Книга Судьба и вера Сергея Есенина - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Васильевич Евсин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Судьба и вера Сергея Есенина
Судьба и вера Сергея Есенина
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Судьба и вера Сергея Есенина

Игорь Евсин

Судьба и вера Сергея Есенина

Посвящается С. В. Ревину

По благословению митрополита

Симона (Новикова)


Консультант – директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Астахова Е.Н.



© Евсин И.В., текст, 2006

© ООО «Зёрна-Слово», 2006

Предисловие

В 1980 году, когда отмечалось 100-летие со дня смерти академика Измаила Ивановича Срезневского, на его могиле были произнесены такие слова:

«Когда над могилой человека через много лет после его смерти собираются люди, чтобы почтить его память, значит этот человек прожил жизнь не зря. Когда эти люди собираются не только затем, чтобы благоговейно поддержать память об ушедшем, но чтобы сказать друг другу, что его труды живы и сейчас, чтобы связать с ним и его трудами свои нынешние и будущие работы, значит это был великий человек».

Эти слова мы можем отнести и к поэту Сергею Есенину, чтобы сказать: «Сергей Александрович Есенин – это великий русский поэт».

«Я поверил от рожденья в Богородицын Покров», – писал он в одном из стихотворений. И, по-видимому, в детстве, когда душа была еще чиста, он ощутил дар, данный ему от Бога, великий талант, заботливое сыновнее сердце и щемящую, или выражаясь словами самого поэта, “сосущую любовь к России”.

С необычайной теплотой и нежностью говорил Сергей Александрович о Родине, о вере народной, о простых людях:

По тебе ль, моей сторонке,В половодье каждый годС подожочка и котомкиБогомольный льется пот.

«Сосущая любовь» проявляется и в другом его простом, но необыкновенно теплом стихотворении:

Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь,Сенокос некошеный.Лес да монастырь.

Совсем не далеко от дома Есенина стоит Свято-Иоанно-Богословская обитель. И, видимо, благодать Божия – это сокровище обители – коснулась и юной души отрока Есенина. Множество Богом вдохновенных слов блестками рассыпано по страницам его книг.

Сегодня нет необходимости говорить об его жизни, со страстями и ошибками, грехами и падениями. Этой жизнью, конечно, страдала и изнывала душа поэта.

Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина.

Митрополит Симон (Новиков)

От автора

Татьяна Фёдоровна Есенина сидела у окна и, обливаясь слезами, шила саван для своего смертельно больного сына Сережи. Четверо детей родила она и все они умерли. Во младенчестве скончались Петя и Аня, в трехлетием возрасте Оля и Леня. «Господь взял их к себе на небесные поля», – утешала Татьяну мать – Наталья Евтеевна.

Теперь вот Сережа… Вроде и окреп уже, ведь шестнадцать годочков исполнилось, а вот неугодно, наверное, Богу, чтоб он жил…

Сергей Есенин в тифозном бреду вдруг приоткрыл глаза и ясно увидел, как мать, плача, шьет ему саван. И тогда у него появилось неодолимое желание жить и наперекор материнскому плачу выбраться из душной, сумрачной избушки на солнце, на свежий воздух. Это желание было настолько сильным, что свершилось чудо. Сергей Есенин выжил.

Жизнелюбие, благодаря которому он преодолел смертельную болезнь, оживотворяло все его творчество. Даже грусть, свойственная равнинной русской душе и та для него блаженна:

Звени, звени, златая Русь,Волнуйся, неуемный ветер!Блажен, кто радостью отметилТвою пастушескую грусть.

И в самые черные, так называемые «упаднические» времена Есенин писал: «Будь же ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть».

Жизнь и творчество Сергея Есенина расцвели в трагические для нашего Отечества годы, когда в России полыхала братоубийственная гражданская война и лилась кровь русских людей, воевавших друг против друга. Страданиями, враждой и озлобленностью была тогда переполнена наша земля. И среди сонма признанных и новоявленных поэтов, вовлеченных в политические споры и распри, голос Есенина призывал всех к христианскому примирению:

Не губить пришли мы в мире,А любить и верить, —

писал он сразу же после свершившийся революции в поэме «Певущий зов».

В то время, когда Маяковский призывал браться за оружие («Ваше слово, товарищ маузер!»), Есенин считал, что лучше умереть самому, чем «…С любимой поднять земли// В сумасшедшего ближнего камень». Таким образом он напоминал людям о важнейшей христианской заповеди «Возлюби ближнего своего…».

«Молю вас, братья, да любите друг друга», – завещал перед своей смертью апостол Иоанн Богослов. «Дайте мне на родине любимой // Все любя, спокойно умереть», – писал незадолго до гибели Сергей Есенин.

Духовные, православные ценности являлись основными для мировоззрения поэта на протяжении всей его жизни.

И, хотя в поздний период своего творчества Есенин не обращался в своих стихах к христианской символике, но, как писал литературный критик того времени Г. Покровский: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронес через бури революции и незаметно вкрапливает ее тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи». Как верно подметил Покровский эту особенность в творчестве Есенина! Действительно, даже в так называемой любовной лирике «Персидских мотивов» можно услышать мотивы христианских заповедей. Так, в стихотворении «Золото холодное луны» поэт пишет:

Оглянись, как хорошо кругом:Губы к розам так и тянет, тянет.Помирись лишь в сердце со врагом —И тебя блаженством ошафранит.

Как здесь не вспомнить евангельские слова «Блаженны миротворцы…» и «Молитесь за врагов своих…».

Прощать своих врагов, примиряться с ними может только человек, который желает «…все любя, спокойно умереть».

Святой исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «Любить… врагов могут только те, у кого сердце чистое».

В дни празднования 110-летия со дня рождения великого поэта архимандрит Иоанно-Богословского монастыря Авель (Македонов) в разговоре с писателями сказал: «У Сергея Есенина было чистое сердце».

Однако в сердце поэта жили и мучительные противоречия, которые приводили его к пересмотру своей религиозности. Так в автобиографии к неосуществленному изданию своего «Собрания сочинений» поэт писал: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Исусам, божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Но, через некоторое время, опомнившись, попросил редактора «Собрания…» И. Евдокимова снять эту автобиографию. По воспоминаниям самого Евдокимова поэт говорил: «Ложь, ложь там все! Любил, целовал, пьянствовал… не то, не то, не то!»

Это признание поэта можно отнести и к некоторым строчкам других его автобиографий…

Современный есениновед, доктор филологических наук, автор уникальной монографии «Сергей Есенин и русская духовная культура», О.Е. Воронова пишет о последнем периоде его творчества: «То, что в его стихах исчезла эстетика христианской образности, столь характерная для раннего этапа его творчества, и «богоборческая» риторика революционных поэм, значило лишь, что сокровенная духовная жизнь Есенина была напряженной и мучительной».

Очень точно выразилась Ольга Ефимовна, назвав духовную жизнь Сергея Александровича в последние годы напряженной и мучительной. Поэт относился к тому типу творческих людей, у которых, по замечанию профессора Духовной академии М.М. Дунаева, «…в глубинах сердца вера, быть может, и укоренена безсознательно, но сознание предъявляет и свои права: сомневается, ищет, отвергает даже несомненное. Оно мучит, мучит и себя, и сердце своего обладателя и выплескивает собственную муку из себя в окружающий мир».

Напряженные, мучительные строки выплеснул в «окружающий мир» Есенин за два года до гибели:

Стыдно мне, что я в Бога верил,Горько мне, что не верю теперь.

И мир принял это признание и понял, ведь противоречия духовной жизни Есенина отражали в то время противоречия всего русского народа, плоть от плоти которого он был.

Как писал современник Есенина, писатель-эмигрант Г. Иванов: «Есенин – типичный представитель своего народа и своего времени. За Есениным стоят миллионы таких же, как он, безымянных «Есениных» – его братья по духу «соучастники-жертвы» революции… судьба Есенина – их судьба, в его голосе звучат их голоса». Об этом же сказал и советский есениновед Ю. Л. Прокушев: «Противоречия во взглядах и творчестве Есенина являлись глубоким и серьезным отражением в его душе действительных явлений жизни. Не надо сглаживать противоречия Есенина, не надо выпрямлять его жизненный путь. Этого нельзя делать даже при самых благих намерениях. Отнять у Есенина его противоречия, умолчать о некоторых произведениях, а другие, наоборот, выпятить – это значит обокрасть и себя, и Есенина».

К сожалению мы обкрадывали и обкрадываем себя до сих пор выпячивая, как в поэзии, так и в самом поэте негативные, скандальные стороны и умалчивая о его православной лирике и личной вере в Бога.

Даже сам Юрий Львович в исследовательских работах не сумел воплотить свою установку. Сергей Есенин выглядит у него человеком, который через ошибки и противоречия неуклонно стремился стать активным участником «коммунистического строительства».

В работах же современных есениноведов, таких как Н. Сидорина, В. Кузнецов, С. Куняев, поэт предстает разочарованным в коммунистических идеалах и даже стремившимся покинуть советскую Россию из-за преследований ОГПУ (Отдела главного политического управления).

Однако феномен Есенина состоит в том, что благодаря православному мировоззрению, которое тогда еще не было утеряно в русском народе, он соединял, по выражению Г. Иванова, «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы нет ничего общего…».

Это же отмечает и наш современник, доктор филологических наук А. И. Чагин, «…герой Есенина как бы возвышается над фактом раскола нации, с горечью осознавая его, но равно принимая в свое сердце оба берега рассеченного «русского сознания». В полной мере сказалась здесь позиция наследника единой, неразделимой национальной культуры, позиция поэта-объединителя».

В самом деле, в предреволюционное время его стихи читали и крестьяне и дворяне, Царица Александра Федоровна, Царевны и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, а после революционного переворота большевистские вожди – Ленин, Троцкий, Свердлов, Дзержинский и, позднее, Сталин.

«На любви к Есенину, – писал Г. Иванов, – сходятся и шестнадцатилетняя комсомолка и пятидесятилетний белогвардеец».

Да и сегодня Сергей Есенин объединяет расколотое по экономическому положению и политическим взглядам русское общество своим творчеством, поэзией, о которой сказал когда-то В. А. Жуковский, что она «Есть Бог в святых мечтах земли».

А для того, чтобы поэзия стала такой, Есенину необходимо было прежде всего самому сохранить и пронести через время воинствующего безбожия, через собственные ошибки и заблуждения святую православную веру, которую в конечном счете сохранило большинство нашего народа.

В статье «Сергей Есенин и русская революция» священник Сергий Рыбаков пишет: «Русский народ во всех, выпавших на его долю испытаниях сохранил в себе образ Божий, свет иного бытия. И одним из тех, кто в поэтической форме запечатлел блики Божественного сияния над Россией, кто раскрыл истинную устремленность русской души к небесному, горнему миру, был и остается наш народный поэт Есенин».

«Душа грустит о небесах,//Она нездешних нив жилица», эти есенинские строчки характеризуют духовный путь поэта, который вел его ко Христу, но никак не к Иуде.

Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы А.В. Гулин заметил: «Огромное движение, проделанное Есениным за его жизнь, главные итоги этого движения противоречат мысли о его самоубийстве. Одухотворенность поздней его поэзии способна убеждать: не участь висельника Иуды, а честная мученическая смерть во искупление грехов была уготована ему в конце».

Игорь Евсин

Глава I

Колокол дремавший разбудил поля…

Колокол дремавшийРазбудил поля,Улыбнулась солнцуСонная земля.Понеслись ударыК синим небесам,Звонко раздаетсяГолос по лесам.Скрылась за рекоюБелая луна,Звонко побежалаРезвая волна.Тихая долинаОтгоняет сон,Где-то за дорогойЗамирает звон.

«С церковью, с колокольным звоном была связана вся жизнь нашего села».

Е. А. Есенина

Константиново… С виду ничем не примечательное село, каких тысячи раскинулось по необъятной России. Однако, как и предсказывал Сергей Есенин, оно оказалось знаменитым на весь мир. Но поэт даже и предположить не мог, что Константиново будет, хоть и недолго, носить его имя.

Вопрос о переименовании села был поставлен сразу же после гибели поэта. В 1926 г. согласно протоколу № 212 заседания Рязанского губернского исполкома село Константиново переименовали в Есенине «ввиду исключительного положения, которое занимал крестьянский поэт Есенин в литературном мире новой революционной эпохи».

И хотя Президиум ВЦИК это решение впоследствии отменил, народ еще долго именовал село Константиново, как Есенино. Это название вошло в справочную литературу и даже в Большую Советскую Энциклопедию от 1952 г.

Константиново – старинное село. Впервые оно упоминается в 1619 г. в жалобе местных крестьян Царю Михаилу Федоровичу на федякинских крестьян уличенных в грабежах. А жаловались крестьяне самому Царю потому, что село принадлежало его дворцовому ведомству. В Константинове уже тогда была деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1779 г. вице-канцлер Двора Императрицы Екатерины II Александр Михайлович Голицын вместо деревянной построил каменную Казанскую церковь с приделом в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Предположительно, храм был построен по проекту талантливого архитектора Ивана Егоровича Старова, одного из основоположников русского классицизма в архитектуре, участвовавшего в возведении Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Причт и константиновские прихожане любили свою церковь и постоянно заботились о ней. Благодаря их стараниям с 1834 по 1892 год трапезная часть церкви была значительно расширена. В ней устроили новый иконостас и сложили духовые печи.

Рязанские архипастыри не раз посещали Казанский храм. В 1900 г. епископ Рязанский и Зарайский Полиевкт (Лесковский), побывав в нем, отметил прекрасное внутреннее убранство, роспись сводов и стен, выполненную с использованием позолоты. Особенное внимание владыки привлек резной иконостас из дуба. Епископ Полиевкт отметил заслуги в украшении церкви священника Иоанна Смирнова и купца Куприянова, который не жалел средств на благоукрашение храма.

Вот как описывала внутренне убранство Казанской церкви конца XIX – начала XX века сестра поэта Екатерина Есенина: «Очень удачна архитектура нашей церкви. В ней много света, и она очень уютна. На стенах изображения святых нарисованы светлыми, яркими красками. На потолках первого и второго отделения изображено звездное небо. Висят огромные позолоченные паникадила с лампадами, ярко освещающие церковь во время всенощных. Лица святых на иконах были изображены добрыми, приветливыми, а лепные позолоченные украшения стен алтарей были похожи на сказочные дворцы».

Внешний вид Казанской церкви так же был очень живописен. На фоне зеленых зарослей бузины и акаций она выделялась своей белизной, как подвенечным платьем. Не случайно Екатерина Есенина сравнивала ее с невестой. За церковью, в сторону Оки, находилось кладбище. Его местонахождение до сих пор обозначает памятная часовенка, стоящая на высоком, окском берегу. Рядом с этой часовней когда-то лежал надгробный камень, на котором любил сидеть Сергей Есенин, любуясь на приокские раздолья.

Есенины жили напротив Казанской церкви. На месте нынешней крестьянской избы стоял их двухэтажный дом, построенный дедом поэта Никитой Осиповичем, который был сельским старостой и пользовался в селе большим уважением.

«Дом этот несколько необычен для нашего села, – писала Екатерина Есенина, – Он значительно выше окружающих его изб. Нижний этаж его не имеет ни одного окна. Он служит нам амбаром, ибо ни риги ни отдельного амбара, ни других хозяйственных помещений построить на усадьбе невозможно».

К 1910 г. этот старый дом совсем обветшал. Тогда его снесли и построили избу, которая через двенадцать лет сгорела. В 1925 г. на средства поэта построили новый дом. Но как будто злой рок преследовал Есениных. В 1929 г. уже после гибели поэта, этот дом тоже сгорел в пожаре. В 1930 г. родители Есенина вновь построили избу. Дом, который стоит сегодня, является реконструкцией последней постройки.


Есенин родился в старом двухэтажном доме 3 октября 1895 г. Через три дня его крестили в Казанской церкви. Таинство крещения совершил настоятель церкви протоиерей Иоанн Смирнов. Младенца нарекли в честь преподобного Сергия Радонежского память которого приходится как раз на 3 октября. После крещения отец Иоанн сказал матери Сережи, что он у нее от Бога.

В детстве Сережа был отдан на воспитание деду по матери – Федору Андреевичу Титову. Это был глубоко верующий человек. Федор Андреевич имел свои небольшие баржи – барки. За удачные плавания в благодарность Богу построил напротив своего дома кирпичную, с соломенной крышей, часовню в честь покровителя плавающих и путешествующих Николая Чудотворца. Она была обнесена деревянной оградкой. В часовне находилась икона святителя Николая перед которой в праздники всегда возжигалась лампада.

Будучи грамотным, Федор Андреевич по праздникам читал своему внуку Сергуньке Евангелие, познакомил его со Священной историей, а к пяти годам научил читать православные книжки самостоятельно.

Став знаменитым поэтом, Есенин писал о нем в произведении «Письмо к деду»:

Наивность милаяНетронутой души!Недаром прадед,За овса три меры,Тебя к дьячку водилВ заброшенной глушиУчить: «Достойно есть»И с «Отче…» «Символ веры».

Бабушка Сергея, Наталья Евтеевна Титова, тоже была набожным человеком. Она водила его в Иоанно-Богословский и Николо-Радовецкий монастыри, учила молитвам и пению псалмов. «Иди, иди, ягодка, Бог счастья даст», – говаривала бабушка своему внуку по дороге в монастырь.

В доме Титовых часто собирались паломники, странствующие слепцы, нищие. Звучали молитвы, духовные стихи и народные песнопения о Миколе, то есть святителе Николае – любимом народном святом. Все это глубоко запало в душу мальчика и позднее выразилось в ранних стихотворениях, а о Николае Чудотворце он даже сложил небольшую поэму.

С семи лет Сергей вновь стал жить в доме Есениных, который по наследству перешел к его отцу Александру Никитичу. Никита Осипович, дед поэта по отцу, в молодости хотел уйти в монастырь, за что получил прозвище «монах». От него монахом стали называть Сергея Есенина, монашками прозвали и его сестер. Как вспоминала старшая сестра Александра: «До самой смерти Сергея нас почти не называли по фамилии, мы все были Монашкины».

А Татьяну Федоровну в селе называли не Есениной, а Монашкиной даже тогда, когда ее почитали, как мать известного всероссийского поэта.

Есенины так же, как и Титовы, были верующими людьми.

Александр Никитич, отец Сергея, хорошо рисовал, что видно из нарисованного им родительского двухэтажного дома. Будучи подростком, пел в Казанской церкви на клиросе. Он имел хороший музыкальный слух и голос. Его матери Аграфене Панкратьевне (бабушке поэта) предлагали отдать Александра петь в хоре рязанского кафедрального Успенского собора, но он не согласился.

Мама Сергея Татьяна Федоровна тоже любила петь, знала множество народных духовных стихов. Но Сергей Есенин запомнил на всю жизнь пение бабушки Натальи Евтеевны Титовой.

В 1925 г. в стихотворении, посвященном своей сестре Шуре, он писал:

Ты запой мне ту песню, что преждеНапевала нам старая мать.Не жалея о сгибшей надеждеЯ сумею тебе подпевать.

В доме Есениных часто останавливались на постой паломники, кормились нищие и убогие. «Идо того сердобольный был к этим нищим! – вспоминала Татьяна Федоровна о сыне. – Скажет, бывало: «Мать, ты сегодня щей побольше навари, пожалуйста, и каши, ладно?» Я уж знаю зачем. Пойдет на паперть убогих звать. Целый дом их наведет, иному и сесть уж некуда, стоя едят».

Однажды Татьяна Федоровна пригласила в дом нищего мальчика, ходившего по селу с сумой и просившего подаяние. На всю жизнь запомнил этот мальчик (Курков Степан Андреевич) прием в доме Есениных. Вот как он вспоминал об этом, будучи уже стариком: «В ту пору жили мы в селе Шехмино. В 1903 г. умер мой отец, а вскоре от пожара сгорела наша изба. И судьба заставила нас ходить с сумой по миру. Много сел и деревень исходили мы. Были и в Константинове. Тут нас и увидела Татьяна Федоровна, мать Сергея Есенина, и пригласила нас в дом. Навстречу мне выбежал мальчик [Сергей] и, взяв меня за руку, повел в дом, я застеснялся, но, видя простоту его, почувствовал себя смелее. Он посадил меня за стол и сам сел рядом. Не помню, о чем он меня расспрашивал, но запомнился мне его дед, который принес пыхтящий самовар и поставил его на стол. Сергей подавал мне кусочки рафинада и баранки. После чая Сережа куда-то исчез… Через несколько минут приносит мне брюки, потому что мои были все рваные».

После смерти в 1887 г. кормильца семьи Никиты Осиповича Есенины стали жить бедно, но благодаря близости их дома к Казанской церкви имели небольшой доход от постояльцев. Как писала впоследствии сестра поэта Екатерина: «В течение многих лет наш дом, который находился напротив церкви, заселяли монахи и художники, работавшие в церкви, которая в то время отделывалась».

Подрастая, Сергей Есенин стал все чаще бывать в Казанской церкви. Полюбил хоровое пение и по праздникам так же, как в свое время его отец, пел на клиросе. Сверстница поэта М. И. Копытина вспоминала: «Голос у него был мягкий, немного сипловатый».

Кроме того, Сергей любил забираться на колокольню, несмотря на то, что на полпути к колоколам была площадка, которую называли «гробницей». Там стояли сделанные на продажу гробы. Среди Константиновских крестьян существовало поверье, что по ночам сюда приходят со старого прицерковного погоста мертвецы – выбирать себе новые гробы вместо старых, сгнивших.

Но что ни сделаешь ради того, чтобы позвонить в колокола и полюбоваться с высоты на живописные окрестности Константинова.

По предположению рязанского краеведа В. Башкова, пономарь Казанской церкви Иван Петрович Ануров состоял в дальнем родстве с Есениными. Кроме того, как мы уже говорили, дед Сергея Есенина Федор Андреевич Титов был благотворителем Казанской церкви и почитался духовенством. Поэтому его внучок Сережа всегда мог вдоволь насмотреться с колокольни на приокские дали, на чудесную колокольню Иоанно-Богословского монастыря, на родное село, лежащее внизу как на ладошке. Пузырилась от ветра у мальчишки рубашонка, но весело и радостно обозревал он родную окрестность. А в праздники звонил в колокола. Иван Петрович брался за крепкие пеньковые веревки, привязанные к самым тяжелым колоколам, а Сергунька хватался за веревочки колоколов полегче. И, медленно раскачивая их языки, пономарь и его юный помощник начинали музыкальный звон, который разносился окрест и будил в людях мысли о душе, о вечности, о Боге…

«Бом-м-м! Бом-м-м!» – гудели тяжелые колокола Ивана Петровича. «Тили-тили, тили-тили» – вторили им Сережины. Есенин полюбил колокольный звон, о котором впоследствии написал:

Колокол дремавшийРазбудил поля,Улыбнулась солнцуСонная земля.

Екатерина Александровна вспоминала: «С церковью с колокольным звоном была тесно связана жизнь нашего села. Зимой, в сильную метель, когда невозможно было выйти из дома, раздавались редкие и сильные удары большого колокола. Буйные порывы ветра разрывали и разбрасывали мощные звуки. Они тревожно дрожали, и на душе от них становилось тяжело и грустно. Невольно думалось о путниках, застигнутых в поле или в лугах непогодой, сбившихся с дороги. Это им, оказавшимся в беде, посылал свою помощь большой колокол.

Этот же колокол извещал и о другой беде – о пожарах, но не в нашем, а в соседнем селе. Тогда удары его в один край часты и требовательны…

В воскресенье и праздничные дни этим колоколом сзывали народ к обедне и всенощной.

О пожаре в нашем селе извещал колокол средний. Звук какой-то жалобный, безпокойный. Чтобы бить в него, не нужно подниматься на колокольню, к его языку была привязана веревка, спадающая вниз на землю. В сильные пожары били попеременно то в большой, то в средний колокол, и такие удары создавали большую тревогу.