banner banner banner
Верхний слой бытия. Онтологические фрагменты
Верхний слой бытия. Онтологические фрагменты
Оценить:
 Рейтинг: 0

Верхний слой бытия. Онтологические фрагменты

Человек может быть счастлив только на индивидуальном уровне. Но даже это иллюзорно. Любые попытки отличить истинное «Я» от навязанных извне влияний, инстинктов и условностей провальны. Человек – продукт общественного программирования, обделенный подлинными качествами.

Мираж «быть собой» – очередная уловка сознания, попытка обмануть себя ложным ощущением свободы и независимости. Мы вынуждены искать того, чего не существует. Освобождение от этой пытки возможно через полное отречение от иллюзий и принятие безнадежной пустоты бытия. В бесстрастном смирении можно найти покой. Тогда необходимость в химере счастья отпадает.

Свобода

Иллюзия свободы человека, подобно терпящей бедствие шлюпке, разбивается о рифы детерминизма – неумолимого причинно-следственного потока, в который заключен Космос. Мы полагаем себя свободными деятелями, сознательно формирующими собственную судьбу. Подобное самовозвеличивание – обман эгоцентричного разума.

Любое решение и поступок человека предопределены сложным сплетением факторов: генетической программой, системой условных рефлексов, подсознательными импринтами, социальными установками, цепью случайностей. Иными словами, на момент совершения любого действия его фундаментальные причины уже сложились в незыблемый детерминистский клубок. Ничто принципиально не могло произойти иначе, кроме как именно в той форме, в которой свершилось. Все было изначально прописано на «скрижалях бытия».

Человек является сложным конгломератом физических, биологических, психических компонентов. Каждый из них находится под воздействием предшествующих причинных цепочек. Ментальные процессы, на которые человек опирается, детерминированы. Принимая решение, мы только продуцируем иллюзию свободы воли. Однако логика помыслов, интенции и мотивации запрограммированы универсальной причинностью.

Гены, культурные установки, окружающая среда, история онтогенеза с неизбежностью формируют твердые траектории мышления и поведения. Мы движемся по причинно-обусловленными рельсами. Ни один аспект человеческого существа не дан истинно свободно. Разве способен человек самостоятельно, вне глобальной причинности, сформировать хоть одну свою личностную черту, не диктуемую генами и окружением?

Человек возгордился мыслительными способностями и поставил себя в центр реальности. Но на деле он – вписанная в причинно-следственные ряды деталь огромного механизма. Детали не могут быть свободными. Они функционируют в строгом соответствии с внешним принуждением.

Человек, в лучшем случае, является марионеткой необходимости. Ловушка сознания создает симуляцию независимого разума. Но разоблаченный разум вынужден признать: свобода человека есть горькая насмешка судьбы.

Красота

Красота есть биологически обусловленная целесообразность. Восклицания о «внутренней красоте», «красоте души», etc. – попытки человеческого сознания приукрасить суровую реальность. Подлинная красота сугубо материальна. В ней нет возвышенных измерений.

«Душевные качества», которыми мы привыкли восхищаться, продиктованы генетической программой выживания и репродукции. Доброта, сострадание, жизнелюбие являются кодами поведения, отточенными естественным отбором в рамках групповой стратегии. Мы считаем их «прекрасными», поскольку они способствуют процветанию вида.

Кроме биологических установок, на наши представления о красоте влияют культурные и социальные конструкты. Общество навязывает определенные стандарты телесной и душевной привлекательности, формируя модели, которым мы бессознательно следуем. В итоге поиск «настоящей красоты» превращается в бесконечную погоню за псевдоидеалами.

Словом, мы бежим за тенями, отбрасываемыми биологической машиной, движимой циничной программой размножения и сохранения.

Мифотворчество

Историю пишут победители. Они же лишают ее объективности. Мы имеем дело с образами исторических эпох, порожденных исследователями. И нам очень повезет, если они были беспристрастны. Оглядевшись, нетрудно убедиться: миф – наихудшее основание для человечества, однако, вполне прочный фундамент для государства. Сегодня именно на истории строится перекодирование общественного сознания.

Хуже обстоят дела с погружением в пучины исторических событий. В этих темных водах концентрируется огромное количество деструктивной энергии. И здесь миф получает невероятную силу. Являясь по существу пустотой, в умелых руках он способен разделять государства, нации, народы, семьи. Пугает, что миф метастазировался в ядро, – некую высшую коммуникативную систему, обращаясь к которой мы интерпретируем знаки и приходим к пониманию взаимосвязей мира. Особенно это проявляется сейчас, в эпоху информационных войн, тотальности массмедиа и тотальности данных вообще.

Вымысел теперь почти не отличим от правды (почти, потому как отличить еще можно, однако, с огромными усилиями, которые редко кто готов прикладывать). Постправда теперь – это не только набор fake news в ситуативной игре с массами, когда картина мира меняется так, как выгодно заказчику. Постправда – это ситуация, когда наши представления о мире (истории) оказываются искусной симуляцией, ложью. И на основе этой лжи принимаются решения (они никогда и никем не оспариваются), расплачиваться за которые приходится человеческими жизнями.



Данные, поступающие из различных медиаисточников, – книг, фильмов, телепередач, социальных сетей, новостных лент и так далее, – это инфомемы. Определим их как информационные единицы, способные к репликации и передаче от одного разума к другому. Подобно генетическому материалу, они внедряются в ментальные структуры, переписывая исходный код убеждений и установок. Иными словами, обладают паразитарными свойствами.

Человеческий мозг подвержен разрушительному воздействию инфомемных паразитов. Информация, распространяющаяся подобно патогену, инфицирует нейронные сети, изменяя синоптические связи и нарушая нормальное функционирование когнитивных процессов.

Особо агрессивные инфомемы достигают высокого уровня патогенного воздействия, интегрируясь в ядро личности настолько глубоко, что индивид начинает отождествлять их со своим «Я». Эти паразитические конструкты берут под контроль эмоциональные реакции, искажают процесс принятия решений и могут радикально трансформировать мировосприятие.

Разум такого человека становится ретранслятором и резервуаром для размножения и распространения инфомемов. Его мысли, убеждения, ценности – калька, снятая с доминирующих в инфополе нарративов. Аутентичная сущность полностью атрофируется, уступая место симулякру.

Такой зомби-индивид теряет индивидуальное бытие, живет в иллюзорном мире, сконструированном из чужих интерпретаций и интерпретаций этих интерпретаций. Его разум превращается в замкнутую гиперреальность, оторванную от первичной данности существования. По сути, он перестает быть собой, становясь передатчиком и переносчиком интериоризированных ментальных кодов.

Его сознание становится лабиринтом смоделированных реальностей, калейдоскопом симуляций, не имеющих ничего общего с бытийным ядром.



В рассматриваемом аспекте пропаганда – это инструмент когнитивного заражения и массового зомбирования. Ее суть – внедрять в умы людей дезинформацию и лживые трактовки реальности с целью убедить их в том, что катастрофическая энтропия системы является нормальным, стабильным состоянием.

Посредством целенаправленного искажения фактов, нагнетания страхов и тиражирования лживых нарративов, пропаганда формирует искусственную реальность, матрицу иллюзий и откровенного обмана. Она заставляет массы верить, что экзистенциальные угрозы, разъедающие общество изнутри – это якобы «все в порядке». Пропагандистская дезинформация действует подобно когнитивному наркотику, погружая сознание в анестезированное состояние безмятежного неведения. Она формирует ментальные импринты апатии и пассивности, лишая личность критического осмысления действительности. В то время как на социум обрушиваются системные катаклизмы – деградация политических институтов, этическая энтропия, экологический коллапс, экономическая стагнация, утрата смыслов и ценностей, то есть необратимый регресс – пропаганда призвана культивировать у населения состояние ложного сознания.

Эта духовная пандемия посредством метастазов дезинформации убеждает людей в том, что деструктивные процессы распада государств, наций, культур и всей цивилизации в целом являются «нормой». А любые попытки осмыслить катастрофичность происходящего клеймятся как «алармизм», «паника» и прочие ярлыки, призванные дискредитировать голоса разума.

Пропагандистский нарратив – вирус, разлагающий общественное сознание. Погруженные в матрицу люди под ее влиянием становятся жертвами коллективного безумия, бессильными наблюдателями своего вырождения.

Обреченность на страдание

Сознание есть трагический дар человечеству. Боль, тревога, разочарование – неизбежные спутники. Способность рефлексировать обрекает на муки осознания бессмыслицы бытия. От них нет спасения.

Животные лишены этого бремени. Они блаженствуют вне порочного круга метафизических терзаний о смысле жизни и неизбежности смерти. Их бытие протекает в слепом, но безмятежном потоке инстинктов и реакций. Человек же осужден созерцать собственное ничтожное бытие.

В этом смысле разум – не божественный дар, а изощренная пытка эволюции. Способность рефлексировать раскрывает перед нами омут экзистенциальной тоски и безысходности. Мы разумны, чтобы сполна ощущать абсурдность присутствия в мироздании, не находя утешения.

Мы единственные существа, обреченные взирать на кошмары. С рождения и до последнего вздоха тоска, подобно опухоли, разрастается в наших мыслях. Жизненные усилия походят на пляску праха в беспощадном вихре энтропии.



Самосознание стало проклятием. Мы, измученные малые «боги», с ужасом созерцаем неизбежное забвение.

Самосознание – ядовитый дар природы. Оно пробудило фатальное прозрение: мы случайные наблюдатели хаоса слепых сил природы. Наши попытки обрести смысл, стремление к трансцендентному – жалкие потуги сломленного духа, отчаянно цепляющегося за соломинку над зияющей пропастью Небытия. Мы задыхаемся в железных тисках экзистенциальной тоски.

Самосознание – вечный крик боли. Мы разумные марионетки Ничто, приговоренные на осмысление абсурда бытия в равнодушной Вселенной.

Метафизическое одиночество

Человек жаждет любви и понимания. Но в ответ получает безмолвный взгляд космического равнодушия. Вечное одиночество, словно черная дыра, вбирает в себя надежды и мечты, оставляя прах и тлен.

Даже в толпе человек чувствует себя невидимкой, призраком среди живых мертвецов. Отчаяние пронизывает его до мозга костей леденящим холодом пустоты. Любовь, дружба, привязанность заглушают боль от бытия в мире. Но их действие недолговечно. Когда они перестают помогать, мы остаемся один на один с беспросветной пустотой внутри.

Жизнь – это затянувшееся умирание. С каждым вздохом, с каждым ударом сердца мы приближаемся к неизбежному концу. Смерть – единственная константа в непостоянном мире. Она темная госпожа, к которой мы идем, влекомые неодолимой силой. И в ее холодных объятиях мы достигнем покоя и избавление от мук одинокого существования.

Человек – тень, отбрасываемая неведомым светом на стену пещеры мироздания. Он обречен вечно гнаться за призраками счастья и смысла, не догадываясь, что они порождены его же разумом. И в этой бесплодной погоне он растрачивает отпущенные ему мгновения, пока не угаснет последняя искра сознания в бездонном океане вселенского мрака.

Но даже смерть не выход. Кто знает, какие кошмары ждут нас по ту сторону? Возможно, мы вынуждены перерождаться, проживая одну жизнь за другой, так и не находя ответов на вопросы бытия.

Одно не пройдет – одиночество. Оно удел смертных, клеймо проклятия, печать падшего ангела на челе человека.

Реликт человечности

Постсовременность должна сформировать новую мораль. Поставить в иерархии ценностей идеальное выше материального. Сейчас мы можем констатировать только неуверенные, оттого почти незаметные попытки сформировать соответствующие нарративы. Правда, их аудиторией становится незначительная часть человечества.

Материальный дискурс доминирует. Материальное приобрело статус единственной реальности. Но реальности бессодержательной. Она больше похожа на игру знаков, чем на подлинное бытие. Трансцендентное оказывается непостижимым, имманентное – не имеющим смысла.

В этом контексте развитие, подмененное прогрессом, предстает как иллюзия. За ней скрывается бесконечное повторение одного и того же. Развитие требует целенаправленного усилия. Но человечество, находясь в плену бессознательного, не всегда в полной мере способно осуществить необходимую сублимацию. Точнее, мы находимся в опасной близости к точке, когда никакая сублимация не будет возможна, так как не останется ничего, что можно было бы сублимировать.