выше шанс развить когнитивные способности.

Вопрос о повышении интеллекта интересует многих людей, желающих повысить свой уровень и качество умственной деятельности. На него нет однозначного и универсального ответа, так как такое развитие зависит от многих индивидуальных и ситуативных факторов. Однако можно выделить некоторые общие рекомендации, которые могут помочь:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги