banner banner banner
Акира Куросава. Жизнь самурая. Маленькие рассказы о большом успехе
Акира Куросава. Жизнь самурая. Маленькие рассказы о большом успехе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Акира Куросава. Жизнь самурая. Маленькие рассказы о большом успехе


В то же время Куросава, как он признавался позже, не был убеждённым сторонником войны (не был, впрочем, и пацифистом). Поэтому в картине нет «поднимающей боевой дух» поэтизации насилия. Зато подчеркивается духовная, философская составляющая традиционных японских единоборств.

Идея поставить историю противостояния между последователями школы дзюдо и джиу-джитсу была хороша ещё и тем, что фильм не воспринимался в качестве воинственной агитки (а у Куросавы есть и такой фильм). Это было добротное развлекательное кино – так любимые зрителями всех стран кинематографические «драки».

К съёмкам картины Акира приступил в самом конце 1942 года. А к марту 1943 года фильм был смонтирован и озвучен. Премьера состоялась 23 марта того же 1943 года. Успех превзошёл все ожидания.

16. «Гений дзюдо»

В основу сценария фильма «Гений дзюдо» положен сюжет романа Цунэо Томита о противостоянии двух токийских школ восточных единоборств.

Действие фильма (и книги) происходит в 1883 году. В Токио из деревни приехал главный герой по имени Сансиро Сугата (его именем названы роман и фильм, «Гений дзюдо» название для западного варианта фильма Куросавы). Юноша мечтал стать мастером джиу-джитсу и поступил в одну из школ Токио. Мастер школы, в которой начал учиться Сансиро, решил напасть на мастера школы дзюдо. Дело в том, что оба учителя претендовали на место инспектора школ боевых искусств в управлении полиции Токио. Сцена массовой «драки» между учениками мастера джиу-джитсу и мастером дзюдо и составляют кульминационный момент картины. В конце концов, Сансиро был поражён благородством и потрясающим умением мастера дзюдо, который всю жизнь изучал эту борьбу и обрёл духовную гармонию…

Этот фильм вызвал волну подражаний в японском кинематографе – только одних ремейков было снято пять штук. А приёмы Куросавы в изображении боевых сцен задали канон жанра боевика (стиль «джидай-геки», исторический боевик). Его находки были многократно «перепеты» в китайском и американском кинематографе. Жесткий, хлёсткий удар, не вызывающий у зрителя в реальности происходящего, острое чувство несправедливости, которое направляет зрителя по воле режиссера в «нужное русло», незамысловатый сюжет, наполненный, тем не менее, скрытой за динамичным действием непростой восточной философией.

Первую вершину Акира взял блестяще.

17. «Самые нежные»

13 апреля 1944 в японский прокат вышел второй фильм Куросавы – «Самые нежные». Причем, вышел вопреки распоряжению властей, поскольку фильм не получил одобрения цензуры. Но на съемки были потрачены большие средства. По настоянию владельцев киностудии картина поступила в кинотеатры, благодаря чему чиновники из «Тохо» после войны не были обвинены в излишнем пропагандистском рвении и избежали наказания за военные преступления.

Чем же насолил властям этот фильм Акиры? Понять непросто – этот единственный пропагандистский фильм Куросавы, снятый по его же сценарию, на первый взгляд не отличается антивоенными настроениями от прочих фильмов, выпущенных на японские киноэкраны в том же году. Это история женщин, самоотверженно работающих на оптическом комбинате «во имя победы Японии над врагом» (в числе врагов Великобритания идёт на первом месте, хотя все ждали вторжения американцев, а вовсе не англичан). Драматический оборот эта история принимает, когда главная героиня фильма отказывается отправиться домой, чтобы после смерти матери ухаживать за больным отцом. Руководителю завода она сообщила, что мать перед смертью наказала ей работать на заводе до полной победы. Может, цензоров насторожила абсурдность ситуации и явно гипертрофированные мотивировки поступков героев? Трудно сказать. Во всяком случае, самого Куросаву после войны ни в чем не обвиняли. Фильм был сделан мастерски, а что касается темы… Шла война. А Куросава был сыном своего народа.

18. Развивая успех

Несмотря на сложное положение – в начале 1945 года исход войны был уже, практически предрешён, фашистская Германия катилась к неминуемой катастрофе, а Япония оставалась один на один с грозными противниками – жизнь шла своим чередом. Работали кинотеатры, на главной студии страны «Тохо» снимались фильмы. В одном из павильонов свой третий фильм снимал и Акира Куросава.

Эта картина не стала заметной вехой в его творчестве, поскольку речь идёт о сиквеле, продолжении удачной картины «Гений дзюдо» под названием «Сугата Сансиро 2» (в американском прокате этот фильм шёл под названием «Новая сага о дзюдо».

Практически тот же самый сюжет, несколько натянутые мотивировки поступков героев – все то же, но в чуть измененном варианте.

Сам Куросава относился к этой работе сдержанно. Он и о первом фильме говорил, что не воспринимает его дебютом, поскольку приступил к съёмкам картины вполне подготовленным режиссёром. А уж снять сиквел его вынудило руководство киностудии, налегая на то, что деньги не помешают ни компании, ни самому Акире.

А он, действительно, крайне нуждался в средствах. И дело было не в тяготах войны и в упадке кинематографической отрасли. Дело в обстоятельствах личной жизни Куросавы. Акира был безнадёжно, по уши влюблён. Он уже сделал предложение и ждал согласия невесты. И получил его.

19. Його

Его избранницей стала актриса Його Якути (или Якучи – снова «фокусы» транскрипции), исполнительница главной роли в фильме «Самые нежные».

Они сблизились во время съемок в префектуре Канагава на заводе «Никон» – главные сцены фильма были сняты в заводском общежитии (а кинематографический оптический концерн, где происходило действие фильма, был списан Куросавой именно с завода «Никон»). Його была уже достаточно известной актрисой. Она начала сниматься в 1940 году в возрасте 19 лет. «Самые нежные» был её четвертым и… последним фильмом. Выйдя замуж за Акиру Куросаву Його оставила кинематограф.

Их роман развивался по всем канонам «жанра» – с ухаживаниями, огромными букетами цветов, признаниями и сердечным волнением. Сам ещё человек молодой, 34-летний Акира был очарован 23-летней девушкой. Он добивался её руки, но родители Його ссылались на трудное военное время, хотя, в виду имели совсем другое – Куросава никак не мог совладать с долгами. Настоящие большие деньги пришли к нему позже, уже после войны. Но кто тогда знал, что Його выходит замуж за будущего классика японского кинематографа и звезду мирового масштаба?

Кстати, богат он не был никогда, но несколько раз был на грани полного разорения («на грани» мягко сказано – ему пришлось продать свой дом, чтобы снять фильм, который… провалился, но это было много лет спустя после окончания войны).

21 мая 1945 года Акира и Його стали мужем и женой.

20. Акира становится отцом

Они прожили вместе 39 лет. Первой ушла Його – несмотря на то, что была моложе Куросавы на 12 лет. Судьба…

20 декабря 1945 года Акира стал отцом. Його родила мальчика, которого назвали Хисао. Второй и последний ребёнок – дочь Казуко – появилась на свет почти девять лет спустя, 29 апреля 1954 года.

Каким отцом был Куросава? Хорошим. Дочь, ставшая знаменитым дизайнером одежды (в 2008 году она получила престижную международную премию в этой области), вспоминает о великом отце с большой нежностью. Однако, можно предположить, что дом и благополучие семьи держались, в основном, на плечах Його. Куросава всегда был погружён в свою работу. Много ездил по миру и заниматься полноценным воспитанием детей вряд ли мог. Он любил повозиться с маленьким сыном, но не более того. Главные уроки жизни детям Куросавы дала его супруга.

Но жили счастливо – насколько возможно женщине стать счастливой рядом с гением. Человек властный, жесткий и в то же время очень ранимый, постоянно рефлексирующий, Куросава был непростым в личном общении. Он впадал в депрессии, однажды даже попытался покончить с собой. Мог взорваться и быть несносным. Внешне всегда ровный, улыбчивый, доброжелательный, Акира таил в своём сердце темперамент тигра.

Но что бы ни происходило в их супружеской жизни, о каких-либо романах или попытках измены не было и речи. Акира и Його следовали традиционным устоям японского семейного уклада. А семья для японцев – это святое.

21. Традиционный театр

В 1945 году Японию постигла катастрофа. Война была проиграна. Трагедия Хиросимы и Нагасаки перевернула сознание японцев, до той поры не знавших поражений в больших и малых войнах.

Как и все патриоты, Куросава глубоко задумался о традиционных культурных ценностях японского народа. Эти размышления вылились в новый фильм – «Наступающие тигру на хвост» (другое название «Идущие по хвосту тигра», у этого фильма, как и многих картин Куросавы, есть современный ремейк). Фильм был снят в короткие сроки в конце 1945 года. И был подготовлен к прокату к новому 1946 году.

Но тут произошло неожиданное. Фильм «Наступающие тигру на хвост» был… запрещён цензурой. На этот раз запрет наложили оккупационные власти. Повод – в фильме отображена феодальная Япония, а основной упор сделан на традиционных самурайских ценностях. После войны Япония была демилитаризована. И показ патриотического фильма американские власти сочли опасной провокацией.

Сам Куросава эту работу не любил. Фильм был экранизацией спектакля «Кандзинтё» из репертуара традиционного японского театра «Кабуки». Театральные условность, символизм и статичность противоречили самой сути кинематографа, как действа динамичного и максимально приближенного к реальной жизни.

Фильм всё же вышел на экраны Японии 24 апреля 1952 года после подписания соглашений в Сан-Франциско.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)