Из приведенных ниже таблицы и схемы становится очевидным, что меняя положение пальцев, можно воздействовать на вход и выход энергии во всех 12 регулярных меридианах.
Цикл прохождения энергии по телу
Стойки
«Юноши кланов „Ветвей дерева“ и „Хранителей времени“ вместе изучали воинское искусство. На состязаниях бойцы „Ветвей дерева“ победили своих братьев из „Хранителей времени“ только потому, что по совету Птицы – Хранительницы Камня – они часто останавливались и подолгу созерцали цветущие лотосы».
О пользе стояния в правильной стойкеВ комплексе используются стандартные стойки У-Шу. Отметим по ходу дела, что понятие «стойка» стало общепринятым в результате изначальной погрешности перевода. Воинское искусство динамично, оно описывается скорее в терминах постоянных преобразований, а не статичных поз, и то, что обычно переводится как стойка, на самом деле шаг (Бу).
Количество стоек, применяемых в «Красном цветке» невелико – всего три:
1. Ма-Бу («стойка всадника»);
2. Гун-Бу (шаг «лук и стрела»);
3. Сюй-Бу («пустой шаг»). Иначе – «стойка кошки».
Стойка всадника
Ма-Бу (Ма – «лошадь», Бу – «шаг») – одна из важнейших стоек и используется не только как шаг или для выполнения технических действий, но и для увеличения силы ног, отработки дыхания, концентрации, регуляции работы внутренних органов. Для этого применяется столбовое стояние Ма-Бу Чжуан-Гун, при котором занимающийся должен стоять в низкой стойке до двух часов (пока у него не исчезнет чувство дискомфорта и усталости).
Принятие положения «Изваяния всадника» (еще один перевод названия Ма-Бу) производится следующим образом. Ноги поставить шире плеч (примерно на ширине двух – трех расстояний стоп), ступни параллельно, опора на всю стопу, центр тяжести посередине расстояния между ногами, т. е. каждая нога несет на себе 50 % веса.
В низкой стойке (чаще применяется в У-Шу) ноги согнуты так, чтобы бёдра находились параллельно земле. Это называется Пин-Куа (ровные бедра). Для оздоровительных целей обычно применяется высокая стойка. В любом случае, вертикаль, опущенная из колена не должна выступать за основание большого пальца ноги. На фотографии показана стойка Ма-Бу средней высоты.
В нашем случае (для столбового стояния в «Красном цветке») используется высокая стойка Ма-Бу: стопы на ширине плеч, колени чуть согнуты. Как принять такое положение подробно описано в разделе «Стояние столбом и пальцевый Ци-Гун».
Шаг «лук и стрела»
Одна нога согнута (подобно натянутому лук) и несет на себе примерно 70 % веса. Вторая нога прямая (готова к удару вперед подобно стреле), на нее приходятся остальные 30 % веса тела.
Отметим, что «прямая» нога на самом деле всегда чуть согнута (в прямом – Ян всегда есть согнутое – Инь). Дело в том, что в традиционном У‑Шу ничто никогда полностью не выпрямляется, следуя принципу: «в изогнутом ищи прямое, в прямом ищи изогнутое». Если нога действительно выпрямлена, то можно с уверенностью утверждать, что речь идет о спортивном У-Шу, где красота ценится выше эффективности.
Носки чуть повернуты вовнутрь, ступни параллельны друг другу. В низкой стойке бедро согнутой ноги параллельно полу. В высокой угол сгиба подбирается по самочувствию. На фотографии показана стойка Гун-Бу средней высоты.
«Пустой» Шаг
«Задняя» нога согнута и несет на себе практически весь вес тела. В низкой стойке бедро согнутой ноги параллельно полу. В высокой угол сгиба, как обычно, подбирается по самочувствию. «Передняя» нога слегка согнута, касается большим пальцем пола, готова – в сторону шага или удара. Эта нога освобождена от веса (пустая), из-за чего стойка и называется «пустой».
Другое ее название «Стойка кошки» связано с тем, что она напоминает кошку с поднятой передней лапкой.
На рисунке ниже показана стойка Сюй-Бу средней высоты.
Принципы столбового стояния
«Правитель, обладающий небесным совершенством, пребывает в покое, а этот возвышенный покой все приводит в движение. Небо высоко, Земля спокойна. Солнце и луна светят. Времена года сменяют друг друга, как бегут друг за другом день и ночь».
Поэтическое описание секретов столбовой работыПодробное описание многочисленных методик [4] Чжань-Чжуан-Гун (Чжань – стоять, Чжуан – вкопанный в землю столб, Гун – работа, действие) не является целью данной книги. Однако совсем избежать его не удастся, т. к. стояние столбом есть центральная часть «Красного цветка». Можно сказать, что если подготовительные и заключающие упражнения, пальцевый Ци-Гун, массаж – это лепестки цветка, то столбовое стояние – это его стебель, в полном смысле опорный столб методики. Об этом можно судить (даже ничего не понимая в Ци-Гун) хотя бы потому, что на выполнение этой части уходит наибольшее количество времени.
Мы кратко опишем основные принципы стояния столбом, т. к. человеку Запада совершенно непонятно, чем может быть полезным простое стояние (если следовать этой логике, то «сидение» или, тем более, «лежание» будет еще полезней).
Существует несколько названий данного упражнения: «стоячая свая», «столбовая работа», «стояние столбом», «большое дерево», «поза обхватывания дерева» и т. п. Некоторые китайские мастера Ци-Гун называют его «позой простака» или «позой дурачка» (возможно за ее предельную простоту).
Техника стояния столбом известна несколько тысяч лет. Она относится к статическим методам работы, которые объединяют в единое целое оздоровление организма и взращивание внутренней силы для боевых искусств. Причина, по которой эта техника «прожила» так долго, заключается в следующем:
– Отсутствие отклонений. Сложные формы Ци-Гун практически «неизучаемы» без надлежащих инструкций и тщательного контроля процесса занятий учителем. В противном случае могут возникать нежелательные побочные эффекты, так называемые Ци-Гун-отклонения (хаотическое движение Ци, неконтролируемые произвольные движения, проблемы с дыханием и т. п.). Ничего подобного в результате стояния столбом не наблюдается (разумеется, все равно предпочтительней заниматься под руководством мастера).
– Простота. Техника предельно проста по форме и ввиду своей статичности удобна для описания в литературе. Не требуется специального помещения или оборудования, заниматься можно в любом месте.
– При внешней простоте эффективность столбовой работы весьма высока. С ее помощью укрепляют здоровье и совершенствуют дух. Восточные боевые искусства без практики «столба» оказываются пустыми (не наполненными энергией). Мастера называют это «дом без фундамента», а «красивость» и бесполезность кулачного боя, обучение которому прошло без «стояния столбом», называются «цветочный кулак, парчовая нога».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги