banner banner banner
Метафизика опыта. Книга III. Анализ сознательных действий
Метафизика опыта. Книга III. Анализ сознательных действий
Оценить:
 Рейтинг: 0

Метафизика опыта. Книга III. Анализ сознательных действий


Эти эмоции, которые мы испытываем по отношению к личности сознательных существ, естественно, меняются в зависимости от нашего представления об этой личности. Но они широко отличаются от тех, которые мы испытываем по отношению к существам, которые мы представляем как просто чувствующие, без реинтеграции, и тем более по отношению к существам, которые мы представляем как бессознательные. Их отличие состоит в том, что мысли, чувства и воления представляются как сознательно испытываемые субъектами, чья личность, следовательно, представляется как объект нашей собственной. Кроме того, испытывая эти эмоции, наша собственная личность стоит в качестве объекта точно на той же ступени, что и личности других, в том смысле, что все они являются непосредственными объектами эмоций, которые мы испытываем, представляя их. Однако есть разница в том, что личности других заняли это место в наших представлениях благодаря умозаключениям, сделанным на основе действий, речи, жестов, взгляда и так далее их соответствующих субъектов, в то время как наша собственная личность является объектом идеи, сформированной путем простой реинтеграции нашего собственного опыта. Но во всех случаях представленная личность является непосредственным объектом эмоции, которую она, как говорят, внушает, а представление о ней – это образ или рамка этой эмоции в человеке, который ее испытывает». Однако личные эмоции не возникают как совершенно новые чувства в представлении личности; за ними стоит история. Как представление личности основано на представлении некоторого субъекта, отличимого от нее и к которому она принадлежит, так и личные эмоции основаны на некоторой эмоции или эмоциях, испытываемых по отношению к существам, не представленным как личности. Эти эмоции – некий способ или способы печали, отвращения, страха, неприязни, или радости, приязни, надежды, желания. Это, так сказать, неразвитые состояния чувств, которые станут личными эмоциями, то есть модами личной неприязни или симпатии, антипатии или симпатии, ненависти или любви, гнева или страстной привязанности, как только личность другого станет объектом, представленным воспринимающим субъектом, и окажется лицом к лицу с его собственной представленной личностью, чтобы составить с ней дополнительную часть всего его представленного объекта. Особенность, которая придает новую и особую окраску личностной эмоции, заключается не просто в том, что ее объект представлен как личность, но в том, что мы представляем себе, что эта личность имеет восприятие, чувство или знание того, что мы думаем или чувствуем по отношению к ней, точно так же, как мы представляем ее мысли и чувства по отношению к себе. Именно взаимность этого чувства или знания, тот факт, что мы представляем его как общее знание для обоих людей, или, так сказать, его сознательное перенесение с одного на другого, придает личным эмоциям их особый тон и характер. С этого момента мы живем в совершенно ином мире, чем прежде, и воспринимаем себя как членов разумного общества.

Дальнейшее развитие нового вида эмоций не идет ни в какое сравнение с этим. Личные эмоции являются основой и фундаментом всех последующих модификаций и разветвлений моральной, социальной, образной и религиозной жизни. Великие группы (1) эстетических и поэтических эмоций; (2) чувство справедливости и несправедливости, добра и зла, морального одобрения и неодобрения выбора и поведения; (3) надежды и страхи, которые привязывают нас к невидимому миру и связывают с Божественным; все они в равной степени имеют не только свои конечные корни, но и свои окончательные разработки и развитие в сфере, которая описывается, так сказать, из личных эмоций как центра, и занята тем, что мы представляем себе как разумное общество. Вся жизнь и опыт рединтегративных сил ограничены горем и радостью в нижней части и образным развитием антипатии и симпатии в верхней части их истории и эволюции. Но именно чувства, принадлежащие ко второму основному подразделению, о котором говорилось выше, я имею в виду те, что относятся к личным эмоциям и их образному развитию, вместе с действиями, к которым они, кажется, побуждают или с которыми они, кажется, связаны, являются более конкретными или, по крайней мере, подразумеваются, когда говорят о человеческой природе. Именно они содержат в себе различия, которые характерны именно для человечества, поднимаясь над уровнем чувств и действий, общих для человека с высшими животными. Это всего лишь грубое представление, согласно которому различия человеческой природы находятся исключительно в распоряжении Разума, без учета того, что это разум, информированный высшими формами образных эмоций. Поэтому я не хочу и, очевидно, не могу подразумевать, что эти эмоции и их развитие когда-либо действуют в той изоляции, в которой мы сейчас рассматриваем их для целей анализа. Рединтеграция – это не процесс, который протекает в изоляции от других органических процессов телесной системы, но всегда находится в зависимости и взаимодействии с процессами, вытекающими из телесных потребностей и тенденций, которые проявляются в сознании в виде ощущаемых аппетитов и желаний, таких как потребность в пище, тепле, половом акте и активации органов в целом, а также с процессами специальных органов чувств, которые приносят нам представления от внешних объектов. Тем не менее именно в рединтеграции или жизни мозга берет начало специфически человеческий опыт; и именно особым видам некоторых чувств, которые имеют свое место в мозге, и внутримозговым реакциям, от которых зависит игра этих чувств, обязана специфическая природа этого опыта. Мы не в большей степени можем понять специфическую природу ни конечных чувств, ни возникающего опыта, взятых отдельно от мозговых процессов, от которых зависит их существование и их комбинации, чем мы можем понять специфическую природу чувственных представлений. И то, и другое – конечные факты, или основания, опыта. Мы не можем сказать, почему такие специфические эмоции, как любовь или гнев, являются такими, какими они являются, так же как мы можем сказать, почему существуют такие специфические ощущения, как свет или звук. Мы можем назвать реальные условия их возникновения, но не можем указать причину их специфической природы. И здесь мы снова видим огромную важность того глубокого различия между природой и генезисом, которое было впервые приведено в ясное сознание гением Платона и которое я принял в качестве одного из кардинальных принципов философского метода как в настоящих, так и во всех моих прежних работах.

Из приведенного краткого очерка эмоциональной жизни очевидно, что в обоих ее подразделениях, доличностном и личностном, существует великая антитеза, аналогичная той, что существует между удовольствиями и болью в ощущениях, на которой последние, собственно, и основаны. Через доличностные эмоции проходит антитеза между различными способами радости и горя, и эта антитеза продолжается в личностных эмоциях в антитезу между различными способами симпатии и антипатии. Как удовольствие и боль чувства лежат в основе радости и горя, а затем отпадают, как удовольствие и боль чувства, в их дальнейшем развитии, так и радость и горе, в свою очередь, лежат в основе симпатических и антипатических групп, а в их дальнейшем развитии также отпадают в их специфическом характере как радость и горе. Эмоции, каждая в своем специфическом характере, становятся так называемыми мотивами или источниками действия и ощущаются как желания, требующие удовлетворения. Независимо от того, возникает ли эмоция первоначально из радости или из горя, удовлетворение желания, которое она порождает, является удовлетворением, а отрицание или предотвращение его удовлетворения – обратной стороной удовлетворения, т. е. болью эмоции. Например, удовлетворение мести и причинение боли тем, кого мы ненавидим, приносит реальное и часто сильное удовлетворение, так же как и реальное и острое удовлетворение от того, что мы дарим блага тем, кого любим, или удовлетворяем нужды тех, к кому испытываем жалость. Однако ненависть коренится в печали, связанной с представлением личности, сознательно расходящейся с нашей собственной, в то время как любовь и жалость основаны на радости признания сознательного согласия с нашей собственной личностью другого человека, несмотря на то, что в случае жалости сознание, представленное как общее для двух личностей, является эмоционально болезненным.

Настоящий анализ личности и личностных эмоций, кажется, предлагает лучшее обоснование того, что сейчас является общепризнанным фактом естественной врожденности или оригинальности альтруистических эмоций, чем может быть дано на основе здравого смысла или эмпирической основы, на которой мы начинаем с предположения о восприятии раздельности между различными личностями. Так мы поступаем, если рассматриваем этот вопрос как вопрос психологии, в которой отдельные сознательные существа принимаются за конечные факты, чья индивидуальность есть нечто per se notum, на наше представление о котором не может повлиять метафизический анализ. Исходя из этого, требуется специальная теория, объясняющая, почему мы испытываем альтруистические эмоции с той же спонтанностью и оригинальностью, что и злобные; теория, которая была бы адекватна, чтобы преодолеть восприятие раздельности интересов между собой и другими, с которого мы, как предполагается, начинаем, и показать дружеское чувство к другим как естественно вытекающее из нашего чувства к себе, хотя оно может быть не таким сильным. Доктор Бейн, например, прибегает к гипотезе, согласно которой в актах искренней бескорыстной доброжелательности и сочувствия к другим можно увидеть «замечательный и венчающий пример Неподвижной Идеи», которая в данном случае была приобретена и развита стадной природой и привычками человеческого вида, среди прочих, в течение долгого периода его эволюции.[5 - The Emotions and the Will, p. 121. Third Edition, 1875.]

Но как только мы видим, что связано с восприятием чужой личности, а именно, что оно требует представления нашей и чужой личности вместе, как двух взаимодополняющих частей одного и того же опыта, становится очевидным, что расхождение или согласие между этими двумя частями нашей общей идеи становится тем, что называется непосредственным мотивом или пружиной действия, как в одном случае, так и в другом. Симпатические или доброжелательные и антипатические или злобные действия возникают одинаково спонтанно и одинаково изначально из нашего собственного рединтегративного опыта, и им не приходится преодолевать трудности, связанные с восприятием раздельности личностей, которое приходит в результате инференции на более поздней стадии развития нашего знания. Ибо недостаточно сказать, что это развитие имеет долгую историю, если не добавить, что его начало соотносится с самой рединтегративной деятельностью, которая, как мы видели в книге I., является предпосылкой восприятия мира материальных объектов, одним из которых является тело субъекта. В этой истории, соответственно, сравнительно поздно возникает представление о том, что сознание каждого субъекта есть нечто совершенно отдельное от сознания каждого другого, то есть психологическая концепция совершенно отдельных личностей. Изначально мы представляем чувства других Субъектов, так же как и материальные объекты, как часть нашего собственного опыта, и на основе этих представлений мы действуем задолго до того, как придем либо к восприятию того, что каждый реальный Субъект имеет совершенно уникальный и неразделенный опыт, непроницаемый для других, либо к истинному различению материальных объектов, которые являются реальными Субъектами, обладающими личностью в полном смысле, от тех, которые не наделены такой способностью.

Большая ошибка – переносить это полностью развитое восприятие отдельности личностей на начало эволюции личностных эмоций, чтобы сделать представление о нем основой или условием, объясняющим их природу или происхождение. Вред от этого заключается в том, что, таким образом ложно упреждая полное представление о личности, мы фальсифицируем отношение между эмоциями и идеями или образами, которым они соответствуют, – отношение, которое на самом деле является одновременным, – и представляем эмоции либо как чувства, испытываемые с какой-то скрытой целью, как, например, когда

«Собака, чтобы добиться своих личных целей,

взбесилась и укусила человека».

либо как логические следствия ранее возникших идей относительно их объектов. Правда, я могу оправдать или объяснить свой гнев или свою благодарность, например, сказав, что я знаю, что объект этого чувства желает мне зла или сделал мне доброе дело, но это не тот реальный порядок, в котором возникает мой гнев или моя благодарность. Они возникают спонтанно, вместе с первой мыслью об обиде или доброте, и являются элементом общего состояния сознания, которое можно обозначить либо как идею, либо как эмоцию, в зависимости от того, какую цель мы преследуем. Оправдание или объяснение, которое здесь предполагается, исходит из представления здравого смысла об отношениях между людьми, а оно опять-таки построено на восприятии раздельности между ними, что не может быть зачтено при анализе рассматриваемых эмоций в их происхождении или простоте.

Есть еще одна пара эмоций, оригинальность и спонтанность которых выставляется в ясном свете этим анализом, эмоций, которые тесно связаны с теми, которые мы только что привели в пример, и составляют с ними часть симпатической и антипатической антитезы. Я имею в виду чувства, возникающие при восприятии справедливости и несправедливости, или, говоря обычным языком, чувство справедливости и несправедливости. Это личные эмоции, когда термины «справедливость» и «несправедливость» употребляются в их собственном смысле, то есть когда отношение, являющееся особым объектом или рамкой эмоции, воспринимается как существующее либо между людьми, либо между собственными действиями человека и их последствиями, о которых он судит сам. Например, я испытываю чувство справедливости, когда в сделке между мной и другим человеком, в отношении которой обе стороны являются свободными агентами и обладают равной властью, я могу представить свое исполнение точно соответствующим моему обещанию, а также могу думать о другом человеке как о представляющем его в том же духе. Точное соответствие ожидания и исполнения, представленное в виде, воспринимаемом обоими лицами одинаково, в вопросах, где оба являются свободными и равными агентами, является сущностью отношения справедливости; несоответствие между ними, при тех же обстоятельствах, несправедливости.

Так же обстоит дело и в делах, имеющих самостоятельное значение; например, если я сознательно совершаю глупый поступок под давлением какого-то настоящего удовольствия, а за ним следует ожидаемое последствие, я чувствую соответствие между моим поступком и его последствием и признаю справедливость возмездия. Если же по какой-то случайности я избегаю последствий, я списываю это на удачу, которую я бы назвал несправедливой пристрастностью, если бы мог рассматривать агентство как личное. Но в подобных случаях я сам занимаю позицию другого человека в сделках между двумя; и моя справедливость или несправедливость состоит в том, чтобы осудить или оправдать себя за глупость в действиях, которые я совершил, когда я оглядываюсь на них в ретроспективе. Я несправедлив, если не признаю и не сожалею о совершенной мною глупости.

Но хотя чувство справедливости и несправедливости в собственном смысле слова применимо только к отношениям между людьми, само отношение, составляющее основу этого чувства, уходит корнями в образы, которые не являются строго личными, а предшествуют восприятию людей в полном смысле этого слова. Это отношение заключается в воспринимаемом равенстве, одинаковости или равновесии между любыми двумя объектами или событиями. Именно это обстоятельство и связанное с ним эмоциональное удовлетворение придают отношению, где бы оно ни обнаруживалось и, следовательно, когда оно переносится на личные отношения, характер окончательного стандарта, не подлежащего обжалованию, и, следовательно, обеспечивают ему положение одной из основных форм, принимаемых нашим восприятием морально правильных действий, тем самым гарантируя ему одобрение совести, о чем будет возможность подробнее рассказать в одной из последующих глав. Установление справедливости между человеком и человеком состоит в согласовании взглядов, которые каждый из них имеет относительно нее, в сделке, которая является предметом общего знания для обоих. Может оказаться, что это установление осуществляется с трудом или вообще не может быть осуществлено. Но это ни в коей мере не меняет ни природы справедливости, ни чувства радостного согласия, с которым мы ее воспринимаем, ни того, что мы искренне считаем ее реальным присутствием. Когда обе стороны сходятся в одном мнении, обе они одинаково удовлетворены, равенство, одинаковость, равновесие требований обеспечены, и нет места для дальнейших уклонений с обеих сторон. Эмоции, как уже говорилось, – это особые способы ощущения, принадлежащие рединтегративному сознанию, аналогичные различным способам ощущения; и из этих последних некоторые являются конечными, а другие – модификациями или производными от них. Так же обстоит дело и с эмоциями, отделенными от тех корней, которые они могут иметь в удовольствиях и боли чувства, и рассматриваемыми исключительно как ощущения рединтегративных органов. В этом смысле одни эмоции являются конечными и неразрешимыми, а другие – производными и разрешимыми, но только из эмоций и в них. Все они одинаково возникают в процессе репрезентации, пронизывая и окрашивая образы, из которых она состоит. В то же время, хотя некоторые образы или идеи необходимы как основа или объект, как это называется, для различных эмоций, эмоции в значительной степени безразличны к конкретным образам, которые время от времени служат им основой. Как чувства, они имеют один источник в удовольствиях и боли чувственных представлений; но источник образов, которые являются их каркасом, лежит просто в чувственных представлениях. Образность, таким образом, является неотъемлемой частью знания и подвержена его изменениям, росту, отказу от него и развитию. Эмоции – это часть и часть чувства, и их изменения, рост, отказ и развитие происходят по несколько иным законам. Они представляют собой нечто гораздо более фиксированное и стабильное, чем образное мышление, которое меняется с ростом знаний. Их изменения, насколько они присущи, – это изменения в интенсивности, в утонченности, в развитии тонких оттенков чувств, в сложности смешения, противопоставления и так далее. Развитие эстетического чувства к красоте и величию природных пейзажей – хорошо известный пример. При реинтеграции два элемента – образ и эмоция – располагаются несколько свободно друг от друга, меняясь с разной скоростью и скользя как бы по параллельным канавкам. По мере того как наши образы меняются вместе с нашими знаниями, мы переносим наши эмоции, с определенными изменениями, на новые образы и отстраняем их от старых, ставших устаревшими и неправдивыми.

Считается, что на начальном этапе своей эволюции человек олицетворял почти все природные объекты, которые имели или казались имеющими отдельное существование, – горы и реки, небо, небесные тела, землю, океан, ветры, бури, скалы и деревья. То есть он ложно представлял их субъектами, обладающими чувствами и идеями, аналогичными его собственным, которыми, как он полагал, руководствуются их действия, какими бы грубыми ни были его представления о личности. В этом не было никакой поэзии; это была самая ранняя гипотеза науки. И в самом деле, одним из первых отдельных материальных объектов, с которыми вступает в контакт младенец, и тем, с которым он наиболее тесно и постоянно связан, является человек, а именно его мать, из груди которой он черпает пищу. Помимо собственных ощущений, у него есть и другие примеры, которые приводят его к первой грубой концепции природы всех отдельных материальных объектов, а именно как существ, наделенных личностью. Когда поэты подхватили эту идею, это стало свидетельством того, что от ее истинности, по крайней мере, частично отказались; ведь только тогда к ней можно было относиться достаточно отстраненно и безразлично, чтобы позволить играть с ней как с источником чисто воображаемого удовлетворения. Поскольку частичное расхождение между эмоциями и образами является важным моментом, возможно, будет целесообразно сказать еще несколько слов в его разъяснение. В книге I. было обнаружено четкое различие между формальными и материальными элементами восприятий, то есть между длительностью и местом во времени, фигурой и расположением в пространстве (которые являются формальными элементами), занимаемыми любым ощущением, включая удовольствие или боль, и ощущением, которое занимает эту временную и пространственную область (ощущение является материальным элементом). Соответственно этому в рединтеграции мы имеем различие между образами, которые состоят из репрезентаций чувственных представлений во всей их полноте, что является аналогом формального элемента, и эмоциями, которые наполняют или пронизывают эти репрезентации и являются аналогом материального элемента в чувственных представлениях. В предыдущем разделе данной главы также отмечалось, что мы можем реинтегрировать ощущения, включая их удовольствия и боли, исключительно как часть образного представления, не испытывая удовольствия или боли от эмоций, связанных с удовольствиями или болями от ощущений, включенных в образное представление. В рединтеграции образность будет сопровождаться собственными эмоциями, вытекающими из нового контекста, в котором она будет появляться.

Соответственно, с этим переходом к рединтеграции и аналогичным различием между образностью и эмоциями, также появляется определенная степень независимости между материальными и формальными элементами в рединтеграции, по сравнению с отношением между соответствующими элементами, как они появляются в смысловом представлении. Элементы обоих видов, правда, одинаково необходимы, как и прежде, для того, чтобы составлять любой и каждый момент конкретного сознания. Но происходит, так сказать, смещение конкретных элементов, составляющих моменты сознания, когда мы переходим от процессов, включающих представления, к процессам чистой реинтеграции, в которых также продолжается то же самое явление. Причина этого, по-видимому, заключается в следующем. Эмоции обусловлены развитием, осуществляемым рединтегративными органами, удовольствия и боли, присущих материальному элементу ощущений-представлений. Особые качества эмоций порождаются непосредственно и сразу же деятельностью рединтегрирующих органов и лишь косвенно и отдаленно – образами, которые представляют чувственные репрезентации во всей их полноте. Эмоции, таким образом, являются непосредственными способами ощущения мозга, возникающими действительно на основе представлений образов, но не обязательно или исключительно привязанными только к одному образу или набору образов. Образ содержит в себе как формальный, так и материальный элемент, происходящий от представлений чувств, но эмоция – это только материальный элемент, и она не может существовать сама по себе. Это материальный элемент нового рода, добавленный в процессе реинтеграции, на образность которого она опирается как бы для поддержки. Таким образом, всегда существует некий образ, к которому привязана эмоция, но этот образ не всегда один и тот же.

Скорость изменения этих двух элементов, образа и эмоции, также не одинакова, если рассматривать их в масштабе исторического развития. Первый элемент меняется гораздо быстрее, чем второй, поскольку сразу же зависит от роста приобретенных нами знаний; второй меняется медленно, поскольку зависит от развития и модификации конечных способов ощущения, присущих самой мозговой субстанции. Постоянное изменение характера эмоций или развитие нового вида или разновидности эмоций потребует соответственно постоянных изменений в структуре или способе функционирования мозговых органов. Это полностью согласуется и может служить частичным объяснением того, что уже давно признано фактом: быстрый рост интеллектуальных знаний человека и его научного владения природой по сравнению с медленным прогрессом, который он делает, и частыми регрессиями, жертвой которых он становится, в отношении моральных склонностей и силы морального характера. Покойный Г. Т. Бакл, настаивавший на этом факте в своей памятной «Истории цивилизации в Англии», несомненно, покажет себя некоторым из моих читателей. В заключение этой, боюсь, несколько утомительной главы следует сказать несколько слов о том, что эмоциям обычно приписывают характер мотивов, целей или источников действия. Необходимо еще раз напомнить, что эмоции сами по себе не являются ни мотивами, ни целями, ни источниками действия, но свидетельствуют о том, что в действительности они являются движущей силой. Они являются зависимыми сопутствующими факторами нервных действий или процессов, которые приводят к действиям, о которых обычно говорят, что они сами дают начало. Эмоции кажутся носящими этот двигательный характер, потому что мы привыкли смотреть, думать и говорить с точки зрения Эго, принимаемого в качестве реального агента. И это опять же естественный и спонтанно принятый здравым смыслом взгляд, потому что при рединтеграции мы не сразу и не одновременно осознаем реально действующий нервный механизм, и в то же время действия, которые совершаются, кажутся немедленно вызванными чем-то внутри субъекта, а не объектами, на которые они направлены; то есть не вызваны предварительным восприятием этих объектов, а воображаются и выполняются в результате представления или воображения их. Таким образом, здравому смыслу кажется, что они исходят непосредственно от нас самих, то есть либо от наших чувств, либо от наших воль, как единственных мотивов, которые мы непосредственно осознаем. Как уже говорилось, в этом способе говорить нет ничего плохого, пока он тщательно ограничивается сферой здравого смысла и не принимается за истину философии или науки.

Глава II. Законы ассоциации

§1. Спонтанная реинтеграция, как ее анализировать

Задача, стоящая перед нами, обозначенная предварительным анализом, приведенным в предыдущей главе, заключается в анализе поездов чисто спонтанной рединтеграции с целью обнаружения общих законов, которым они следуют в своем составе, или, другими словами, общих единообразий, наблюдаемых в различных их случаях. Поскольку все эти поезда являются составными частями одного большого потока или движущейся панорамы сознания субъекта, когда оно отступает в прошлое памяти от любого данного настоящего момента, который, как уже говорилось, всегда является моментом, занимаемым самим сознающим субъектом, мы можем сказать, что вся эта движущаяся панорама сама по себе косвенно является нашим объектом. Но в настоящее время мы непосредственно занимаемся анализом только одного вида ее компонентов, а именно, ее поездов спонтанной реинтеграции. Связь их с двумя другими – представлениями чувств и волениями, которые являются, так сказать, их точками отправления и прибытия, а также связь их с нейроцеребральными процессами, которые являются их реальными условиями, всегда должна быть в поле зрения; но наш анализ будет направлен только на единообразие, проявляемое самими процессами спонтанной реинтеграции, причем это единообразие является тем, что правильно подразумевается под термином «законы ассоциации».[6 - Введение термина «рединтеграция» в английскую психологию и его формулировка в качестве общего закона, под который могут быть подведены все остальные законы ассоциации, принадлежит сэру Уильяму Гамильтону. Это я недвусмысленно и полностью признал при первом же обращении к этой теме, в своей работе «Время и пространство», глава V., стр. 256 sqq.]

Этот метод рассмотрения явлений рединтеграции отличается в трех важных пунктах от общепринятых, несмотря на то, что они могут отличаться друг от друга во многих сравнительно незначительных пунктах. Он отличается (1) тем, что сохраняет поезда сознания, которые являются анализом, отличным от их ближайших реальных условий, в то же время апеллируя к их зависимости от них, когда любая гипотеза относительно законов, которым следуют поезда сознания, должна быть либо поддержана, либо опровергнута; (2) в выделении для непосредственного анализа рединтегративных процессов из их оснований в смысловых представлениях и из их результатов в трансовых действиях, хотя и оставляя за собой право апеллировать к ним в поддержку или нападение на гипотезы; и (3) в начале отдельного рассмотрения спонтанной рединтеграции, как самого простого из ее подразделений, проще, то есть, чем добровольная рединтеграция, в отношении отсутствия избирательного и целенаправленного внимания к ее содержанию. Без спонтанной реинтеграции как основы волевая не могла бы возникнуть, поскольку для воли не было бы содержания, на котором она могла бы настаивать или которое могла бы отвергать. То, что законы ассоциации, как их правильно называть, являются законами только спонтанной, а не волевой реинтеграции, станет очевидным в настоящее время.

Эти моменты обычно, если не повсеместно, игнорируются в качестве правил и гарантий анализа при рассмотрении темы рединтеграции. Их принятие исключается отчасти эмпирической тенденцией рассматривать сознательное существо как целое в его отношениях к окружающим его вещам и людям, а отчасти практической тенденцией рассматривать рединтегративные процессы не сами по себе, а как средства объяснения построения ткани знания, с одной стороны, и опосредования и направления явных действий, речи и поведения, с другой. Есть и еще одна причина, которая, если и менее глубоко укоренилась, чем эти, то в то же время является той, о которой не так легко заявить. Она заключается в нежелании как трансценденталистов, так и психологов, придерживающихся традиционных методов, сталкиваться с вопросом, существует ли вообще такая вещь, как Исинда или Психическая Энергия; и, следовательно, они уклоняются от любой попытки отличить одну из них от сознания.

Это нежелание они обычно скрывают от наблюдения под предлогом, что, хотя реальность разума и психической энергии признается всеми, их конечная природа – это вопрос для метафизиков и никоим образом не касается их как психологов. Но в этом предлоге забываются две вещи: во-первых, что реальность разума и психической энергии не является общепризнанным фактом, а оспаривается физиологическими психологами строгой школы; и во-вторых, что от них как психологов требуется не определение конечной природы разума или психической энергии, а внятная концепция их, показывающая, по крайней мере, их возможность как реальных агентов, какая-то концепция их, которая должна стоять на такой же научной и феноменальной основе, как внятная концепция, которую физики создают о материи. До тех пор, пока такая внятная концепция разума и психической энергии остается желаемой, те, кто говорит о них как о реальности, могут считаться стоящими только на почве донаучного здравого смысла, а не в какой-либо степени на почве психологической науки, основной целью которой является открытие реальных условий сознания как существа и законов, по которым они действуют, обусловливая его. Последнее невозможно без первого. Таким образом, данный предлог является пустым. Но он также презрителен, как попытка переложить собственную работу на другие плечи. Он также злонамерен, поскольку служит для укрепления того ложного представления о природе и сфере применения Метафизики, на которое он опирается в своей правдоподобности. Тщетно, и даже хуже, чем тщетно, доискиваться до сущностной природы и законов сущностей, для возможности которых нет никаких доказательств. Совсем иначе обстоит дело с телом и вообще с материей. То, что объекты, соответствующие этим названиям, не только возможны, но и реальны, доказывается доказательствами самого ясного рода. Пусть психологи докажут то же самое, если смогут, в отношении психической энергии или разума.

§2. Ассоциация в воображении

Итак, первый вопрос, который мы задаем себе: «Что такое поезд спонтанной реинтеграции? Давайте рассмотрим простой пример, чтобы укрепить наши представления о предполагаемых явлениях.[7 - Анализ, содержащийся в этом и следующих разделах, был включен в речь, произнесенную перед Аристотелевским обществом в ноябре 1890 года, на тему «Законы ассоциации». См. «Труды Общества», том I. № IV. Часть I. Лондон. Williams and Norgate. 1891.]

Предположим, однажды днем, возвращаясь домой, я услышал крик мальчика из новостей: «Ужасное столкновение на железной дороге в Нортумберленде. Двадцать жизней погибли»; и предположим еще, что в старые каботажные времена я сам едва не лишился жизни, расстроившись ночью во время долгого путешествия на почтовой карете; более того, я не думал об этом в то время, когда услышал крик мальчишки-новостника, но это всплыло в моей памяти после того, как я услышал его. Перед нами пример реинтеграции, в которой, по-видимому, задействованы два основных закона, к которым обычно и в некотором роде правильно относят свои явления психологи, а именно: ассоциация по сходству и ассоциация по смежности. Давайте рассмотрим реальную природу этого случая.

Прежде всего, следует отметить, что простое слышание выкрикнутых слов является чувственным представлением, которое запускает всю последовательность в рединтеграции, но само по себе не является рединтеграцией вообще, как рединтеграция была определена для нашей цели в §1 предыдущей главы. С другой стороны, тот факт, что значение слов, идея рокового железнодорожного столкновения, связана со слышанием этих слов, является фактом рединтеграции, и этот факт, по-видимому, зависит от смежности, а именно от давно установленных связей между теми представлениями ощущений, принадлежащими различным чувствам, которые составляют сложную идею рокового железнодорожного столкновения, и звуками, которые их вызывают, каждый из которых связан с отдельным образом или представлением.

Во-вторых, воспоминание об аварии почтовой кареты, по-видимому, зависит от сходства этих двух происшествий: железнодорожное столкновение, представленное сначала на слух словами, и опрокидывание почтовой кареты, которое, как утверждается, вызывает в сознании и реинтегрирует в памяти. Но здесь можно возразить, что, если предположить, что сходство является законом, управляющим реинтеграцией вспоминаемой идеи, то в таком случае вспоминаемой идеей должна быть та, которая имеет наибольшую степень сходства с вызывающей ее идеей, и, следовательно, первым будет реинтегрирован не несчастный случай с почтовой каретой, а какое-нибудь другое смертельное железнодорожное столкновение. Давайте предположим, поскольку наш пример выбран лишь гипотетически, что так оно и есть, и что реинтегрированной идеей является идея какого-то другого ужасного железнодорожного столкновения, свидетелем которого я был или о котором читал, а не идея аварии почтовой кареты.

Таким образом, случай реинтеграции в соответствии с двумя великими законами смежности и сходства, как они обычно считаются, открывается для изучения. Вопрос в том, являются ли они действительно действующими законами рединтеграции? Мы ясно видим, что они позволяют хорошо описать явления, как они, очевидно, происходят, то есть являются хорошим здравым смыслом счета его как explican- dum, делая его понятным путем приведения его в соответствие с огромным количеством примеров, которые являются материей знакомого опыта. Но вопрос в том, являются ли смежность и сходство в содержании процесса сознания действительно действующими обстоятельствами; являются ли они реальными условиями, управляющими реинтеграцией, а также обстоятельствами, характеризующими ее как обусловленный феномен? Это первый вопрос, с которым мы должны столкнуться. Теперь, принимая во внимание, что природа движущейся панорамы объективной мысли или сознания такова, что она переживается только в череде настоящих моментов, очевидно, что ни одна ее часть никогда строго не повторяется, но безвозвратно уходит в прошлое памяти или забвения. Что мы подразумеваем под повторением или воспоминанием какого-либо фрагмента, так это возникновение другого момента, более или менее похожего на него, возможно, даже неразличимо похожего на него по содержанию; в этом случае мы называем его идентичным или тем же самым; эти два момента различаются только с помощью различных контекстов, в которых они происходят. Это может легко произойти, поскольку оба контекста частично приходят в сознание вместе в момент повторения, так же как и оба содержания.

Например, чтобы показать, что имеется в виду, возьмем простой случай воспоминания. Предположим, я посещаю незнакомый город и, выйдя на улицу в определенный час на второй день после приезда, вижу слепого нищего, сидящего на углу улицы. Предположим, что это зрелище сопровождается осознанием того, что я видел того же нищего, сидящего на том же углу, днем раньше, в тот же час. Это случай простой памяти. Вид нищего, увиденный накануне, остался в прошлом, о котором невозможно вспомнить. Что же тогда значит сказать, что я вспоминаю его в памяти или осознаю, что видел его? Очевидно, что в момент воспоминания, на второй день. Я имею в сознании сразу два образа: образ нищего в контексте сегодняшнего дня и образ нищего в контексте вчерашнего дня; эти два образа, каждый со своим контекстом, идентичны в отношении их главной черты – нищего, а первый, или вспоминающий, образ непрерывен или совпадает с реальным представлением нищего на второй день. Этот двойной образ – единственное свидетельство, которое у меня есть в тот момент, чтобы подтвердить тот факт, что я действительно видел нищего в первый раз.

Таким образом, сходство содержания, которое, если оно достигает неразличимости из-за отсутствия какого-либо воспринимаемого внутреннего различия, мы называем идентичностью, или, короче говоря, сходством содержания при различии контекста, является реальным фактом, обозначаемым термином повторение или вспоминание идеи в реинтеграции. Таким образом, вспоминаемая идея – это две идеи по количеству, хотя, если они неразличимы по внутреннему содержанию, они объединяются или сбиваются в одну, согласно нашему обычному способу говорить, и рассматриваются так, как если бы они были одной идеей, возникшей в разное время. Именно против такого объединения идей мы должны защищаться, когда слышим или используем обычный язык об их припоминании, реинтеграции или повторении. Применим это сначала к тем случаям кажущейся реинтеграции по сходству, в которых и вспоминающая идея, и вспоминаемая идея являются чистыми репрезентациями, как, например, в предполагаемом примере, идея железнодорожного столкновения в Нортумберленде, которая является вспоминающей идеей, сама подсказанная криком мальчика-газетчика, которую мы назовем А, и идея железнодорожного столкновения, свидетелем которого был или о котором читал ранее, которая является вспоминаемой идеей, и которую мы назовем Б. В таких случаях становится очевидным, что до тех пор, пока Б не будет вызвано в сознании, ни его сходство, ни его идентичность с А не вспоминаются. Когда оно вновь входит в сознание, тогда, но не раньше, его сходство или идентичность (в зависимости от обстоятельств) входит вместе с ним. То же самое верно и для любого другого отношения, которое может иметь место между ними, как, например, если А – это общий или предварительный образ железнодорожной аварии, а В – особый или конкретный случай такой аварии. Пока Б не вошел в сознание, факт того, что он является частным случаем А, не воспринимается.

Или, опять же, если отношение между ними – это контраст или антитеза любого рода, как, например, черное и белое, присутствие и отсутствие, причина и следствие, субстанция и атрибут, отец и сын и так далее, те же самые рассуждения остаются в силе; и они останутся в силе, если мы отнесем любой из этих примеров к категории смежности, а не сходства. Отношение не может быть связующим звеном в сознании, потому что оно не поднимается в сознание до тех пор, пока второй член отношения, вспоминаемая идея, не присутствует сама по себе. Единственный способ, которым оно могло бы быть связующим звеном между ними, – это вмешательство волевого акта мышления или рассуждения; например, если бы я фиксировал свое внимание на А с целью узнать о нем что-то большее, тем самым вызывая в сознании идею либо его внутреннего содержания, либо его отношения к другим идеям, и тем самым как бы проходя через эти идеи к некоторым конкретным идеям, подпадающим под одну или другую из них.

Но это сразу и само собой вывело бы данный случай из числа спонтанных или недобровольных рединтеграций, а следовательно, и из числа явлений, подчиняющихся просто законам ассоциации. Это будет не просто ассоциация между идеями, а случай, когда Мысль устанавливает ассоциацию между ними. Законы мысли, включая их происхождение из идей, стали бы тогда нашим первым объектом исследования, вопреки тому, что уже было показано как истинный порядок исследования. Если отбросить все подобные законы, то получается, что никакое отношение в сознании между вспоминающими и вспоминаемыми идеями, какими являются А и В, – будь то сходство, тождество, общность и особенность, контраст, причинность, антитеза или что-либо другое, – не является реальной связью или связующим звеном между ними. Ибо это не идеи, которые вмешиваются между двумя случаями, а идеи, которые накладываются на возникновение более позднего из них. А супервизорная связь является частью общего феномена рединтеграции, но не является оперативным условием того, чтобы она была той рединтеграцией, которой она является. Оно является частью explicanclum, но не explicatio. Феномен заключается в том, что, когда я однажды наблюдал или читал о каком-то железнодорожном столкновении, а затем забыл о нем, в моем сознании появляется его дубликат, В (дубликат, потому что представлен в ином контексте, чем сейчас), по случаю того, что аналогичный образ, А., возникает в моем сознании, когда я слышу крик мальчика-газетчика. Мы видели, что никакая непосредственно воспринимаемая связь между А и Б, или между А и оригиналом Б, не может быть приведена для объяснения того, почему Б возникает при появлении А. Каков же тогда вывод? Неоспоримо следующее: действительно действующее условие лежит за пределами явлений, непосредственно присутствующих в сознании, то есть в какой-то силе или процессе, действующем за порогом сознания. И мы вынуждены предполагать реальные условия, которые не являются состояниями или процессами сознания, потому что состояние или процесс сознания не может быть признано имеющим, как таковое, какое-либо действие, когда оно опустилось, и так долго – пока оно продолжается, ниже порога, то есть перестало быть состоянием или процессом сознания вообще. Оно не может продолжать действовать, когда оно перестало существовать. Non entis nulla operatio. Значит, за порогом действует некий агент. И те из моих читателей, кто разделяет мою неспособность сформировать какую-либо позитивную или определенную концепцию нематериального агента, не будут колебаться, отождествляя агентство, действительно действующее в этих случаях, с мозговым механизмом. Мы не можем не прибегнуть к какому-то реальному условию или условиям, действующим за порогом сознания. Единственный вопрос заключается в том, должны ли мы представлять их как принадлежащие нематериальному или материальному агенту.

Не так уж безразлично, какую форму дальнейшей ошибки мы примем, если предположим, что мы неправильно ответили на этот основополагающий вопрос и представим, что действительно действующие условия имеют нематериальную природу. Если, например, мы считаем, что сходство в сознании выражает закон условия, которое действительно действует ниже сознания, то мы просто представляем себе ум, душу, Эго или мыслительную агенцию, чем бы она ни была, действующую бессознательно таким же образом, как конкретное сознательное существо действует сознательно, как это представляется в описаниях здравого смысла. Если, с другой стороны, мы видим истинное выражение действительно действующей связи в тождестве, которое имеет место между универсальным и сингулярным, которые оно охватывает, тогда наша теория должна заключаться в том, что логические идеи или формы мышления действуют бессознательно как реальные условия в психологии, что означает сведение психологии к рангу ветви или производной логики. В нынешнем состоянии психологических и идеалистических споров это замечание, возможно, имеет немаловажное значение. Тем не менее, как уже говорилось, главный вопрос заключается в том, являются ли условия, действительно действующие в реинтеграции, материальными или нематериальными. Давайте посмотрим, применима ли гипотеза церебрального или нейро-церебрального агентства к рассматриваемому нами случаю. Мы можем представить себе ее действие следующим образом. Б, идея железнодорожного столкновения, свидетелем которого я когда-то был или о котором читал, может быть названа, в ее латентном состоянии до того, как она будет вызвана в сознание, ретентом; это ретент в то время, когда я слышу крик мальчика-новостника, который дает мне идею А, смертельного железнодорожного столкновения в Нортумберленде. Итак, первоначальный вход Б в сознание был обусловлен тем, что часть или части рединтегративного организма были приведены в движение путем распространения чувственных впечатлений в некоторые центральные части мозга. Эти части приобрели тем самым определенную готовность или возможность снова приходить в движение тем же или подобным образом, если им будет передан тот же или подобный стимул; то есть они сохраняют первоначальное В, ниже порога сознания. Необходимый новый стимул они получают, когда возникает А, поскольку появление А в сознании обусловлено возникновением движений в частях организма, в той или иной степени совпадающих с теми, которые обслуживали исходное В. Тот факт, что А сходно с В, показывает, что оно обслуживается сходными движениями в тех же частях организма. Следовательно, движения, обслуживающие А, создают движения, обслуживающие дубликат или второе издание (так сказать) Б, дубликат, будьте уверены, как оригинального Б, так и его представления в исходном контексте; таким образом, всего существует три Б, два одновременно присутствующих в момент воспоминания, и один оригинальный, который, в момент воспоминания, предположительно существовал в прошлом, из двух тогда присутствующих в дубликате. Реальная связь или узел между А и двумя одновременно присутствующими Б, между ними самими и между ними и оригиналом Б, о существовании которого в прошлом они свидетельствуют, лежит в постоянном нервном или мозговом организме, который сохраняет тенденцию вибрировать дважды, как вибрировал один раз, вибрировать трижды, как вибрировал два раза, и так далее с усиленной тенденцией к каждой дополнительной вибрации. Единство органа и сходство движений в нем являются, таким образом, реальными условиями реинтеграции сходных идей. Что именно представляют собой эти движения, следует ли их рассматривать как механические или химические, как вибрации или как частичные дезинтеграции и интеграции нейронной структуры, – это вопрос для нейронной физиологии, в который мы здесь не будем вдаваться.

Обратившись к оставшейся части нашего предполагаемого примера, в которой связь, очевидно, зависит от смежности, мы обнаружим, что она допускает аналогичное толкование. Здесь мы можем позволить себе быть более краткими. Связь между восприятием произносимых звуков и идеями или значениями, которые они нам передают, всеми признается как вопрос конвенции, обучения и привычки. Его конечная основа, которая является конечной основой самого языка, лежит в произнесении, а не в слушании звуков. Произнесение звука – это рефлекторное действие, обусловленное внешним или внутренним стимулом. Таким образом, звук и стимул связаны друг с другом, хотя изначально они были разрозненными; а принятие звука для выражения стимула или объекта, от которого этот стимул получен, или для передачи знания о нем другим – это волевое действие, возникающее в результате ассоциации между ними. Правда, в некоторых случаях воля могла принять подражательные звуки в качестве названий объектов, которым подражали, и, таким образом, язык мог быть основан на ассоциации по сходству, а не по смежности. Но какие бы мотивы ни определяли первоначальное волевое принятие определенных звуков для выражения и передачи определенных значений, именно в этом принятии, а не в его мотивах, следует искать причину того, что определенные звуки имеют определенные значения в случае всех полностью сформировавшихся и устоявшихся языков. Иными словами, акт волевого усвоения, который сам по себе превращает звуки в язык, также превращает ассоциацию между звуками и их значениями в ассоциацию по смежности. Установление связи между ними в опыте индивидов является частью их истории и образования.

Мы узнали значение, скажем, ужасного, железной дороги, столкновения, Нортумберленда, получив это значение по другим каналам и затем сопоставив его со звуком слова, обозначающего его, получив одновременно звук для каждого из них.

Таким образом, смежность в источниках рединтеграции заключается в одновременности или тесной последовательности либо между представлениями, либо между представлениями и репрезентациями. Но от чего зависит сама эта одновременность или тесная последовательность, поскольку ничто в содержании состояний, как состояний сознания, не может быть показано способным ее учесть? Ответ может быть только один. Он зависит от связи или функциональной непрерывности внутримозговых окончаний нервов, идущих от разрозненных органов, на которые в первую очередь производятся разрозненные ощущения-впечатления. И связь, скажем, между звуком и его значением, со временем становится легкой и привычной, потому что канал или другой способ коммуникации между органами, обслуживающими каждый из них, со временем становится легко и почти мгновенно проницаемым или проницаемым. Иными словами, смежность в рединтеграции зависит от особенностей в структуре и функционировании нейро-церебрального организма, близко напоминающих те, от которых зависит сходство в рединтеграции. Таким образом, сходство и смежность в рединтеграции являются зависимыми сопутствующими факторами структуры мозга и мозговых процессов, и в той мере, в какой они имеют место, свидетельствуют об их природе и способе функционирования. Эти последние являются реальными условиями, управляющими ходом рединтегративных поездов сознания, по крайней мере, до тех пор, пока они состоят из идей или образов, как в только что рассмотренном случае. Именно в них мы должны искать действительно действующий механизм, а в сходстве и смежности – лишь постольку, поскольку они являются свидетельством того, что они есть и что делают. Очевидная ассоциация по сходству свидетельствует о сходстве мозговых процессов в одной и той же части мозга; а очевидная ассоциация по смежности – об установленной непрерывности или проницаемости канала между различными его частями. Сходство и непрерывность в мозговых процессах – это реальные условия, являющиеся также тем, что называется рерте causie, сходства и смежности в состояниях и процессах сознания в поездах реинтеграции.

Глубина или сила впечатления, одним из признаков которого является яркость, в момент первоначального получения идеи или образа будет, таким образом, одним из обстоятельств, благоприятствующих его вызову другим стимулом, подобным первому. Ведь его глубина или сила сделает его более легким для стимулирования; и чем быстрее будет стимулировано первоначальное впечатление, тем меньшим будет стимул, необходимый для его повторного возникновения. Это также верно, если глубина или сила впечатления была приобретена не от одного мощного стимула, а по привычке, возникшей в результате частого повторения.

Опять же, важным обстоятельством является количество связей, которые определенный мозговой процесс имеет с процессами в других частях головного мозга; большое количество должно быть благоприятным для его запоминания, поскольку каждая дополнительная связь открывает новый канал, по которому к нему может быть передан стимул. И здесь снова можно увеличить пропускную способность или проницаемость соединительных каналов за счет частоты повторений.

Сила первоначального впечатления, количество связей с другими впечатлениями и увеличение по привычке либо конкретного впечатления, либо любой из его связей с другими, таким образом, представляются главными обстоятельствами, благоприятствующими реинтеграции любой данной идеи или образа, в соответствии с двумя основными законами сходства и непрерывности мозговых процессов. Очевидно, однако, что это лишь немногое дает нам для того, чтобы мы могли предсказать ход, который в реальности примет рединтеграция, начинающаяся с данной идеи, у любого конкретного человека; и еще больше для того, чтобы сформулировать закон, позволяющий предсказать ход рединтеграции у ряда людей, то есть общий закон хода, который данные идеи примут в спонтанных рединтеграциях, в случае человечества в целом. Чтобы это стало возможным, нам нужно гораздо больше, чем просто совершенное знание законов, управляющих спонтанной реинтеграцией; мы должны также знать конкретную историю и обстоятельства индивидов, в чьей конкретной жизни поезда спонтанной реинтеграции являются лишь одним напряжением или фактором, напряжением, не изолированным от остального в реальности, как это делается в мыслях для целей анализа.

§3. Ассоциация в эмоциях

Одно из направлений исследования, предложенное нашим предполагаемым случаем реинтеграции, все еще остается нерассмотренным. Следует помнить, что мы отвергли предположение о том, что идея, вызванная криком мальчишки, была связана с аварией почтовой кареты, которая едва не стала роковой для субъекта реинтеграции. Мы отвергли его, чтобы проследить за другим предполагаемым воспоминанием, в котором сходство между вспоминаемым и вспоминающим образами было больше. Но следует признать, что отвергнутое воспоминание вполне могло оказаться реальным в предполагаемом случае. Тогда давайте вернемся к этому нашему первоначальному предположению и посмотрим, не бросает ли оно дополнительный свет на вопрос об ассоциации.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)