banner banner banner
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все
Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все
Оценить:
 Рейтинг: 0

Старание к старению. Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все


Но и нас уже приучили: «даже если не надо – покупай что-нибудь» и будешь членом социума. Потребитель – основная профессия сегодня и у неё не существует пенсионного возраста.

В России, особенно в административном «центре» есть большинство из перечисленного. Медстраховки, социальные службы, концерты и путешествия, фестивали и кружки. Я знаю многих стариков и старушек, занятых спортом или рисованием, путешествующих и посещающих театры. Однако, всё это наполнено в основном тревожным недовольством. Стакан похоже наполнен одинаково. Где-то старческий оптимизм, где-то старческий пессимизм общим фоном. Но и у нас пессимизм не тотальный. Не верите – посмотрите главу Радость.

Третье письмо:

«Привет Юль. …у меня гостил как-то американский учитель и он говорил, что очень ценно, что везде кроме Америки старики живут как бы вместе с детьми. Потому что бабушки и дедушки нужны. Они сказки рассказывают, песни поют и вообще воспитывают. А у американцев это потеряно. Ну, типа поколения не передают друг другу фольклор и прочий менталитет. Это понятно. Но вот мне непонятно как тут. В Германии. Что ж всем вместе жить что ли? В одном доме? Смотри… Вот молодая семья нашла себе работу в большом немецком городе. Переезжают. С ребёнком допустим годовалым. Бабушка не едет так как в городе дороже съём квартиры. Это раз. Еда. За проездной плати. Тут подружки и врачи, уже всё как-то устоялось. На фиг ехать. И гулять можно. А в большом городе надо на метро ехать к врачам и в театр… и к детям тоже может быть. Другое дело, что проблема с садами и яслями, и тогда бабушки нужны. Но может, эти богатые, допустим. И наняли беби-ситера. В общем, выходит, что эти сказки-песни только тогда получаются, когда по бедности все живут вместе. Не знаю…

И ещё забыла в прошлый раз написать. Меня удивило, что тут молодёжь охотно разговаривает с пенсионерами. Ну, попутчики в трамвае, электричке… То есть не буркнут что-то, а отвечают подробно и без раздражения. Потом я поняла. Пенсионер – успешный, счастливый, состоятельный член общества. Они видят пенсионеров всюду, где (как это сказать… а!) статусные вещи. Путешествия. Рестораны, Фестивали. Театры. Машины у них, свои дома. То есть им можно завидовать. К тому же они (как я уже писала с удивлением) на сцене. В телевизоре журналисты, министры. Ну, это нам не привыкать.

Государство Российское подаёт всё время пример ненависти к старости. Даже интермедии такие. Направленные на унижение. А тут другое.

Думаю последний кусок – это не столько про ненависть, сколько про страх.

А предпоследний – про беду среднего класса. То есть живут вместе по-бедности или по-богатству. Почему? Потому что ценности такие. Главный критерий того, как жить – не культура, а добывание денег. И дети, и старики становятся заложниками этого. Нормой стало подсчитывать: по карману ли нам дети, старики? У многих даже сомнения не возникает, что это правильно.

Как сказал недавно один Буддист: «дома у нас всё больше, а семьи – всё меньше…».

«Ещё дописываю

Забыла вот что. Тут есть такое движение… название не помню. Ну, бабушки, которые живут без внуков, они бесплатно сидят с чужими внуками. Типа, бабушка на выходные называется или как-то так… Они пишут в газете, что им так очень хорошо. Свои внуки выросли. А тут они с ними гуляют, качели, сказки, мороженое. Дело в том, что тут законом запрещено, чтоб дети до 12 лет оставались одни дома, без взрослых. При этом если они там что-то подожгут или затопят, то родители мало того, что будут возмещать ущерб, но и ещё их крепко вздрючат. Могут и родительских прав лишить. Ещё нельзя детям одним ездить в электричках лет до 16. Тоже бешеные штрафы. И ещё никому никогда не выдадут ребенка из школы или из больницы (а бывает что забрать некому) без доверенности родителей на кого-то или без самих родителей. Причём отчим, если он не усыновил – не считается. Я вот доверенная одной семьи. Ну, бывает, что ребенок заболел в школе. Отравился, голова болит. Одного не отпустят. А родители допустим на работе в другом городе. Вот тогда я. Ну пока всё. Это всё называется защита детей.»

Последняя фраза у меня вызывает горькую усмешку. Но речь сейчас не об этом. Я лично давно жду, когда же и у нас такое будет массово (и я не про ограничение свобод детей – это-то уже есть к сожалению). Пока своих растила без бабушек, всё мечтала об этом. Хоть кого, бабушку, дедушку… забрать с танцев, сделать уроки, выслушать после школы, пирожков напечь в субботу, на прогулке присмотреть сидя на лавочке… В деревне не лучше. Старики скучают особняком. Ближайших соседей дачников порой пробивает. Но если пара – начинается паранойя, что используют и т. п.

Популярный феномен: люди страдают от одиночества и ненужности, хотя стоит только захотеть, оглянутся вокруг… Но нет. А значит и не страдают вовсе, а балдеют мазохисты. Ворчат, что никому не нужны, а ведь нужны ещё как. И действительно, если свои дети далеко, так ведь вокруг и других полно. Я лично считаю чудесным примером Тётушек из «Тома Сойера и Гекельбери Финна». В детстве только и видишь, что они там выставлены на посмешище, вот перечитайте, присмотритесь. Без них не было бы этих героев. Они тоже героически волнуются, ищут, ждут, каждый раз, хоть и ворча, моют, кормят, переодевают, штопают, учат… Они – тот фон, та основа, на которой как чертополох растут наши герои. И они – менталитет и культура.

Не могу не оговориться о весьма распространённом заблуждении, что «у них» все старики богаты и обеспечены, у нас – просто беда. Это не только бытовой слух.

Вот пишет в философ-исследователь: «…с материальной стороны старики сегодня обеспечены лучше, чем в прошлом». И тут же оговаривается: «Речь идёт о „евро—американском мире“ в целом. Что касается положения российских пенсионеров и их сверстников в бывших союзных республиках, то оно за последние 20 лет, напротив, ухудшилось». (С. А. Лишаев Старость и современность (Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск №1 2007г.)

Тут я думаю, каждый видит, что хочет видеть. На Запад и в Америку мы едем настроенные на зависть, и нам показывают, то чем гордятся. Путешествующие видят путешествующих стариков, а не трущобы. При этом от многих подолгу живущих за границей я слышала немало историй о стариках, копающихся в помойках и попрошайничающих в магазинах. С другой стороны, присматриваясь к российским старикам, я не вижу ухудшения условий. В городах почти никто уже не живёт в коммуналках, у всех ванны и бытовая техника, социальные работники, врачи и лекарства и никто не голодает. Пенсии конечно всем не хватает, ведь многим нужно покупать дорогой бензин и зимнюю резину, вставлять дорогие зубы, кушать деликатесы…. В деревне, тоже постоянное нытьё про нищую пенсию, но стоит подойти к автолавке: кошкам – «китикет», колбаски такой и эдакой, водочки, конечно, и рыбки какой-нибудь новенькой…. Бабушка жалуется: «полпенсии ушло на оплату электричества! А что: два телевизора, два холодильника, чайник электрический, да обогреватель». На моё удивление объясняет: «А как же?! Телевизор в комнате и на кухне, работает всё время, тут я, а там сын». – «Ну а холодильник то зимой выключить можно…» – «Ну, нет, что опять в подпол лазить? А у меня там мясо, рыба, колбаса…» – «А чайник зачем электрический?» – «Так на печке ждать надо, а тут раз и…» – «А обогреватель?» – «Так печку утром лень растапливать вставать, вот и включаю ночью…». И это норма для всей деревни. Летом ни у кого не купишь ни молока, ни огурцов, морковки. Сами покупают многие овощи в автолавке, жалуясь на цены. И каждую субботу все едут на базар за покупками. Несколько стариков, которые обеспечивают себя огородом, яйцами, картошкой и козьим молоком считаются чокнутыми, потому что не могут себе позволить регулярные поездки в больницу. Пожалуй, остановлюсь. Боюсь, забьют меня камнями за такую крамолу.

Итак, мои выводы из наблюдений по теме «восток-запад». А тема эта всегда всплывает в дискуссиях о старости. И общий настрой всегда таков: у них хорошо, им лучше. У нас плохо, хуже чем на «востоке» и на «западе».

Россия сама – восток и запад, страна, вечно мучающаяся обретением идентичности, слишком большая, чтобы её обрести, слишком тревожная, чтобы перестать копировать и завидовать. Потому в таких дискуссиях я всегда предпочитаю переключаться на личное, на здесь и сейчас. (А если не получается – лучше иммигрировать). Вы голодаете? Вы авторитет для внуков? Дожили до почтенной старости?…

Вера и Религия

Ведь как бытие относится к рождению, так истина относится к вере.

(Платон или Сократ, цитата по В. Лебедько)

Отдельная тема – религиозная. Она весьма опасна, но её необходимо рассматривать. Главный аргумент в этом для меня, не только то, что религия как самая сильная, пожалуй, часть культуры въедается в массовое околосознание. Но и потому что по результатам последней переписи населения в России «атеисты показали себя неспособными к размножению и вымирают как биологический класс».

Вера и религия. Я различаю эти два понятия и отдельно третье – конфессия, церковь.

Вера – это расширенное сознание, принимающее, что есть много больше, чем материя, чем то, что постижимо привычным радиусом действия разума в пространстве и во времени, и в возможностях. Космос, Вселеннуя, Высший Разум, Бог, всё, что мы обозначаем понятием Чудесного. Главным признаком веры является спонтанная молитва. Ибо если есть что-то большее, значимое, то логично обращаться к нему за помощью, поддержкой, пониманием, с благодарностью.

Религия – путь к Богу. Это наш способ приблизиться к Высшему. Это и йога, и выбор стиля жизни, и выбор конфессии. Религия (любая, в т.ч. наука или атеизм) – это основа, вершина нашего мировоззрения.

Церкви, конфессии – организации, созданные на базе религий, своды их правил. Это бизнес, что не плохо, не хорошо.

Тут опять полезна для взаимопонимания метафора горы. Допустим на горе живёт Бог (я не Олимп имею ввиду). Некоторые люди верят, что он там живёт, и ощущают его присутствие. Остальные – неверующие живут в долине, отрицают сверх «естественное» и объясняют всё в пределах своей реальности. Не обязательно, конечно гора, можно и лес, и болото, и море… Но если вспомните нашу топологию, Бог – это то всеобщее, бесконечное и непонятное, откуда мы приходим и куда потом уходим, потому и гора подходяща.

Так вот верующие в большинстве своём в какой-то момент начинают искать путь к Богу. И тут оказывается, что на гору уже проложено несколько больших маршрутов и множество менее исхоженных. От того, что многие идут путём, например, указанным христианством он не становится легче. Может потому, что он оккупирован церквями Католической и Православной, и ещё несколькими. Они обустроили его лестницами, поручнями, транспортом, храмами и магазинами. Шага не ступить без надзора и инструкций. А главное что путь фактически перекрыт наглухо. Не верите? Попробуйте сказать священнику, что говорите с Богом…

Итак, конфессии – это организации, эдакие турагенства для паломников. Они облегчают путь, но жёстко контролируют его. В каждой религии, в стороне от конфессии существуют «секты», люди которые пытаются оставаться на пути, не вступая в конфессию. Вот как говорят, например мусульмане о суфиях: «они сбивают людей с толку своими россказнями о „пути“. Словно им не достаточно религиозного закона! Это же ересь!» (ж-л «Суфий» №7 2008г). Такая же ересь всегда была и есть и в христианском пути (вспомнить Жанну ДАрк, или староверов). Интересно, что эти ереси объединяет приоритет любви…

Это я для соотнесения понятий. Но мы всё же о старости.

Я наверняка не потяну анализ мировых религий и попробую говорить о своих ощущениях, пониманиях тех из них, с которыми соприкасалась.

Христианство, самая противоречивая, непоследовательная и запутанная религия. Выросшее из Иудаизма, Христианство полно презрения к «фарисеям и книжникам». Библия отрицает Тору, списком с которой и ремейком является. Мне видится, что проблема тут в том числе в том, что главный пророк – Иисус не сумел достичь старой мудрости. За 2тыс. лет ни католическая, ни православная ветви не сумели этого переменить. Старцы в этих традициях всегда в стороне на грани между изгоями и отделёнными от общества мудрецами. Официальная церковь представлена молодыми или именно пожилыми (редко старыми священниками) за исключением верхушки. В русских церквях всегда много старушек (и немного стариков), но они здесь скорее так словно приходят на кладбище прибраться или к внукам понянчиться. Основное противоречие официального Христианство в том, что сам пророк призывал к отсутствию церквей, говорил о ненужности структур и ритуалов.

Иисус прожил бурную и сложную жизнь, полную поисков, но не дал никаких правил и заповедей кроме Любви. Остальное – наносные спекуляции, политика и этого очень много.

Наиболее сильная сторона в христианстве – вера в Богоматерь – женские, феминное направление на милосердие.

Вся христианская религия во многом похожа на кризис 30—40летних. Только частично это компенсируется культовым почитанием Святителя Николая Угодника. Думаю, в старости христианство может дать некую опору, как всякий ритуал. Я знаю старушек, которые говорят: «не встала бы давно, если бы не коза. Надо подоить, покормить, почистить. Она же и молочко даёт —силы». А другая говорит: «Я только затем и живу, чтобы в церковь ходить, помолиться за покойничков и за детей, водички святой принести…». Церковь помогает примириться с невзгодами и найти некие подсказки смыслов. Может быть.

Иудаизм – напротив – религия стариков. Она зиждется на пророках-патриархах, на глубоких неторопливых знаниях Книги и переосмыслении. Потому здесь спокойно, терпеливо, оптимистично. Иудаизм лишён агрессивности, потому видимо притеснён. Здесь есть мудрость, притчи и толкования… Здесь нет ответов на вопросы «что делать?», «куда бежать?», «что покупать?» (есть конечно, но мало). Поэтому эта религия не интересна обществам потребления. Однако, чтобы в старости получать удовольствие от Книги и её законов, начинать надо заблаговременно и серьёзно. Сейчас не многих это привлекает. Потому старые евреи часто смешны, а мудрые – потрясающе привлекательны.

Ислам – самая молодая религия. Аналитики (Г. Бедненко, например) описывают её как подростковую, что весьма похоже на правду. Ислам не сложен, агрессивен, воспринимаем на слух. Старики в нём важны и почитаемы, как база и опора молодых, занятых джихатом и прочими важными практическими делами. Если бы на востоке Старики действительно были ещё мудрыми и почитаемыми, они бы может помогли Исламу с ЧЮ и рефлексией, без которой он так страдает. Возможно, Вы слышали, джихат переводится как усилие. Джихат, усилие – молодёжно, да?

Мои любимые индусы… Тут как у древних греков – целый юный пантеон. Боги все молоды, а то и дети. И как же иначе: ведь они поют, танцуют, воюют, рожают. Боги индуизма живут, как когда-то олимпийцы, рядом с верующими, и потому им не нужны пророки, разве что оракулы… В Индии стариков не много. У меня сложилось впечатление, что они в основном уважаемы, если мудры или праведны. И малозаметны, если нет.

Буддизм. Я согласна с Эйнштейном, что это единственная «религия» способная претендовать на религию будущего. Кстати, это собственно и не религия, а скорее философия (любомудрие), путь совершенствования и развития. Буддизм равноотносим к любому возрасту. Легко представить и маленького Будду и молодого и зрелого. Старые буддийские монахи – сильный образ живой и архетипический. Ведь будда – это просветлённый. Просветление – не лучший ли эпитет для старости?

Это же касается Йоги.

Просветление – пожалуй, главный критерий истинности религиозного пути. Потому и православных святых и северных шаманов достигших… называют светлыми.

У религий есть ещё одна важная функция с точки зрения старости. Они много говорят о смерти, готовят к ней, часто помогают справляться со страхом. В основном это идея загробной жизни, к которой можно подготовиться.

Священник или Мулла говорит: не бойся смерти, искупи грехи, раскайся и тебя ждёт блаженство там… Это снижает страх.

Но вот древний Лукреций говорит: «Смерть не страшит нас, если только мы сможем Ясно, навечно понять смертную сущность души».

Интересно правда? Так как же страшнее? Если Душа останется, и будет то ли чистилище, то ли рай, то ли муки, то ли блаженство (однако, всё не проверено), да ещё вернуться потом может быть сможет… Или если всё кончится, просто совсем ничего не будет и значит бояться нечего?

ПроСмерть другая глава. Я лишь о том, что если идея Лукреция не нравится, можно выбрать варианты из предлагаемых религиями.

По мне главное – вера, вера в Чудо, которого бесконечно много. Потому, видимо, физики так часто говорят о Боге…

За время написания книги мне пришлось столкнуться с российским феноменом – введением в школах предмета «Основы Православной Культуры». Мне кажется, сам факт такого насаждения подтверждает её (культуры) отсутствие.

Потому хочу дополнить эту главу цитатой:

«Народная культура – это не наука. Народная культурная традиция на самом деле – это не нечто абстрактное, а люди, простые люди, знающие что-то такое, что остальные не знают. Им этого достаточно, никаких попыток систематизировать, определять границы явления для того, чтобы ощущать себя выделенными из окружающего мира, чаще всего не делается. Да, это совсем не наука, которая в начале становления любой из своих отраслей озабочена тем, как выделиться и заявить о себе. У явлений народной культуры другие задачи, как и у самого крестьянского мира – выжить и жить, как это видят они. Для этого чаще надо не кричать о себе, а наоборот- прятаться и прятать свою Веру. Кстати, вера для русского крестьянина – понятие не религиозное. Вера означает обычаи….» (А. Андреев «Мир Тропы)