Книга Небеса, что на Земле - читать онлайн бесплатно, автор Кристиан Готтхильф Зальцманн
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Небеса, что на Земле
Небеса, что на Земле
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Небеса, что на Земле

Кристиан Готтхильф Зальцманн

Небеса, что на Земле

Предисловие к новому изданию

Кристиан Готтхильф Зальцманн родился 1 июня 1744 года в городе Земмерда близ Эрфурта. Его мать была дочерью местного аптекаря, а отец – священником в этом городе. Окончив курс теологии в Йене и Эрфурте, К. Г. Зальцманн несколько лет был священником, а в 1780 г. получил приглашение в известное в то время филантропическое учреждение в Дессау, куда и поступил на должность учителя. Четырьмя годами позже, в 1784 г., Зальцманн, руководствуясь собственными воззрениями и накопленным в Дессау опытом, основал в Тюрингии, в Шнепфентале недалеко от Готы, собственный учебно-воспитательный институт, переживший все бури минувших лет и ставший в наше время гимназией, специализирующейся на обучении иностранным языкам.

Помимо своих педагогических трудов, среди которых подлинно новаторским и ставшим уже классическим произведением по детской педагогике можно считать «Книжку для раков. Книжку для муравьев», имеющую эпиграф: «Воспитание детей начинается с воспитания родителей», им написано множество книг для юношества и широких читательских кругов. Они, по замыслу автора, должны были способствовать тому, чтобы «Земля с каждым днем становилась все краше». Из них самым значительным произведением можно считать «Небеса, что на Земле».

Главная идея этой книги – не следует ожидать блаженства лишь в потустороннем мире, в наших руках превратить окружающий мир в рай и уже сейчас стать сопричастником Небес, что на Земле. Для этого нужно лишь добросовестно исполнять свои обязанности, ценить все доброе, что посылается нам, и развивать в себе живую веру в то, что даже самая жестокая судьба – веление божественной любви, посредством чего Бог формирует человеческий дух и учит его познавать блаженство в повседневной жизни. Текст настоящего издания соответствует второму изданию 1798 г., выпущенному в свет «Книжным магазином учебно-воспитательного заведения».

«Небеса, что на Земле» неоднократно издавались и при жизни Зальцманна, известны также незаконные перепечатки этой книги. В 1839 г. в Филадельфии даже появилось «первое американское» издание (на немецком языке!).

Вскоре после первого издания в 1797 г. книга стала переводиться на другие языки: на датский (1798, второе издание в 1801), нидерландский (1798, повторные издания в 1827 и 1847) русский (1803–1804) и чешский (1880).

Каждый, проверивший изложенные здесь доводы на практике, непременно придет к выводу: «Небеса, что на Земле» – книга неординарная…

Тому, кто не останется к ней равнодушным, мы рекомендуем также прочитать книгу Зальцмана «Эрнст Габерфельд».


Сен-Гоар, 29 февраля 2008 г.

Издательство Райхль

Матиас Дрегер

Вступительное слово

Путь к Небесам, что по ту сторону гроба, усеян множеством указателей, я же хочу дать наставления, как отыскать Небеса на Земле. Надеюсь, моя затея придется всем по душе. Стоит ли отмахиваться от обещающего указать в глухом и диком лесу место, где находится красивый и ухоженный парк, где в лишенных растительности горах скрыто золото, кто научит, как источающее ядовитые испарения болото превратить в рай? Почему бы не прислушаться и ко мне, возжелавшему открыть вам Небеса на этой презренной Земле, полной рыданий, жалоб, стонов и зубовного скрежета?

Уверен, моя книга не останется незамеченной и ее прочитают многие. Весь вопрос в том, истинно ли в ней написанное и не уподоблюсь ли я алхимикам, утверждающим, будто они овладели искусством превращения свинца в золото, и вместо обещанных золотых гор отнимающим у поверивших им то немногое, что у них есть?

Впрочем, опасаться нечего, вы ничем не рискуете, обрести же можете многое. Не спешите с выводами, последуйте прежде моим наставлениям, как обрести Небеса уже на Земле!

Я убежден, что прочитавшие эту книгу со вниманием задумаются над принципами, изложенными в ней, осмыслят их и, посчитав заслуживающими доверия, примутся поступать по ним, чтобы стать еще благороднее, радостнее трудиться, не терять мужества перед лицом грозящей опасности и спокойно переносить любые тяготы – одним словом, чтобы обрести Небеса уже на Земле.

Многие меня станут упрекать, будто я забыл о бессмертии и лишил надежды на Небеса по ту сторону гроба, заставив подозревать себя в неверии во все это.

Ответ будет таков. По моему глубокому убеждению, самое доказательное в моем понимании подтверждение веры в бессмертие – верность долгу, общение с Богом и размышления о Его делах. Открывающему в результате Небеса уже на Земле не нужны доказательства тех Небес, что ожидают его в будущем. Он чувствует, он знает, что судьба под названием «смерть» всего лишь рождение в новую жизнь. Не исполняющий своего долга, не общающийся с Богом как с Отцом и не размышляющий о Его делах приведет множество доводов, доказывающих существование Небес, напишет о них множество страниц, будет кичиться и хвастаться своей верой в них, но той веры, что подвигнет его на добро, сделает мужественным в опасности и радостным в печали, у него явно нет.

Если я прав, то настоящая книга – убедительное доказательство бессмертия, поскольку упоминает о нем не так уж часто.

Впрочем, я умышленно мало говорил о бессмертии и на него почти не ссылался. Вера в бессмертие, по моему глубокому убеждению, является для большинства самой веской причиной, почему они до сих пор не нашли Небес на Земле.

Здесь я их только ищу, там же – обрету!

Вот что отпугнуло многих от поисков! Зачем мне искать, если мне точно известно, что все равно не найду? Тем самым мы пренебрегаем возможностью облагородить себя уже на Земле, отложив это дело на потом, когда, как нам кажется, достигнем совершенной праведности и святости. Люди отказались от земных радостей в этой жизни, предполагая, будто испытать их можно, лишь избавившись от бренного тела. Мы возмечтали себе Небес недостижимых, где без малейшего труда стали бы святыми и праведными, пребывали в вечном блаженстве и исполняли любые свои желания. Так думает только глупец, ленящийся изменить свое положение и пребывающий в надежде на богатое наследство, которое ему без всяких хлопот даст все и даже больше того, что достижимо лишь ценой невероятных усилий.

Ищите и обрящете! Твердо веруйте, что Небеса есть и на Земле, старайтесь оказаться на них, и ваши поиски окажутся ненапрасными. А если сразу того великого блаженства, что ожидает вас после выхода из тела, вы не достигнете, то помните: те и другие Небеса имеют ступени, восхождение по которым требует времени и усилий.

Многие сочтут предосудительным, что изложенные наставления не подкреплены выдержками из Библии.

Библия – книга мною глубоко почитаемая, и я нисколько не сомневаюсь в истинности того, о чем говорится в Новом Завете. Однако, поскольку присущая ей божественная сила убеждения в наши дни многими отрицается и есть немало людей, которые содержащиеся в ней изречения исходящими от Бога не считают, то я, дабы не вызывать чьего-либо неудовольствия, предпочел подобными доказательствами не пользоваться. Потусторонние Небеса уготованы всем, кто боится Бога и поступает праведно. То же можно сказать и о Небесах посюсторонних.

А если иные читатели со мной не согласны и считают Небеса на Земле неосуществимой мечтой или полагают, что сами знают, как их обрести, то переубеждать таких людей я не стану. У каждого идущего по жизни есть свой собственный посох, на который он опирается. Я не склонен отбирать его у кого-либо, поскольку не знаю, смогу ли дать взамен другой, который ему пригодится. Но будьте справедливы и ко мне, позвольте спокойно шагать со своим посохом, который до сих пор меня никогда не подводил.

В заключение прошу не судить меня строго, если отдельные места написаны неясно, нет строгого порядка в изложении, стиль требует редактирования и встречаются повторы. Причина – в тех условиях, в которых писалась эта книга. Под моим надзором находятся примерно 60–80 человек, и кому-нибудь из них в любой момент нужно было что-либо принести или меня о чем-то спросить, отчего приходилось всегда держать двери моей комнаты открытыми. Бывало, что меня отрывали от работы по десять раз. Редко выдавался день, чтобы ни один незваный визитер не переступал порога комнаты. Работать же по ночам, сокращая свое пребывание на Небесах, что на Земле, я считал неправильным.

«Тогда тебе и не стоило писать эту книгу», – возразят мне.

Мне и впрямь не стоило бы это делать, желай я ею прославиться. Но такой цели у меня не было. Мне просто хотелось принести пользу, а это можно сделать и с помощью непритязательной книги в скромном оформлении. Если у врача есть необходимые знания и таланты, к нему будут прислушиваться, даже если его манеры и костюм оставляют желать лучшего.

Коли уж я заговорил о врачах, то позволю себе порекомендовать надеющимся обрести Небеса уже на Земле книгу Хуфеланда «Искусство продлевать человеческую жизнь».


Шнепфенталь, сентябрь 1798 г.

К. Г. Зальцманн

Предисловие,

в котором в общих чертах показано, что Небеса можно обрести и на Земле

Все предвкушают Небеса или блаженство, которое ожидает нас в конце наших странствий по Земле, когда мы освободимся от нашего тела, и от этой мысли нам становится приятно на душе. Перспектива отрадного будущего таит в себе громадную силу, укрепляющую иных в повседневных трудах и ободряющую в часы печали и уныния.

На других же – и их большинство – такая перспектива оказывает противоположное влияние. Пребывая в надежде, будто в неком другом мире все окажется лучше, они почти или вовсе не стремятся улучшить нынешнее состояние, проходят мимо всевозможных благ, которыми могли бы наслаждаться уже сегодня, обращая внимание на одно лишь неприятное в окружающем их мире, отчего Земля, которую сотворил Бог и о которой в первой книге Моисея справедливо сказано: «И увидел Бог, что это хорошо», та самая Земля представляется им юдолью печали и слез. Они подобны путешественникам, только и думающим о предстоящем ночлеге, как им будет там хорошо, оставаясь безразличными ко всему достойному внимания и увлекательному, встречающемуся на их пути, к своим попутчикам, от которых могли бы узнать много полезного и интересного, к незаурядным личностям, с которыми их сводит случай, и не верящими, что впереди их ждет много прекрасного и удивительного. Любая неприятность, произошедшая с ними, выводит их из себя, и, добравшись наконец до ночлега, они чувствуют одну лишь усталость и досаду. Другие же, подмечающие все вокруг, не упускающие ни малейшей возможности набраться ума и безгрешно повеселиться, а любую приключившуюся с ними беду употребить на то, чтобы укрепиться духом и телом, приближаются к ночлегу довольными своим путешествием и с радостью возвращаются в мыслях к тому, чему они научились в пути, что довелось им испытать и чем насладиться.

Как обманется путешественник, видящий в своих странствиях только одну цель – приятно отдохнуть, добравшись до ночлега, когда окажется, что место ночлега не такое уж уютное, как он себе представлял!

Именно это и произойдет со многими людьми, не желающими знать ни о каком ином блаженстве, кроме как о том, которое они надеются обрести в ином мире. Скорее всего, их ожидания не оправдаются.

А чего мы вправе ожидать там, где окажемся в будущем, на так называемых Небесах? Чувственных наслаждений? Здравомыслящий человек об этом и не помышляет. Любое чувственное наслаждение достигается телом, а когда его у нас не будет, о каких же наслаждениях тогда можно говорить? Или, может быть, покоя? Если под ним подразумевать бездеятельность, то получится нелогично. Неужели Бог, наградивший нас столькими способностями и предоставивший столько возможностей для их развития, допустит, чтобы мы ими так и не воспользовались? Конечно же нет, ожидающий наслаждений и праздности по ту сторону гроба заблуждается.

Тот, кто задумывался о себе и своем предназначении, таких надежд не питает. Блаженство, которое его ждет, заключается в расширении собственных познаний и обретении новых сил, большей праведности и святости, в воспоминаниях о добрых делах и поступках, в общении с более совершенными духами, в созерцании дел Божьих и освобождении от тягот земной жизни.

Но все это достижимо и на Земле! Кто нам помешает обрести Небеса уже сейчас? Нужно только захотеть.

Задумаемся над этим, ибо вопрос заслуживает внимания.

Достигнув однажды большей праведности и святости, мы почувствуем себя на верху блаженства. Но сколь велико оно будет, нам неизвестно. Можно лишь с уверенностью предположить: приближаться к совершенству мы будем постепенно, оно плод долгих усилий и непрестанного внимания к себе. Совершенная праведность и святость немыслимы без совершенного разума и неиссякаемой силы, позволяющей действовать сообразно его познаниям. Неужели Бог каким-то чудесным образом неожиданно наделит нас такими возвышенными талантами, нас, людей, беспрестанно ошибающихся и отступающих от своих намерений? Никаких оснований так считать у нас нет. Стремлением к познанию и силой воли нас наделил Бог, они – не наша заслуга. Но вправе ли мы ожидать, что в будущем Он сделает нас совершенными без нашего содействия? Как известно, однажды мы оставим наши тела, эти вместилища чувственности, постоянно ограничивающей нас в познании и препятствующей осуществлению задуманного, и тогда с нами произойдут перемены, столь же великие, как и в момент нашего рождения. И как прежде, выйдя из тела матери, мы начали восходить по ступеням совершенства, достигнув наконец той, на которой стоим сейчас, подобное придется нам проделать в будущем, на Небесах.

Единственное, на что можно будет рассчитывать, так это на возможность приближения к совершенной праведности и святости. Но такая возможность у нас есть и сегодня.

А если ты всерьез стремишься к этому и добросовестно делаешь все от тебя зависящее, то успехи не заставят себя ждать. И ты увидишь, как расширяются твои познания, как тебе все легче справляться со своими обязанностями и подавлять в себе чувственные желания. Ты наверняка уже выбрал для себя людей, являющихся в твоем понимании образцом праведности. Таким же можешь стать и ты, нужно только как следует захотеть, и это принесет тебе блаженство.

Принесут тебе блаженство и все возрастающие познания. Но кто мешает нам наслаждаться этим блаженством уже сегодня? Ведь наша жизнь – школа, и школа отличная, учеба в которой не прерывается ни на один день, в ней мы постоянно познаем новое. Учит и одиночество. Наедине с собой у нас возникают новые мысли и происходят озарения. Любая хорошая книга открывает нам нечто такое, чего мы раньше не знали, или, по крайней мере, наводит на поучительные размышления. Учиться можно у любого человека, кем бы он ни был. Гуляя на природе и наблюдая за происходящим на земле и в небе, мы познаем мир.

Вы согласны со мной? Какими примитивными и невежественными существами были вы, читающие сейчас эти строки, в те младенческие годы, когда питались молоком матери, и как много знаете теперь! Но, замечая, как возрастают ваши познания, нужно не останавливаться на достигнутом, а поддерживать в себе желание учиться дальше. Бойтесь бездумного отношения к жизни; читая, задумывайтесь над прочитанным; беседуя с людьми, уделяйте должное внимание их словам; гуляя в поле или в лесу, присматривайтесь к кипящей вокруг вас жизни. Желающий учиться, будь он пастух или ученый, научится на Земле многому. У кого такого желания нет, на Небесах особых успехов не достигнет. Землянин, не стремящийся познавать мир и с радостью ожидающий, будто в вечности его познания станут возрастать сами, подобен ребенку, не желающему учиться в школе и успокаивающему себя тем, что научится всему этому в университете.

На Небесах наши силы будут возрастать, отчего приумножатся и наши возможности. Какое блаженство ожидает нас! Так мы себе говорим, искренне радуясь в предвкушении будущего, но часто забывая, что наслаждаться этим блаженством и приумножать его можно уже сегодня. Не веришь? Понаблюдай за новорожденным ребенком, когда-то таким был и ты. Какой он беспомощный! Он неспособен переместиться с одного места на другое, выразить свои желания, достать себе пищи, он беспомощнее новорожденного лягушонка, умеющего прыгать и добывать пищу. Пятилетний ребенок уже умеет ходить и занимается своими маленькими делами: что-то строит и ломает, ухаживает за растениями и пр., может попросить пищи, когда голоден, и воды, когда испытывает жажду. А теперь посмотри на двадцатилетнюю девушку или двадцатилетнего юношу. Совсем другое дело! Они больше не нуждаются в родительской опеке, трудятся, могут делать почти все, чему научились у родителей, и скоро совсем выйдут из-под контроля родителей, станут отцом, матерью, у них появятся дети. Им придется заботиться не только о них, но и о прислуге, быть ее наставниками. Человек низкого или высокого сословия, вознамерившийся в пятнадцать лет жить согласно своему предназначению, достигнет многого благодаря своей рассудительности и умению прислушиваться к добрым советам. Тот, кто пятьдесят лет назад извивался подобно червяку в руках своей матери, теперь живет среди людей, почитающих его своим попечителем и благодетелем. Значит, с годами мы становимся сильнее, и этот рост тем быстрее, чем прочнее входит в наш обычай делать все продуманно и как можно лучше.

«…Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними»[1]. Данное изречение не оставляет нас равнодушными. Нам представляется небесным блаженством то, как мы будем вспоминать о всех наших добрых делах, совершенных когда-то на Земле. А разве мы не можем наслаждаться этим уже сейчас? Конечно, можем. Что нам мешает обуздывать и смирять свои страсти; иметь лишь добрые намерения и следовать им; добросовестно и тщательно исполнять каждодневные поручения Бога; преодолевать трудности, связанные с нашей профессией; отказывать себе в спокойной жизни, чтобы помочь кому-нибудь из ближних, попавшему в беду. Это и многое другое нам вполне доступно. Оно-то и последует за нами. Когда день клонится к концу и мы, поужинав в одиночестве либо в кругу семьи или друзей, отправляемся спать, предаваясь воспоминаниям о сделанном за прошедший день, – как сладки эти воспоминания! Как отрадно на душе от представления о выполненной нелегкой работе, обузданных греховных желаниях, доставленной радости ближнему. Вот они – Небеса, что на Земле. Кому подобное неведомо, тому не следует рассчитывать на них, когда он покинет Землю. Добрые дела, которые последуют за нами, – плоды многих земных дней, употребленных на добро. Откуда взяться этим Небесам, если ты не пытаешься подобающим образом строить свою земную жизнь?

«…И так всегда с Господом будем»[2] – вот оно в нашем понимании высшее блаженство. И это действительно так. А разве мы уже не с Ним? Неужели и вправду нам когда-нибудь удастся стать к Нему еще ближе, чем сейчас? Представление, будто Бог живет где-то высоко над звездами и, перейдя в мир иной, мы станем к Нему еще ближе, – чистейшее заблуждение. Он творит и действует на Земле. Свидетельство тому – богатства, рождаемые Землей, удивительные растения и животные, но прежде всего наше мудрое устроение и мудрое управление нашей судьбой. Он непременно там, где действует и творит, а стало быть, с нами, а мы – с Ним. Правда, Бог невидим, но можно ли надеяться, что однажды мы Его увидим? Видимы лишь физические тела, а дух, коим Он и является, видимым для нас никогда не станет. Мы вправе лишь ожидать, что, изложив Ему свои мысли и просьбы, получим в ответ подтверждения, что Он рядом с нами и их слышит. Но такая возможность у нас есть и сейчас.

Кто истинно чтит Бога, не упустит и дня, чтобы не обратиться к Нему в мыслях, не изложить Ему свои просьбы и не отчитаться за свое поведение. Недаром Давид говорит: «…я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о тебе в ночные стражи»[3]. А ведь у него не было тех правильных понятий о Боге, что есть у нас, живущих спустя несколько тысячелетий после него и получивших за это время неизмеримо больше подтверждений Его доброты и мудрости. Кто станет отрицать, что мы умеем в мыслях сближаться с Богом, доносить до Него свои горести и желания? И кто, делающий это искренне, по-детски чисто и доверчиво, не ощущал прилива сил и бодрости? Кто, размышляя о прожитых годах, не вспомнит, как, бывало, внезапно разрешались серьезные проблемы, а суровые превратности судьбы обращались ему во благо? Как его решительно предостерегали не сворачивать с прямого пути? И если, дорогой читатель, это тебе знакомо, то не сомневайся – Бог с тобой и ты с Ним. А если же ничего похожего припомнить не удается, значит, эта книга не для тебя. И причина вовсе не в том, что ты Богу безразличен, она в твоем бездумном образе жизни. Ты уподобился легкомысленному ребенку, который, находясь среди взрослых и расшалившись до предела, не обращает никакого внимания на отца и не видит, как тот строго и с любовью смотрит на него, время от времени знаками призывая его не забываться.

Однако общение с ангелами доставит нам такое блаженство, которого нам здесь никогда не достичь. И все же отчасти оно возможно, если как следует захотеть. Конечно, когда мы станем совершенными, оно будет полнее. Но из этого не следует, будто испытывать такие же чувства от общения и с людьми невозможно.

Задумаемся над этим, забыв наши предубеждения. Кто такие ангелы? Служебные духи, посланные тем, кому уготовано блаженство. Разве нет таких духов и на Земле? Подумай хорошенько, дорогой читатель. Кто заботился о тебе, беспомощном существе? Кто тебя вскармливал, снабжал всем необходимым, когда ты был еще совсем слабеньким несмышленышем? Кто тебя научил всему, что ты теперь знаешь? Кто вырастил для тебя хлеб, сшил одежду, построил жилище, изготовил инструменты, которыми ты пользуешься в своей работе, и часы, помогающие тебе планировать свое время?

Все это сделали люди, не так ли? Они и есть духи, которые тебе служат. Просто они, как и ты, еще не вышли из своей грубой оболочки, именуемой телом.

«Однако добрыми этих духов не назовешь, – возразишь ты. – Они эгоистичны, полны фальши, коварства, злобы». Но задумайся! А сам ты человек порядочный и чист в своих помыслах подобно ангелу? Оглянись вокруг, и ты непременно найдешь хоть одну родственную себе душу. Люди – существа испорченные, и каждый ведет себя как ему заблагорассудится, но невозможно себе представить, чтобы порядочный человек не нашел среди них ни одного такого, с кем бы он мог общаться, делить свои радости и тяготы этой жизни. Что же касается прочих, то, как будет показано ниже, люди обычно лишь кажутся злее, чем они есть на самом деле, и делаем их такими обычно мы сами своим поведением. Так, нередки школьные учителя, жалующиеся, что их окружают не дети, а сущие злодеи. Другие же видят самые радостные часы своей жизни в общении с учениками. И в ком причина, что одни ученики – злодеи, а другие – милые и послушные дети?

Со взрослыми дело обстоит несколько иначе, нежели с детьми, но ситуация похожая. В каких-то случаях мы представляем себе людей хуже, чем они есть на самом деле, каких-то наше поведение заставляет недоброжелательно относиться к нам. А если причина не в нас – значит, они просто злы по своей натуре, и Бог выбрал этих людей в качестве инструментов, с помощью которых Он достигает своих целей и способствует нашему благу. Стоит только посмотреть на них под этим углом зрения, посчитав их инструментами, которыми манипулирует сам Бог, и мы тотчас почувствуем себя в окружении ангелов.

Надеясь, что однажды сможем созерцать дела и творения Божьи, мы предвкушаем будущее, открывающее перед нами приятнейшие перспективы. И это действительно так, ибо их созерцание и принесет нам в основном блаженство. Но ведь и сейчас мы живем в окружении дел и творений Всеблагого. Поднимающийся вокруг нас туман, возвышающаяся перед нами гора, камни в ее недрах, бьющий из горы источник, мох, трава, капуста, куст, дерево, червяк, насекомое, рыба, птица, млекопитающее – разве они не творения Божьи? Мы живем среди них и в то же время с нетерпением ожидаем того блаженного мгновения, когда сможем их созерцать! Задумавшись над многообразием природы и научившись у нее мудрому, благотворному сочетанию всех ее элементов, мы откроем для себя неиссякающий источник радости и обретем Небеса уже на Земле. Но если в окружении творений Божьих жить бездумно, то никаких радостей от их созерцания нам не испытать. Да и надеяться на удовольствие от созерцания дел и творений Божьих в будущем мире особо не стоит. Ибо равнодушный к ним на Земле вряд ли испытает бóльшую радость при виде новых дел и творений в других мирах Вселенной.

Но как тут в качестве возражения не упомянуть о тяготах нашей земной жизни? Отрицать их нельзя. Мучениям и болезням, терзающим наши тела, оскорблениям и неприятностям, причиняемым нам людьми, нет числа. Неудачное стечение обстоятельств в состоянии уничтожить плоды многолетнего упорного труда. А все еще случающиеся войны с их ужасами, перед которыми восстает человеческая природа? При виде этих и тысяч других бедствий, от которых стонут люди, мы называем нашу Землю юдолью плача и печали.