Книга О чём нельзя молчать - читать онлайн бесплатно, автор Анна Дарсановская. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
О чём нельзя молчать
О чём нельзя молчать
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

О чём нельзя молчать

В наши дни, в суматохе и череде событий, заставляющих нас трудиться всё больше и работать усерднее, чтобы быть лучше, мы ставим во главу угла именно способность больше зарабатывать, потому что это приносит авторитет.

Подумайте, разве можем мы себе позволить надолго переключиться? Наш мозг каждый раз подает нам сигнал, что пора действовать, пора продолжать свой путь без остановок на меланхолию. Такова современная реальность.

Чувствуют ли дети любовь и заботу родителей в такой ситуации? Даже в погоне за самым дорогим, не забывайте, что самое дорогое у вас уже есть – это ваш ребенок. Он стоит дороже всего того, что вы бы хотели приобрести. И даже если планы грандиозны, помните, что минуты, проведенные в компании с ребенком за веселой игрой запомнятся ему гораздо больше, не же ли все купленные игрушки в его детстве.

***

Урок близился к завершению, старшеклассники писали тест, Дарья медленно ходила по рядам, контролируя процесс. Она не демонстрировала излишней строгости, но во время контрольных работ хотела, чтобы все было честно, и оценка ученика была заслуженной.

С ранних лет ей запомнились учителя в её родной школе, стоявшие позади ученика во время контрольной работы и пристально наблюдавшие за тем, как ученик выполняет задания. Это всегда мешало и очень сильно напрягало в эмоциональном плане, поэтому твердо зная, что она станет учителем, еще в детстве Дарья решила, что так поступать не будет.

Шли последние минуты занятия, и Дарья попросила всех завершить написание теста и сдавать работы. В тот момент, когда она подошла к парте где сидела Алиса, она увидела абсолютно чистый листок бумаги.

– В чем дело? – спросила Дарья её, сделав удивленный взгляд.

Алиса была очень трудолюбивая девочка. Она занималась спортом, играла на фортепиано и даже учувствовала в концертах в школьных мероприятиях. В десятом классе произошел конфликт с одним из учителей, и она получила четверку в году, тем самым закрыв себе дорогу к золотой медали. Алиса очень любила физику. Была лучшей в классе по этому предмету. Но и английский язык давался ей достаточно легко.

Алиса протянула учителю свой листок с тестом, на глазах её сверкнули слёзы. Как только прозвенел звонок, она молча вышла из класса самой первой.

«Всё понятно!», – заметила для себя Дарья. Это были дела сердечные. Дарья давно замечала, что Алиса тесно общается с парнем из своего класса. Они вместе играют в одной музыкальной группе и наверняка для нее это первая любовь.

Дарья не стала оценивать работу своей ученицы отрицательно.

На следующий день после урока она попросила Алису задержаться в кабинете. Та с неохотой кинула на стол громоздкий рюкзак и села позади него за парту так, что её было плохо видно. Глаза её были полны печали, в этот день она выглядела достаточно неопрятно, ведь всегда она стремилась к превосходному образу и яркой внешности. Надо заметить, что это была необычайно милая девочка – с большими и чистыми глазами, длинными волосами, стройная и привлекательная.

– Я не буду лезть к тебе в душу, дорогая. Я знаю, что тебе не хочется вести исповедь перед человеком, который учит тебя несколько недель. Но ответь мне, ты собираешься бросить учебу, потому что не сложились личные отношения? – спросила Дарья и посмотрела Алисе прямо в глаза. Но её взгляд пронизывал до самого сердца.

Алиса отвернулась, как будто снова демонстрируя своё равнодушие, а потом убрала рюкзак со стола и начала говорить: «Мы с ним так хорошо общались. А он…»

Дарья не хотела, чтобы та расплакалась. Она понимала, что потом Алисе будет неловко за свою слабость. И Дарья продолжила: «Ты знаешь, что жизнь состоит из черных и белых полос. Ты знаешь, что в любви может быть тоже самое. Это твои первые отношения и каким бы ни был финал, ты должна воспринимать это как свой опыт. Человек обязан пройти все эти стадии, как бы сурово это не звучало. Любой должен испытать сильную любовь, должен быть любим и знать это, должен уметь различать настоящее чувство от лжи. Должен испытать боль разочарования, муки расставания, иногда и предательства или даже неразделенной любви. Тогда он будет подлинно понимать краски этого мира, тогда он в дальнейшем сможет найти настоящего человека, с которым захочет связать свою жизнь. И всё это нужно обязательно пережить и воспринять как научение себя. Это совсем не просто. Но ты должна знать палитру этих чувств, иначе в жизни придется не просто»

Алиса внимательно слушала слова учителя. Потом она немного расслабилась, как будто действительно услышала те слова, которые хотела услышать, но никто ей их до сих пор не сказал.

-Почему ты сегодня так плохо выгладишь? Тебе хочется вызвать жалость у твоего молодого человека? Но этого не будет. Не показывай всем, что ты слабая. Будь слабой в других ситуациях, но сейчас тебе будет правильнее разобраться в себе, расставить приоритеты, понять, что эти чувства канули в лета и впереди будет новая история. Добрая, истинная и может быть навсегда.

После общения с Дарьей, Алиса явно воспрянула духом. На следующий день её было не узнать. Она пришла в школу до начала первого занятия, чтобы переписать тест по английскому. При этом она сногсшибательно выглядела, она никогда не красилась, потому что её природная красота не нуждалась в том, чтобы что-то подчеркивать – природа постаралась всё это сделать сама.

Алиса выглядела счастливой. Она переосмыслила слова своей учительницы и решила: Её жизнь будет счастливой, потому что она знала, чего хочет и не слишком спешила к физической близости, но стремилась познать этот сложный мир чувств и переплетений эмоций.

Глава 4. Просто про любовь

А секса не было у нас в СССР


И потому рождались дети от любви.


Они старались показать другим пример.


Они хотели стать достойными людьми…


И становились, и росли в большой стране,


Где свежий хлеб вкусней казался, чем икра,


Где на картошку мчались дружно по весне,


Где пели песни под гитару у костра…


Нет, мы не лайкали посты по вечерам,


Не оставляли новый коммент на стене.


И борщ не фоткали, чтоб хвастать в инстаграм…


Но дружба та – она намного ближе мне.


Друзья сегодня наблюдают за стеной,


За обновлением каких-то новых тем…


Они в реале не здоровались со мной


И есть у каждого полно своих проблем.


Вот потому мне не хватает тех времён,


Где измерялись не количеством друзья…


Где кто-то был не в фотографии влюблён,


А в сердце то, что форматировать нельзя.


Мы в чёрный список не умели заносить


И потому всегда мирились после ссор.


Сейчас прощать сложней, чем просто удалить.


Сейчас свернул окно и кончен разговор.


Духовность пала, снят для пошлости барьер…


И расползлись грехи людские, как ужи.


Да… секса не было у нас в СССР…


Теперь он есть, но без любви и без души…


(Ирина Самарина)

Эту главу мне хотелось бы начать именно с этого стихотворения поэтессы Ирины Самариной. Более старшему поколению оно будет ближе. Молодёжь, наверное, не поймет посыла автора. Но не секрет, что отношения между людьми заметно изменились за последние десятилетия. Любовь, которую в своих стихах воспевал Пушкин, чувство, от которого в давние времена горели щеки и бежали мурашки, в наши дни претерпевает серьезные изменения.

Как приятно встречать на улице шагающие под ручку пары! Они как напоминание о том, что природа создавала нас именно такими – две разные половинки, две противоположные особи, которые находили себя и становились единым целым.

Для меня семья – это самое сокровенное и бесценное! Это высший дар, дороже которого нельзя вообразить ничто иное. Своим ученикам я всегда хочу донести именно эту мысль. Нельзя растрачивать себя в поисках идеального счастья, стремясь поскорее испытать физическое удовольствие, при этом не познав истинного чувства любви. Такие слова в современной жизни звучат довольно старомодно. Далеко не всем они приходятся по душе, но я изрядно пытаюсь достучаться до сердец юного поколения и пояснить им то, что чувство любви – это гораздо больше, чем некая физическая близость, которую многие молодые люди путают с настоящим чувством. А когда интерес к партнеру угасает, они переключаются на другого и последующего. В итоге, забывая о самом главном: девушка не должна быть предметом роскоши для мужчины, она должна быть яркой звездой, до которой он хочет докоснуться, но обжигается всякий раз, как только его руки подходят слишком близко. Только лишь, когда чувство будет испытано, проверено временем, и только когда сердца начнут биться в унисон, лишь тогда девушка может позволить себе больше, чем просто внимание.

Семья – это наш оплот. Это защитный барьер и самая надежная завеса от бед и катаклизмов. Она должна создаваться на прочном фундаменте, который строится из люби, взаимоуважения, доверия, ответственности, самоотдачи и верности.

Нельзя, на мой взгляд, подражать или пытаться подражать навязанным нам ценностям, при которых рушится традиционный уклад семьи. Детям в семье своим примером нужно показывать уважительное отношение родителей между собой, их любовь и привязанность друг к другу. Не стоит стесняться мило поцеловать друг друга в щеку при детях. Они обязательно будут помнить, что их мама и папа сильно любят друг друга. Значит в последующем они захотят простроить такую же прочную семью и себе.

Так же учителю не нужно обходить стороной проблемы подростковой привязанности, делая вид что сама собой всё «рассосется». Поддержка, доброй и ненавязчивый пример, вовремя сказанное слово – всё это будет сопутствоваться тому, что юная душа будет знать, что она не одинока, и что в делах сердечных проблемы его никогда не чужды для взрослого.

***

Прозвенело три звонка, что означало собрание всех учителей в учительской для проведения совещания. Это было первое в этом учебном году собрание, а для Дарьи оно было важным вдвойне, поскольку ей было поручено подготовить доклад об успеваемости пятиклашек и провести мониторинг с учителем начальных классов о преемственности. Дарье пришлось немало потрудиться, что бы доклад получился содержательным. Она изучила доклады прошлых лет, выбрала лучшее и составила очень информативное высказывание.

Дарья, все всякого сомнения, волновалась, выступая перед большим педагогическим коллективом. К тому же она понимала, что в данной ситуации её возраст играет «против» нее, нежели наоборот. Все её подруги, которые окончили педагогический, но не собирались связывать свою жизнь со школой, устроились в крупные фирмы или авиакомпании, где их возраст был ключевым фактором, поскольку работодатель был заинтересован в молодых и амбициозных сотрудниках.

В школе Дарья очень часто испытывала недоверие и даже наблюдала презрительные взгляды со стороны некоторых родителей, считавших её недостаточно опытной, поскольку она была молодой. Но ведь можно всю жизнь проработать учителем и никогда при этом не стать «учителем», а можно им сразу родиться. Можно себя знать, как учитель. Только жаль, что нужно это постоянно доказывать. И даже некоторым коллегам.

Во время выступления Дарью смущали переговоры между коллегами на свои темы, игры в телефоны и прочую отстраненность. И тогда она набравшись смелости сказала: «Коллеги, мы постоянно браним детей, за то, что они нас не слушают. Так получается, что и мы не отличаемся от них совершенно ничем?! Сейчас я стою у доски, пытаясь донести информацию до каждого из вас, при этом максимально стараюсь сделать этот процесс интерактивным и интересным, а сталкиваюсь с тем, что большая часть аудитории отстранена и занимается своими делами. Так как нам воспитывать детей, если мы сами с вами не воспитанные?!»

Дарья ненадолго отвернулась от коллег, потому что кровь прихлынула к щекам, и она почувствовала, как они горят огнем. Затем она предложила продолжить и, не веря свои глазам, но ситуация поменялась. Возможно кто-то разозлился на нее, яко бы та много на себя берёт – читала бы и читала, что здесь такого. Другие, возможно, восприняли её слова всерьез и задумались. Однако, несмотря на этот конфуз, после прочтения своего доклада, Дарья услышала аплодисменты.

Педагогический совет длился примерно два часа и все изрядно утомились. После того, как учителя стали расходиться, к Дарье подошла её коллега по кафедре – Ирина Максимовна. Высокая, худощавая женщина. Она так же была учителем английского языка и была на очень хорошем счету у директора школы. Но Дарье она всегда казалась очень пессимистичным человеком. Все беседы с ней сводились к тому, что приходилось выслушивать целую массу негативной информации как об учениках, так и о личной жизни. Все проблемы этот человек старался максимально переложить на других. Возможно так её становилось легче.

Конечно, каждый имеет право излить душу, и никто не должен отворачиваться от бед другого человека, а наоборот, быть отзывчивее и внимательнее к другим. Дарья так и делала. Но беседы с Ириной Максимовной всегда сводились к тому, что нужно было выслушать историю, как её кот расцарапал новый диван, как ученик наследил в чистом кабинете, как в магазине сложно найти вкусную гречку, что б она разваливалась… Казалось бы, это такие мелочи, о которых не следует и упоминать, но коллега настырно искала чьи-то уши, чтобы слить им всю это информацию, и истории были рассказаны так эмоционально, что потом приходилось машинально прокручивать их в голове сотни и сотни раз.

Дарье так надоело быть «этими ушами». Сначала из-за вежливости, потом от безысходности – она выслушивала до боли грустные истории коллеги. Но потом ей так надоело получать дозу негатива на ровном месте, что однажды она сказала: «Знаете, в чем ваша проблема, Ирина Максимовна? Вы постоянно живете в негативе, вы окружаете себя негативом, и вы множите этот негатив вокруг себя среди других коллег. Маленькая проблема раздувается вами так, что будто наступит конец света. Вы с болью в сердце несёте миру эту информацию и сами думаете только отрицательно обо всем на свете. Над многими вещами можно просто посмеяться, но вы будете рассказывать об это больше часа, сами веря в то, что это истинное горе. Перестаньте уже нести в этот мир негатив. Улыбнитесь сначала себе, потом окружающим, вы поймете – у вас вообще нет никаких проблем!»

Дарья развернулась и направилась в сторону выхода, а Ирина Максимовна осталась стоять, провожая её взглядом и будто ошарашенная от то, что услышала.

Глава 5. Люди, которые множат негатив.

Вот сейчас вспомните своё окружение и скажите, среди ваших знакомых есть те, кто постоянно мыслит в отрицательном ключе, кто постоянно печалится и стонет дело не по делу? Срочно удалите его контакт из своей телефонной книжки.

Само собой разумеется, что проблемы существуют у каждого, но вопрос в том, как к ним относиться. За частую, много люди в нашей стране очень любят делиться негативной информацией с окружающими дома или на работе, тем самым создавая вокруг себя невесомое облако отрицательной энергии. Затем эта энергия распространяется на посторонних, множась многократно.

В Англии на вопрос «How are you today?» – вы вряд ли услышите историю о том, как что-то стряслось. Вам всегда ответят «Fine, thank you», несмотря на настроение или какие-то невзгоды.

Дело не в том, что о своих трудностях нужно молчать. Однозначно, многих хочется выговориться и сбросить «камень с сердца». Многие люди чувствуют облегчение, когда рассказывают о своей печали другому человеку, тем самым чувствую разделённость своей проблемы с кем-либо. Беда в том, что иногда говорящий попросту перегибает палку и «выплёскивает» на слушателя слишком много информации.

Не всю личную жизнь необходимо знать вашим коллегам, друзьям или родственникам. Конечно, люди должны быть сочувственны к окружающим и всегда готовы прийти на помощь, если в ней действительно кто-то нуждается. Но далеко не каждому человеку хочется становиться теми самыми «ушами», в которые полетит весь отрицательный арсенал.

Если вы окружаете себя людьми, которые настроены только пессимистично, постоянно жалуются на всех и вся, тех, кто недоволен жизнью – вы обязательно увидите изменения и в своей жизни. Слушая о том, как всё плохо, вы пропускаете через себя все волны отрицательной энергии и отдаете свою, положительную.

Что нужно делать? Помочь человеку. Выручить или поддержать. А после этого рассказать о том, что мир не настолько сер и мрачен. Везде есть выход. Как известно, «даже если тебя съели, у тебя всё равно есть два выхода». Многие ситуации разрешимы, если мы не берем самые трагические моменты. Из многих головоломок и сложных переплетений всегда найдется достойное и правильное решение. Нет смысла только лишь «лить слёзы, ведь слезами горю не поможешь». Чаще всего, люди, имеющие проблемы и кричащие о них во все-услышанную, просто не предпринимают никаких действий для того, чтобы выйти из сложной ситуации. Они облегчают себе жизнь тем, что рассказывают о своей беде окружающим, понимая, что те начинают сочувствовать и горевать вместе с ними, им становится от этого немного легче.

Но согласитесь, как правило, те люди, которые трубят о своих проблемах и сеют негатив – «забивают нам голову» проблемами, которые «яйца выеденного не стоят».

***

Приближался конец октября, время каникул. Дарья решила, что в её классе должны быть традиции. Ведь это действительно здорово, когда из года в год дети, помня свои особые традиции, оставляют в памяти многие школьные события на всю жизнь.

Одной из основных традиций Дарья решила связать с путешествиями. Она и сама любила вояжировать и частенько отправлялась в различные трипы, даже в выходные дни, всего на пару дней, чтобы сменить обстановку и поучиться чему-то новому. Как бы странно это не звучало, но в путешествии тоже образовываются.

Дарья решила покорить Париж. Ведь это и не секрет, что Париж всегда ассоциировался с городом романтики, искусства, красоты и шарма. Она пошла в туристическую фирму, подобрала оптимальный тур и предложила родителям организовать поезду в этот прекрасный французский город. В группу набралось с десяток учеников и на первых же осенних каникулах они дружно отправились в путешествие на целых 7 дней.

Перед поездкой Дарья не могла уснуть. Она была очень ответственным человеком и понимала этот груз ответственности за детей, которых она везет так далеко. Тем более она останется с ними один на один в условиях, где авторитетом должна оставаться именно она и только её дети должны будут беспрекословно слушать. Однако это был и новый вызов, где учитель сможет проявить свои лидерские качества, попробовать себя в абсолютно другой роли.

По приезду в Париж, они все заселились в очень камерный отель в районе Молен-Руж. Проходя по улочкам Парижа, из маленьких кафе доносилась приятная музыка, а ароматы свежей выпечки кружили голову. Однозначно, эта поездка должна будет запомниться всем!

Уже утром следующего дня вся группа с экскурсоводом отправилась в Лувр, затем посетили Марсово Поле, осмотрели тихие пешеходные улочки, купили сувениры и гуляли, гуляли, гуляли…

Париж в центре был очень уютным и спокойны, в нём царила гармония праздника, красоты и вдохновения. Дамы в изысканных шляпках, слоняющиеся по бутикам, пожилые горожане, сидящие в уютных ресторанчиках и пьющие кофе с круасаном. Довольно милое, очаровательное место, хотя совершенно не родное. Сколько бы Дарья не путешествовала, её всегда тянуло домой, на свою родину. В студенческие годы она отправилась на языковую стажировку в США на несколько месяцев. Ей было интересно, но не было комфортно. Родные места, родная земля манили к себе. Она ждала возвращения.

Дни в Париже шли очень быстро, потому что были насыщенными и увлекательными. Каждый час был расписан, и ребята передвигались по городу из точки А в точку В иногда с колоссальной скоростью, потому что многое хотелось посмотреть и посетить.

Самый последний день был особенно запоминающимся и трогательным. Все отправились в Дисней Лэнд. Невозможно было описать восторг и восхищение этим местом у ребят. Дарья и сама не мгновение превратилась в ребенка, покаталась на аттракционах, а вечером все вместе смотрели представление с ростовыми куклами. Как же это было красиво. День завершился великолепным салютом, а уже на утро все были в аэропорту и ждали всего вылета.

Много незабываемых эмоций привезли дети с собой. Помимо красочных снимков, сувениров и подарков, в их сердце навсегда останутся теплые посиделки в номере отеля, когда они все вместе играли в Мафию. И тогда их учитель был для них добрым другом, с которым можно повеселиться и подурачиться. Дарья умела разредить обстановку веселой шуткой, и сама она любила посмеяться вместе с ребятами.

Было очевидно – они вернулись другими. Все стали более сплочёнными, дружелюбными и отзывчивыми. Дарья поняла для себя – эту традицию поездок нужно обязательно продолжать.

Глава 6. Учитель мой – друг мой.

Какой образ учителя должен быть в современном мире? Каким образом пользуетесь конкретно ВЫ? Либо же вы одинаковы в повседневной жизни и в учебной среде на работе? Но это невозможно, ведь так.

У каждого из нас существует определенный стереотип, который живет в нас из детства – образ учителя должен быть строгим, серьезным, немногословным. При слове учитель в голове появляется образ женщины средних лет, в костюме на запах и очках в тяжелой оправе.

В современном обществе, когда стремительно меняется окружающая нас действительность, нужно понимать, что учитель – это пример для многих растущих поколений. Он должен быть грамотным, вежливым, компетентным и этот ряд можно продолжать до бесконечности. Но в одну линию со всем этим можно смело ставить внешний облик преподавателя, потому что это тоже играет значение и накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения со школьниками.

Первое, что хотелось бы обсудить – это внешний вид учителя.

Детям очень нравятся стильные и красивые учительницы. Тоже касается и преподавателей мужчин. Учитель, вне зависимости от пола, должен выглядеть опрятно и стильно. К сожалению, в своей трудовой практики я встречала педагогов, которые имели лишь один повседневный наряд для школы и бессменно носили его неделями, месяцами и годами. И что здесь такого, спросите Вы, если педагог – мастер своего дела и отлично знает предмет? Да, верно, но одно другому не мешает.

Многие ученики частенько посмеивались над своими учителями, которые одевались нелепо, старомодно или безвкусно. А ведь эти учителя совершенно не придавали никакого значения своей внешности, считая, что детям не дано в их возрасте обращать внимание на подобные вещи касательно нарядов и лука.

На самом деле это не так. Даже в профессии учителя просто необходимо найти свой стиль, чтобы выглядеть строго, но при этом достаточно демократично и гармонично.

Вытянутые свитера или блузы с бантом –которые носили уже много-много столетий, придавая образу строгость, давно уже стали моветоном. Можно выглядеть элегантно, при этом не вызывающе в современной школе, правильно сочетая классику и современные тенденции в моде. Не нужно стремиться к пучку в волосах, или лицу, лишённому макияжу. Учительница – тоже имеет право на звание «красавицы в школе», а если этот учитель еще и заслуженный мастер своего дела – то двойное попадание: и красавица, и умница!

Не лишайте себя возможности выглядеть стильно, модно, красиво на работе в школе. Не поддавайтесь общей тенденции серости и унылости, потому что образ учителя – замученный от переизбытка бумажной работы и у него нет времени на все эти мелочи, как макияж или яркая одежда На самом деле – все зависит от вас! И если Вы будете прекрасны на рабочем месте, многое получится изменить, и даже отношение школьников к Вам и Вашему предмету.

Второй важный момент – это Ваша обособленность. Далеко не каждый учитель готов вникать в сложности и хитросплетения своих подопечных, а приходит в школу лишь для того, чтобы провести свои уроки, выполнить технически-необходимые функции, за которые он получает заработную плату от государства. На этом не возможно построить социальную активность. А она очень необходима при общении с детьми.

Большинство педагогов считают, что проблемами детей должен заниматься родитель или психолог. Нагрузка на учителя в современной школе колоссальна. Ему сложно выделить из своего графика часы на общение с детьми. Да, к сожалению, такая проблема есть и с ней нужно бороться. Начните сами прямо сейчас.

Поверьте, поступив в школу, ребенок начинает общаться с учителем примерно такое же количество времени (иногда и больше), как и с его родителем. Соответственно, если мы говорим о начальной школе – это является необходимостью расположить к себе каждого ученика, дать ему возможность почувствовать свою значимость. Если он столкнется с необратимо отрицательной стороной этого действия, психологически в жизни ему будет сложно доверять людям. В своем учителе он видит и наставника, и помощника. Это самый первый этап, когда учитель доказывает свою значимость, свой авторитет и свою преданность детям. Если же в ответ ребенок получает такие чувства как – беспринципную строгость, отрешенность и закрытость, то появляется чувство страха. Не думаю, что учитель должен добиваться именно этого чувства. Каждый учитель желает быть признанным своим учеником. Не допускайте того, что бы вас боялись. Стремитесь к тому, чтобы уважали. Этого не добиться одними лишь карательными поступками и тяжелой атмосферой на уроке. Страх порождает ненависть. В сердцах детей должна жить только любовь. Они – будущее в этом мире.