banner banner banner
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все
Оценить:
 Рейтинг: 0

Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все


(С. Хоккинг «Краткая история времени»)

А квантовая теория похоже покончила с остальными абсолютными понятиями.

Очень многие говорят: какое нам дело до всего этого. Ведь мы живём среди яблок и планет в зоне здравого смысла, что нам до скорости света? Но, друзья мои, ведь мы как раз и живём в скорости света, мы видим и яблоко, и планету только «благодаря» скорости света, Благодаря ей мы можем поймать яблоко, не дать ему встретиться с планетой. И наш выбор к какой скорости приблизить скорость нашей мысли.

Например, Чарльз Тарт в «Пробуждении» сравнивает её со скоростью ослиной повозки.

Но мне ближе идея Курта Воннегута («Времятресение»).

Этот кусок просто невозможно не привести целиком, я очень люблю разыгрывать эту сценку со своими гостями. Старый вымышленный забытый писатель-фантаст выступает перед своими друзьями и друзьями писателя Курта Воннегута…

Толпа затихла, когда я занял своё место справа от него.

– Вселенная очень сильно расширилась, – сказал он, – … Поэтому свет теперь недостаточно быстр, чтобы проделывать путешествия, которые надо проделать. Ему теперь не хватит и бесконечно долгого времени. Когда-то свет был самой быстрой штукой на свете, а теперь его место на свалке истории вместе с дилижансами.

И теперь я прошу этого храбреца, осмелившегося встать рядом со мной, выбрать две мерцающие светящиеся точки в небе над нами…

Я показал на две светящиеся точки примерно в десяти футах друг от друга. Одна точка была Полярной звездой. Про вторую я ничего не знал….

– Они мерцают? – спросил он.

– Да, – ответил я.

– Точно? – спросил он.

– Клянусь, – ответил я.

– Отлично! Дин-дин-дон! – сказал он. – Теперь вот что. Какие бы небесные тела ни скрывались за этими двумя точками, можно быть уверенными, что Вселенная стала настолько разреженной, что свету от одной из них до другой нужно добираться тысячи или миллионы лет. А теперь я попрошу вас посмотреть, со всем возможным безразличием, сначала на одну, а потом на другую.

– Хорошо, – сказал я. – я это сделал.

– Это заняло одну секунду, не так ли? – спросил Траут.

– Не больше, сказал я.

– даже если бы это заняло час, сказал он, – существует нечто, что, говоря консервативным языком, преодолело расстояние между этими небесными телами в миллион раз быстрее света.

– Что же это было? – спросил я.

– Твоё сознание, – ответил он. – Это – новое свойство Вселенной, оно существует только потому, что существуют люди.…

(К. Воннегут. Времятресение)

Разве не замечательно. Попробуйте почувствовать себя истинным независимым стариком Вселенной и у Вас получится проделать это с кем-то помоложе, получив общее удовольствие.

Вот ещё один из моих любимых авторов в качестве отвлечения-развлечения. Вы ведь никуда не торопитесь?

У Бенджамена Хоффа в «Дао Винни-Пуха» (А может у Милна???) возникла идея нового слова – скоробуды (по другой версии – щасвирнусы).

Скоробуд вечно куда-нибудь спешит, и похоже, вся его жизнь проходит под знаком отсутствия: УШЁЛ СКОРО БУДУ…. Скоробуду не сидится на одном месте. Ему обязательно надо бежать туда, где его нет. (Заметим – бегает он редко, если это человек, чаще ездит, летает…) …. Вся наша скоробудовская наука, религия и деловая этика испокон веков внушали нам, что всех нас ожидает впереди Великая Награда и, чтобы быть достойными её, мы должны всю жизнь работать, работать и работать, как заведённые. Она то ли храниться на небесах, то ли спрятана за ещё нераскрытой молекулой, то ли ждёт нас в правительственном номере отеля, но она всегда чуть впереди нас – вот тут за углом, с другой стороны земного шара…

Хофф описывает Общество Скоробудов, повязанное идеей Достижения Великой Награды, жизнь в котором проходит под лозунгом Экономии Времени. «Характерным примером претворения этого лозунга в жизнь является пресловутая Стойка с Гамбургерами – подходящий памятник Скоробуду и его вечной занятости.» Б.Х. предлагает сравнить фастфуд с чайными домиками Китая.

Лично мне кажется, что тотальными признаками культуры Экономии Времени являются более привычные вещи – электрические чайники, кофе машины, микроволновки, магазинный хлеб. Да собственно Хофф того же мнения. «Стойка, как теперь стало уже общеизвестно, представляет угрозу для всякого, кто к ней приближается. И, к сожалению, это далеко не единственное изобретение ума, запрограммированного на Экономию Времени. Сюда же можно отнести супермаркеты, микроволновые печи, ядерные реакторы, ядохимикаты и прочие прелести. Если бы все мероприятия, направленные на Экономию Времени, действительно его экономили, то, рассуждая логически, у нас должен был бы накопиться значительный его запас – гораздо больший, чем у предыдущих поколений. На деле же, как ни странно, с каждым годом времени у нас всё меньше. … И весь фокус-то в том, что экономить время в принципе невозможно – его можно только тратить. А вот тратить его можно либо с умом, либо впустую. У Скоробудов времени не остаётся совсем, потому что они тратят его целиком на неимоверные усилия, призванные сэкономить каждую секунду».

Не могу не отметить при всей красоте текста два момента. Как бы не пытался автор откреститься от родной американской культуры, она его до конца не отпускает. Терминология держит: экономить нельзя тратить. А ведь время и тратить нельзя. Оно вообще не товар и не деньги. Оно пространство. Люди придумали сделать предметом торга все измерения. Но это лишь одна из фантазий. Кроме того – отсутствие времени – кокетливая ложь. Современная цивилизация действительно экономит людям кучу времени, которое они тратят нещадно за телевизором и компьютером, всякими развлечениями и отвлечениями, имеющими слабое отношение к жизни.

Когда Авраам хотел кофе он шёл за хворостом, а Сара разводила костёр и разминала кофейные зёрна, приносила воды от родника и… потом в общем они пили кофе. А сейчас мы нажимаем кнопку электрочайника, высыпаем пакетик и нервничаем полминуты «ну скоро?»

Время – это часы и минуты, не отрезки и точки встречи. Это, что важнее, обозначение некой категории ситуации. Ну как бы это сказать… Лето – это не время, когда на календаре написано «июнь», а время когда в нашей полосе цветут травы и завязываются плоды. Время косить и время сажать.

«Время собирать камни и время разбрасывать»… и время смотреть на камни. А вообще, не знаю, почему все так любят цитировать эти самые камни.

Там ведь есть ещё:

Время родиться и время умирать,

Время насаждать и время вырывать насажденья,

Время обнимать и время избегать объятий,

Время отыскивать и время дать потеряться,

Время хранить и время тратить,

Время рвать и время сшивать…

А вот моя скромная находка. Время старости – пространство.

Она приходит не с косой. С косой – старуха Смерть.

Старушка Старость приходит с граблями (иногда может быть с лопатой, мотыгой, ведром). Она никогда не скажет «сколько вам осталось», но скажет, что Вам надо бы сделать, где прибраться, что посадить… А начнёте бегать-суетиться, сами знаете про грабли…

Первая половина жизни наполнена культом времени. Мы торопимся, догоняем, обгоняем, считаем и экономим, тратим время. И мы боимся смерти, которая придёт и скажет, что оно кончилось и что мы что-то не успели. Но когда мы готовы принять и смерть и жизнь, отвернувшись слегка от часов и календарей, старость освобождает нас от этой зависимости. Время в старости течет само по себе где-то в стороне. И старики замечают его по другим людям, своим детям и внукам. Сами же они заняты пространством.

Когда выросшие мы вспоминаем своих бабушек и дедушек, мы с трудом можем сказать сколько им было лет, когда мы слушали сказки у них на коленях или когда приходили рассказать об успехах в институте.

Мифологическая реальность тоже свободна от времени. Но об этом попозже…

Топология

Жизнь не восхождение и спуск с горы. Это пропаганда социума, утверждающего, утверждающегося, что он – верх. Очень старая пропаганда, древняя можно сказать.

Жизни ближе метафора большого U.

Хотя в горах тоже много символического смысла. Представим, что человек взбирается на вершину. Что там? Скорее всего безжизненность, скалы, снег… и амбиции. На вершинах гор безусловно красиво, но там никто не живёт. Смысл восхождения в возвращении в долину с новыми впечатлениями и силой.

Если же смотреть с точки зрения развития психики, движения от Самости к Самости (как изначальному и основному смыслу земного бытия) – это обратный ландшафт. Движение жизни по большому U.