16. Карманные часы
В детстве в карманах Генри было много всякой механической всячины. Чаще всего – часы, которые некому было починить. Их выбрасывали, а Генри подбирал. Пытался отремонтировать, но безуспешно. Он попытался понять, как же они ходят. И – разобрался. В тринадцать лет он впервые починил старые часы. А к пятнадцати годам уже мог исправить любые часы, что попадали ему в руки. И ремонтировал старые хронометры, которые привозили соседи по ферме или городские приятели отца (Уильям Форд раз в неделю выезжал в Дирборн купить всякой всячины и при случае поболтать с друзьями).
Придёт время, и Генри будет зарабатывать на жизнь починкой часов. Соберёт коллекцию диковинных часов в три сотни штук. Потом работу часовщика оставит, но страсть к этому делу сохранить на всю жизнь.
Уже будучи миллиардером, владельцем гигантской промышленной империи, Форд по просьбе знакомых и друзей будет чинить часы, как обычный мастер. Более того, при отсутствии «клиентуры» Форд сам будет обращаться к знакомым, предлагая почистить часы «для профилактики». И всю жизнь не мог удержаться от покупки интересных часов, как только они попадались ему на глаза.
А тогда, в ранней юности, возня с часами научила его обходиться самыми примитивными инструментами и чинить механизмы, опираясь не столько на теоретические познания, сколько на интуицию. Для изобретателя – неоценимое качество.
17. Локомобиль
В 1875 году в жизни Генри произошло событие, перевернувшее его жизнь и во многом определившее его судьбу. Генри поехал с отцом в Детройт. И километрах в восьми от города впервые в жизни увидел локомобиль. Эта монструозная тяжеленная машина с паровым двигателем перемещалась сама. Её предназначением было приведение в действие молотилок и циркулярных пил. Но вал парового двигателя можно было соединить цепью с задней осью, превратив локомобиль в самоходное шасси.
Этот локомобиль марки «Никольс-Шеппард» был произведен в Бэтл-Крике. Генри разузнал это у машиниста. Пропуская лошадей Форда, машинист застопорил двигатель. И мальчишка, воспользовавшись моментом, разговорился с этим чумазым парнем, который с радостью выложил Генри подробности устройства. Мол, паровая машина выдает двести оборотов в минуту. И с колесами соединена цепью, которую можно отсоединить в любой момент без остановки парового двигателя – через фрикционную муфту, действовавшую вроде автомобильного сцепления (которое ещё не было изобретено).
Лошади Уильяма Форда и локомобиль благополучно разъехались. Генри побывал в Детройте и получил в подарок свои первые часы. Но с тех пор самодвижущаяся «телега» не шла у него из головы. В конце концов, по признанию самого Форда, этот локомобиль и привёл к постройке первой моторной тележки Генри.
18. Его «университеты»
Генри Форд не получил высшего образования. Он и среднего-то образования не получил. Вся его школа – восьмилетка в Дирборне, где был всего один лишь для всех возрастов класс и один учитель. Когда наступала пора работать в поле, учитель Миллер закрывал школу и открывал лишь после окончания уборки урожая или сева. При этом сам преподаватель был не шибко грамотен. Он обучал детей счёту, письму и самым основным житейским мудростям. Полноценным образованием назвать это было нельзя.
Удивительно, но сам Форд считал, что образован вполне достаточно, чтобы разбираться решительно во всём. Своё невежество он компенсировал интуицией. И ошибался лишь в том, что… с подозрением относился к университетам и институтам. Если перед Фордом стоял выбор между дипломированным специалистом и техником-практиком, он выбирал практика. При этом ссылался на то, что и великий Эдисон (а Форд его боготворил) институтов не заканчивал. И предлагал «умникам с дипломами» повторить то, что сделал сам Генри – хотя бы в минимальной степени.
Однажды журналисты Детройта решили поставить Генри на место. И предложили ему написать статью для популярного журнала – разумеется, об автомобилях. А потом опубликовали эту статью так, как она была написана, с огромным количеством нелепых грамматических ошибок. В это трудно поверить, но в противостоянии с журналистами выиграл Форд. После его статьи личность Генри стала ещё популярней. Обыватели увидели в нём простого человека – пусть не очень образованного, но безумно талантливого.
19. Свой путь
Закончив восемь классов школы, Генри решил – с него хватит. И в один прекрасный день, собрав в узелок свои инструменты и нехитрый скарб, никому ничего не сказав, он отправился в Детройт – устраивать свою судьбу.
Найти работу безусому юнцу в большом малознакомом городе – дело почти невероятное. Но Генри повезло – первая же контора, в которую он зашёл, оказалась механической мастерской Драйдока. Когда хозяин спросил, что юноша умеет делать, Форд ответил – чинить часы. Драйдок тут же вручил ему варварски разваленные карманные часы. И Генри в буквальном смысле на коленке их починил. И был принят на работу учеником механика. В его обязанности входила починка старых вагонов детройтской конки. В неделю он зарабатывал по два с половиной доллара и был бы вполне счастлив, если бы… ему ни приходилось платить хозяйке квартиры на доллар больше. Чтобы свести концы с концами Генри устроился на ночную работу к местному ювелиру, взяв на себя починку часов. Ювелир платил ему с выработки. Иногда заработок Генри достигал полудоллара в день, что было уже почти «богатством».
В своём мастерстве часовщика он достиг такого уровня, что мог уже сам изготовлять часы. И обязательно занялся бы этим, рассчитывая продавать свои часы по 30 центов за штуку. Но этому не суждено было сбыться. Его снова поманили локомобили…
От ювелира и мистера Драйдока Генри ушёл не просто так. Он сконструировал уникальные часы, которые показывали местное время и на отдельном маленьком циферблате – время, установленное железнодорожной компанией (в те годы железная дорога жила по собственным часам, совпадающим с географическим поясным временем). Этими часами Форд гордился.
20. Свой парень в «Вестингаузе»
Случайно Генри узнал, что в Детройте работает представительство компании «Вестингауз», которое собирает, продаёт и ремонтирует собственные локомобили. Форд обратился в эту контору и довольно быстро уломал мастера принять его на работу в качестве «эксперта». И это не шутка – восемнадцатилетний юноша разбирался в технике ничуть не хуже опытного специалиста. К тому времени он потихоньку конструировал собственный паровой двигатель, ещё толком не зная, к чему он его приспособит. Но в паровых машинах разбирался уже блестяще.
Локомобили «Вестингауз» очень нравились Генри. Они были похожи на машины «Никольс-Шеппард» с тем отличием, что машина и котёл располагались не друг над другом, а последовательно – в носу локомобиля машина, в средней части паровой котёл, на корме место машиниста. И в движение локомобиль приводился не цепью, а ремнём. К валу локомобиля можно было присоединить любой сельскохозяйственный механизм. А если нужно было переехать с места на место, ремень перебрасывался на шкив ведущей пары колёс, и локомобиль превращался в паровой трактор. Скорость движения была небольшой – до 12 миль в час (не так уж и мало, кстати). Но на первом месте была вовсе не скорость, а мобильность, способность переехать с места на место.
Возня с локомобилями навела Форда на мысль о небольшом, легком и дешёвом тракторе для фермеров. Локомобиль стоил очень дорого. И был по карману только людям состоятельным. Семейство Фордов относилось к среднему классу. И позволить себе такую машину оно вряд ли смогло бы… Вот если бы трактор…
21. Паровая тележка
Человек не очень образованный, Генри тем не менее старался быть в курсе всех новинок и при случае покупал популярные журналы, в которых описывались технические новшества. В те годы очень много писали о самодвижущихся экипажах, приводимых в движение паровыми машинами. Проблема заключалась в том, что легкие машины были очень ненадёжны – паровые цилиндры и котлы требовали усиления прочности, иначе они попросту взрывались. Усиление конструкции – увеличение веса машины. Увеличение веса машины – увеличение массы всей конструкции. И в результате получался… неповоротливый, тяжеленный, тихоходный локомобиль. И вместо реального самодвижущегося экипажа одни журнальные публикации под рубрикой «наука и техника завтрашнего дня».
Года два Генри бился над конструкцией своей паровой тележки, пытаясь решить неразрешимую задачу. Поначалу он хотел соорудить паровой велосипед. Но паровая машина получалась такой ненадёжной, что за практическую реализацию можно было и не браться. Тележка выглядела уже убедительней. Четырёхколёсная конструкция, в которой можно использовать, скажем, колёса от велосипеда. Простое рулевое управление, опять же, больше похожее на велосипедное, чем локомобильное – в локомобиле поворачивалась сразу вся ось – вокруг центрального вертикального стержня.
Тележку Генри построил. Испытал в движении. И пришёл к выводу, что… конструкция никуда не годится. Трактор, фермеру нужен трактор. А в качестве средства передвижения паровая тележка не годится. Кому понравится сидеть на паровом котле?.. Да и по каким дорогам могла бы ездить эта паровая тележка?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги