Древнегреческий драматург Эсхил говорил: «Немногие люди достаточно сильны, чтобы переносить успех товарища без зависти»46. А известный писатель XIX века Чарльз Колтон остроумно заметил: «На одного человека, который искренно сочувствует нашим неудачам, приходится тысяча тех, кто искренно ненавидит наш успех»47.
К сожалению, это действительно так. В нашем мире процветает зависть. Причина этого кроется в том, что в греховном мире очень мало любви, о которой сказано:
Любовь… не завидует… (1 Кор. 13:4в).
Это третье качество в списке характеристик, которые апостол Павел приводит в 1-м Послании к коринфянам. Изучая данное свойство любви, мы постараемся ответить на несколько вопросов. Что такое зависть? Каков корень зависти? Как связаны между собой зависть и любовь? Какой пример нам показывает Христос? Бывает ли зависть в семье? Как зависть проявляется в церкви? Итак, первый вопрос…
Что такое зависть?
Зависть – это чувство досады от осознания какого-либо превосходства или преимущества других людей. Если мы видим успех другого человека и искренно радуемся за него, то мы свободны от зависти. Если же, замечая его преимущество, мы испытываем досаду или огорчение, то это значит, что мы поражены грехом зависти.
Зависть может проявляться, во-первых, в желании иметь то, чем обладает другой. К примеру, в одной из Десяти заповедей говорится: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Желание обладать теми же благами, что наш ближний, или иметь в своем распоряжении такое же имущество, как у другого человека, – это типичная зависть. Или как сказано у Иакова: «Желаете – и не имеете…» (Иак. 4:2). Речь тоже идет о зависти. Желание заполучить доступ к таким же благам, что у других, может быть настолько сильным, что люди начинают «препираться и враждовать» друг с другом (там же). Стремление не отставать от других в материальном комфорте настолько разрушительно, что зависть ставится в один ряд с убийством: «убиваете и завидуете» (тот же стих).
Во-вторых, зависть может проявляться в желании быть на месте другого. О братьях Иосифа, которые поступили вероломно, продав его в рабство, сказано: «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет…» (Деян. 7:9). «По зависти». Однако чему они завидовали? Им не нужно было никакого имущества от Иосифа, никаких материальных ценностей. Их отец – Иаков – любил Иосифа больше, чем остальных сыновей, и они хотели бы быть на его месте. Это тоже зависть.
В-третьих, зависть может проявляться в желании, чтобы тебе было лучше, чем другому, или, если это не получится, то хотя бы чтобы другому было хуже, чем тебе. Однажды к Соломону пришли две женщины, претендовавшие на одного и того же ребенка. Когда царь в качестве своего рода «следственного эксперимента» приказал разрубить дитя надвое и отдать половину одной и половину другой, та женщина, для которой дитя было не родное, согласилась с этим: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите» (3 Цар. 3:26). Завидуя второй женщине, у которой ребенок остался в живых, она была готова погубить жизнь младенца, лишь бы другой женщине не было лучше, чем ей.
Каков корень зависти?
Подоплека любой зависти – это гордость. Мыслительный шаблон, который работает в сердце завидующего человека, чаще всего бывает примерно таким: «Я более достоин того, что имеет другой. Или как минимум не менее достоин. Почему же у него это есть, а у меня нет?» Таким образом, желание быть на месте другого человека или обладать такими же, как у него, привилегиями, основывается на внутренней убежденности, что мы достойны большего, чем у нас есть сейчас. А это и есть гордость.
Обратите внимание, что в 1 Коринфянам 13:4 три качества любви так или иначе имеют отношение к гордости: …любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится… Завидовать – значит желать быть выше другого. Превозноситься – значит своими словами или поведением показывать себя выше другого. Гордиться – значит в глубине своего сердца чувствовать себя выше другого. Все это – различные проявления гордого сердца. Эти три качества любви можно представить следующим образом:
Когда мы чувствуем в себе зависть, нам нужно в первую очередь решать проблему гордости. Если мы будем искренно сознавать, что не достойны ничего, кроме ада, мы будем с благодарностью воспринимать любые, даже самые маленькие, проявления благодати в нашей жизни, не изнывая от желания получить что-то большее. Смиренное сердце не завистливо.
Коварный и малоприметный грех зависти нередко поражает тех людей, которые оставались невосприимчивы к другим, более грубым грехам. Согласно одной легенде, дьявол пролетал над ливийской пустыней и увидел, как несколько нечистых духов пытались искушать какого-то отшельника. Они пробовали разные искушения – соблазны плоти, сомнения, страхи, – но ничего не получалось. Отшельник был тверд. Тогда дьявол сказал: «Ваши методы слишком грубые. Дайте-ка я попробую». Он вошел к отшельнику и сказал: «А ты слышал новость? Такого-то брата сделали епископом Александрии!» По легенде, гримаса ревности тут же исказила лицо отшельника48. Ведь он полагал, что не менее достоин епископского посоха, однако ему этого даже не предложили!
Каковы плоды зависти?
Раз уж мы упомянули корень зависти, то будет уместно посмотреть и на плоды. На ядовитом дереве зависти растет множество горьких ягод. Прежде всего, подозрительность. В 1-й Книге царств описывается, как царь Саул начал завидовать Давиду. Ничем не примечательный юноша, доселе никому не известный, с Божьей помощью одержал удивительную победу над воином гигантского телосложения Голиафом, что предопределило исход войны. В одночасье Давид неожиданно для себя вознесся на вершины народной популярности.
И восклицали игравшие женщины, говоря: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч»! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства». И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида (1 Цар. 18:7-9).
Услышав, как женщины в праздничных хороводах прославляют Давида за его блестящую победу, которая привела в конечном итоге к поражению филистимского войска, Саул не порадовался за удачливого юношу. Более того, он не смог в этот день вместе со всеми прославлять Бога и радоваться избавлению от врага. Напротив, он «сильно огорчился» (ст. 8). Ему было неприятно, что какого-то подростка народная любовь вознесла выше, чем царя-полководца. Это и есть зависть. Саул начал завидовать Давиду. И посмотрите, к чему привела его зависть: «И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (ст. 9). Ослепленный завистью, царь уже не мог воспринимать Давида спокойно и непредвзято. Любые поступки Давида вызывали у него подозрение: он думал, что все его действия направлены на то, чтобы захватить царство. Зависть всегда приводит к подозрительности. И наоборот, если мы видим подозрительное отношение, то нужно проверить, не прячется ли за ним зависть.
Во-вторых, зависть приводит к гневу. В псалмах сказано в отношении зависти:
Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло… (Пс. 36:7-8).
«Не ревнуй» – значит «не завидуй». Давид понимал, что зависть порождает гнев, поэтому сразу же вслед за повелением не завидовать он говорит: «Перестань гневаться и оставь ярость…» Если мы кому-то завидуем, то мы не только будем подозревать его в худших мотивах, но и будем раздражаться на него. Его успех будет провоцировать нас на недовольство, а его ошибки будут служить оправданием нашему гневу. Если объект нашей зависти слишком долго остается счастлив, то нам очень захочется увидеть его падение. В конечном итоге это может привести нас к желанию подстроить ему какую-нибудь неприятность или хотя бы поспособствовать его неудаче. Понимая это, Давид говорит: «…не ревнуй до того, чтобы делать зло…»
В-третьих, зависть вызывает стремление избавиться от объекта зависти. Поскольку со временем нам становится невыносимо смотреть на чужое (как мы думаем, незаслуженное) счастье, мы предпочитаем географически отделиться от объекта, вызывающего у нас зависть. Даже если это значит отправить его в ссылку. Так произошло с братьями ветхозаветного праведника Иосифа:
Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет… (Деян. 7:9).
Братья Иосифа терпеть не могли, что отец любит его больше, чем их. Их раздражало, что Иаков сделал ему особую одежду, которая выделяла его словно принца среди простых крестьян. Они стали подозревать Иосифа в гордости и желании царствовать над ними (Быт. 37:8). Они гневались на него, перестав с ним здороваться (Быт. 37:4). Наконец, при первой возможности они поспешили избавиться от своего брата, продав его в рабство. Конечно, не всегда в наше время завидующие продают кого-то в рабство. Однако желание избавиться от объекта зависти может выражаться иначе: в построении стен, избегании, отдалении или даже переходе в другую церковь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ср. Деяния апостолов 2:5, 10.
2
Ср. Деяния апостолов 1:16 и 2:1.
3
Наряду с дарами пророчества, слова мудрости и слова знания (1 Кор. 12:8). Из 1 Коринфянам 14:21-22 можно сделать вывод, что иные языки были знамением для неуверовавших иудеев. Это было для них знаком суда: за то, что они не слушали и не принимали Божьего откровения на своем родном языке, Бог будет говорить к ним иными наречиями, смысл которых им непонятен. Впрочем, подробное обсуждение функций дара языков, а также множества связанных с этим спорных вопросов, выходит за рамки настоящей книги.
4
Arndt W. Danker F. W. and Bauer W. A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. 3rd ed. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 575. Далее – BDAG.
5
Ср. списки духовных даров в Римлянам 12:6-8; Ефесянам 4:11; 1 Петра 4:10-11.
6
World Records with Soap Bubbles. URL: http://www.recordholders.org/en/list/soapbubbles.html (дата обращения: 07.05.2017).
7
См. Chafin K. and Ogilvie L. 1, 2 Corinthians. The Preacher’s Commentary Series, vol. 30. Nashville: Thomas Nelson, 1985. P. 158–159.
8
Там же.
9
Tan P. Encyclopedia of 7700 Illustrations: Signs of the Times. Garland, TX: Bible Communications, 1996. P. 763 (№ 3224).
10
Moody W. D. L. Moody. New York: Garland Pub., 1988. Гл. 61.
11
См., напр., Книга пророка Иеремии 32:35.
12
Hagner D. Matthew 1–13. Word Biblical Commentary, vol. 33A. Dallas: Word, 1998. P. 296.
13
Цит. по: Strauch A. A Christian Leader’s Guide to Leading with Love. Littleton, CO: Lewis and Roth, 2006. P. 15–16.
14
Tan. Encyclopedia of 7700 Illustrations. P. 758–759 (№ 3207).
15
1 Иоанна 4:8.
16
Ср. Иакова 2:13: «…милость превозносится над судом».
17
Например: «…укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью…» (Кол. 1:11); «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении…» (2 Тим. 3:10). В обоих процитированных текстах на месте слова «великодушие» в греческом оригинале стоит то же самое слово, что и в 1 Коринфянам 13:4 – «долготерпение». Таким образом, и «долготерпение», и просто «терпение» упоминаются бок о бок друг с другом, в одних и тех же перечнях качеств. Также обратите внимание, что в 1 Коринфянам 13 гл. тоже встречаются оба этих корня: «долготерпение» в 4-м стихе и «терпение» – в 7-м стихе.
18
Ср. BDAG. P. 1039.
19
Ibid. P. 613.
20
Ibid. P. 612–613.
21
В живом языке всегда возможны исключения. К тому же, действия какого-либо человека можно рассматривать как неблагоприятный фактор, по отношению к которому нужно проявлять терпение. А трудные обстоятельства могут провоцировать нас на гнев, требуя проявлять долготерпение. Тем не менее, описанное нами разграничение соответствует наиболее частому употреблению данных терминов.
22
Ср. Луций Корнелий Сципион Азиатский // Римская генеалогия. URL: http://ancientrome.ru/genealogy/person.htm?p=487 (дата обращения: 29.07.2017).
23
Ср. ст. 32, из которого становится ясно, что речь идет о пророках.
24
См. Послание к колоссянам 2:9.
25
См. Послание к евреям 2:17.
26
Этим словом называли своих учеников Сократ, Платон и Пифагор, оно употреблялось в отношении компаньонов Одиссея, сопровождавших его в путешествиях; Папий называет себя товарищем (хета́йрос) Поликарпа (BDAG. P. 398; ср. Rengstorf K. ἑταῖρος // Theological Dictionary of the New Testament: In 10 vols. / Ed. Kittel G. and Friedrich G. Grand Rapids: Eerdmans, 1964. Vol. 2. P. 699–701).
27
Евангелие от Матфея 26:75.
28
Ср. BDAG. P. 148.
29
Ibid. P. 703.
30
Ibid. P. 142–143.
31
Цитируется с разрешения автора.
32
Tan. Encyclopedia of 7700 Illustrations. P. 757 (№ 3200).
33
Диккенс Ч. Холодный дом (гл. VIII: Как покрывают множество грехов). URL: http://e-libra.su/read/111290-xolodnyj-dom.html (дата обращения: 18.08.2017).
34
BDAG. P. 1090 (см. χρηστός и χρηστότης).
35
Weiss K. χρηστός, χρηστότης, χρηστεύομαι, χρηστολογία // Theological Dictionary of the New Testament / Eds. Kittel G., Bromiley G., and Friedrich G. Grand Rapids: Eerdmans, 1964. P. 483.
36
Ibid. P. 492.
37
Longenecker R. Galatians. Word Biblical Commentary, vol. 41. Dallas: Word, 1998. P. 244.
38
George T. Galatians. The New American Commentary, vol. 30. Nashville: Broadman & Holman, 1994. P. 384–385.
39
См. Strauch A. If You Bite and Devour One Another: Biblical Principles for Handling Conflict. Littleton, CO: Lewis and Roth, 2011. P. 7–22.
40
Tan. Encyclopedia of 7700. P. 757 (№ 3199).
41
Ев. Матфея 14:17-21.
42
Ср. Ев. Луки 22:35.
43
Напр., Ев. Луки 6:1-5; Ев. Иоанна 18:8-9.
44
См. Helen Keller. Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Helen_Keller (дата обращения: 11.09.2017). См. также Links to Online Resources from the Perkins Archives related to Helen Keller and Anne Sullivan. URL: http://www.perkinsarchives.org/helen-keller-and-anne-sullivan-links.html (дата обращения: 11.09.2017).
45
Tan. Encyclopedia of 7700 Illustrations. P. 646 (№ 2674).
46
Ibid.
47
Ibid.
48
Ibid. P. 646 (№ 2669).
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги