Разговор двух граждан на улице Рима, І век до нашей эры:
– Какие ужасные времена настали! Человек человеку – волк! Гладиаторы убивают друг друга на аренах амфитеатров, захватнические войны стали главной целью нашего сената, вот было хорошо раньше, тысячи лет назад, когда человек был один на один с природой! Он был частью её, наслаждался всеми её благами и радовался жизни! Ни войн тебе, ни тревог!
– На самом деле, живя миллионы лет, человек не смог написать ни одной книги, чтобы черпать знания, не смог построить ни одного полноценного здания, для того, чтобы спать в тепле и уюте, ни одного корабля, чтобы ловить рыбу сетями и путешествовать, а сейчас благодаря римлянам человечество видит всё это и каждый новый день наши учёные изобретают всё новые механизмы – новые сверхсложные плуги, мощные катапульты, быстрые корабли, которые огибают африканский материк и находят там новые народы, мы изобрели водоснабжение через трубопровод, его нет нигде в мире, наши врачи могут вылечить почти любую болезнь. Мы обрабатываем такие пустыри по берегам Средиземноморья, которые не обрабатывались никогда, потому что морские разбойники грабили всех вокруг и уносили всё, что «плохо лежит», а сейчас римские дозорные контролируют весь близлежащий мир. Все могут спокойно обрабатывать земли и торговать. Так что, если и стало хуже сейчас, то это только рабам, которым приходиться работать и работать ради блага нормальных людей! Но как ещё заставить хоть кого-нибудь трудиться в поте лица? Ведь свободные не станут рвать жилы на работе, а раб под плетью – у нет выбора. В доказательство правильности рабства скажу, что эти ленивые люди, будучи свободными, прозябали бы в нищете, не понимая как им жить. А если раб умён и трудолюбив, то он сможет жить хорошо и в рабстве, либо выкупит себя и начнёт свободную жизнь сам.
– Плохо стало не только рабам. Масса молодых людей умирает на войне за богатства, которые получат только патриции, а средние горожане и беднота так и останутся ни с чем!
– Войны, уважаемый, дают понять любому смертному, что он жив и продолжает жить, а если бы не было войн, то люди бы просто деградировали. Человек по своей натуре ленив, лжив, труслив и пакостен, а периодический страх смерти делает его нормальным и порядочным человеком, стирает с него ненужную шелуху! С гегемонией Рима простые римляне и италийцы получили возможность почти даром занимать все пустующие земли и обрабатывать их законно. Да, государство мало думает о бедных и нищих, и много денег тратит на войны, с этим я соглашусь. Но если бы государство в Риме вдруг захотело стать совершенным и стало кормить всех бедных за свой счёт, то деньги бы у него очень быстро закончились, а взять их можно только захватывая новые народы и новые территории, обрабатывая новые земли и ведя интенсивную торговлю. Римский народ обогащается не от самих войн, нет, он обогащается от всестороннего освоения новых пространств. Дикие народы не понимают, как нужно вести хозяйство, чтобы много зарабатывать, у них масса бессмысленных запретов и свои примитивные правила ведения хозяйства, а Римский сенат разрешает своим гражданам все интенсивные способы заработка. Наши люди умеют разбогатеть и учат этому другие народы, а значит несут культуру отсталым варварам. Поэтому войны Римской республике и необходимы и неизбежны, а вот народы, которые мы захватываем должны быть нам благодарны. Больше скажу – сенат начал проводить ряд мер по улучшению породы римского гражданина. Сюда входит не только более качественное обучение профессиям, теперь будут следить, чтобы граждане поддерживали физическую форму, говорят, Цезарь хочет, чтобы гладиаторские бои проводились как можно чаще, чтобы простые люди со стороны изучали техники боя и не боялись идти на войну. Оказывается, когда он был в Галлии, то узнал, что галлы часто практикуют поединки между свободными и рабами. Так молодые воины учатся не бояться крови и просто практикуются для сражения.
– Вот видите, вы тоже за войну. Разве это хорошо, когда человек убивает человека, человек превращает другого человека в раба?
– Согласен. На первый взгляд – это выглядит ужасно: сильный унижает слабого, а у слабого нет выбора. Но ведь это живой пример: люди, понимая, что с ними может случится, если они не будут тренироваться, следить за своим здоровьем, начинают вести здоровый образ жизни и вообще поступают по человеческим правилам. Они стремятся стать лучше. Да, иначе их поработят такие как мы! Мир состоит из сильных людей и недоразвитых – он так устроен был и раньше и ничего тут не поделаешь, так происходит развитие. Только в давние времена сильные выгоняли слабых с плодородных земель и те умирали от голода сами либо первые убивали вторых. А теперь по другому: сильные прогрессивные народы вытесняют недоразвитые и отсталые, не убивая их, а пользуясь их трудом, рабским трудом. Это лучше. Я так считаю. А эти, недоразвитые, могут развиться в сильных и стать более-менее полноценными членами нашего общества или их убьют. Есть выбор. Ну, к примеру, в Малой Азии жило племя дикарей, которые не умели изготавливать ткани, до сих пор не знали, как плавить железо и они ходили с деревянными дубинами и резали своих овец костяными ножами. Конечно такое племя, как только Цезарь победил царя Фарнака, тут же пошло в рабство всё целиком. Зато так этих дикарей научат и плавить железо и ткать ткани и шить одежду. Человек существо обучаемое, хотя и очень ленивое.
– Скажите, кто присвоил человеку цель быть не ленивым, а активным, кроме той необходимости, о которой вы сказали? Если бы не захватническая политика Рима, то все народы жили бы в спокойствии и в той самой лени, о которой вы говорите, но в этом же и их счастье. Человек хочет жить в лени и умереть в расслаблении!
– Согласен! Но тогда соответствует ли эта лень цели его появления на свет? Может быть, у него цель быть могучим и целеустремлённым, а не расслабленным, мягкотелым и медленно соображающим?
– Согласен с вашей иронией, но хочу заметить, что ту цель, ради которой он, человек, должен быть могучим и целеустремлённым, нам не может обозначить даже сам верховный наш бог – Юпитер. А ему мы уже принесли немало жертвоприношений! Где та цель, кто нам утвердительно скажет ради чего всё это? Может быть правильно расслабиться, а не напрягаться?
– Да, человек такое существо, которое само придумывает себе цели и задачи. И если у одних людей цели и задачи более правильные, то они и побеждают, а у тех, у кого совсем нет целей или они ложные – вот эти народы и проигрывают! Вот это я считаю, правильным! Вспомните Александра Македонского с которым правильные греки победили неправильных персов. Богиня Виктория сама выбирает победителя! Это и есть подтверждение правильности того курса, по которому идёт народ, а если вы уважаемый не хотите убивать людей на войне, то приносите пользу родине и себе мирным трудом, он тоже необходим.
– Вы не сенатор случаем? Уж что-то очень складны ваши речи и хорошо заточен язык!
– Да нет, я… помощник Гая Юлия Цезаря. Сейчас мы работаем над внедрением в римскую повседневную жизнь программы улучшения человеческой породы граждан Рима. Дело в том, что римляне в своей массе невысокие и некрепкие люди. Это стало сильно заметно, когда к нам стало приходить множество рабов из Греции, Северной Африки, Кавказа, в среднем все рабы-мужчины из этих земель по росту немного выше среднего гражданина Рима – это было чётко замечено. Греки улучшают свою породу, привозя себе жён из Скифии, Фракии, Кавказа, Судана и выбирают самых высоких и здоровых рабынь, при этом свою молодёжь они заставляют постоянно тренироваться и участвовать в спортивных состязаниях. А что происходит у нас? Физическая культура поддерживается только в семье. У римлян есть непреложный закон, по которому римлянин может жениться только на римлянке, а физические тренировки в огромном городе проводить негде. Для этого есть только маленькие тренажёрные залы при наших банях, но они платные и поэтому в них тренируются только богатые римляне, а все остальные горожане не имеют никаких возможностей заниматься своим здоровьем. Цезарь на днях выступил с программой оздоровления римского общества и если сенат примет её, то мы получим много всего нового… Римляне станут тренироваться бесплатно в спортзалах, в городе будут работать лучшие в мире инструкторы по разным видам борьбы, с оружием и без…
Рим. Сенат.
Сенатор Гай Опий:
– Все мы прекрасно знаем, в чём сила Рима и почему наш город стал таким великим и богатым: это и максимальная свобода наших граждан, которым ничто не мешает заниматься всевозможными видами трудовой деятельности, наш великий и могучий бог Юпитер ничего не запрещает своим приверженцам, как это делают боги и старейшины у других народов, к примеру, у некоторых народов запрещено выращивать свиней или есть коров, ловить и есть рыбу и многое другое – у нас разрешено всё, что нравится нашим гражданам и не делает их больными или слабоумными; у нас присутствует всесторонняя помощь сената нашим купцам, ростовщикам и предпринимателям, даже за границей; мы защищаем интересы наших людей в любом конце мира – и это не пустая демагогия, это практическое ежедневное исполнение нашего закона; кроме этого, мы постоянно строим многоквартирные дома и сдаём их в аренду за незначительную плату – у нас нет бездомных граждан в городе, сенат понимает, что если в деревне община строит дом новой семье, то в городе человек не сможет один построить себе дом для жизни – это даёт возможность нашим семьям заводить любое количество детей; всем им, когда они вырастают, находят работу наши чиновники; забота о подрастающем поколении при всём этом сильно отстаёт, а это очень важная часть общей заботы нашего сената о населении. Дух и культ свободы и справедливости – это не всё, что нужно нашим людям, чтобы преуспеть нашему государству в окружающем нас пространстве. Нам нужно как то развиваться – не стоять на месте. Наш прославленный человек – Гай Юлий Цезарь сейчас расскажет о том, как развить моральные качества у наших соотечественников, сделав из них более подготовленных бойцов и вообще более успешных людей. Ведь мы не можем заставлять наших людей заниматься спортом и умственно развиваться, но мы можем поднять моральный и боевой дух в нашем обществе так, чтобы люди сами захотели развиваться. Именно в этом смысл этой программы.
Речь Цезаря:
– Достопочтенные сенаторы! Хочу предложить вам программу улучшения человеческой породы наших граждан. Потому что считаю, что римляне сильно отстают в физических качествах от некоторых других народов. Но сейчас по порядку.
Сначала я хочу объяснить, почему я пришёл к такому выводу. Вспомните, как мы вели последние войны. Война с понтийским царём Митридатом Эвпатором. Да, у нас хорошие ремесленники, которые изготавливают много хорошего, и даже больше скажу, лучшего в мире оружия, но воины, которые носят это оружие, не всегда хорошо подготовлены. Дело в том, что наше государство вынуждено вести войны, чтобы бороться с тупостью других и неуважением наших прав на международной арене! Наши граждане ведут предпринимательскую и ростовщическую деятельность во всех странах мира – это абсолютно законно и не противоречит международным правилам. Мы всецело готовы поддерживать и защищать их при этом! Это правильно! Чтобы они чувствовали себя уверенно и в бою и на мирном поприще, они должны получать соответствующее воспитание и образование. Под воспитанием я имею в виду полноценную физическую и моральную подготовку к взрослой жизни в возрасте 15–18 лет. Город Рим должен кроме всего прочего водить этих парней на гладиаторские бои, показывать кровь конкретных бойцов во время боя. В моём походе против понтийского царя Фарнака я столкнулся с таким явлением как страх новобранцев перед видом крови, страх перед мёртвыми телами, даже обмороки! А теперь можете себе представить, что все мои воины во время сражения упали в обмороки?! Я тоже не могу и не хочу представлять этого! Дело в том, что у меня был набор молодых парней 16–18 лет в моём восточном походе и эти ребята боялись всего, мне пришлось купить двести рабов привязать их к столбам и каждый новобранец должен был проткнуть этих рабов своим мечом и увидеть кровь. Согласен! Жестокая мера, но на тот момент я ничего другого не придумал, а эта мера сработала. Так они приобрели уверенность, стали настоящими воинами, и я смог победить сына Митридата царя Фарнака, как вы знаете. После этого понтийцы вернули нам все наши земли в Малой Азии и больше не хотят с нами воевать. Римляне не рождаются со сверхспособностями, но мы должны обучать их всему, чему можем. Именно забота о каждом гражданине отличает наше государственное управление от отсталых монархических режимов Востока. Этим мы сильны и поэтому наши армии должны побеждать и побеждают на самом деле, в отличие от восточных, где провизии всегда не хватает, оружие всегда старое и затупившееся, где родственные отношения, а не личные качества, делают воина офицером и полководцем. Человеческий фактор, сила и воля каждого отдельного воина делают нашу армию сильнее остальных. Даже раб должен иметь право стать главнокомандующим в армии и мэром города в мирной жизни, если он себя хорошо показал! Это важно! И в этом направлении мы должны работать и дальше. Поэтому, я считаю, как часть воспитания нашего народа – жестокие зрелища! Они будут решать нашу проблему боязней и страхов! Я за свой счёт организую гладиаторские бои, помогу предпринимателям организовать несколько гладиаторских школ. Кроме того, гладиаторов можно приглашать из свободных – я уверен, есть много людей в Риме, готовых показать своё мастерство боя с оружием и проверить свои силы. Это только укрепит наше общество и государство в целом…
Всплеск 3-й: За два месяца до событий
Греция. 79 год нашей эры.
– Ты римлянин? Как тебя зовут? Сколько лет? – спросил человек, записывающий на отборочные соревнования по бегу на Олимпийские игры.
– Да я родился в Риме! Кербер! Девятнадцать! – ответил Кербер.
– Я сейчас запишу тебя на предварительные соревнования, ты хочешь участвовать в беге на все дистанции, кроме гоплитского? После предварительного забега мы выберем сто претендентов, которые будут участвовать непосредственно в Олимпийских играх, если сегодня пробежишь плохо, больше не участвуешь – понял?
– Понял!
На Олимпиаде бег был четырёх видов: простой забег на стадию (192 метра), забег на две стадии, забег на семь стадий и забег гоплитский со щитом. Последний забег хоть и назывался гоплитским, но в те времена, о которых идёт речь, бегущий держал только щит в 7-8 кг, но при беге и это было тяжело, потому что бежали спортсмены две стадии (384 метра).
Предварительный простой забег Кербер выиграл, на две стадии прошёл отборочные соревнования, оказался в сотне , а на семь стадий проиграл. Его выигрыш в простом забеге ещё ничего не значил, на забег пришло больше тысячи человек, а он бежал с сотней. Да ещё из этой сотни взяли десятерых. Основная Олимпиада наступила на следующий день. Вот тут ему не так повезло в простом беге – он выиграл в первом забеге, но финальный забег проиграл – он пришёл вторым. А в двойной стадии он пришёл третьим – для Олимпийских игр второе и третье место – это проигрыш. Нужно было только выиграть. Победитель получает всё: лавровый венок, когда он приходит в свой город его встречают как героя, от государства он получает пожизненную пенсию, то есть, теперь его любят и уважают все, а второе место – это конец, конец всех надежд и устремлений, никому не интересен спортсмен, получивший второе место или третье место, да, да, именно так и было тогда.
– Ты прибежал вторым, Кербер, можешь ехать домой! – сказали ему и он поехал обратно в Рим.
Он пришёл к своему бывшему хозяину, господину Сервию:
– Я хотел бы продолжить работать вашим садовником или кем-нибудь ещё.
– Что, говоришь, занял второе место на Олимпиаде? Не всем везёт в этом мире! Может быть – прославиться это не твоё. Успокойся и забудь о славе, попробуй радоваться простому спокойному человеческому счастью, без нервов и тревог! Ты умеешь читать, писать и играть на музыкальных инструментах, это хорошо, но сейчас это не пригодиться, давай я поставлю тебя нашим охранником. Будешь ночью охранять поместье. Жить будешь у меня, питаться тоже, правда денег платить буду мало. Охранникам я много не плачу.
– Согласен, господин Сервий.
Кербер, поработав охранником, попытал счастье и на другой работе, но хороших денег не заработал нигде, поэтому продолжил поиски.
Через два года, когда ему исполнилось двадцать лет, он решил вступить в школу гладиаторов Марка Ассиния Цельса.
Всплеск 4-й: Первые выступления
Итак вернёмся к нашим героям. Через пару дней после предыдущих событий.
Два человека: Кербер и Сир стояли возле клетки с леопардом и разговаривали о тонкостях своей работы.
Расскажу о бестиарии Сире.
В детстве Сир рос крепким здоровым ребёнком, очень независимым и свободолюбивым, несмотря на то, что он родился в семье рабов. Сам он родился в Риме, несмотря на то, что имел имя Сир – так его назвал первый его рабовладелец, потому что оба его родителя были из Сирии, именно так римляне образовывали имена. Уроженца Галлии называли – Гал, уроженца Иберии – Ибер, а не, скажем, Галлиец, или Ибериец. Теперь вспомните вождя гладиаторского восстания Спартака, все думают, что он из Фракии, но по его имени мы понимаем, что он спартанец из Спарты. Так вот, рабовладелец разрешил родителям Сира заключить брак, когда они ещё отбывали свой рабский срок и также, когда мать его забеременела Сиром, не запретил рожать. Сир до шестнадцати лет жил в доме своих рабовладельцев, помогал по дому, помогал обслуживать огромный рабовладельческий сад только за еду, он жил у своего хозяина безо всякого «договора о рабстве», потому что был несовершеннолетним. Зато его родители отработав свои десять лет рабства, точнее сказать, отец отработал десять лет, получил свои деньги от рабовладельца и выкупил на часть из них, свою жену, бывшую рабыню.
Немного расскажу о римском рабстве, ведь вы все должно быть считаете его самым страшным временем в истории человечества. Но это было не так, точнее сказать, не было страшного всеобщего угнетения бесправных рабов жестокими рабовладельцами. Да, раб оставался рабом, но… В рабов превращали пленных после сражений, пленённых повстанцев, скажем, в Иудее или Греции подняли восстание мужчины и женщины, когда восставших берут в плен (во время восстания населения могут взять в плен всех родственников повстанца), то продают их перекупщику, тот ведёт их на рабский рынок и продаёт. Основная масса рабов – это бывшие пленные, но не только пленённые от рук римлян, на рабские рынки рабов могли привести берберы, пленившие своих врагов или те же германцы. В рабы также закабаляли за денежные долги и иные тяжкие, но социально не опасные преступления – это происходило по решению суда, но таких людей было не так много. Итак, перекупщик приводит рабов на рабский рынок и выставляет их на продажу. С другой стороны, на рынок приходят люди, которым нужны рабы и они ищут себе подходящих. Кстати, по цене красивые девушки были самыми дорогими из рабов (спрос на них был высокий тогда и остался высоким сегодня!), за ними по цене шли крепкие парни, имеющие профессию (кузнец, актёр, музыкант, врач, знаток разного рода информации – юриспруденции, астрономии, литературы и т. д.), а далее шли остальные – дети и подростки без профессии, пожилые люди. Покупателю нужно было ещё доказать, что будущий раб, человек вполне адекватный (не псих), умеющий работать по своей профессии, дебилы и психи тогда тоже были не нужны. Представьте, покупатель тщательно рассматривает рабов (зубы, кожные заболевания и отверстия – горло, уши и конечно остальные тоже, поэтому рабовладелец перед продажей требовал у рабов обязательно тщательно мыться!) и выбирает по соотношению цена–качество. Он покупает себе человека, при этом руки раба связаны верёвками и уводит домой. С рабами рабовладелец мог не заключать никакого рабского договора, потому что теперь раб становился собственностью своего хозяина, но в этом случае рабы-мужчины, находясь в состоянии абсолютного бесправия, рано или поздно бежали бы от своего хозяина. При этом женщины или девушки из-за своей природной беззащитности никогда не убегали. Поэтому именно с мужчинами рабовладельцы заключали рабский договор, обычно на десять лет (мог хоть на сколько). По этому договору: раб обязывался исправно выполнять все приказы рабовладельца, а рабовладелец должен был обеспечить рабу мало-мальски полноценную жизнь и заработную плату по окончании рабского срока. Хозяин мог отправить раба на работу вне своего хозяйства, к примеру, грузчиком, разнорабочим, музыкантом или даже государственным служащим, и забирать его зарплату себе. Были случаи, когда раб дослуживался до работы мэра города при этом оставаясь по статусу рабом! При этом раб мог пожаловаться в суд на рабовладельца, а судья оценивал такие ситуации на свой личный взгляд, отталкиваясь от своего собственного мнения о справедливости и целесообразности. Не было такого: «Ты его раб, поэтому ты всегда не прав!» А действовал другой принцип: «Раб рабу – рознь». В римском рабовладельческом мире ценились знания и умения раба, поэтому и судьи к полезным рабам относились более уважительно и благосклонно. Так вот женщине в этом смысле повезло меньше – она никуда не убегала, если к ней относились более менее нормально, то она даже могла чувствовать себя счастливой, привыкала к своей жизни и не стремилась её поменять, навсегда оставаясь в вотчине своего рабовладельца. Поэтому с девушками и женщинами не заключали рабских договоров, они жили у хозяина до конца своей жизни либо хозяин разрешал какому-нибудь свободному человеку выкупить девушку или женщину себе в жёны или наложницы.
Как мы знаем, тюрем в Древнем Риме не было вообще – это было невыгодно; тюрьмы сводили людей с ума, не улучшали человеческую породу и порождали моральных маргиналов. Мои дорогие читатели! Как бы вы не сопротивлялись, государство (любое нормальное государство!), а точнее самые важные лица этого государства, всегда заинтересованы и всегда проводят мероприятия (неофициально и засекречено, но всегда поверьте мне!) по улучшению человеческой популяции своего народа. В России сейчас такой программы нет, но в наши дни такие мероприятия проводятся другими государствами со своими народами и это правильно и полезно, поезжайте по России, посмотрите, что сейчас происходит с русским генофондом сами поймёте. Кстати, в США заключённых в 2017 г. зафиксировано 2,2 млн. человек, а в России в 2000 г. – 2 млн. Сейчас к 2018 г. гораздо меньше – это связано с уменьшением расходов на тюрьмы и амнистиями. Но вернусь к рассказу про бестиария Сира.
Так вот отец Сира выкупил свою жену и уехал на родину в Сирию. А их сын Сир остался работать только за еду у хозяина до своего совершеннолетия. Потом он пошёл работать грузчиком, пару лет проработал в цирке водоносом, также как Карпофор. Его даже обучили акробатике и он показывал разные трюки на публике.
О его непреклонном и сильном характере может судить один рассказ.
Когда он работал в цирке все ушли на пляж, потому что было жарко и работники цирка захотели расслабиться после напряжённого трудового месяца представлений. Кстати, цирк был небольшой всего сорок человек, в нём выступали актёры со спектаклями, дрессировщики с медвежатами, собаками, змеями, фокусники и акробаты. А Сир остался в цирке, потому что приболел простудой, так как до этого много выпил холодного молока (он не пил алкогольные напитки, зато очень много употреблял молока), и потому что нужно было присматривать за общим имуществом. Короче говоря в цирке больше никого не было. В этот момент к нему нагрянули какие-то незнакомые бездомные (одиннадцать человек) люди. Они попросили еды, а если нет, то поработать за еду или деньги. Вышел Сир и сказал: «Заходите завтра! Сегодня никого в цирке нет – выходной!» Бродяги поняли, что в цирке только он один, да ещё больной и щуплый парень и кто-то из них сказал: «Давай найдём у них еду, одежду, что можно унести и уходим!» Они оттолкнули Сира, ему было тогда семнадцать лет, он был неказистый и казалось безобидный («Отойди! Не мешай!») парень и стали искать всё, что, как говорится, плохо лежит. Но Сир нашёл палку подлиней (два с половиной метра) и забил всех их – никто не смог уйти! Его быстрые и точные удары настигли всех, дело в том, что с этим шестом он совершал свои прыжки через препятствия и шест был продолжением его рук, так сказать, ну а когда он прыгал, его ног. Итак, он гонял их по всем помещениям цирка, но догнал каждого! Избил палкой и связал верёвками. Затем пошёл спать, потому что выпил до этого снотворное и сильно хотел спать. Оказалось почти у всех бродяг были сломаны рёбра, у некоторых челюсти, сломаны руки, некоторые имели слабое здоровье и сейчас испытывали предсмертные муки, теряли сознание время от времени, поэтому пришедшие циркачи, кроме того, что сильно удивились увиденному, тут же, от греха подальше, тронулись в путь вместе с бедолагами-бродягами, которых они высадили в лесу за сто километров от Рима. Сир после этого стал уважаемым человеком в цирке, но хотел большего.