banner banner banner
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все
Оценить:
 Рейтинг: 0

Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все


Страх голода, бедности

ГОЛОД – один из мощнейших страхов. Хотя… Может быть это один из самых распространённых страхов, а мощны лишь мифы о нём?

Слышали про пирамиду потребностей Абрахама Маслоу? (подробнее я пишу об этом в своей книге «Любовь. Психология Бытия»).

Маслоу расположил потребности людей в иерархической пирамиде. Внизу базовые потребности в пище и безопасности, затем социальные в общении и признании, затем потребности в самореализации. Это похоже на йогическую последовательность чакр или старославянское распределение: жить, людин, человек.

Маслоу исследовал производственную мотивацию у рабочих около 100лет назад и потому у него получилось, что еда – большая и базовая потребность и только при её полном удовлетворении, человек обнаруживает и начинает реализовывать следующие. Однако, количество исключений заставляет задуматься. Поэтому я в своей книге предложила перевернуть пирамиду, зафиксировав, что еда – самая нижняя, заужающая потребность, заземляющая, но не большая. А вот самоактуализация является большой, и в каком-то смысле базовой. Скорее всего, иерархия потребностей каждого человека имеет свою геометрическую форму. У житей – расширение на уровне живота, у людей – на уровне груди и рук, у человеков – там, где голова.

То есть один пока не наестся, думать ни о чём не может. Другой отдаст последний и первый кусок близким, предпочтёт заботу или просто общение еде. Третий – голодный студент. Про большинство великих умов приходится читать, что они часто забывали поесть (Циолковский, Ньютон и др). Это не только учёные, это путешественники, люди искусства…, это дети, которым пока не переучат всегда важнее игра, исследование, чем еда.

Почему я предлагаю рисовать пирамиду потребностей наоборот, основанием вверх?

Маслоу справедливо отмечал, что человек (среднестатистический) не очень-то думает о чём-то ещё, когда голоден.

Это кстати входит в противоречие с теорией о развитии лобных долей мозга и практикой думающих людей.

С Абрахамом Маслоу «спорит» другой великий психолог —Виктор Франкл «изучавший» людей в концлагерях фашистов. Он убедился на себе и тысячах других людей: для выживания куда более важны осмысленность существования, чем насыщенность желудка и быт.

Пока ещё живо поколение людей, которые помнят войну, спросите их, почитайте рассказы. Страшный, жестокий эксперимент, но множество свидетельств – голод пережили те, кому было зачем жить. Причём жёсткий голод.

Да, они запомнили этот голод и страх перед ним омрачил их дальнейшую жизнь (и часто нескольких поколений потом). Те кому сейчас 30—50 – откормленное поколение детей познавших голод родителей и их родителей, привыкшее есть много и разнообразно, есть про запас, по расписанию как собаки Павлова. Их страх голода – это страх повышения цен и уменьшения потребительской корзины, воплощённой в тележке супермаркета.

На семинарах и лекциях про старость постоянно приходится слышать реплики: старики голодают, им не хватает на хлеб. Это как миф про волков. Безосновательный и живучий. Я прошу обычно показать мне реально человека умирающего от голода. Сейчас всем «не хватает на еду». Всем, кого не спроси. Под этим подразумевается: не хватает на кофе и полуфабрикаты, водку и окорочка, колбасу и пряники… Мои дети тоже часто говорят: «что совсем нечего поесть?», подразумевая, что не хотят суп, а хотят печенье.

Да, хлеб дорожает. Но есть ли пенсионеры, которые не могут себе купить вдоволь хлеба?, а тем более муки и соли, крупы и овощей.

Один из коллег назвал это – Финансовый страх голода.

В деревнях тоже все жалуются на «нечего есть». В соседней к нам деревне всего 2 бабушки держат коз и кур, держат огород. Остальные в основном страдают лишним весом, покупают помидоры и колбасу в магазине и жалуются на маленькие пенсии и отсутствие сил.

У меня вопрос, который к сожалению практически крамола: если стало тяжело держать корову и тем более поросят не сигнал ли это, что пора отказаться от жирного (а не переходить на колбасу). Куры и грядки много сил не требуют (всего от пары часов телевизора отказаться), а ходить в лес за ягодами и молодой крапивой, снытью вообще полезно.

А что же те, кто не сумел перебраться на землю и живут в старости в городе? Там я тоже не видела голодающих. У всех есть пенсии, есть и у нас социальные службы, пусть бюрократизированные и коррумпированные, но есть. Я видела стариков, которые в растерянности стоят в супермаркетах, с тоской глядя на изобилие. Но это не голод.

Трудность ещё в том, что СМИ и особенно ТВ постоянно подстёгивают как необходимость, обязательность большого потребления, так и страхи о «голодающих стариках». И то и то – лишь выгодная ложь.

Есть – это само собой. Даже задуматься о вариантах часто кажется недопустимым. А почему?

Массимо Монтенари «Мутации голода. Голод и изобилие. История питания в Европе»:

Обитатели Римской империи голода не боялись из-за развитой инфраструктуры и сельского хозяйства, в основном земледелия. Под обжорством понималась страсть к фруктам. При отсутствии страха голода никто не стремится наесться от пуза. Основные продукты – хлеб, сыр, вино, оливки. А вот у древних германцев земледелие было развито слабо. К востоку от Рейна и северу от Дуная люди питались в основном свиным мясом и варвары «славились» культом обжорства. Способность много съесть считалась достоинством, а возможность – привилегией. Это значит, что данная нация пребывала во власти страха голода.

М.М. в своём исследовании пишет, что после краха Римской империи ситуация с продовольствием хоть и колебалась от голодных периодов к тучным в общей динамике постоянно ухудшалась до ХVIII века, который был по-настоящему голодным. Ситуация с продовольствием меняется только к концу Х!Х века. Монтанари пишет, что окончательно голод ушёл из Старого Света лишь в конце 1950-х. Свидетельство тому – новые представления о красоте.

Окончательно ли?

Поколение помнящее голод ещё живо, более того, оно влиятельно. Мой отец, переживший голодное детство, до сих пор неспокойно относится к пище. Мы выросли внутри этого страха, перерастающего в пищевой контроль и насилие.

Следующее поколение или удовлетворяет запрос обжорством или протестует анорексией. Пищевой контроль стал традицией. Он абстрагировался от потребностей организма, а стал методом дрессировки неизвестно для чего.

Следующее поколение – мутанты в смысле отсутствия страха голода. И если нас приучали к принятию пищи как дрессированных собак по часам и нормам, мы боимся, что пищи не будет вовремя и в привычном формате. То следующее поколение реагирует только на глютамат натрия и психологическую подачу.

На смену мифам о правилах питания приходят мифы о вкусности.

Сейчас набирается критическая масса исследований, публикаций, эмпирики реальных людей о том, что важность еды – миф. Заметьте, я говорю о еде, пище в смысле поедания смесей продуктов растений и мертвых животных. Думаю вслед за разрушением нефтяного мифа и диктата будет разрушаться продовольственный.

Следует заметить также, что отсутствие голода никак не способствует росту рождаемости, а наоборот – выработке привычки к обжорству, формированию установки, что детей трудно прокормить, и они поэтому не нужны.

В старости полезно есть меньше, менее разнообразно, меньше химии, полезно потреблять меньше продуктов и меньше нагружать желудок. А ещё более полезно справляться, противостоять абсурдам, навязываемым нам социумом и собственными привычками и тревогами.

Подробнее в гл Едоз.

Страх отстать

Надо ли его бояться? Во-1-х, всё равно отстанем. Уже. Мозг не сможет впитать столько информации. Информированность заменяется открытостью, доверием, любопытством, уважением.

Допустим, Вы не знаете, как пользоваться лифтом или системой связи Скайп. Я люблю рассказывать эпизод, подсмотренный в Юхнове. Старая женщина в магазине электроники просит молодого продавца помочь ей пополнить баланс на телефоне, он беспрекословно откликается, подходит к аппарату и терпеливо объясняет ей пошагово действия. Они перешучиваются. А когда он отходит, я не выдерживаю и говорю ей: «там же всё написано! И Вы похоже не первый раз?». Дама лукаво улыбается в ответ: «Ну и что? Это мой ученик, я с ним 6 лет в школе возилась. Мне нравится, когда он меня теперь учит». Она пользовалась своим учеником, своей открытостью и чувством юмора.

Итак, Вы не знаете, что такое лифт, и как он работает. Помешает ли Вам это добраться до внука, живущего на 15 этаже? Помешает только страх. Если Вы не изжили в себе привычку предыдущего возраста «ем, только то, что знаю», «делаю, только то, что знаю»… – будет трудно. Но если Вы уже выработали в себе (вспомнили из детства) открытость и любопытство плюс добавили к нему опыт пользования всем многим, что встречалось в жизни… Т. е. Вы уже знаете, что теперь-то всё делается удобным и не сложным…

Как любил ворчать мой брат, когда отец звал его разобраться с новой кофеваркой: «человек, который умеет пользоваться артиллерийской буссолью!..»

Чуть притормозить, посмотреть прищурившись… и вот Вы уже видите: никаких соревнований на самом деле нет. Прогресс существует для комфорта и облегчения жизни, или развлечения, а вовсе не для гонки за ним.

Страх утраты привлекательности

Традиционно он больше женский, хотя конечно это не однозначно.

Заметьте потерять страшно не Красоту, а именно Привлекательность, и подразумевается исключительно сексуальная привлекательность. Старуха, с которой приятно посидеть рядом, послушать, попить чаю, к которой на руки лезут внуки, привлекательной не считается! Почему?

Я приглашаю Вас почитать весьма яркую цитату.

Вот что пишет об этом в своём ЖЖ Ляля Брынза:

Это как в спорте: главное – вовремя уйти.

Вовремя и красиво, чтобы не было мучительно стыдно и чтобы не выглядеть жалкой… Чтобы не завидовать искоса этим – юным, сильным, свежим. О чём это я?

О том, что приходит, наступает, неумолимо подкрадывается на стрелках-мохноножках время, когда ты превращаешься из бабочки нежнокрылой и крупноглазой в так-себе-средней-паршивости мотыля. И вот уже ровесники мужчины советуются с тобой как лучше закадрить двадцатилетнюю девчонку, а то и просто жалуются на радикулит, простату и метеоризм. И вот уже ты смотришь в зеркало и понимаешь что в лучшем случае похожа на уставшую маркитанку, а в худшем – вообще не надо смотреть в зеркало. И вот уже, когда возле тебя притормаживает какой-нибудь мерседес, ты точно знаешь что сейчас действительно спросят дорогу…

А ведь ещё два-три-пять лет назад от звука шин шикарно шуршащих и «девушка, извините пожалуйста» ты наполнялась пронзительным глупым восторгом и, вскинув подбородок (тогда ещё обходилась одним) шла прочь, покачиваясь на девяти сантиметрах чистого гламурного безумия. А ведь ещё два-три-пять лет назад дышалось, как пелось и пелось, как жилось.

А что теперь? А теперь уместные раньше навыки, как то «повела плечиком», «опустила глаза», «расстегнула пуговичку», «ненароком облизала губы» перешли в разряд порнухи для геронтофилов. И хорошо бы все эти бляцкие кошачьи рефлексы подавить, ан нет… Неконтролируемо лезут и смешно.

Боже! Как же это жалостливо смешно, когда сорокалетняя тётка ведёт себя будто нифметка. Когда из штанов low fit вылазят дрябленькие бочка, когда казалось бы вчера ещё прокрашенные корни волос сегодня снова отдают сединой, когда пальцы отекают и нельзя носить кольца, потому что к вечеру не помогает даже мыло.

Да нет. Можно там фитнесы, солярии, кремики разные. А толку? Толку… Ну не потрёпанная маркитантка – ну куртизанка на пенсии. Сидишь вся прожареная, промассаженная, разодетая, размалёванная, пахнущая недешевыми какими-нибудь шанелями и смешная – аж жуть!