Книга Мастера портрета - читать онлайн бесплатно, автор Кристина Александровна Ляхова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мастера портрета
Мастера портрета
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мастера портрета

(1445–1510)

Искусство Боттичелли ярко выразило дух флорентийской культуры второй половины XV – начала XVI века, ее утонченность и поэзию, гуманистические идеи и неоплатоническую философию. Мир, созданный Боттичелли, удивительно красив и гармоничен, а его герои, хрупкие и одухотворенные, несмотря на свою отрешенность, наделены внутренней силой.


Итальянский живописец Сандро Боттичелли появился на свет во Флоренции, в семье зажиточного горожанина. В наши дни сохранилось довольно мало сведений о жизни художника. Известно, что учился он в мастерской Филиппо Липпи. Влияние этого мастера отразилось в ранних работах Боттичелли. Но очень скоро он выработал свой собственный неповторимый стиль, отличающий его картины от произведение других флорентийских живописцев эпохи Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным.

Раннее портретное творчество Боттичелли свидетельствует, что значительную роль при создании этих работ сыграли художественные манеры таких мастеров, как Филиппо Липпи, Андреа Верроккио и Антонио Поллайоло. В более зрелых произведениях Боттичелли данное воздействие почти не ощущается.



С. Боттичелли. «Человек с медалью», ок.1474, галерея Уффици, Флоренция


Интерес к портретному жанру выразился и в произведениях другой жанровой направленности. Так, множество ярких портретных образов можно увидеть в картине «Поклонение волхвов» (1477, галерея Уффици, Флоренция) и ватиканских росписях.

На полотне «Поклонение волхвов» художник показал членов семьи Медичи, поклоняющихся младенцу. Один из волхвов – Козимо Медичи, облик которого передан с большой точностью. Среди персонажей картины живописец изобразил и самого себя.

К этому времени относятся и композиции на мифологические сюжеты («Весна», ок. 1478; «Рождение Венеры», ок. 1485; «Паллада и Кентавр», ок. 1486, все они находятся в галерее Уффици, Флоренция; «Венера и Марс», ок. 1485, Национальная галерея, Лондон), а также парные фрески для виллы Лемми («Джованна дельи Альбицци и Добродетели», «Лоренцо Торнабуони и Свободные искусства», 1486, Лувр, Париж).

В 1470–1480-х годах портрет занимает важное место в творчестве Боттичелли и становится самостоятельным жанром. В этот период были исполнены «Человек с медалью» (ок. 1474, галерея Уффици, Флоренция), «Портрет молодой женщины» (1475, галерея Питти, Флоренция), «Портрет Джулиано Медичи» (ок. 1478, галерея академии Каррара, Бергамо, вариант – в Национальной галерее, Вашингтон), «Портрет юноши» (1483, Национальная галерея, Лондон). Эти произведения, написанные с большим мастерством, поставили художника в один ряд с виднейшими итальянскими портретистами.



С. Боттичелли. «Портрет молодой женщины», 1475, галерея Питти, Флоренция



С. Боттичелли. «Портрет Джулиано Медичи», ок. 1478, галерея академии Каррара, Бергамо


Живописец создает свои портретные образы с помощью четких линий, выбора разных ракурсов лица (от профиля до полного фаса). Для каждого образа он подбирает соответствующий фон: условный интерьер, природный ландшафт или нейтральный фон. Важнейшее качество портретов Боттичелли – соединение точности передачи портретного сходства, внешней изысканности и одухотворенности.

В 1481–1482 годах Боттичелли жил в Риме. Вместе с К. Россели, П. Перуджино и Д. Гирландайо он занимался росписями стены Сикстинской капеллы («Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Сцена из жизни Моисея», «Исцеление прокаженного» – все находятся в Ватикане, Рим).



С. Боттичелли. «Портрет юноши». Фрагмент, 1483, Национальная галерея, Лондон


В произведениях, созданных мастером во второй половине 1480-х – начале 1500-х годов, ощущается усиление драматизма. Такие настроения были связаны с общественными потрясениями, вызванными смертью флорентийского правителя Лоренцо Великолепного и приходом к власти Савонаролы, считавшего поэтов и художников грешниками и нечестивцами. Отсюда и напряженность ритма, изломанность линий в «Алтаре Сан-Барнаба» (ок. 1488–1489, галерея Уффици, Флоренция), «Оплакивании Христа» (конец 1490-х, музей Польди-Пеццоли, Милан). Эти работы проникнуты горечью, тоской и одиночеством.

Многие произведения Боттичелли, выполненные в этот период, характеризуются не только глубоким драматизмом, но и усложненностью композиционных решений. Таковы «Благовещение» (ок. 1490, галерея Уффици, Флоренция), «Аллегория Клеветы» (ок. 1495, галерея Уффици, Флоренция), серия «Чудеса св. Зиновия» (ок. 1500, Национальная галерея, Лондон; Картинная галерея, Дрезден и Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Положение во гроб» (пинакотека, Мюнхен и музей Польди-Пеццоли, Милан).

Доменико Гирландайо

(1449–1494)

В свое время Доменико Гирландайо был одним из самых известных флорентийских мастеров. Его многофигурные композиции, умело выстроенные и зрелищные, пользовались у современников большим успехом. Вместе со своим братом Давидом живописец открыл во Флоренции большую мастерскую, в которой работало множество учеников. Среди них были и такие знаменитые впоследствии художники, как Ф. Граначчи и Микеланджело.


Итальянский живописец Доменико Гирландайо (настоящее имя Доменико ди Томмазо Бигорди) родился во Флоренции, в семье ювелира. Художественное образование он получил в мастерской А. Бальдовинетти. Работал Гирландайо во Флоренции, Риме, Сан-Джиминьяно.

Ранние произведения художника говорят о том, что уже в это время Гирландайо прекрасно усвоил приемы передачи пространства и объемной моделировки фигур, свойственные флорентийским мастерам. Кроме того, значительное влияние на него оказали нидерландские живописцы XV столетия, в частности Гуго ван дер Гус.

Свой путь в искусстве Гирландайо начал с архаичного по своему стилю фрескового ансамбля «История св. Фины» (1475, капелла Санта-Фина, Сан-Джиминьяно).

Более целостны и гармоничны произведения, выполненные несколько лет спустя. Они отражают тонкую наблюдательность художника, его умение придать ясность сложной композиции («Тайная вечеря», 1480, монастырь Оньисанти).

В 1481 году вместе с С. Боттичелли и П. Перуджино Гирландайо работал в Риме, занимаясь росписями Сикстинской капеллы в Ватикане («Призвание апостолов Петра и Андрея», Ватикан, Рим).



Д. Гирландайо. «Портрет старика с внуком». Фрагмент, Лувр, Париж


Зрелые работы художника свидетельствуют о его глубоком интересе к античному искусству. Отсюда идут ясность композиционного строя, спокойная повествовательность, мягкие, приглушенные краски. Таковы фрески на сюжеты истории францисканского ордена (1482–1486, капелла Сассетти, церковь Санта-Тринита, Флоренция). Сцены из жизни св. Франциска, Девы Марии, Иоанна Крестителя разворачиваются на фоне архитектурных построек Флоренции. Художник реалистично и живо передает все приметы одной из самых известных флорентийских площадей – знаменитой палаццо Веккьо.

С помощью жанровых деталей Гирландайо воссоздает в религиозном произведении картину быта своего времени. В облике героев христианской легенды и св. Франциска зритель может увидеть портретные черты современников мастера – Лоренцо Великолепного и его сыновей, а также других известных флорентийцев: поэта Анджело Полициано, гуманиста Марсилио Фичино.

Портреты своих современников Гирландайо использует также и в другом известном произведении – цикле фресок на сюжеты из жизни Богоматери и Иоанна Крестителя (1486–1490, хор церкви Санта-Мария Новелла, Флоренция). Это монументальное произведение художник создал вместе с помощниками.

Религиозные сцены мастер трактует как бытовые. Так, фреска «Рождество Марии» показывает несколько флорентийских женщин, представительниц современных автору аристократических семей, явившихся, чтобы увидеть новорожденную Марию, а также росписи со сценами из жизни Богородицы и Иоанна Крестителя.

В своих росписях христианской тематики Гирландайо дает целую галерею портретов современников. Среди них члены аристократических семей Медичи, Сассетти, Торнабуони, знаменитые поэты, художники, ученые-гуманисты. Они принимают участие в разворачивающихся перед зрителем сценах, а иногда и становятся их главными участниками.

Кисти Гирландайо принадлежит и ряд станковых работ («Поклонение волхвов», 1485, церковь Санта-Тринита, Флоренция), а также портретов, задушевность и искренность которых сочетается с тщательностью передачи бытовых деталей и умением изображать различные типы людей («Портрет старика с внуком», Лувр, Париж).

Леонардо да Винчи

(1452–1519)

Леонардо да Винчи, чтобы иметь познания в области строения человеческого тела, первым из итальянских живописцев начал изучать анатомию. Он не гнушался препарированием трупов и создал столько анатомических рисунков, что их хватило бы для весьма внушительного по объему атласа. Это помогло великому итальянцу сделать пластику человеческих фигур очень выразительной и динамичной.


Знаменитый итальянский живописец Леонардо да Винчи родился в городке Винчи недалеко от Флоренции. Мальчик, полное имя которого Леонардо ди сер Пьеро д’Антонио, являлся незаконнорожденным сыном нотариуса Пьеро да Винчи и простой крестьянки Катерины. Вырастил ребенка отец, постаравшийся дать сыну хорошее образование.

В 1469 году юного Леонардо определили в мастерскую известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккьо, обучавшего своих многочисленных учеников не только живописи и скульптуре, но и архитектуре и строительному делу.

Уже в годы обучения в полной мере проявились необыкновенные способности молодого художника. Как и другие ученики, он помогал своему наставнику выполнять заказы. Так, в картине «Крещение Христа» ангел, держащий в руках одежды Спасителя, написан Леонардо с мастерством, превосходящим мастерство его учителя, Верроккьо.

В своем раннем творчестве Леонардо следует живописным традициям Раннего Возрождения («Благовещение», ок. 1474, галерея Уффици, Флоренция; «Мадонна Бенуа», ок. 1478, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Интерес к портретному жанру проявился уже в первый флорентийский период творчества Леонардо. Он написал небольшой по размерам «Портрет Джиневры де Бенчи» (ок. 1474–1476, Национальная галерея, Вашингтон). Эта картина молодого художника значительно отличается от традиционных портретных образов, созданных его современниками. С помощью тончайших светотеневых переходов и золотисто-коричневых оттенков мастер создает ощущение внутренней глубины и богатства духовной жизни своей модели. За спиной девушки – вечерний пейзаж, на фоне которого выделяется ее задумчивое нежное лицо. Именно в этом портрете появились черты поэтической загадочности и недосказанности: позже они в полной мере разовьются в зрелой живописи Леонардо.



Леонардо да Винчи. «Портрет Джиневры де Бенчи», ок. 1474–1476, Национальная галерея, Вашингтон


В 1482 году художник оставил Флоренцию и уехал в Милан, где занял должность придворного инженера герцога Лодовико Моро. Он руководил строительными работами, прокладкой каналов, создавал проекты различных военных сооружений, а также принимал участие в оформлении торжеств и празднеств, устраиваемых во дворце. В Милане Леонардо написал и ряд своих сочинений, посвященных проблемам изобразительного искусства.

Среди немногих живописных работ мастера, выполненных в Милане, – алтарная композиция «Мадонна в гроте» (1483 – начало 1490-х, Лувр, Париж). Здесь была создана также монументальная роспись «Тайная вечеря» (1495–1497, монастырь Санта-Мария делле Грацие).

В Милане Леонардо да Винчи написал одну из самых известных своих работ в портретном жанре – «Даму с горностаем» (ок. 1490, Национальная галерея Чарторыйских, Краков). Предполагается, что на полотне представлена Чечилия Галлерани – возлюбленная миланского герцога Лодовико Моро. Главным доказательством такого определения личности модели является прочтение слова «горностай»: по-гречески название этого животного звучит как Gale, что соответствует фамилии придворной дамы – Галлерани. Леонардо да Винчи действительно писал портрет Чечилии, которая в своем письме к Изабелле д’Эсте подтверждает данный факт. Чечилия Галлерани была одной из самых образованных дам Милана. Она обладала многими талантами, и друзья прозвали ее современной Сафо.

Однако зверек, изображенный на полотне, горностаем не является. Ученые определили, что на руках у молодой женщины хорек-альбинос. Многие миланские жители в то время держали в своих домах вместо кошек прирученных хорьков. Леонардо с большой точностью показал все признаки этого животного, совершенно не похожего на горностая.

Исследователи довольно долго сомневались в авторстве Леонардо да Винчи: картина дошла до нас в значительно измененном виде, и чувствуется, что она много раз дописывалась. В то же время некоторые прекрасно сохранившиеся ее части, в том числе изображение лица молодой дамы и зверька на ее руках, свидетельствуют именно в пользу авторства Леонардо. А вот детали прически женщины и фон портрета – дорисовки, произведенные позже.

Поразительно мастерство, с которым живописец добивается столь глубокой психологической характеристики своей модели. Необыкновенный ум, сила воли, проницательность светятся в глазах женщины. Решительность и смелость натуры помогают показать такие черты лица, как плотно сжатые губы, заостренный подбородок, прямой нос. И в то же время изображенная на полотне дама очень грациозна и хрупка, это подчеркивают ее красивая гибкая шея, изящная рука с длинными пальцами, нежно гладящая зверька. Удивительная целеустремленность угадывается в пластике движений модели.



Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем», ок. 1490, Национальная галерея Чарторыйских, Краков


Гармония в изображении достигается благодаря соединению таких элементов, как выражение лица, поворот головы, жесты рук. Картина очень динамична, художнику удалось запечатлеть момент, когда одно движение неуловимо переходит в другое. Поэтому зрителю кажется, что еще мгновение – и девушка оживет, грациозно повернет голову, и ее рука скользнет по мягкой шерстке хорька.

Особую выразительность портрету придают четкие и строгие линии фигуры, живописец виртуозно моделирует объемы с помощью света и тени.

Судьба «Дамы с горностаем» довольно драматична. В конце XVIII века ее приобрел в Италии польский князь Адам Чарторыйский. Во время Второй мировой войны фашисты увезли картину вместе с другими награбленными произведениями мирового искусства, намереваясь поместить сокровища в гитлеровский музей в Линце. Но Франк, фашистский генерал-губернатор Польши, приказал переправить полотно в Краков, где находилась его личная резиденция. Когда Советская армия летом 1944 года подступала к городу, Франк велел перевезти все картины и другие предметы искусства из Кракова на его виллу в Баварии. Здесь «Даму с горностаем» и обнаружили после разгрома гитлеровской армии.

Единственным мужским портретом в творчестве Леонардо да Винчи является «Портрет музыканта». Одни исследователи считают, что художник изобразил регента миланского собора Франкино Гаффурио. Другие полагают, что моделью стал простой музыкант. Хотя многие детали картины указывают на живописную манеру именно Леонардо, сомнения в авторстве этого полотна по-прежнему до конца не разрешены, и связано это с рядом элементов, свойственных художественным традициям портретистов ломбардской школы.

Техника исполнения сближает «Портрет музыканта» с произведениями такого художника, как Антонелло да Мессина. Строгие и ясные черты лица, обрамленного густыми кудрями, выдают человека умного, обладающего сильной волей. И в то же время в его взгляде улавливается необычайная одухотворенность; кажется, что в его голове рождается чудесная музыка, которой суждено будет привлечь к этому человеку множество почитателей.



Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» («Джоконда»), ок. 1503, Лувр, Париж


Необыкновенный расцвет творчества Леонардо да Винчи относится ко второму флорентийскому периоду (1500–1506). В это время художник создал едва ли не лучший свой шедевр – знаменитую «Мону Лизу» («Джоконду») (ок. 1503, Лувр, Париж). Сам живописец признавал этот портрет лучшей в своей живописи работой. До самой смерти он не расставался с картиной, и лишь после кончины мастера она досталась французскому королю Франциску I, выделившему ей центральное место среди других произведений Лувра.

До сих пор не утихают споры о том, кто же изображен на портрете. Одни исследователи считают, что моделью Леонардо являлась женщина из знатной неаполитанской семьи, Констанция д’Авалос, маркиза Франкавилла. Большая же часть искусствоведов соглашается со знаменитым биографом XVI века Джорджо Вазари, считавшим, что на полотне представлена Мона Лиза ди Антонио ди Нольди Герардини, супруга флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо.

Вазари упоминает о подробностях работы мастера над портретом. Он пишет, что Леонардо «…приглашал во время позирования Моны Лизы людей, игравших на лирах и певших, и постоянно держал шутов, призванных развлекать ее, с тем чтобы этим способом устранять меланхоличность, свойственную обыкновенно живописным портретам».

Хотя женщину, изображенную мастером, трудно назвать красавицей в полном смысле этого слова, можно с уверенностью утверждать, что Леонардо достиг полной гармонии и совершенства в создании этого образа.

Картина свидетельствует: художник практически полностью отошел от портретных традиций в живописи того времени. Молодая дама изображена не на глухом и темном, как было принято, а на светлом фоне. Кроме того, модель повернута в три четверти оборота, а ее взгляд направлен на зрителя. Все это было необычно для приемов портретного жанра в искусстве той эпохи.

За спиной Моны Лизы – панорамный пейзаж, который не является просто фоном. Фигура молодой женщины как бы включена в этот ландшафт и гармонично сливается с изображением природы. Леонардо достигает такого эффекта с помощью особой художественной техники, называемой сфумато. Смысл ее в том, что контурные линии как бы теряют свою четкость, становятся размытыми, благодаря чему создается ощущение взаимопроникновения отдельных элементов композиции. Гармоничное слияние человеческой фигуры и панорамного природного ландшафта в портретной живописи является средством выражения философской идеи о том, что мир личности так же велик и разнообразен, как и мир природы. Присутствует тут и иная мысль: познать окружающую природу до конца человеческий разум просто не в состоянии. Исследователи творчества Леонардо да Винчи полагают, что именно эту мысль и выражает легкая улыбка, играющая на губах Джоконды, словно говорящая зрителю: «Все попытки человека познать мир и полностью понять его напрасны и тщетны».

«Мона Лиза» стала вершиной искусства Леонардо да Винчи. В этой картине художнику удалось воплотить идею о гармонии, необъятности и вечности природы, ценности человеческой личности.

Значительными работами Леонардо да Винчи флорентийского периода стала композиция «Св. Анна» (ок. 1501, не сохранилась) и картон к росписи «Битва при Ангиари» для палаццо Веккио (1503–1505), также утраченный.

Последние годы жизни художника свидетельствуют о кризисе его творчества. Мастер не создал практически ничего нового, он лишь варьировал свои прежние работы.

Витторе Карпаччо

(ок. 1455 – ок. 1526)

Яркое представление о венецианской школе живописи дает творчество одного из основоположников Возрождения в Венеции – Витторе Карпаччо. Автор многочисленных ведут, композиций на сюжеты житий святых, жанровых сцен, портретов, он был необыкновенно популярен у себя на родине.


Итальянский живописец Витторе Карпаччо родился в Венеции. Нам немногое известно о жизни этого мастера. Его учителем был Джентиле Беллини. Существуют сведения, что в начале 1490-х годов он совершил путешествие в Рим. Работал в Венеции, где множество заказов получал от церквей.

Значительное влияние на формирование творческого метода Карпаччо оказала живопись художников семьи Беллини и Антонелло да Мессины. Многие работы Витторе свидетельствуют о его знакомстве с росписями знаменитых итальянских мастеров – С. Боттичелли, Д. Гирландайо, П. Перуджино.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги