Глава 1: Пролог (простите, но об этом я не написать не могу!!!)
Некоторые невероятные истории происходят из-за рождения человека, того или иного. Вроде бы ты понимаешь, что если бы он не родился, то всё бы щло дальше, всё бы продолжало жить, но уже совсем не так. И ты это отчётливее понимаешь, чем больше думаешь об этом. Именно один родившийся человек всё может поменять, всё сделать иначе или по-другому и всё вокруг меняется. Он не хороший или плохой, он просто человек, другой человек, который смог не подстроится под окружающих, а сам подстроить окружающий мир под себя. И это не значит, что он маньяк или параноик, как подумал бы кто-то из вас. Просто бывают люди, которые выстраивают этот мир, они что-то меняют, меняют устои и нормы, а позднее все живут уже по новым устоям и нормам, при этом эти все уверены, что эти устои и нормы существовали всегда и никто не приложил к ним свою руку. На самом деле все законы и правила вводят после того, как кто-то один озвучит их и все остальные с ним согласятся. В этом моём повествовании речь пойдёт о человеке, который относится к категории людей, которых всегда очень мало, они думают чуть больше остальных и всегда знают, что делать.
Итак, сама история.
Я бы никогда не написал то, что собираюсь написать сейчас, если бы эти тексты не покорили меня своей искренностью и непосредственностью. Дело в том, что я далёк от литературы и не являюсь писателем. Даже больше того – я вообще не умею писать, писать образно и красиво, как это делают писатели. Профессия моя абсолютно далека от писательской деятельности (не буду называть её, чтобы не забивать голову читателям лишней информацией, так как она не имеет никакого отношения к происходящему). Никаких лавров я не ловлю и об известности не мечтаю. Однако, повторюсь, летопись эту я не могу не написать, так как она поразила меня до глубины души.
Одним жарким летом, не буду говорить какого года, у меня появилась возможность съездить в отпуск. Оставив жену и детей дома, я решил съездить куда-нибудь, отдохнуть. Выбор пал на Иссык-Куль. Ехать на поезде я не стал, потому что хотелось посмотреть красоты всего пути (я вообще люблю ездить за рулём), поэтому я сел на свою машину, думая, что сэкономлю пару дней до места назначения и при этом вдохну свежий воздух Казахстана. Живу я в Сибири, в принципе не так уж далеко до озера Иссык-Куль, как если бы я ехал из Москвы или Санкт-Петербурга.
Недолго думая, я собрал вещи и поехал. Должен сказать, что я не придерживался прямого пути. Мне хотелось останавливаться в разных населенных пунктах, чтобы перекусить что-нибудь из национальных блюд и выпить чего-нибудь необычного. А также я любитель покупать всякие необычные национальные безделушки, которые радуют глаз и оставляют приятные воспоминания. Кроме этого, меня интересуют всевозможные гадания и я готов выслушать любую цыганку, которая конечно скорее наврёт с три короба, чем скажет правду. Но я, выслушав, долго анализирую и, в конце концов, чаще не верю, чем верю, но мне, тем не менее, интересно выслушать, так как я верю в саму возможность заглянуть в будущее.
Но вернёмся к моему путешествию. Опущу неинтересные моменты: проезд границы и остановки в разных населённых пунктах и разные замысловатые покупки, которые не относятся к нашему повествованию, и приступлю непосредственно к той остановке, которая стала ключевой в моей жизни, перевернув моё сознание.
В одном из маленьких городков я узнал, что неподалёку от этого места в небольшом степном селе практикует один известный казахский прорицатель. Я решил его посетить. Встреча с целителем была достаточно плодотворной – он сумел описать мою прошлую жизнь довольно детально, а не общими фразами как это делают плохие экстрасенсы, поэтому я поверил в предсказание моей будущей жизни. Удивило меня и то, что он предсказал, что я буду известным человеком. На вопрос: почему? – он сказал, что пока не знает, но может немного помочь в этом. Он принёс мне большую кипу бумаг и сказал, что он умеет разговаривать с духами, в частности в этих записях его разговор с одним из них. Он объяснил, что духи обычно не любят, когда их часто тревожат, но с этим он сдружился и тот сам пошёл на контакт.
– Напиши для начала вот это… – он протянул мне эти записи.
Я был немного ошарашен этим предложением, но отказаться не смел. Я сказал, что хочу съездить отдохнуть, а затем вернусь и заберу рукопись. Целитель был не против, он ответил:
– Я знаю, что ты в любом случае вернёшься… Я хочу чтобы ты опубликовал это – ведь в рукописях не что иное как правда.
Весь свой отдых я думал о том, что же написано в той рукописи и почему он решил отдать её мне. Там же на озере я встретил трёх незнакомцев. Они выглядели как «люди в чёрном» и разговаривали почти так же:
– Ты нас не знаешь, но мы хотим тебя предупредить…
– Чем я могу помочь? Я не агент 007, не работаю в ФСБ или ЦРУ, я просто отдыхаю, может, найду девушку для развлечений или позагораю с бутылочкой пива…
– Шутить не надо, дело серьёзное. Мы знаем, что вы встречались недавно с нашим известным прорицателем и хотим вас предупредить…
– Что я такого успел натворить?
– Вы пока ничего, но этот колдун может. Мы знаем, что он предложил вам какие-то рукописи? Это правда?
Я засомневался, стоит ли говорит незнакомцам правду, но они меня достаточно напугали своим видом и манерой общения…
– Ну не знаю… Какие рукописи?
– На самом деле это был вопрос, и вы на него сейчас ответили. Так вот ни под каким предлогом вы не должны там больше появляться. Вашу машину мы обыскали, пока вы здесь загораете, у вас в плавках рукописи быть не может, значит, вы её не забрали – это нас устраивает. Отдыхайте и сразу прямиком домой – никаких повторных поездок к колдуну. Понятно?
– Не всё. Что там у него за рукопись?
– Дело в том, что к нему обращаются родственники умерших людей, желая узнать, как умерли эти люди. Колдун общается с духами самых известных людей нашей страны и может раскрыть не одну тайну. Поэтому мы отслеживаем все его контакты. Дело в том, что он не совсем… как это сказать… благонадёжен. Его характер и принципы оставляют желать лучшего. Понимаете?
– Да тяжёлый случай! У вашего шамана много рукописей, какая именно так опасна?
– Какая именно точно мы не знаем, поэтому мы стараемся не выпустить из его рук ни одну из них. Как мы уже сказали, шаман очень своенравный – он знает о нас, но не хочет сотрудничать с нами. Нам стало известно, что из его дома может произойти утечка информации и этого допустить нельзя. Надеемся на ваше понимание.
– Но это же глупо. Вы поверили в опасность компроматов, которые в глаза не видели. Может быть, все его записи безвредны. Может быть наоборот, если о них узнают люди, то это расширит их кругозор или они станут… ну не знаю… счастливее что-ли?
Трое незнакомцев изменились в лице, причём одновременно как по команде. Их лица стали каменными. Они перешли на «ты»:
– Обсуждать это мы с тобой не будем. Просто не приближайся к нему, не появляйся в его селе. Иначе не доедешь до границы – навсегда останешься в этой земле. Стоит ли неизвестная рукопись твоей жизни? Цель твоей поездки – отдых, вот и отдыхай и по прямой – до дома!
– Ну я понял, подумаю.
– О чём ты должен думать мы тебе уже сказали. Вопросы будут?
– Да. То есть, нет.
Угрозы показались мне достаточно реальными, поэтому я ничего им не ответил. Люди в чёрном ушли, а я не знал, что и думать. Прошло несколько дней моего отдыха, и постепенно страх перед незнакомцами у меня сменился на непреодолимое желание узнать, что за рукопись хотел мне дать шаман. Толком не расслабившись и не отдохнув, и не помня никаких красот Иссык-Куля, я через несколько дней полетел на своей машине назад. Ехал я обходными дорогами, но всё равно хотел заехать к этому провидцу-шаману и получить рукопись. Слежки за собой я не заметил, но понимал, что если эти люди профессионалы, то вполне возможно они знают, куда я поехал. Но я хотел запутать их, взять рукопись и исчезнуть из этой страны навсегда.
Когда я нашёл тот посёлок – я не узнал его. Населённый пункт полностью опустел, а юрта шамана была сожжена дотла. Похоже, люди в чёрном совершили массовый акт насилия – в поселении не было ни единого человека. В опустевших домах на некоторых стенах засохла кровь… Я подошёл к месту, где была юрта казахского провидца. Здесь было пепелище. Шамана и след простыл. Что делать я не знал. Я как будто попал в некий иной мир, где всё было иначе. В растерянности я простоял, глядя на всё это несколько минут, может час, может два. Внезапно ястреб, летевший над этим местом, камнем упал замертво на пепелище. В голове промелькнула мысль. Я решил, что это знак – разгрёб пепелище на месте, где упал ястреб. Я откопал кожаный свёрток. В этом свёртке находились листы, много листов исписанных русскими текстами.
Я забрал эти бумаги и бежал оттуда. Пока я ехал, я боялся открывать рукопись. Каким-то чудом я пересёк границу безо всяких происшествий. Оказавшись дома, я глубоко погрузился в чтение и вот, что я там прочитал…
Эти записи – исповедь духа одного человека. Не просто человека, а известного человека – Александра Македонского. Того самого Александра, самого известного из Александров. Дух или призрак Александра общался с шаманом и последний записал многое из того, что услышал. Неудивительно, что казахский шаман знал этого правителя – многие азиатские народы имеют свои легенды об Александре, чаще всего его называют здесь Искандер Зулькарнайн («Александр Двурогий»). Все среднеазиатские народы почитают его как великого правителя. Здесь он рассказывает самые необычные события из своей жизни, из жизни Александра Македонского. Этому человеку посвящено немало книг, заметок и исторических анекдотов. Но этого нет нигде – он сам расскажет о себе то, чего не написали бы античные авторы, и не поверили бы те, кто безудержно восхваляет все его поступки, называя их подвигами. Кем он был на самом деле? Почему он стал таким, каким был? Этот труд должен дать ответ на этот вопрос.
Здесь речь пойдёт не о богатстве и бедности, величии и ничтожности, об этом уже много написано. Речь пойдет о том, чего не знает обычный человек и не может знать в силу причин, которые я опишу в дальнейшем. Я покажу Великого Александра, но покажу его с того ракурса, с которого его ещё никто не видел. Точнее, он сам расскажет о себе и о том, какие важные, но никому не известные события происходили с ним, что он чувствовал при этом и какие мысли обуревали его.
Хочу дать сначала немного информации тем, кто совсем не знает кто такой Александр Македонский.
Жил этот человек 23 века назад. То время кажется нам очень суровым и диким, так как мы знаем о нём только из источников авторов, которые жили гораздо позже самих событий (Плутарх и Арриан Флавий жили на 400 лет позже Александра, а Квинт Курций Руф на 300). А учитывая, что для римской идеологии (её духа экспансии) фигура Александра Македонского была определяющей эту идеологию, как у монголов имя Чингисхана. Когда политики Рима не знали, что делать, они вдохновлялись поступками и идеями этого великого человека. Поэтому правды о его жизни написано столько же, сколько в наше время, к-примеру, о Ленине. Вся его жизнь соткана историками из разрозненных анекдотов и рассказов, встреч с известными людьми того времени, которые практически всегда выдуманы. Для римлян этот человек был тем же, чем сейчас для христиан Иисус Христос, эталоном для подражания. А эталон может быть только идеальным, все поступки его безупречны, а мысли возвышенны. Само то время мы видим только по крупным сражениям великих армий, по коварным убийствам, по захватам земель и ничего не можем сказать ни о быте, ни о жилищах, ни даже о еде людей того времени. Конечно, это была не эра информационных технологий. Но люди были такие же, как и сейчас: они также любили и стеснялись своих чувств, ненавидели и могли убить в порыве гнева, но это не даёт нам право думать, что тогда жили тупые киборги, у которых не было мозгов, но всего остального было в избытке – и любви и ненависти и физической силы (обо всём этом так много написано в разных источниках). Да, человек был ближе к природе, питался всем абсолютно экологически чистым, политический строй практически везде в греческих городах вырос из первобытнообщинного строя с его всеобщими собраниями и всенародным обсуждением всех важных вопросов и поэтому имел разные формы демократии. Даже там, где правитель считался диктатором, на свой пост он вставал путём народных или армейских выборов. Так что демократии в Греции было вдоволь, а преступности мало, так как за нарушением законов следили все в общине, от старейшин до последнего подростка, потому что все они не хотели иметь под боком вора, жулика или маньяка-головореза. К сожалению сейчас дела в этом смысле обстоят гораздо хуже: 100 полицейских на 10000 человек и никто не следит за порядком, наоборот, все готовы нарушить закон. Жизнь в Греции была спокойная и размеренная. Настолько спокойная и размеренная, что люди находили причины, чтобы вести военные действия, но при этом вели они войны только в тёплое время года, а на зиму заключали перемирие. Ночевать зимой в холодных передвижных лагерях им очень уж не хотелось. Военные действия прекращались также во время крупных спортивных состязаний и состязаний муз – Дельфийские игры – состязание музыкантов, поэтов, актёров. Да, жилось хорошо, но была одна проблемка – с Востока на Грецию всегда смотрели своим экспансионным (ну или экспансионистским, кому как нравится) глазом товарищи из Ирана (Персии). Идея царя Кира Великого, объединить все народы под персидским флагом не давала покоя и последующим правителям этой страны. А греки на Балканах никак не хотели подчиниться огромной империи, и империя ждала своего часа. Интересно сказать, что изначально ни один народ не мечтает поработить все соседние народы, чтобы подавлять их или уничтожать. Но в любом народе есть несколько человек, которые думают, что могут обмануть всех и заставить работать на себя. Такие люди были и у греков и у персов. Да это и есть элита общества, которая как все думают должна продвигать культуру и защищать свой народ, но обычно эти люди идут по пути наименьшего сопротивления. Они порабощают, кого могут поработить в своей стране и погружаются в расслабление и излишества. Перепив горячительных напитков, эти люди начинают мечтать о захвате соседних земель, подзадоривая друг друга «свой народ мы же смогли поработить!» Но начав войну, они понимают, что ведение войны – это сложная стратегическая наука. Война не выигрывается тем, у кого больше воинов. Сейчас я, конечно, говорю не об Александре, я говорю о персидских царях, которые решили, что имеют право подавлять и управлять любыми народами существующими на земле. А грекам пришлось столетиями ожидать нашествия с Востока, только из-за того, что кто-то очень далеко в Персеполе или Сузах (столицах персов) решили, что они хотят управлять этими народами. Но от постоянного ожидания большой войны с персами в греках что-то окрепло и неожиданно для персов греки объединились под эгидой македонского царя (Филиппа, он первый выдвинул идею всегреческого похода на персов). После смерти Филиппа Александр чётко и громогласно заявил, что не испугается и выполнит план вторжения в большую империю. Ему оказались неинтересны погружения в развлечения и наслаждения, коими страдали обычные монархи, добившиеся власти – нет, он стал выполнять план, который поддержали почти все греки. Решительные действия с одной стороны, всеобщая поддержка с другой дали свой оглушительный результат – империя, угнетавшая всех и мечтавшая угнетать ещё больше людей, неожиданно рухнула. Так обычно и происходит – то, что кажется несокрушимым и будет существовать всегда, и именно в момент наивысшей веры в это несокрушимое, это несокрушимо-непоколебимое разваливается как карточный домик, как что-то ненужное и вредное.
То есть, теперь мы понимаем, что Великий Александр стал Великим, потому что его поддержали все: балканские греки, фракийцы, малоазийские греки, карийцы, египтяне и так далее. Величие полководца не в том, что он всех заставил подчиниться своей воле, а в том, что он выполнил волю поддержавших его людей. Он возглавил и грамотно реализовал пожелание всех греков – и в этом его величие. Вот если бы его убили в первом же сражении, что чуть было не произошло на самом деле, вот тогда мы бы его совсем не знали или до нас дошло бы только его имя. Хочу сказать, что важно беречь свою жизнь, если ты делаешь что-то важное и опасное – это не трусость, это рассудительность. Но это уже отвлечение от темы.
В двадцать лет он стал царём Македонии. Это была ещё та Македония, которую населяли греки. Позднее греки ушли или стали говорить на славянском языке и теперь здесь живёт народ, который называется македонцами, но это уже совсем другой народ. Так бывает – страна называется одним и тем же именем, а народы на её территории то приходят, то уходят. Старая Македония частично совпадает с территорией нынешней славянской Македонии. Это было маленькое государство, особенно если его сравнить с Персидской империей. Так вот, Александр дал миру такое понятие как эллинизм. Эллинизм – это атака (внедрение, распространение, кому как угодно) греческой культуры во все прилегающие страны Европы до Атлантического океана, на север Африки и в Азию, вплоть до Индии. Победы Александра привели к уважению другими народами всего греческого: их оружия, их политического устройства городов, их научных изысканий и так далее.
Итак, этому человеку удалось изменить географию народов и взгляды на жизнь многих людей, экономику и политическую ситуацию в самых разных и непохожих государствах. К-примеру, такое государство как Понт возникло только благодаря его воле, о чём подтверждали все цари этого государства. В наше время самый отстающий ученик в самой слабой школе мира знает имя Великого Александра. Была ли в этом заслуга самого этого человека или это окружение сделало его великим – основной вопрос этих текстов.
Существует дискуссия – обогатил ли эллинизм народы, в которые он пришёл? Есть мнение некоторых историков, что до нашествия Александра в Азии жилось очень комфортно и спокойно, все жили в достатке, много торговали и богатели, при этом обожали своего «великого правителя» – персидского царя и не хотели никаких перемен. На самом деле источников про ту эпоху очень мало, правды в тех текстах, что найдены тоже мало (потому что многие из них противоречат друг другу, а политические интриги только добавляют путаницы в тексты), но, даже собрав эту всевозможную информацию легко понять, что персидский мир имел ряд существенных минусов: политическая жизнь имела форму пресмыкания перед вышестоящими начальниками, иначе было просто физически не выжить, недостаточно прогнулся – казнь, а за одного виновного в Персии обожали казнить всю семью, да ещё и родственников на всякий случай повесят (конечно, в таких условиях легче было пресмыкаться); торговля облагалась всевозможными поборами и пошлинами, а золото после сбора налогов скапливалось в царских погребах и лежало там мёртвым грузом не принося никому никакой пользы, даже царской семье – у них и так всё было, и они не тратили золото, а принимали дары и подарки от всех окружающих. Товарно-денежных отношений для родственников царя не существовало – это один из принципов пресмыкания. Когда Александр захватил Сузы и Персеполь он нашёл там огромные склады с золотом и драгоценностями, при этом мы знаем, что в последние пару лет, перед поражением в войне, персидский царь много тратился на армию. Он начал тратить огромные деньги на модернизацию оружия, чтобы остановить армию македонцев и не дать им дойти до Вавилона и Суз – при этом, он принялся оснащать свою армию свежим оружием и лошадьми, за большие деньги пригласил несколько наёмных полков из греческих полисов, к тому же после поражения он немало золота он прихватил с собой, когда бежал от македонцев подальше на восток, в Согдию. То есть казённые закрома персов постоянно росли, а простой народ нищал.
Теперь плавно перейду к разговору об армии персов, она тоже оставляла желать лучшего – вооружение воины приносили с собой, то есть богатый воин скакал на коне в доспехах, а бедный шёл в лохмотьях и нёс меч или пику. Грамотность, которая считается одним из качеств любой культуры, тоже была ниже плинтуса, если можно так сказать. Писать умели единицы даже среди персов, может быть, поэтому образовался целый класс писарей и чиновников из евреев. Полагаю, главная заслуга евреев здесь была в том, что они учились грамоте и умели пресмыкаться. Им бы не так повезло, если бы персы меньше ненавидели самый культурный народ в своей империи – вавилонян. Всё-таки вавилоняне считали себя самым культурным народом Азии. Из-за антагонизма персов и вавилонян последние полностью исчезли с исторической арены, а евреи, которые остались жить в Вавилоне после «великого пленения» удачно воспользовались ситуацией и стали приобретать политический вес.
Но вернусь к эллинизму. Восточные народы во время завоевания Александром их территорий сами шли к нему на поклон, потому что они устали от беспредела местных чиновников (не только персов, а тех же евреев) и отсутствия элементарной справедливости. А ведь каждый простой человек ждёт от власть имущих хотя бы видимости справедливости в управлении этими простыми людьми. Ещё Кир Великий (первый персидский царь, создавший империю), стремился к всеобщему порядку и законности в своей империи. Чтобы урезонить несправедливых судей, он садил высушенные манекены ранее казнённых судей рядом с судьёй настоящим. Так он предлагал судьям, время от времени посматривать на эти манекены и не думать о корысти. Но со времени правления Кира прошло двести лет и его порядки по большей части канули в лету. Деспотия со всеми его составляющими: обожествление монарха (объявление его богом), церемонии поклонения ему, чиновничий произвол – всё это процветало вовсю. Можно длительное время угнетать всех, но нельзя надеяться, что эти все будут при этом всегда поддерживать такую власть. То есть азиатские народы вроде бы уже смирились с такой формой правления, но не хотели поддерживать её. Но все они исполнились ожиданиями лучшей жизни при появлении Александра.
А для греков эллинизм принёс больше проблем, чем улучшений в их жизни. К примеру, они испытывали большие финансовые и политические потрясения, связанные с высокой инфляцией из-за удешевления золота и серебра привезённого с Востока. Греки, жившие в условиях демократии (конечно, в разных её формах – там была и олигархия, и ограниченная монархия и так далее) понесли первый удар для своих устоев, став в подчинение от диктата македонских царей. Общий моральный и нравственный дух греков с их великой философией и традициями свободы начали претерпевать изменения не в лучшую сторону. Разрыв между бедными и богатыми резко увеличился. Жажда наживы стала целью для лучших умов того времени. Эта жажда деформировала сознание людей. Хотя именно поэтому в то время стоит отметить общий рост товарообмена, и внутри стран и между народами.
Купцы тогда быстро богатели, в доказательство приведу пример острова Родос, который жил и кормился только за счёт торговли. Родосцы построили одно из семи чудес света Колосс Родосский, стоивший больших финансовых затрат. Нужно сказать, что памятник был размером более тридцати метров и строился из бронзы тогда, когда родосцы находились в состоянии войны с македонцами. То есть кроме затрат на строительство монумента, они покрывали ещё и свои военные расходы, которые, как все мы понимаем, являются самым тяжёлым бременем для любой государственной казны и для любого народа. Проще сказать – деньги у островитян водились.
Но вернусь к Александру. Нетрудно понять, что этому человеку приходилось на протяжении всей жизни решать важные для себя задачи, которые привели его к дальнейшему успеху. В наших записях он сам посчитал важным рассказать некоторые факты из своего детства. Эти воспоминания оказались несколько обрывочными и слегка сумбурными, но из уважения к главному герою я не смог их выбросить из общего текста.
Хочу отметить самое главное – детство и отрочество маленького Александра было не лучшим временем в его жизни. Может быть поэтому, он выбрал не жизнь царя-домоседа, а стал царём-путешественником, если можно так сказать – путешественником и завоевателем. Детство стало периодом его становления как личности. Ему приходилось сталкиваться с очень непростыми событиями и бороться. Бороться за свою жизнь уже тогда. Такое воспитание средой дало ему сил и придало уверенности в правильности своих поступков. Победить – стало целью его жизни. А борьба – стала смыслом его существования.
Глава 2: Детство (история любви с оттенком)
Я закрываю глаза: голубое небо, чириканье птиц, стрекотание стрекоз, шелест травы… Я иду вперёд. Я слышу всё это и ощущаю запах листвы. Я иду сквозь высокий камыш. Иду не останавливаясь. Иду вперёд. Иду… Неожиданно камыш остается позади. Я подхожу к пруду. На берегу лодка. Я оглядываюсь – вокруг никого. Я сажусь в лодку. Беру весла и начинаю грести. При этом я сижу спиной вперёд, чтобы было удобнее грести вёслами. Я плыву, при этом думаю – хорошо бы посмотреть вперёд, потому, что я не вижу куда плыву.