Ирина Корнева
Пенсионное дело. Документальный детектив. Книга 3
Введение
Если в первой книге «Пенсионное дело. Документальный детектив» приведены основополагающие законы действующего пенсионного законодательства в нашей стране с советских времен и до настоящего времени в аспекте сохранения ранее приобретенных пенсионных прав и недопущения умаления этих прав, гарантированных нашей Конституцией. И для лучшего понимания всего произошедшего в нашей стране я представила изменения пенсионного законодательства в наглядной временной форме в виде Инфографики и теперь, каждый может понять – какие законы действовали в момент его выхода на пенсию. Согласно содержанию статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к отношениям, которые возникли после введения их в действие. Действие закона, вступившего в силу, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях (обратная сила закона), когда это прямо предусмотрено законом (например, ФЗ № 340-1 отменен с 01.01.2002 года, статья 31 пункта 2 ФЗ № 173)
Во второй книге документального детектива я рассказываю, как могут скрыто нарушаться наши пенсионные права чиновниками ПФ РФ, причем нарушения носят массовый характер до сих пор, в конце я привожу примеры с открытых форумов 2020 года. Как законно отстаивать свои права? В связи с этим всем рекомендую внимательно ознакомиться с одним из последних Федеральных законов «О страховых пенсиях» №-400. Мы все сегодня являемся получателями страховых пенсий.
Так, почему пенсионные проблемы, возникающие в нашей суетливой жизни, не решаются и не решаются годами, когда мы обращаемся к тем, кто их может и должен решать? Вследствие чего это происходит, ведь есть Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"– в нем все прописано, а может мы его ни разу не читали и не знаем все возможности, которые дает нам этот закон? И что происходит, когда мы так и не получив разрешения своего вопроса, обращаемся в суд и что из этого выходит. Об этом третья книга «Пенсионное дело. Документальный детектив.»
Глава 1 О порядке рассмотрения обращений граждан России ФЗ №-59.
Если у кого-то в памяти остались знания законов на право обращения в органы власти, действовавших до 2006 года, то многие указы и постановления, их было очень много, в 2006 году были отменены (все они перечислены в статье 17 закона ФЗ №-59) и ориентироваться сегодня надо только на один закон – закон №59 действует с 02.05.2006 года.
При этом рассмотрения содержание самих обращений регламентируется федеральными отраслевыми нормативными правовыми актами такими как: О Конституционном Суде Российской Федерации (по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан), Уголовно-процессуальным кодексом (рассматривающим возбуждение уголовного дела по заявлению или сообщению граждан), Гражданским кодексом ( о нарушении гражданских прав), Трудовым кодексом (о нарушениях трудовых прав), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенным, Налоговым кодексами, в которых устанавливается законный порядок рассмотрения жалоб.
Право на обращение представляет собой важную гарантию защиты прав и свобод человека и гражданина. В ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе и путем подачи жалоб, заявлений и предложений в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Так, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» определены требования мотивированного ответа на заявление, жалобу или иное обращение, разъяснения порядка обжалования принятого решения, включая обращение в суд. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (ст. 10).
В настоящее время принят ряд федеральных конституционных законов – Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который содержит нормы, регламентирующие отношения, связанные с рассмотрением обращений граждан.
Конституция РФ закрепляет отдельные способы защиты прав и свобод, это установленные в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ судебная защита прав и свобод каждого человека, в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ – право граждан на подачу жалоб в Конституционный Суд РФ.
В жизни все граждане фактически пользуются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", причем многие не читали его, но слышали о нем.
ОН ОЧЕНЬ КОРОТКИЙ И ЕМКИЙ ЭТОТ ЗАКОН – ВСЕГО 18 СТАТЕЙ.
Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение (в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина) в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 пункт 1).
Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (статья 2 пункт 2 и 3). При этом, обращаясь по вопросам касающимся чести и достоинства каких-то лиц, обратившийся обязан подтверждать все документально (сведения должны отвечать действительности).
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (статья 3 пункт 1).
Форма обращений может быть различной.
Предложение – рекомендация гражданина «по совершенствованию» законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление – просьба гражданина «о содействии в реализации» его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба – просьба гражданина «о восстановлении или защите его нарушенных прав», свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Вы обращаетесь к должностному лицу – это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
ВОТ ВЫ ОБРАТИЛИСЬ И ЧТО?
Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращенияПри рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы (информация с реквизитами, зафиксированная на материальном носителе, позволяющем ее идентифицировать) либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг")
НАПРИМЕР: Вы обращаетесь в прокуратуру с истребованием пенсионного (выплатного) дела, в связи с тем, что вам не предоставляют возможности сфотографировать некоторые важные для вас страницы, и даже покажете отказ пенсионного органа, тогда пенсионное дело будет истребовано и вы, объяснив, что вам надо, спокойно все сфотографируете в присутствии сотрудника прокуратуры. Для этого узнайте номер своего пенсионного дела, который вы увидите на обложке при ознакомлении (просмотре) с делом.
Вы должны знать, что вопросы пользования информационными ресурсами и реализация права на доступ к информации в них помимо конституционных положений регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В Конституции РФ ч. 4 ст. 29 закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и установленных федеральным законом.
2) гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (грифа секретности на пенсионных делах нет);
ВАЖНЫЙ ПУНКТ 3 СТАТЬИ 5 – КОГДА ВЫ НЕ ПОЛУЧИТЕ ОТВЕТА НА ОБРАЩЕНИЕ:
3) гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 (на анонимные обращения ответы не даются) настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона (Письменное обращение по вопросам, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа переадресовывается в компетентный орган);
(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 355-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»)
ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия (бездействие) обжалуются, а также в иные специально образуемые органы и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, чье решение или действие (бездействие) обжалуются.
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. (Если теряется значение или дальнейшее участие в рассмотрении обращения)
Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением
Я много раз встречала людей, которые боятся заявлять о нарушении своих законных прав, по принципу «как бы чего не вышло потом», уважайте себя иначе «потом» ничего не будет. Есть законы, действуйте в рамках законов, изучайте законы, добивайтесь их исполнения, терпеливо и достойно занимайте активную гражданскую позицию во благо всех.
1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
И хотя уголовной санкции за нарушение этой нормы нет, но в статьях 285 и 286 действующего УК РФ устанавливаются санкции за злоупотребление или превышение должностных полномочий. Злоупотребление и превышение должностных полномочий наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо арестом, либо лишением свободы.
Признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищение бюджетных средств, материальный ущерб). Важен мотив таких действий и материальный, и нематериальный ущерб.
Признаками превышения служебных полномочий является совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства (например, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального решения). При этом важен материальный, и нематериальный ущерб, вред, наносимый личности или государству в целом.
2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
ПРИ ЭТОМ НАДО ПОНИМАТЬ:Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Статья 7. Требования к письменному обращению
Особых требований нет, как на почте: Куда, от Кого, дата, подпись.
Суть обращения, прилагаемые документы.
Пересылка в электронном виде приветствуется.
Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения
1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 (не прочесть, что написано) настоящего Федерального закона.
3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 (обязательное указание адресата) настоящего Федерального закона.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
4. В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
ТО, ЧТО ЧАСТО НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ И ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА:6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению
ВЫ КОНЕЧНО ЗНАЕТЕ, ЧТО:1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (иначе это является нарушением статей 2 и 18 Конституции РФ).
2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место (особенно, если вы об этом просите).
Статья 10. Рассмотрение обращения (стоит внимательно прочесть эту статью, это требования к содержанию ответа на ваше обращение)
В следующей 11 статье узаконен порядок рассмотрения обращений.
1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение (об этом можно попросить);
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг")
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 (о порядке рассмотрения обращений) настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней представлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, для которых установлен особый порядок предоставления.
3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 (о неразглашении сведений) настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(часть 4 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 355-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации")
Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений
ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ЭТУ СТАТЬЮ – ПОЧЕМУ ВАМ МОГУТ ОТКАЗАТЬ В РАССМОТРЕНИИ ВАШЕГО ОБРАЩЕНИЯ, И НЕ ДОПУСКАЙТЕ ОШИБОК.
1. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона №-59 "О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации").
2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения
(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона №-59 "О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации").
3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
4. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 126-ФЗ см. выше в п.2)
4.1. В случае если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 355-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ОЧЕРЕДНУЮ ОТПИСКУ БЕЗ ОТВЕТА ПО СУЩЕСТВУ:
5. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 182-ФЗ см. выше в п.1)
5.1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.