banner banner banner
Раскраска для писателей, или Руководство по созданию классического романа
Раскраска для писателей, или Руководство по созданию классического романа
Оценить:
 Рейтинг: 0

Раскраска для писателей, или Руководство по созданию классического романа


Любое животное на земле, в том числе и человек, имеет основополагающую структуру. Туловище, руки, ноги, шея, голова, хвост (или его отсутствие), шерсть и пр. Это фундаментальные вещи. Но каждый раз, взбалтывая и перемешивая их, природа выдаёт конкретный живой организм.

То же и с историями. Вы берёте элементы, взбалтываете и получаете живой организм, который, вроде бы, такой же, как и все, но уникальный. И для создания этого организма и каждого его элемента есть определённые инструменты. Причём неважно, что конкретно вы пишете: научно-фантастический боевик, любовную драму, ужасы или комедийный триллер. Элементы и инструменты универсальны. О них и пойдёт речь в книге.

Мы отправимся по вышеприведённому списку, по каждому элементу, и изучим инструменты, с помощью которых они создаются. Эти инструменты – ментальные, мыслительные операции, которые необходимо провести, чтобы создать элемент истории. Проведя эти операции, получаются рабочие материалы для служебного пользования. Читателям, да и кому бы то ни было вообще, их знать необязательно. Читатель видит только текст романа, завёрнутый в книгу. Он видит готовый результат. Из текста читатель в своём воображении воссоздаёт непосредственно сами элементы и складывает их в историю. Вот такая простая магия.

В этом и состоит технология, о которой я писал выше. Но нужно понимать, что слово «технология» слишком грубое упрощение. Творчество – это не линейный процесс. Иногда хочется и даже нужно отскочить в сторону, повернуть назад, что-то удалить, что-то добавить, что-то исправить, что-то сломать и т. д. Но если вы будете понимать, что такое история, как она существует, живёт, течёт и развивается, то вам будет просто её сделать.

Да, я, конечно, дам определённый алгоритм создания романа, но не стоит по нему следовать тупо. Используйте его, как ориентир. Создание романа – это не создание автомобиля на конвейере. Творчество – не конвейер.

Идея

Нулевым шагом в создании романа является этап накопления идей. Что я подразумеваю под словом «идея»? Например, «что, если во время пандемии герой нашёл медицинскую маску, которая даёт суперспособности», «скелет со стильной причёской набок», «что, если герой знает, что компания, в которой он работает, незаконно сбрасывает отходы в неположенном месте; он решает разоблачить её, но владельцы компании открывают на него охоту», «брюнет в чёрном пальто с проседью на висках стоит на перекрёстке глубокой ночью в чёрном городе, где единственным источником света являются окна, светофор и кончик его сигареты», «что, если в радиационной зоне родилось поколение мутантов, которое пошло войной на человечество», «в норе под горой жил да был хоббит» и т. д.

Как видите, «идея», как и само это слово, какая-то неопределённая, неоформленная, обрывочная, аморфная. Это может быть какой-то сюжет, какой-то образ, слово, высказывание, случай, кричащее название и т. д. Всё, что угодно. Это может быть уже готовая концепция, которая взрывается в голове, как сверхновая, а может быть обрывок, случайно залетевший в неё, как пакет в окно. Ключевое, что нужно поймать – идея должна «щёлкнуть». Когда она возникает в сознании, вы должны почувствовать момент «О! Круто!». Или «Хм, в этом что-то есть». Или оба чувства сразу. И сразу же записать идею хоть куда-нибудь в том виде, в котором она к вам пришла. Максимально подробно записывайте всё, что приходит в голову вместе с идеей, отдайтесь потоку, просто включите режим «Запись», как на диктофоне и записывайте, пока поток идеи льётся. Благодаря этому за один присест у вас может выйти целый пересказ истории.

Моя жена, зная мою страсть ко всяким блокнотам, тетрадкам, ручкам и карандашам как-то купила мне в подарок тетрадь формата А5 на золотистой пружине с чёрной картонной обложкой и надписью золотыми английскими буквами на ней: It’s a good story. Ей просто понравилась расцветка, она даже не обратила внимания на надпись. Получилось символично. Уже второй год я записываю туда все рождающиеся в голове идеи. Заведите себе что-то похожее.

Если бы Толкиен не записал фразу «В норе под горой жил да был хоббит», то знаменитой эпопеи, положившей начало целому жанру, не было бы. Джоан Роулинг начинала Гарри Поттера с того, что зациклилась на образе мальчика со шрамом на лбу. Почему-то у неё это «щёлкнуло». Она стала вкапываться в тему, задавать вопросы, искать. Результат вы знаете. Кто бы мог подумать, что из такой ерунды родится целая вселенная. Поэтому заведите себе «мешочек» и не теряйте свои драгоценности.

Как именно вы будете искать идеи, не имеет значения. В интернете полно методов, приёмов, техник и прочих инструментов, которые помогают включить мозг. Есть мозговые штурмы, есть ТРИЗ, есть фрирайтинг, есть «рисовый штурм», есть утренние страницы и т. д. Да хоть колоды МАК используйте. Как найти идею – отдельная тема, на которую люди пишут целые книги, но сводится она к тому, что есть набор инструментов. Берёте какой-нибудь из них, применяете, включаете мозг и записываете идеи. Да у хоть у нейросетей спросите. Некоторые из них могут выдавать всякие идеи одну за одной. Найдите их, применяйте, экспериментируйте, веселитесь, творите любую фигню. Это самый весёлый этап в создании романа. Обожаю его.

Единственное, что хочу заметить – принимаясь за написание романа, вы вступаете на территорию искусства. Искусство является духовной областью человеческой деятельности. Поэтому за основу своих произведений нужно брать ваши личные переживания. Причём, с самого начала, уже во время поиска идей. Это могут быть страхи, радости, горести, мысли какие-то, раздражения, желания и прочее. О чём бы вы хотели поговорить с психотерапевтом? Загляните внутрь себя, найдите то, что не даёт вам покоя, и выразите это в виде романа. Как по мне, это лучший, самый доступный и самый бесплатный способ исцеления Души.

И заметьте! Говоря личные переживания, я не имею в виду, что идеи нужно искать только на уровне отношений с женой, мужем, детьми и друзьями и т. д. Речь не только о сфере личной жизни. Речь о том, что идеи нужно искать в том, что лично вас на самом деле задевает за живое. Если вам не даёт покоя глобальное потепление, мусорная проблема, социальное неравенство, коррупция, рост преступности и т. п., то и пишите об этом. Изучите проблему, трансформируйте её в художественную форму, и пусть читатели тоже почувствуют, что это действительно важно. Но только в том случае, если это на самом деле вас беспокоит. Если нет, не стоит тратить своё время. Всё равно ничего хорошего из этого не выйдет.

Как это выглядит на примере. Возьмём того же Гарри Поттера. Чего на самом деле боялся Волан де Морт? Смерти. Он и есть олицетворение страха смерти. Он настолько боится умереть, что сам сеет повсюду смерть. Возможно, целенаправленно или нет, Джоан Роулинг хотела разобраться с этой частью своей психики, своей Души.

В фильме Джеймса Вана «Злое» подобрана превосходная метафора абьюзивных отношений. Возможно, сценаристы спросили себя – а почему вообще такие отношения имеют место быть? И на что это похоже?

А сейчас – вот прямо сейчас! – возьмите ручку, лист бумаги и «нащёлкайте» 10 идей. Подумайте, на что похож ваш страх? Или ваша обида на кого-нибудь или что-нибудь. Или ваши сомнения. Или навязчивые мысли. Или ваши комплексы. Или навязчивые мысли. Или болезни. Или какие-то напряжения, неврозы, тревоги. Или навязчивые мысли. Или радость, счастье. Да что угодно!

Жанры

Искусство

Как было сказано во введении, принимаясь за написание романа, вы вступаете на территорию искусства. Поговорим немного о нём. Этот теоретический сверхминимум необходим для того, чтобы вы хотя бы в общих чертах представляли, где находитесь в культурном пространстве.

Искусство это не только скульптуры, живопись и разного рода перформансы. Сводить такую обширную область человеческой деятельности к этим трём вариантам и только – через чур узкий подход.

В первую очередь надо понимать, что в основе искусства лежит образ. Однако образ не является универсальной субстанцией. В зависимости от того, как он представлен, в такой форме его и нужно понимать.

Доктор филологических наук Игорь Николаевич Сухих в своей книге «Структура и смысл: Теория литературы для всех» приводит классификацию искусств, основанную на способе существования и восприятия художественного образа. Т. е. речь о том, как образ представляется людям и как его нужно понимать. Смотрите:

Виды искусств

Суть деления в том, что изобразительные искусства представляют людям конкретный образ, явную картинку для восприятия и понимания. Например, Остап Бендер в романах «12 стульев» и «Золотой телёнок»; Гарри Поттер в эпопее Джоан Роулинг; череп в натюрморте Питера Класа; Иисус Христос в картине Иванова «Явление Христа народу» или скульптура «Мыслитель» Огюста Родена.

Всё это – конкретные образы, которые легко представить, увидеть в воображении или даже потрогать, понюхать и облизать. Уверен, вы с лёгкостью смогли это сделать с каждым из примеров. Однако, между ними есть разница.

Пространственные образы являются статичными, замершими, замороженными, остановленными, как хотите. «Мыслитель» Родена как сидел, так и сидит, сколько на него ни смотри. Череп в натюрморте Класа как лежал на столе, так и лежит. Даже Иисус Христос на картине Иванова замер в движении.

Временные же образы являются динамичными, подвижными, шевелящимися. Они постоянно двигаются. Гарри Поттер не сидит на месте. Иногда он и волшебной палочкой машет. Остап Бендер вообще всё время крутится волчком в поисках денег.

Пространственно-временные, соответственно, объединяют оба подхода. Таким образом, мы получаем «двигающиеся скульптуры» в театре и «движущиеся картины» в кино. Кстати, думаю, к синтетическим искусствам также можно отнести и комиксы.

Выразительные же искусства являются как бы «без-образными» т. к. не дают людям чёткую картинку. Они напрямую выражают какое-то чувство, настроение или состояние. Образы в этих искусствах, можно сказать, и есть сами чувства, настроения и состояния. Например, «Свадебный марш» Мендельсона или «Похоронный марш» Чайковского; Московский кремль или Белый дом в США, Парфенон в Древних Афинах; танго, балет, чечётка или хип-хоп. Здесь нужно ловить чувства и настроения, выраженные в звуках, плоскостях камня или движениях тела.

И точно так же выразительные искусства могут быть замершими во времени («Собор Парижской богоматери»), находящимися в движении («Симфония № 5» Шостаковича) или сочетать оба варианта (балет «Щелкунчик» Чайковского).

Можно сказать, что изобразительные искусства вызывают чувства в людях опосредованно т. к. сначала представляют образ, через который человек уже что-то чувствует. Выразительные же искусства сразу выражают само чувство. Им не нужен посредник.

Как вы уже поняли, мы с вами, поскольку собираемся писать роман, находимся в левом верхнем углу – в литературе. Поэтому необходимо сказать пару слов и о ней.

Литература

Прежде всего, следует заметить, что «литература» – это, согласно Википедии, в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов. Т. е. и «Опыты» Монтеня, и «Одиссея» Гомера, и «Молот ведьм» Шпренгера, и «Государь» Макиавелли, и «Анна Каренина» Толстого при таком подходе являются сущностями одной категории. Однако такой широкий подход характерен только для прошлых столетий. Древние не противопоставляли философские трактаты, религиозные тексты и поэмы.

Сегодня же вы заходите в книжный магазин или открываете его сайт и видите разветвлённый каталог, в котором книги чётко распределены по категориям. Учебная литература, научно-популярная, бизнес-литература, медицина, саморазвитие, эзотерика и т. д. Если обобщить, то весь корпус этих текстов можно разбить на нехудожественную и художественную литературу.

Последняя нас и интересует – литература как вид искусства. И как вид искусства она существует в 3 вариантах: эпос, драма, лирика. Их ещё называют литературные роды. По какому принципу их выделяют?

Представьте, что вы стали свидетелем убийства. Как рассказать об этом полиции? В какой форме представить свои наблюдения?

1. Репортаж. Рассказ стороннего наблюдателя с характеристикой места, времени и участников случившегося. Также включает в себя цитаты участников во время события и, зачастую, комментарии самого рассказчика.

2. Стенограмма. Объективная фиксация действий и слов участников события. Наблюдатель подобен камере, которая лишь записывает текст.

3. Дневник. Рассказ от лица участника события. Например, от лица убитого. Отличается повышенной субъективностью и эмоциональностью.

Получается, что принципом деления художественной литературы на роды являются способы представления человеком случившегося. Чтобы не запутаться в них, полезно выделить ряд признаков, по которым их можно чётко различать. К счастью, в книге «Структура и смысл: Теория литературы для всех» автор, Игорь Николаевич Сухих, приводит таблицу, в которой эти признаки объединены в единую систему.

Литературные роды

Теперь мы стали ещё на один шаг ближе к тому, чем, собственно, хотим заняться – к роману. Вы, наверняка, уже поняли, что драма и лирика останутся на берегу. Мы с собой возьмём только эпос. Ведь именно эпос мы и хотим создать.

Эпос и его жанры

Каждый род литературы воплощается в реальность в конкретных произведениях, которые можно разделить на категории. Традиционно эти категории называют жанрами. Как вам известно, категоризация явлений реальности проводится по какому-либо признаку или признакам, которые должны обладать строгой логичностью. То же самое касается и жанров любого рода литературы. Признаками, по которым можно разбить эпос на жанры, являются объём и внутренняя суть истории. Пойдём по порядку.

Объём

Игорь Николаевич Сухих в книге «Структура и смысл: Теория литературы для всех» предлагает делить эпос на большие, средние и малые жанры. Благодаря этому вся совокупность эпических произведений, накопленных в течение Истории человечества, укладывается в чёткую схему:

1. Большие:

– эпопея;

– роман;