Традиция осыпать молодых конфетти также уходит корнями в древность – только в те времена вместо конфетти гости бросали пшеничные колосья и осыпали ими лишь невесту, чтобы у нее было много детей. На Востоке вместо пшеницы бросали рис. Там считается, что чем больше риса упадет на новобрачных, тем богаче будет их жизнь и тем плодовитее будет молодая жена. Эту традицию переняли на Западе, и в наши дни жениха и невесту тоже чаще всего осыпают рисовыми зернами.
Свадебный торт – наследие тех времен, когда гости приносили на свадьбу небольшие пирожки для невесты, еще один символ и пожелание плодовитости. Традиция звать на свадьбу подружек невесты, шафера и друзей жениха зародилась у англосаксов. Друзьям новобрачных отводились важные роли. Во-первых, они должны были проследить, чтобы жених и невеста явились на церемонию, а во-вторых, объяснить непонимающим гостям, зачем семьи решили заключить такой союз. Шафер изначально был одним из нескольких рыцарей невесты, который охранял ее до бракосочетания.
Никто не должен был увидеть невесту в подвенечном платье до дня свадьбы; сейчас, однако, это разрешается всем, кроме будущего мужа. Самой невесте запрещалось смотреться в зеркало, а чтобы злые люди не увидели ее красоту и не сглазили, она закрывала лицо фатой. Традиция надевать фату популярна и в наши дни.
Как гласит старинное стихотворение, в день свадьбы на невесте должны быть «вещь старая, вещь новая, вещь чужая, вещь голубая»; но при этом часто забывают финальную часть – что в туфельку невеста должна была положить монетку в шесть пенсов. Все эти предметы также несут символический смысл.
«Вещь старая» – прошлое невесты: девушкам дозволялось взять с собой из прежней жизни очень немногое. «Вещь новая» – небольшой подарок, означающий ее новый статус. «Вещь чужая» – символ того, что у невесты надежные друзья; нужно было взять ее взаймы у подруги или той, кого невеста давно знает. «Вещь голубая» – в те времена голубой (или синий) цвет считался символом чистоты и означал, что девушка выходит замуж девственницей. А монетка – знак того, что за невесту дают щедрое приданое. Этот ритуал я наблюдал своими глазами в 1960-е годы в Суррее, куда меня пригласили на свадьбу.
Издавна считается: для того чтобы брак был счастливым, необходимо послать по куску торта всем родным и близким жениха и невесты, которые не смогли присутствовать на свадьбе, в знак уважения и как символ, что теперь они тоже входят в ближний круг молодой пары. В Средние века рыцари невесты сражались за ее подвязку; победителя, как считалось, ждет долгая и счастливая жизнь.
Однако со временем под влиянием церкви этот обычай ушел в прошлое. Дело в том, что церковь выступала против насилия, особенно ради такой пустячной вещи. На смену этой традиции пришла другая: невеста бросает подружкам свой букет. Считается, что та, кто его поймает, выйдет замуж следующей.
Кроме того, букет символизирует богатство и статус невесты: девушка, которая его поймает, обретет благополучие, и ее жизнь сложится удачно.
Суеверия связаны даже с поздравительными речами, которые произносят на свадьбе. Считается, что, пока гости их слушают, всякие мелкие бесы и третьестепенные божки, вместо того чтобы строить козни новобрачным, будут осыпать непристойностями друг друга. Много веков назад на свадьбу даже нанимали специальных людей для произнесения речей, но сейчас эта обязанность в основном ложится на плечи шафера.
Медовый месяц – это просто название одного лунного месяца со дня свадьбы; в этот период новобрачные уезжали, а гости должны были продолжать праздновать, есть мед, пить вино и медовые напитки.
Таким образом, медовый месяц – это праздник для гостей, а не для молодоженов. Во все времена отказаться от приглашения на свадьбу или не приехать означало страшно оскорбить семьи жениха и невесты. И по сей день считается, что, получив приглашение, нельзя его отвергать, иначе вас постигнет беда.
Также очень много примет и суеверий связано с тем, в какой день недели проходит свадьба. Есть даже старинная поговорка: «В понедельник – к богатству, во вторник – к здоровью, в среду – к счастью, в четверг – к потерям, в пятницу – к смерти, в субботу – к неудачам».
А про воскресенье ничего не сказано потому, что даже в те времена церковь редко разрешала венчаться в этот день.
Лучшее время для свадьбы, как считалось, – утро или полдень: в первом случае свадебное застолье превращалось для гостей в обильный завтрак, во втором все верующие люди могли до начала торжества посетить церковь и помолиться за жениха и невесту. А вот жениться после захода солнца во многих странах считается плохой приметой: в этом случае молодожены переживут своих детей.
В первую брачную ночь жених торжественно запирает все окна и двери. Еще одна старинная примета гласит, что тот, кто первым уснет в эту ночь, первым и умрет.
Женщинам свадьба в мае сулит нелегкую судьбу. В этом месяце древние римляне не играли свадьбы, потому что май был месяцем поминовения мертвых, когда им приносили подношения.
Что касается других месяцев, в каждом есть наиболее счастливые для брака даты: считается, что, если устроить свадьбу в эти дни, жена всю жизнь будет хранить мужу верность и горячо его любить.
Вот эти дни: 2, 4, 11, 19 и 21 января; 1, 3, 10, 19 и 21 февраля; 2, 5, 13 и 20 марта; 2, 4, 12, 20 и 22 апреля; 2, 4, 12 и 20 мая; 1, 3, 11, 19 и 21 июня; 1, 3, 12, 19, 21 и 31 июля; 2, 11, 18, 20 и 30 августа; 1, 9, 16, 18 и 28 сентября; 1, 18, 15, 17, 22 и 29 октября; 5, 11, 13, 22 и 25 ноября; 1, 8, 10, 19, 22 и 29 декабря.
В зависимости от региона даты варьируются. Есть перечни и несчастливых дат для бракосочетания; что интересно, многие из них совпадают с числами из счастливого списка. Здесь, впрочем, тоже наблюдаются местные расхождения.
Во всем мире есть традиция отмечать определенные годовщины свадьбы; у некоторых даже есть особые названия. На эти годовщины супругам принято дарить подарки, выполненные из материала, по которому и названа эта дата. Ниже приводится список таких празднеств; в скобках указаны альтернативные названия, так как в некоторых странах и даже в регионах внутри одной страны они разнятся.
Первая годовщина → Бумажная
Вторая → Хлопковая
Третья → Льняная (кожаная)
Четвертая → Книжная (фруктовая или льняная)
Пятая → Деревянная
Шестая → Сахарная (железная)
Седьмая → Шерстяная (медная)
Восьмая → Кожаная (резиновая или бронзовая)
Девятая → Глиняная (ивовая)
Десятая → Оловянная (алюминиевая)
Одиннадцатая → Стальная
Двенадцатая → Шелковая (льняная)
Тринадцатая → Кружевная (лунного камня)
Четырнадцатая → Слоновой кости (мохового агата)
Пятнадцатая → Хрустальная (стеклянная)
Шестнадцатая → Топазовая
Семнадцатая → Аметистовая
Восемнадцатая → Гранатовая
Девятнадцатая → Гиацинтовая
Двадцатая → Фарфоровая
Двадцать пятая → Серебряная
Тридцатая → Жемчужная
Тридцать пятая → Коралловая
Сороковая → Рубиновая
Сорок пятая → Сапфировая
Пятидесятая → Золотая
Пятьдесят пятая → Изумрудная
Шестидесятая → Бриллиантовая
Семьдесят пятая → Платиновая
Как правило, к первой годовщине пара уже нянчила первенца. Тут стоит напомнить читателям, что в те времена продолжительность жизни была гораздо меньше, чем сейчас. Большинство умирало до сорока лет; после пятидесяти люди уже считались глубокими стариками, а к тем, кто дожил до шестидесяти или еще более преклонного возраста, относились с огромным почтением и даже благоговением.
Люди в основном женились еще подростками (по современным меркам) – только в этом случае у них была возможность до наступления среднего возраста вырастить детей и обустроить быт. В те времена люди жили сплоченной общиной, и односельчане всегда готовы были прийти друг другу на помощь. Поэтому, едва разносилась весть о беременности молодой жены, женщины со всей деревни спешили к ней с советами, в том числе насчет того, что можно и нужно делать, а чего нельзя. Среди суеверий, связанных с беременностью и родами, обнаруживаются весьма причудливые.
В Европе и некоторых английских деревнях было распространено поверье: сколько у женщины выпало зубов в первую беременность, столько у нее будет и родов. Если за раз выпадало два зуба – значит, родятся близнецы. Как правило, женщины больше всего боялись, что ребенок появится на свет недоношенным. Чтобы этого не случилось, люди собирались возле дома молодой семьи и забрасывали на крышу камни. На самом деле это очень древняя традиция, и возникла она еще в дохристианские времена, в Древней Греции, где камням поклонялись и даже обожествляли их.
Женщины также высчитывали, когда именно родится дитя: они верили, что по месяцу рождения можно предсказать, насколько ребенок будет умным или сколько проживет. Также определенные месяцы считались наиболее благоприятными для зачатия. Но в первую очередь всем был важно, чтобы ребенок родился здоровым.
И женщины, и мужчины испытывали ужас перед кесаревым сечением – учитывая, что мы знаем сейчас, эти страхи совершенно понятны. В те времена ни о какой гигиене речи не шло, и молодой матери оставалось надеяться лишь на помощь других женщин, которые за ней ухаживали. И надо сказать, в том, кто касается ухода за роженицей и новорожденным, эти женщины опирались не только на суеверия, но и на старый добрый здравый смысл и накопленный годами опыт.
В наши дни, кстати, многие считают, что благодаря развитию медицины дети, появившиеся на свет через кесарево сечение, отличаются более высоким интеллектом. В ходе этой операции риск родовых травм и последующих проблем со здоровьем для ребенка минимален. И статистика подтверждает это предположение.
Если мы говорим про развитые страны, здесь происхождение многих примет и поверий еще можно проследить; а вот что касается первобытных племен Африки и Южной Америки, истоки тамошних суеверий покрыты мраком. Особенно яркий пример – суеверия, связанные с последними месяцами беременности. Мужчины, за редчайшим исключением, вообще держатся подальше от всего, что связано с родами. Однако в последние сорок-пятьдесят лет наметились изменения: многие мужья сопровождают своих жен в роддом и присутствуют на родах. Акушеры, как правило, такое стремление поощряют.
Для большинства это незабываемый опыт, который еще сильнее сближает супругов и скрепляет брак. Однако еще совсем недавно мужчина, едва у жены начинались роды, исчезал и не возвращался, пока все не закончится.
В некоторых примитивных племенах мужчине запрещалось видеть жену на сносях: она всю беременность до самых родов жила с другими женщинами и почти не показывалась на людях. Нередко беременной запрещалось даже произносить имя мужа, потому что тогда он ослабеет и не сможет охотиться.
На время менструации женщина также должна была уйти из дома и вернуться, только когда полностью очистится. Мужчинам в этот период запрещалось с ней общаться и смотреть на нее; нельзя было даже приносить еду или помогать, если с ней случалась беда. Женщин по время месячных боялись и даже считали проклятыми. Возможно, поэтому уже в наши дни одним из эвфемизмов для обозначения менструации стало «проклятие». Называют ее так в основном сами женщины.
В Античности, Средневековье, а также в начале Нового времени мужчины мало общались с женщинами; они жили в разных мирах. Новоиспеченного отца в первую очередь интересовал пол ребенка, потому что каждый мужчина хотел сына, продолжателя рода. В королевских и дворянских семьях, однако, и рождение дочери не было такой уж трагедией, потому что ее можно было выдать замуж за отпрыска какой-нибудь не менее знатной династии и тем самым скрепить политический союз.
Во всем мире едва ли не важнейшими людьми в судьбе новорожденного на протяжении веков были астрологи. Хорошо, если составленный ими прогноз оказывался благоприятным и предрекал ребенку счастливую жизнь. Если же предсказания звезд не сулили ничего хорошего, ребенка ждала печальная участь. Известны случаи, когда новорожденного, прогноз которого оказывался крайне неблагоприятным, просто убивали.
В Западной Европе к женщинам и младенцам относились все-таки лучше. В Великобритании до сих пор в ходу стихотворение о связи дня рождения и судьбы. Оно существует во множестве вариантов, но самый распространенный звучит так:
Рожденный в понедельник хорош собой,Рожденный во вторник полон благодати,Рожденный в среду познает многие печали,Рожденный в четверг далеко пойдет,Рожденный в пятницу добрый и щедрый,Рожденный в субботу будет трудиться в поте лица,А вот рожденный в воскресеньеКрасив, беззаботен, добр и весел.А вот на севере Великобритании, например, несчастья ждут рожденного в пятницу, а рожденный в среду будет весел и беззаботен. В деревнях Корнуолла и Девона считается, что ребенок четверга станет вором. А вообще, если собрать все варианты этого стихотворения, получится, что удача – или неудача – ждет любого независимо от дня рождения. Однако кое в чем все варианты сходятся: наилучшая судьба уготована рожденному в воскресенье.
В некоторых приморских районах Англии считается, что такого человека не получится повесить и он ни за что не утонет. В Скандинавии верят, что у него есть дар провидения и колдовские чары над ним не властны.
Если ребенок родился на новолуние, его ждет счастливая жизнь; если на растущую луну – значит, следующий ребенок в семье будет того же пола, а если на убывающую – противоположного. А вот рожденный в дни темной луны, как верили, долго не проживет. Особенно удачливы те, кто родился в так называемые молитвенные часы, то есть в ночное время, когда молятся монахи в монастырях. В Уэльсе широко распространено поверье, что чем раньше (в течение суток) родится ребенок, тем дольше он проживет. Есть даже поговорка: «Кто поздно родился, тот рано умрет». Рожденного на рассвете ждет успех, а вот те, кто родился на закате, ленивы и лишены честолюбия.
Суеверия окружают новорожденного с первых минут появления на свет. Если у младенца на лице есть родинки, мать якобы может их слизать, только делать это надо утром натощак и даже до того, как она что-нибудь выпьет. Повторять ритуал нужно столько дней, сколько потребуется.
Если ребенок рождается в «рубашке», то есть с околоплодной оболочкой на лице, – это очень хороший знак: такому человеку будет во всем везти. Он ни за что не утонет и не сможет утопиться. Поэтому моряки считали «сорочку» талисманом и брали с собой в море. А покупали они ее у повитух, которые втайне от рожениц сохраняли «рубашку» и за немалые деньги продавали всем желающим. И моряки за такой талисман были готовы отдать целое небольшое состояние. В некоторых регионах Средиземноморья такая торговля предположительно ведется и в наши дни.
Юристы и политики тоже когда-то верили, что «рубашка» наделяет владельца даром красноречия, поэтому вслед за моряками стремились приобрести «чепчик счастья».
«Рубашку» ни в коем случае нельзя выбрасывать или уничтожать, иначе ребенок заболеет или умрет. Считалось, что выброшенную «сорочку» заберут феи, и тогда ребенок всю жизнь будет послушно исполнять их приказы, а далеко не все феи добрые!
Весьма любопытные суеверия связаны с рождением близнецов и другими многоплодными родами. В некоторых первобытных обществах, если рождались разнополые близнецы, девочку могли даже принести в жертву; в других же это просто считалось доказательством того, что отцу недостает мужской силы. А еще в некоторых странах мира есть поверье, что, если женщина за один раз родила больше одного ребенка, значит, она изменила мужу, потому что от одного мужчины якобы может родиться только одно дитя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги