banner banner banner
Вера Холодная. Русский кинематограф. Маленькие рассказы о большом успехе
Вера Холодная. Русский кинематограф. Маленькие рассказы о большом успехе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Вера Холодная. Русский кинематограф. Маленькие рассказы о большом успехе


Самый распространённый «рецепт» происхождения гениев – несчастная семья, удручающая бедность и, как следствие трудное детство… С Верой Холодной всё получилось наоборот. Она появилась на свет в очень благополучной, хотя и совсем небогатой семье. Её родители – выпускник Московского университета Василий Андреевич Левченко, который после учёбы отправился в Полтаву работать школьным учителем словесности, и его супруга Екатерина Сергеевна Слепцова, выпускница Алесандро-Мариинского института благородных девиц. Заработок школьного учителя (Екатерина Сергеевна не работала) богатству не особенно способствовал. Но эти молодые люди были так влюблены друг в друга, что на относительную бедность внимания не обращали.

Верочка родилась 5 августа 1893 года. Это был первый, но не последний ребёнок семьи Левченко. Пройдёт три года и у Веры появится сестра Надя. А в 1905 году Екатерина Сергеевна родила третью дочь Сонечку. К сожалению, отца Соня так и не увидела – Василий Андреевич умер незадолго до её рождения от воспаления лёгких.

Семья была не просто благополучная, она была великолепная во всех смыслах. Не очень красивые внешне, скорее, простоватые, явно не «голубая кровь», Василий и Екатерина производили на свет божий удивительно прелестных детей. Возможно, дело было именно в любви. Известно же, что от большой любви рожаются очень красивые дети. И необычайно талантливые. История короткой жизни Веры Холодной самое убедительное тому подтверждение.

8. Сёстры

Маленькая Верочка была окружена заботой и любовью родителей. Эта семья, вообще, отличалась «повышенной концентрацией» любви. Потому и само понятие «семья» для будущей актрисы Веры Холодной было вовсе не пустым звуком. Они всегда жили вместе, всегда поддерживали друг друга. А когда Вера стала известной актрисой кино, то семья жила почти исключительно на её заработки. Иного и быть не могло – Вера трепетно относилась к сёстрам, рано овдовевшей матушке и мужу.

Ещё о любви… Вероятно, главная «прививка любви» даётся нам родителями. Во всяком случае, то, что можно сказать о супругах Левченко, в полной мере относится и к чете Холодных. Вера и её супруг Владимир очень любили друг друга. И были счастливы так же, как и родители Веры. И это несмотря на то, что матушка Веры не одобряла брак с Владимиром Холодным (равно как и родителям Владимира не нравилась Вера). Но… это было позже.

А пока Верочка росла на украинских варениках с вишнями. Аппетит у малышки был такой, что отец придумал ей смешную кличку «Полтавская галушка». Девочка росла как на дрожжах.

Здоровенькими появились на свет и её сестрички. С обеими Вера была не очень близка – с Соней её разделяли 12 лет разницы в возрасте. Срок огромный и почти непреодолимый. Однако, и к Наде, и к Соне Вера относилась с нежно и покровительственно, словно это были и не сёстры вовсе, а… её дети. Особенно это касается Сони.

9. Переезд в Москву

В 1895 году в жизни семьи Левченко произошли серьёзные перемены. Умер дедушка, отец Екатерины Сергеевны, живший в Москве. Овдовевшая бабушка Екатерина Владимировна стала упрашивать дочь и зятя перебраться в Москву, чтобы ей, женщине в возрасте, не оставаться одной. Супруги Левченко поразмыслили – что им в Полтаве терять – да и стали собираться в дорогу.

Переезд в Москву изменил и их статус, и материальное положение. Василий Андреевич при помощи родственников жены нашёл хорошее место в московской гимназии. Просторный богатый дом, новые знакомые, опять же – помощь родственников. И семья постепенно встала на ноги.

Их дом стал местом, где каждые выходные собирались друзья супругов Левченко. Долгие приятные застолья, неспешные беседы за чашкой чаю. А потом игры в шарады и «живые картины» – гостям предлагалось угадать романс или литературное произведение по сценкам, которые разыгрывали хлебосольные хозяева.

За этими интеллектуальными развлечениями последовало то, что должно было произойти в такой семье – старшая дочь Вера рано научилась читать, а матушка Екатерина Сергеевна принялась учить дочь игре на фортепиано. И очень скоро девочка стала сама придумывать сюжеты для «живых картин», вычитывая их из любимых книг – на радость родителям и на удивление гостям…

Любопытное совпадение – 28 декабря того же 1895 года в Париже состоялся первый в истории киносеанс братьев Люмьер. Это был фильм «Прибытие поезда». В семье Левченко этого события попросту не заметили. Хотя… кто его тогда заметил?

10. Детство Веры

Вера Левченко была очень красивым ребёнком. Большие грустные глаза. Тёмные вьющиеся волосы. Трогательно-нежные очертания детского лица. Не девочка – ангел.

Но она же была наделена ангельским характером и обещала стать умной девушкой – Вера развивалась явно быстрей своих сверстниц. Когда в 10-летнем возрасте девочку отдали в частную женскую гимназию Зинаиды Денисовны Перепёлкиной, она умела читать и писать. Более того, к тому времени Вера знала много стихов и перечитала все литературные произведения, входящие в школьную программу. Её попросту нечему было учить, она всё умела и знала. И тут же стала первой ученицей, отличницей, ни разу не уступив этого статуса кому-либо из соучениц.

В детстве Вера редко удивляла малознакомых людей своими способностями. Дело в том, что она была не по годам рослой и полной девочкой. Грациозность пришла к ней к 16 годам, а до тех пор она выглядела крупным, но очень миловидным, прелестным ребёнком.

А детство у неё было и благополучным, и умным. Она не бегала со сверстницами по двору, играя в мяч, но выезжала с родителями за город, много читала и водила дружбу с девочками из таких же благополучных семей. И это не могло не сказаться на её воспитании – из очаровательной прелестницы выросла интеллигентная, хорошо образованная и, что очень важно, наделённая многими талантами девушка.

11. Талант

Вера оказалась самой одарённой из трёх сестёр Левченко. Возможно, дело ещё и в том, что матушка Екатерина Сергеевна в момент появления на свет Верочки сама была ещё совсем молода. И сосредоточилась на воспитании старшей дочери, как ни на ком другом. К тому же вполне очевидно, что больше всего тревог и волнений вызывают первый и последний ребёнок в семье. Как бы то ни было, но до 10 лет Вера училась дома. И её начальное образование следует признать просто замечательным.

Все, кто знали Веру Холодную в период её наивысшей популярности, отмечали необыкновенную музыкальность и пластичность актрисы. Она и в самом деле была очень одарена в музыкальном плане. Обладая абсолютным слухом, Вера любила играть на фортепиано, легко постигала азы исполнительского ремесла, быстро запоминала сложные фортепианные пьесы.

А потом она подросла. И увлеклась танцами. И это увлечение зашло так далеко, что девочка выдержала чудовищный конкурс в балетную школу Большого театра и была зачислена в число учащихся. К сожалению, стать балериной ей было не суждено – воспротивилась бабушка. Но факт остаётся фактом. Балет – непрожитая судьба Веры Холодной.

Был и драматический талант. И способности, которых от королевы кино совсем не ждёшь. Она, к примеру, была отличным… автогонщиком! Но это отдельная история, о которой мы ещё поговорим.

12. «Живые картины»

Интерес к театральному действу, к драматургии проявился у Веры очень рано и тоже благодаря родителям. Речь о «живых картинах», разыгрываемых Холодными для гостей их московского дома. Понимая, что в любом обучении внимание ребёнка важно увлечь игрой, превратив серьёзное дело в полезную забаву, Екатерина Сергеевна, по всей видимости, ввела в обиход эти салонные игры с привлечением детей. По сути, это был домашний театр, в представлениях которого принимала участие вся семья.

В костюмы (в ход шла старая одежда, перешитая бабушкой, самой Екатериной Сергеевной или няней девочек – когда семья Левченко могла позволить себе няню), стилизованные под то или иное литературное произведение, переодевались все, включая отца Веры – Василия Андреевича. Произведение – короткий рассказ, запомнившийся спектакль, стихотворение или даже песню выбирала Вера. Она рано научилась читать и перечитала всю библиотеку отца, буквально, «проглатывая» объёмистую книгу за один вечер. Отец только радовался. Как преподаватель русской литературы он мог лишь приветствовать эти увлечения супруги и старшей дочери.

А потом перед гостями разыгрывался целый спектакль. И зрители должны были угадать, о каком произведении идёт речь. Победители получали шутливые призы… Этим «живым картинам» российские кинозрители и почитатели таланта Веры Холодной обязаны очень многим. Именно эти домашние уроки драматического искусства и стали первой школой будущей актрисы.

13. Надя

Вере было три года, когда в семье появилась вторая дочь, младшая сестра Веры Надя. И внимание родителей переключилось на младшую дочь. Это неизбежно, маленьким всегда уделяется больше внимания, чем подросшим деткам. И это иногда превращается в настоящую драму, но только в случае, если в семье не всё в порядке со взаимоотношениями. А семья Левченко была едва ли ни идеальной семьёй. Здесь всё строилось исключительно на любви. И Вера получила ещё один принципиально важный жизненный урок – каждый член семьи обязан заботиться о других, особенно если речь идёт о младших и слабых.

Девочкам очень повезло жить одной семьёй с бабушкой. Властная, сильная женщина, Екатерина Владимировна не чаяла души во внучках. Кстати, имя её дочери – Екатерины Сергеевны было выбрано не случайно. В родительской семье Слепцовых царил всё тот же культ любви. И женщина в семье занимала особое положение, как занимала его Екатерина Сергеевна в своей семье Левченко.

Обладая правом решающего голоса, бабушка повлияла на судьбу внучек – в частности, пресекла увлечение старшей внучки Веры балетом. Но результат-то всё равно оказался потрясающим. Не став балериной, Вера стала выдающейся актрисой кино. И неизвестно, что бы принесло ей большую славу и достаток.

Несмотря на то, что Надя, а потом и Сонечка стали объектами повышенного внимания родителей (говоря о Соне вспомним, что отца уже не было в живых) и бабушки, они прожили жизнь обычных женщин. Не стали актрисами, танцовщицами, не состоялись в каком-либо ином виде искусства. Надя Левченко так и осталась на всю жизнь сестрой Веры Холодной. Судьба приготовила ей роль воспитательницы детей внезапно умершей старшей сестры.

14. Гимназия

В 1903 году Вере исполнилось 10 лет. И её отдали в частную гимназию Перепёлкиной, располагавшуюся на Большой Кисловке в арендованном доме Коншиных.

Это была элитная женская гимназия, в которую принимали далеко не всех девочек. Веру после собеседования приняли без лишних разговоров – девочка была очень развита. Семь лет, которые Вера Левченко провела в гимназии (эта женская школа в 1906 году сменила хозяев и перешла к Магии Густавовне Брюхоненко, а в 1910-м, в выпускном для Веры году, гимназия переехала в Столовый переулок дом 10 корпус 2 – в специально выстроенное помещение, принадлежащее новой учредительнице и хозяйке заведения), она считала самыми счастливыми в жизни.

В гимназии царили довольно строгие порядки. Другая знаменитая воспитанница гимназии Брюхоненко – поэтесса Марина Цветаева говорила об этом заведении, как о «тюрьме для девочек». Здесь культивировалась строгая дисциплина, преподавались иностранные языки, точные науки, музыка и танцы. Приветствовалось увлечение гимназисток самодеятельным театром. Всё это очень нравилось Вере (и очень не нравилось Цветаевой). И, следует заметить, Вера была в числе лучших учениц все десять лет. Бывшие учителя Веры вспоминали её как очень способную и трудолюбивую девочку. А ещё Вера поражала их своей необыкновенной красотой – из угловатой девочки-подростка в очаровательную девушку она превращалась на глазах у трёх десятков замечательных педагогов, работавших в этой гимназии.

15. Балет

Особое внимание в гимназии уделялось преподаванию искусств. Этим занимались пять преподавателей, в числе которых был бывший артист Императорских театров, то есть Большого, Александровского или Мариинского, которые и входили в их число. Ученицы могли выбирать полюбившиеся предметы – драматическое искусство, игру на фортепиано, живопись. Вера Левченко выбрала классические танцы.

В 1904 году, отучившись в гимназии всего год и посетив с классом Большой театр, девочка стала умолять родителей перевести её в балетную школу при этом театре. Заведение очень престижное, входящее в систему Императорских театров и готовившее танцовщиц для русского балета. Уговоры возымели действие – родители Веры полагали, что шансов пройти конкурсный отбор у неё немного. Девочка была крупная, рослая.

Но её приняли. Оказалось, что именно такие крупные, физически сильные девочке балетной школе и нужны. А Вера обладала ещё и явными музыкальными способностями. То, что дочь была зачислена в балетную школу, ввергло её родителей в шок – увы, не радостный. Против были не только они, но и бабушка Веры. В семье Левченко профессия танцовщицы особым почётом не пользовалась. А балериной надо было ещё стать – в России в тот момент было только четыре женщины, удостоившихся звания (!) балерины. В их числе не входила даже Анна Павлова, ставшая балериной несколько позже.

16. Балетная школа

Вера проучилась в балетной школе всего год. И летом 1905 года её снова перевели в гимназию Перепёлкиной. Дело было вовсе не в отчислении за неуспеваемость – наоборот, педагоги балетной школы сожалели о решении родителей Веры забрать девочку, считая его необдуманным и скоропалительным… Этим, кстати, и объясняется небольшая путаница в хронологии событий. Поступив в частную гимназию с 7-летним сроком обучения, Вера Левченко проучилась в ней шесть лет. Просто второй класс она провела в балетной школе.

Впрочем, одной лишь убеждённостью родителей Веры в отсутствие у их дочери таланта танцовщицы объяснять их решение не стоит. Всё было гораздо прозаичней и печальней. В 1905 году заболел Василий Андреевич. Жестокая простуда привела к крупозному воспалению лёгких. Василий Андреевич умер, оставив дочерей на попечение безутешной супруги, которая, к тому же, была беременна третьей дочерью. Семья лишилась кормильца и впала в ещё большую зависимость от бабушки. А Екатерина Владимировна очень не хотела, чтобы её внучка стала артисткой. И матушка Веры Екатерина Сергеевна не посмела её ослушаться.

Так внезапно и безрезультатно закончилось обучение Веры в лучшей балетной школе России. Хотя, что значит – безрезультатно? Она умела танцевать, любила балет и старалась не пропускать самых громких премьер в Большом. Разве этого мало?

17. Смерть отца

Смерть отца многое изменила в жизни семьи Левченко. Матушка Веры часто говорила, что ранний уход Василия Андреевича был их платой за пережитую любовь. Она признавалась, что даже в те годы, когда они были молоды, здоровы и очень счастливы, Екатерина Сергеевна просыпалась посреди ночи и с ужасом думала о том, чем ей придётся заплатить за счастье любить и быть любимой.

Василий Андреевич сгорел очень быстро, промучившись чуть больше недели (столько же будет бороться с болезнью и его дочь Вера). Никто, конечно, и не предполагал, что Василий Андреевич умрёт. Трагедия разразилась так внезапно, что Екатерина Сергеевна ещё долго не могла прийти в себя, а когда осознала свою потерю, то… в считанные недели состарилась. У неё словно отняли молодость. И так не блещущая женской красотой, она стала едва ли ни старухой. А ей не было ещё и сорока лет! И под сердцем Екатерина Сергеевна носила третьего ребёнка – самую дорогую память о дорогом супруге…

Кончину Василия Андреевича переживали очень тяжело. В семье начались нелады – матушка веры обвиняла свою мать, тёщу Василия, в том, что та никогда не привечала зятя. Это было правдой, но лишь отчасти. Когда Екатерина Владимировна овдовела, она позвала в Москву, прежде всего, зятя, полагая, что это надёжный и работящий мужчина, рядом с которым будет спокойно и ей, и дочери.

В конце концов эти лишние страсти улеглись – появилась Сонечка, которая и заняла всё внимание старших женщин.