Собор Святого Петра в Ватикане возведен над вероятной могилой апостола Петра.
Согласно христианскому преданию, ранее, по велению императора Константина, на этом месте была сооружена базилика, получившая имя ее создателя. В эпоху Возрождения на ее месте был построен современный собор Святого Петра.
С 1939 по 1949 г. под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 г. был опубликован подробный отчет, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I – II вв. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 г. вышла ее книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basilica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Петр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 г. объявил, что, исходя из исследований ученых, можно полагать, что могила апостола найдена.
Возвращаясь к истории христианства и первых христианских церквей как социальных организаций, следует отметить, что в связи со своей особой значимостью все римские епископы стремились получить звание и титул, которые выделяли бы их среди прочих епископов прочего христианского мира.
Хотя в первые времена христианства римский епископ не обладал никакими особыми преимуществами, но уже во II в. римский епископ Виктор в споре о праздновании Пасхи стал требовать, чтобы малоазийские епископы следовали в этом вопросе обычаю римской церкви. В III в. римский епископ Стефан, во время спора о крещении еретиков, требовал повиновения себе от карфагенских епископов. Уже в середине II в. авторитет римского епископа был признан епископами Средней Италии.
Приматство римского епископа опиралось на политическое обаяние и культурное значение императорского Рима – «вечного» Рима, столицы миpa. Римские императоры были и верховными жрецами: название это – Pontifex maximus – перешло к римским епископам, которые как бы взяли в свои руки наследие императоров.
Тот факт, что римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом, позволял утверждать, что только именно в Риме учение Христа сохранилось в полной чистоте. Как апостол Петр – первый между апостолами, наместник Христа на земле, так и римский епископ должен быть главой всех епископов.
Епископ Марцеллин, первый папа римский
Основывая свои государственные права на преемстве власти от апостола Петра, римские епископы и владения свои называли наследием Петра (Patrimonium Petri).
Особый титул для римского епископа был найден епископом Марцеллином (возглавлял римскую церковь в 296—304 гг.), который заимствовал его на Востоке и стал первым папой римским. С легкой руки Марцеллина все римские епископы начали называть себя папами, что в переводе с греческого означает «батюшка» (дословно pappas – отец). Так называли епископов на Востоке, подчеркивая отеческие, родственные отношения с Богом. Подобное отношение прочно укоренилось и среди христиан.
Однако новый титул не сразу получил всеобщее признание. В первые века христианства это название применялось для всех епископов, а первоначально – для всех священников, пользовавшихся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI в. некоторые епископы еще назывались «папами». Но начиная с VII в. титул «папа» давался уже исключительно римскому епископу: это отражало процесс формирования учения католической (западной) церкви о примате (верховенстве) римского епископа. Быть папой постепенно становилось все более престижно. За это право боролись, поскольку более высокий титул означал большую власть.
Смерть каждого папы вызывала споры между членами общины за почетное право занять его место. Но сама власть папы носила неопределенный характер: непонятно было, где она начинается и где заканчивается, а также на какой основе зиждется. Часто жители не знали, чьи они подданные.
Кроме того, неопределенными были отношения между папой и императором. История знает немало примеров такого разделения власти. Приведем один из них. В 808 г. император Карл Великий специально назначил чиновников для того, чтобы взимать подати и налоги с населения папского государства, как будто речь шла о его собственных городах.
Эта неопределенность приводила к тому, что папский престол при ослаблении другой, светской власти переходил к римской аристократии. И когда речь заходила о правах на управление государством, то об императоре уже никто не вспоминал. Начинались трехсторонние распри между папой, императором и местными феодалами.
Уже с самых ранних времен, как только выделилась римская община, ее епископы стремились занять главенствующее положение. По этой причине они старались установить на досягаемых пределах подвластной территории одинаковые для всех религиозные обряды, молитвы и правила, которые обязаны были соблюдать все христиане, причем таким образом, чтобы в их исполнении не было разногласий. В противном случае это могло привести к расколам.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги