Христос говорил о своем втором пришествии. Себя он отождествлял с любовью. Вероятно, он знал о том, что Израиль погибнет. По-видимому, знал он и о том, что нынешняя цивилизация окажется на грани гибели. Наверное, Христу было известно, что человечество, подойдя к точке невозврата, начиная умирать, уже без лицемерия обратится к Богу, – для спасения души, а не для удовлетворения инстинктов. И тогда, вероятно, произойдет воскресение нынешней цивилизации. Исчерпав весь запас жизненных сил, через любовь люди обретут новое знание, новую жизнь и создадут новую цивилизацию.
Перечитывая Библию, я наткнулся на следующую непонятную фразу Христа:
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Свя- таго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Мф 12:31,32)
Как известно, это фраза не вполне понятна и богословам. На протяжении двух тысяч лет предпринималось множество попыток объяснить смысл этих слов, но ни одна из версий душу не трогает, не дает ощущения понимания. В первую очередь, я думаю, потому что никто толком не смог объяснить, что такое Дух Святой.
Я натыкался на это выражение, как на стену. Оставлял его, двигался дальше, а потом возвращался, подходил опять и вновь пытался преодолеть. Информация никак не стягивалась в одну точку. Различные образы, мысли, чувства плавали по отдельности и не хотели объединяться в одно целое. Это было настолько масштабное понятие, что охватить его я не мог. Подобное познается подобным. Как выйти на тот уровень, который является уровнем Святого Духа?
В конце концов, я почувствовал: это возможно только через любовь. Я обратился к индийской философии. В «Бхагавад-гите», или «Божественной Песни», Творец вселенной, родившийся на Земле в образе человека Кришны, беседует с воином Арджуной. Творец сообщает, что Его энергией пронизана вся вселенная, все миры, что Он незримо присутствует во всем, в каждом явлении и в каждом предмете, и ежесекундно управляет миром.
Вся индийская философия – это сказки, истории, притчи, в которых зашифрована колоссальная информация. Поскольку человеческое восприятие – достаточно поверхностное, масштабную информацию люди усвоить не могут. Поэтому информацию нужно загримировать, зашифровать, изложить привычным языком: верхний слой должен соответствовать уровню тех, для кого она предназначена. А далее, в глубинах повествования можно зашифровать любое количество информации, которая, по мере взросления и развития людей, будет становиться доступной для понимания.
Поэтому и Ветхий Завет выглядит как собрание разнообразных историй: история про сотворение мира, история про Адаму и Еву, истории из жизни еврейского народа. Христос также говорил притчами, поскольку люди не понимали его.
Почему же все-таки Христос утверждал, что хула на Духа Святого не простится? И каким образом это было связано с ним? Как различить, в каком случае человек хулит Иисуса, а когда он хулит Святого Духа, пребывающего в нем? Почему эти хулители не войдут в Царствие Божье? Почему они погибнут при соприкосновении с любовью?
На попытки понять смысл этой фразы Христа у меня ушло около сорока лет. Только недавно появилось ощущение понимания. Святой Дух – это невидимая, бесплотная энергия, происходящая от Бога и управляющая всей вселенной. Это информация, программа, по которой все развивается. Это суть бытия, заключающаяся в каждом предмете и каждом событии. Это любовь. Вселенная происходит из любви, любовью управляется и любви подчиняется.
Задумаемся: а в чем смысл слова «хулить»? В привычном восприятии это означает ругать, осуждать. Однако это понимание – слишком мелкое, далеко не полностью отражающее смысл. Хулить достойного человека означает говорить о нем хуже, чем он есть на самом деле, утверждать, что он низменно, недостойно себя повел. В таком случае, хулить Бога – это означает, отказываясь от Божественной логики, приписывать Ему логику человеческую. А потом, соответственно, обижаться на Него и предъявлять Ему претензии. Итак, богохульство – это присваивание Богу человеческих черт, человеческого характера и человеческой логики, после чего начинаются претензии, оскорбления и обиды.
Получается, что в древнем Израиле тенденция к богохульству была всегда и в рамках иудаизма не преодолевалась. А у последователей Христа такая тенденция попросту стала нормой. Значит, деградация постхристианских религий – совершенно естественна. Человеческая логика постепенно и незаметно вытесняла логику Божественную, человеческая воля выходила на первый план.
Я невольно улыбаюсь, вспоминая о том, что происходит в нынешней России. Человеческая логика в отрыве от Божественной чувствует себя непогрешимой и неподвластной никакой критике. Любой критикующий должен быть остановлен или уничтожен. Любая критика начальства признаётся незаконной. Что бы ни делал начальник, как бы недостойно себя ни вел, как бы по-хамски ни обращался с подчиненными, крити
ковать его нельзя. Это напоминает Россию петровских времен, когда солдата, выступившего с критикой начальства, забивали до смерти палками-шпицрутенами. Нынешнее руководство России принимает законы, согласно которым любая критика власти считается экстремизмом. Православная церковь пытается принять закон о богохульстве, смысл которого таков: любая критика православной церкви и отдельных ее представителей приравнивается к богохульству.
Итак, почему же хула на Духа Святого лишает человека Царствия Небесного? Дух Святой – это любовь. Христос отождествлял себя с любовью. Он знал, что его истинное «я» состоит из любви, поэтому называл себя сыном Божьим. Но одновременно Христос ощущал себя и Сыном Человеческим, живущим по земным законам и рожденным земной женщиной. Он видел, что каждый человек един с Богом, – люди просто забыли об этом, перестали это чувствовать и понимать.
Тем, кто воспринимал Христа только как человека и, соответственно, презирал и осуждал его, он оставлял шанс на выживание. Остальных же, тех, кто ощутили Божественное в своей душе и увидели Бога в нем, Христос хотел предупредить: осуждение для них смертельно опасно. Тому, кто не знает, что такое любовь, можно жить инстинктами, – ему простится это, как животному или дикарю. Но человеку, познавшему любовь, отказываться от нее уже нельзя, относиться к ней презрительно, пренебрежительно – смертельно опасно. Как правило, пренебрежение к чему-либо одному связано с возвышением другого. Пренебрежение, проявленное по отношению к Богу и любви, связано, как правило, с возвышением инстинктов и поклонением им.
На самом деле, хула на Духа Святого есть грубейшее нарушение трех главных заповедей. Первая, высшая заповедь, призывающая возлюбить Бога превыше всего, сообщает нам о том, что Бог един, а значит, и мы едины с Ним. Вторая заповедь запрещает нам поклоняться инстинктам в ущерб любви и устремлению к Богу. Третья заповедь предупреждает о том, что о Боге и о любви нельзя говорить пренебрежительно, всуе.
У каждого человека есть тенденция забыть о Боге как о главной цели. Каждый несет в себе возможность поклонения вторичному – как главному. У каждого есть тенденция пренебрежительно относиться к чувству любви и к образу Творца. И ведь, действительно, сложно с благоговейным уважением относиться к лысому дедушке, который сидит на облаке и дарит всем конфеты.
Сначала мы богохульствуем, присваивая Творцу человеческий облик, изображая его на иконах, затем приписываем Ему человеческую логику, а потом уже начинаем пренебрежительно относиться к Нему на уровне чувств, мыслей и поступков.
Итак, мы видим две категории людей, у которых, согласно Христу, нет шанса попасть в Царствие Божие. Первая категория – это те, кто ненавидели и хулили Христа, а вторая – те, кто были его последователями и приверженцами. Вроде бы это полные противоположности, но при соприкосновении с любовью будут погибать и те, и другие. А дело в том, что внутри обе эти категории весьма похожи: и те и другие отказались от поиска Царствия Божьего, и для тех и для других служение инстинктам вышло на первый план.
Конечно, не все священники относятся к вере корыстно. И сегодня многие совершают свой искренний подвиг, помогая душам людей и спасая их. Но существует тенденция, которая постепенно ломает слабых и добирается до сильных. Эта тенденция так называемого обмирщения набирает все большие обороты, перерождая здоровую ткань в раковую опухоль. Судя по всему, это связано с непониманием того, чему учил Иисус Христос.
Как же все-таки выжить, когда приблизится Царство Небесное? Как преодолеть невольное богохульство? Как прикоснуться к любви и не умереть при этом? Христос дал ответ.
Вы есть любовь. Ваша суть есть любовь. Вы состоите из любви. Вы дети Божьи. В вас всегда незримо присутствует Божественное. В то же время, вы имеете человеческую оболочку со своей логикой и своими интересами, – это часть Божественного. Эта человеческая оболочка – как ребенок, которого нужно воспитывать и одновременно любить. Но никогда при этом нельзя забывать, кто вы есть на самом деле. Тогда чувство любви будет у вас непрерывным, оно станет для вас истинной реальностью, – большей, чем окружающий мир. А это, наверное, и есть настоящее счастье?
Воспитание
Ваши книги читаю, перечитываю и следую им в жизни. Огромное Вам спасибо.
А пишу с таким предложением. Карикатура творит в воспитании великое дело своей наглядностью. Сегодня утром, идя по парку, видела такую ситуацию. Молодой парень справляет нужду недалеко от компании девушек и парней, сидящих на скамейках. Вокруг пивные банки. Уж не знаю, их они или нет, но на ум пришла такая картинка: большая пивная банка выгуливает на цепочке паренька, который мочится под дерево. Банка довольна, в ее мыслях аналогия: собачка за подобным занятием, находящаяся на поводке.
Пока я шла, он вернулся в компанию. Все нормально. Все веселы. Пройти мимо не смогла, подошла, сказала, что это круто – вот так при всех. Получилось сбивчиво, не подготовилась. Результат неизвестен, но надеюсь, в следующий раз все-таки задумается. Молодежь посмеялась.
Сделать бы такой направленности серию баннеров или что-нибудь подобное. Возможно, кто-нибудь заинтересуется или поделится опытом, как найти единомышленников…
Вся наша жизнь – это воспитание себя и других. Что такое воспитание? На последних семинарах я постоянно подчеркиваю, что является главным в воспитании ребенка. В первую очередь, это создание целей, к которым будет стремиться человек, вступающий в жизнь.
Если цели правильные и масштабные, то ребенок будет энергичным и добродушным. Если цели привязать к инстинктам, ребенок будет эгоистичным, агрессивным или депрессивным. Цель формирует функцию. Цель формирует мировоззрение, которое представляет собой программу действий. Мировоззрение и поведение формируют характер, судьбу и здоровье.
Воспитание ребенка – это формирование правильных целей. Если смыслом жизни и высшей целью является любовь и единение с Богом, тогда ребенок способен будет изменить свой характер, свои наклонности и привычки. И даже если у него в подсознании есть патологические тенденции, пришедшие от предков, при наличии любви в душе он сможет глубинно измениться и преодолеть их. Без любви нет изменения, без изменения нет воспитания.
Воспитание – это всегда помощь и поддержка. Эта помощь может быть жесткой, эта помощь может быть мягкой, но она всегда должна сопровождаться любовью. Нужно понимать, что человеку очень трудно преодолеть зависимость от инстинктов и двинуться в правильном направлении, ведь наши чувства имеют огромную инерцию. Поэтому для воспитания необходимо не только дружелюбие, но и терпение.
Если, воспитывая другого, вы чувствуете полную свою правоту, – любовь уходит. Появляется желание подавить другого, сделать его подобным себе. Ведь тому, кто абсолютно прав, меняться не надо, он сам является критерием истины. В этом случае изменения заканчиваются; начинается деспотия и подавление окружающих.
Для многих воспитание – это монолог. Настоящее же воспитание – это всегда диалог, это взаимодействие управляющего и подчиненного. Причем воспитуемый тоже воспитывает учителя.
Я слышал, что в монастырях среди монахов не принято указывать друг другу на недостатки и прегрешения. Считается, что это вроде бы вредит любви к ближнему. Ведь любовь, с религиозной точки зрения, – это только добро, комфорт и положительные эмоции. Если добро мы получаем от Бога, а зло – от дьявола, любовь тогда должна быть бесконфликтной, безропотной, мягкой и комфортной.
Неумение соединить в душе противоположности приводит к остановке развития, и тогда мы незаметно скатываемся в крайности: сначала пытаемся воспитывать только добродушно, мягко, безропотно, а потом внутри назревают осуждение, злость и ненависть. В результате добродушие превращается в нетерпимость и жестокость. Если кто-то рядом хулиганит, мы сначала пытаемся сдерживать наши истинные чувства и не показывать их. А потом, когда накипит и чаша нашего терпения переполнится, мы срываемся на крик, обвинения и злобу.
Внешнее миролюбие ничего общего не имеет с христианством. Миролюбие должно быть, в первую очередь, внутренним. Ведь заповеди Христа обращены, прежде всего, к душе, а не к телу. Не надо «давать святыни псам», которые не понимают языка миролюбия и добродушия. Таких людей можно одернуть жестко, но с любовью, – не с целью унизить, а с целью помочь. Человеку сложно перестроиться сразу, поэтому иногда ему можно помогать не только добродушием, но и жесткостью.
Прошлым летом у меня произошел любопытный случай. Вместе с женой и дочерью мы летели отдыхать на юг. В испанском аэропорту выстроилась длинная очередь для прохождения паспортного контроля. Рядом с нами оказался молодой парень, который оживленно общался со своими подружками и был весьма остроумен. Беда только в том, что все его речи сопровождались отборным матом, причем делалось это демонстративно и явно использовалось как средство для унижения окружающих и возвышения самого себя. Люди вокруг старались не замечать происходящего, нас же учат толерантности. А молодой человек несколько увлекся и, по сути дела, оскорблял всех присутствовавших, демонстрируя свою удаль.
Некоторое время я терпел, ожидая, что он выговорится и замолчит, но он, наоборот, только расходился все пуще. Я понял, что этот процесс самоунижения пора останавливать, иначе мои негативные чувства превратятся в ненависть. Ведь претензию нельзя держать внутри, она должна быть высказана, – только правильно, без агрессии. Тем более, рядом находилась моя младшая дочка, а в присутствии 13-летнего ребенка мат становился особенно оскорбительным.
Я подошел к парню и вежливо обратился к нему:
Пожалуйста, перестаньте ругаться матом. Вы оскорбляете этим всех присутствующих.
Он мгновенно отреагировал, пренебрежительно махнув рукой в мою сторону:
– Не обращайте внимания, все русские ведут себя так на отдыхе за рубежом, – и, как ни в чем не бывало, продолжил общение со своими девушками. Разумеется, по-прежнему матом.
Я стоял, как оплеванный, и не знал, что делать. Потом, подумав немного, понял, что все-таки мне стало чуть легче. По крайней мере, я сделал попытку остановить хамство, – высказал претензию, а это уже начало воспитательного процесса. То, что воспитание пока не возымело результата, – это детали. Главное – посеять зерна, а они рано или поздно обязательно взойдут.
Однако мат в присутствии моего ребенка все-таки выдержать было трудно. Надо было что-то предпринимать. Конечно, можно было бы подойти еще раз и повторить замечание. Но, в принципе, молодой человек вовсе не чувствовал себя виноватым. Если в театре и по телевидению постоянно ругаются матом и это подается как правда жизни, почему молодежь не должна подражать таким манерам? Я понимал, что шансы переубедить молодого человека минимальны. Махать кулаками перед окружавшими нас видеокамерами – это означало получить большие осложнения с полицией и лишиться визы.
Ситуация казалась безвыходной, а это часто приводит к озлоблению или унынию. Есть хорошее выражение: «Кто ищет, тот всегда найдет». В принципе, это слегка измененная фраза Христа о вере с горчичное зерно. Любая задача решаема. Из любой ситуации можно найти выход, главное – продолжать искать.
Решение созрело неожиданно. Я подошел к молодому человеку и незаметно въехал ему локтем по ребрам. Тот опешил и, вытаращив глаза, в первые секунды не мог дышать. Потом оторопело проговорил:
– Что вы делаете?!
В ответ я улыбнулся:
– Не обращайте внимания, – так ведут себя все русские на отдыхе за рубежом.
Еще не оправившись от шока, парень проговорил:
– Вы сделали мне больно, зачем?
– Это очень полезно для вашей души, – объяснил я, – теперь вы больше не будете унижать окружающих.
– Да с этим быдлом, – молодой человек показал на окружавших нас людей, – только так и можно общаться.
Люди, стоявшие вокруг, по-прежнему старательно делали вид, что ничего не происходит. «Нынешняя так называемая толерантность, – подумал я, – это паралич одной из главных человеческих функций – такой, как защита любви и нравственности».
– Молодой человек, – обратился я к парню, – вам не повезло с образованием.
– Ошибаетесь, – заявил тот, – у меня престижное высшее образование.
– Вам не повезло с нравственным образованием, – уточнил я.
Парень замолчал, а я отошел в сторону. Больше он не ругался. Я подумал, насколько точно он продемонстрировал идеологию фашизма. Все это явно шло от его родителей. Когда инстинкт самосохранения возводится в абсолют, тогда себя причисляешь к прослойке идеальных людей, а остальных считаешь быдлом, недочеловеками и отказываешь им в возможности измениться и достигнуть когда-нибудь уровня «господ».
Вспоминается недавняя телевизионная передача. Родители учеников одной из дорогих и престижных частных школ объясняли, почему они не хотят отдавать своих детей в обычные школы. Их дети не должны смешиваться «с остальным быдлом», – так и выразилась одна из матерей.
Когда страна не имеет идеологии, когда нравственные ориентиры разрушены и побеждает культ денег, тогда неизбежно будут забыты и любовь, и единство. Впереди окажется инстинкт самосохранения, который каждому внушает, что самому нужно стать господином, а всех остальных сделать рабами. При этом неминуемо закон силы вытеснит закон любви. А закон силы требует крови, которая непременно появится.
Именно по такой схеме люди и жили многие тысячелетия, потому и не прекращались нескончаемые войны. Но в наше время война смертоносна для всех. Вторая мировая война – это не только десятки миллионов погибших. Это и химическое оружие, сброшенное в воды Балтийского моря и Атлантического океана, это и нынешние отравленные воды, это и треска без глаз и чешуи, которую сейчас вылавливают рыбаки. Это и будущая биологическая катастрофа, которая, возможно, не за горами, – ведь правительствам жалко денег на работы по консервации гигантского количества ядовитых веществ, лежащих на дне моря.
Мировая война в нынешнее время никому не оставит шансов выжить, – это уже понимают даже школьники. Но отказаться от закона силы, который крепко сращен с культом денег, человечество пока не может. Поклонение инстинкту самосохранения всегда уводит от любви и направляет к гибели.
В очередной раз со всей отчетливостью начинаешь осознавать связь между менталитетом, мировоззрением человека – и такими понятиями, как религия, культура, политика, экономика и другие сферы человеческой жизни. В наше время неправильное мышление становится смертельно опасным для всей цивилизации. Воспитание детей свелось к развитию способностей, интеллекта. Деловая хватка и умение зарабатывать деньги давным-давно вытеснили нравственное образование. Религия с этой задачей не справилась, а для науки любовь, вера и нравственность – пока еще понятия абстрактные и ненужные. В результате человек начинает жить инстинктами, закон силы выходит на первый план. Возвеличивание самого себя, своей силы и энергии становится одним из главных источников удовольствия. Унижение другого, демонстрация своего статуса, своей силы и власти – эти языческие тенденции становятся естественными для молодежи.
В быту мы ругаемся матом, презрительно отзываемся о ком-то, в семье мы каждый день стремимся доказывать собственное превосходство, незаметно становимся нетерпимыми к мнению других, а потом у нас начинаются неприятности и болезни.
Если человек не следует законам любви, главным для него становится нравственность. Если человек утрачивает нравственность, главным для него становится закон силы. Ниже уже – только состояние раба, когда, утратив стремление к силе, человек, подобно животному, бросается к удовольствиям от удовлетворения своих элементарных потребностей.
Недавно по электронной почте мне прислали поразительное высказывание Лао-цзы: «Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие. Когда потеряно добродушие, является справедливость.
Когда потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия – это только подобие правды и начало всякого беспорядка».
Объясню, как я понимаю эту фразу. Любовь является высшей добродетелью. Именно устремление к Богу дает нам правильное отношение к миру. Когда любовь к Богу исчезает, появляется любовь к окружающему миру, которая превращается в добродушие, поскольку утрачивает диалектику. Только мягкость, комфортность, добродушие – это уже постепенная утрата любви. Но в добродушии любви еще много.
Добродушие превращается в нравственность, то есть в справедливость. Когда слабеет нравственность, остается мораль, или приличие. Когда человек ориентируется только на внешние моральные установки, он постепенно утрачивает и нравственность, и добродушие, и любовь. И тогда на смену любви приходит инстинкт самосохранения вместе с агрессией, желанием подавить другого, отнять у него все блага, поработить его. А далее появляется то, что Лао-цзы называет «началом всякого беспорядка»: люди начинают уподобляться зверям. Честность, ответственность, доверие, уважение к закону постепенно исчезают, и это приводит к разложению и отдельных государств, и всей цивилизации в целом. Первобытноплеменные отношения должны привести к появлению первобытных племен: какова функция – такою будет и форма.
Не так давно у меня возникла очередная ситуация, связанная с воспитанием. Осенью мы с женой и дочкой опять летели на кратковременный отдых. Огромный «Боинг» был наполнен пассажирами, перелет предстоял длительный – около девяти часов. Нам достались места посреди салона, и, как назло, на четырех креслах прямо следом за нами расположились четверо здоровых парней. У одного из них как раз был день рождения, а у второго – кажется, свадьба. Они крепко выпили уже в самом начале полета, а затем начали оживленно общаться, – разумеется, употребляя матерные выражения. Причем не вскользь, между делом, а громогласно и опять же демонстративно. Вероятно, это доставляло им удовольствие. Четыре доминирующих самца демонстрировали свою силу и сплоченность.
Мне было неудобно за них перед женой и дочкой. Но сразу делать замечание я не решался. Когда несколько парней объединяются в стаю, желая подавить окружающих, шансы обидчика быть растерзанным многократно увеличиваются. Стая живет инстинктом самосохранения, причем группе, как известно, меняться тяжелее, чем отдельному человеку.
Я ждал, когда же они затихнут. Или, может быть, кто-нибудь из пассажиров попытается их одернуть? Тогда решить проблему станет легче. Но весь салон безропотно слушал мат, все старательно делали вид, что ничего не слышат. Я понял, что пора высказывать претензии, иначе у меня будет депрессия.
Сначала я мысленно проработал худший вариант – кулачный бой после моего замечания. Стало ясно, что в данной ситуации рассчитывать на свою физическую силу бесполезно. Хотя, на крайний случай, я приблизительно прикинул схему защиты. Затем я подумал о том, что можно обратиться к стюардессе и потребовать наведения порядка. Люди вокруг боятся и смиренно молчат, но экипаж-то должен реагировать на хулиганство. Если призвать экипаж к выполнению своих обязанностей, можно добиться результата, – вплоть до внеплановой посадки в каком-нибудь аэропорту и ареста дебоширов. В конце концов, можно обратиться ко всем пассажирам в салоне с предложением о защите нравственности.
А потом я вдруг поймал себя на том, что у меня нет теплого чувства к этим парням. Я изначально как-то недоброжелательно думаю о них. Я уже разорвал внутреннее единство с ними. А ведь для того, чтобы воспитывать другого, нужно войти в его положение. У одного из них – день рождения, он радуется и празднует это событие. У второго – свадьба. Ребята, в принципе, хорошие, только не умеют общаться. Если драться невозможно, – значит, надо договариваться. Но при этом – не обвинять, не осуждать и не требовать. Если я начну требовать, в ответ меня могут просто обругать.