banner banner banner
Тотальность контроля. Как наука объясняет наши действия
Тотальность контроля. Как наука объясняет наши действия
Оценить:
 Рейтинг: 0

Тотальность контроля. Как наука объясняет наши действия


Стоит также отметить, что человеку вовсе не обязательно понимать в чём заключается причина, в чём заключается раздражающий фактор (в особенности мы это можем видеть в повседневных действиях), который сподвиг его действовать. Если человек идёт по улице и уже на рефлекторном уровне приветствует своего знакомого не обдумывая в голове, что он видит знакомого и что в его обществе принято здороваться со знакомыми и прочие рассуждения, то его бессознательность действия не означает, что оно «висит в воздухе» в отрыве от общего социально взаимодействия в пространстве (люди находятся друг напротив друга) и во времени (человек в детстве приобрел привычку здороваться).

Инициализирующее событие также может быть двух видов. Первый вид таковых событий – это побуждающие. Человек шёл по улице и увидел другого человека, который является ему близким другом. он начинает ускорять шаг, подходит к нему и жмет ему крепко руку. Тот факт, что он увидел своего друга побудил его к тому, чтобы он подошел с ним поздоровался. Он мог вполне бы и не подходить к нему, а сказать «привет» на расстоянии или вовсе промолчать. В данном случае человек, в результате определённых действий, был поставлен в ситуацию, когда он мог произвести социальное действие, но также и отказаться от него (к примеру, если бы у него было плохое настроение). Стоит отметить, что в данном случае инициализирующее событие представляет собой достаточно субъективное восприятие индивидом социального контекста (субъективное восприятие будет подробнее рассмотрено ниже, на третьем и четвёртом этапе формирования социального действия). Одно и то же инициализирующее событие два человека могут понимать по-разному, оно может побуждать их к различным действиям. К примеру, если мы идём по улице в приподнятом настроении и вдруг увидели радостного, улыбающегося человека, то мы и сами начинаем невольно улыбаться ему в ответ. Однако если у нас будут абсолютно ужасные, агрессивные чувства, то при виде радующегося человека мы можем проявить агрессивность и злобу к нему, зависть. Однако прояснить эти моменты нам поможет первый этап, а именно социальные условия нашего действия, а также третий этап (будет изложен следующим), наша идентичность, характер, ментальность, роль.

Нельзя не отметить, что существует не только одно определённое, но множество инициализирующих событий. Некоторые из них происходит в моменте, а другие проявляются в человеческой памяти через определённый промежуток времени. Эти обстоятельства особенно важны при уголовном расследовании. Если люди сидели за выпивкой и вдруг один из них резко напал на другого, то это не значит, что инициализирующим событием стал задушевный разговор или совместное принятие алкоголя. Вполне вероятно, что один из собеседников давно планировал это нападение по причине старой обиды. В данном случае именно эта старая обида и являлась инициализирующим действием, которое проявило себя в социальном действии через промежуток времени. В этом случае, если мы хотим понять то, как мы действуем в повседневности или принять наиболее верное решение касаемо того, как нам следует действовать в данный момент, необходимо побыть археологами своей жизни и исследовать, что именно нас побуждает к данному действию, не лучше ли будет проявить пассивность? Но это уже четвертый этап формирования социального действия. Пока обойдёмся вышеизложенным анализом событий, которые побуждают нас к определенному социальному действию.

Второй вид инициализирующего события – это обязывающие. К примеру, вы подписали трудовой контракт и на следующий день обязаны к 9:00 утрам приехать на работу и начать свою трудовую деятельность. Вы можете мечтать о том, чтобы стать независимым предпринимателем и быть обладателем огромного капитала, однако в соответствии с ранее подписанным контрактом вы обязаны будете работать.

Обязывающие предшествующие действия могут проявляться не только в официально изложенных нормативных актах, но также и в виде социальных фактов. Простой выходец из рабочей семьи сегодня не может сразу же создать своё предприятие и нанять рабочих. Хочет он того или нет ему придётся получать определенные деньги путём затраты своей рабочей силы, потому что он обладает базовыми биологическими потребностями. Люди могут быть неудовлетворены тем количеством и качеством результатов, которые они могут получить в результате данного социального действия, однако действуют именно так, по той причине, что существует объективная необходимость или объективное принуждение человека к данному социальному действию. В таком случае действия еловека не являются волевым выбором, а также не являются действиями на основе ценностно-нормативной системы.

Резюмируя можно сказать, что инициализирующее событие выступает для нас раздражителем, побудителем ответных действий. Однако оно происходит, разворачивается и побуждает в рамках определённых социальных условий. Но в данном случае важны не только социальные условия, в рамках которых мы встретили инициализирующее событие, но также и субъективное восприятие того, к чему оно может побуждать. В свою очередь, с объективной точки зрения, оно всё же устанавливает наиболее вероятные социальные действия. Самое главное, что нужно понять на данном этапе формирования наших действий, мы не действуем абсолютно свободно и импульсно. За каждым действием можно разглядеть ещё множество различных поступков других людей и массу социальных связей, которые поспособствовали тому, чтобы мы поступили именно так, а не иначе. Когда вы в следующий раз решитесь действовать определённым образом подумайте, кто или что вас заставляют действовать. Стоит ли постоянно идти за раздражителем?

Этап влияния социальных фактов

После произошедшего события, которое побудило вас к действию, но перед сознательной рефлексией того, как вам следует действовать, существует этап бессознательного ответа на реакции. К нему мы можем отнести такие характеристики, как социальный характер личности, социальная группа, в которой вы состоите, личный субъективный опыт, социальная позиция и роль, занимаемая вами. Всю совокупность данных характеристиках мы называем социальными фактами. Это означает, что они не зависят от индивида в данной конкретной ситуации. Они сформировались в процессе социальных взаимодействий, в процессе вашего членства в обществе. Вместе они создают вашу идентичность и ваши бессознательные шаблоны поведения в повседневной жизни.

Как мы уже разобрались ранее, человек существует в определённом обществе, к социальному действию его побуждают определённый причины-раздражители. Наличие причины и ценностно-нормативных ориентаций общества ещё не является достаточным для того, чтобы индивид начал действовать. Необходима также сама созидательная деятельность человека. Однако данная деятельность в которую входит осознание и создание плана своего действия, как мы уже указали ранее, не появляется спонтанно. В своих повседневных действиях мы уже имеем определённые знания, о существовании которых можем даже не знать.

Человек, который вырос в полной благополучной семье, получил среднее и высшее образование, является примерным семьянином и работником, будет существенно отличаться от того человека, который вырос в трущобах на окраине небольшого города бедной страны, с 8 лет начал работать, для того, чтобы накормить своих братьев и сестёр. Такое различие в действиях происходит по той причине, что они росли в различных условиях и принадлежали к различным группам населения. Первый человек принадлежит к среднему классу современного европейского общества, в то время как второй человек, выросший в трущобах, принадлежит к низшему классу отсталый страны. Первый человек, как свидетельствует последние данные, которые изучают средний класс в Европе, достаточно свободолюбив, терпим к чужому мнению, предпочитая действовать на основе своих личных предпочтений, а не традиции и обычаев. В то же время, человек из отсталых слоёв общества, отчуждённых от нормальной развитой социальной жизни, будет следовать в большинстве случаев традициям и обычным, с которыми он мог ознакомиться ранее. Его будет пугать новый опыт и он будет предпочитать находиться в тех условиях, в которых жил до сих пор. Этот пример показывает, что в зависимости от вашего положения в структуре социальной системы, вы будете по-разному реагировать на стимулы, иметь различную мотивацию, различаться в своем мировоззрении.

Можно привести и менее радикальный пример. Люди живущие в одном и том же обществе, то есть схожие в своих социальных условиях и действующие в одном и том же социальном поле, однако принадлежащие к различным социальным классам. предположим один из них будет являться членом высшего высшего класса (следуя типологии, представленной Л. Уорнером в знаменитом социологическом исследовании Янки-сити), другой – среднего низшего класса. В случае покупки подарка для одного и того же человека, первый будет руководствоваться наиболее высокой стоимостью, следуя теории праздного класса Т. Веблена. Второй же человек, который является членом среднего низшего класса (к примеру, это может быть работник квалифицированного физического труда), будет обращать внимание на то, чтобы подарок нравился имениннику, обладал практической пользой и его ценник не был заоблачно высок.

Как видно из представленных выше двух примеров, на действие человека влияет его принадлежность к определённой социальной группе, в наших случаях это было принадлежность к определенному социальному классу. Каждая социальная группа обладает своим экономическим капиталом, культурными нормами, ценностями и ориентациями. Макс Вебер называл это ментальностью социальных слоёв. Каждая группа обладает принятыми в ней определёнными ориентациями своих действий. К примеру, класс рабочих ориентирован на то, чтобы те предметы, которые покупают люди были качественными настолько, насколько это возможно в рамках невысокой цены, выполняли практическую сущность, имели бы возможность многократного использования в повседневной жизни. Как мы видим, социальная группа обладает неким своим, свойственным членам группы, пониманием реальности и выставляет свои требования к предметам. Эрих Фромм объясняет это явление по той причине, что каждая группа обладает своим социальным характером, который она транслирует на своих членов. Социальный характер представляет собой совокупный опыт и переживания, которые приобрели члены данной социальной группы в процессе их жизнедеятельности и существования. В свою очередь, под действием данного социального опыта у них формируется общее понимание действительности, того как им действовать наиболее благоприятно, для того чтобы существовать и удовлетворять свои потребности. Хотя в большинстве случаев доходит даже до того, что каждая социальная группа обладает своим пониманием того, что такое потребность и что такое интерес.

Как видно, концепция социального характера очень близка с понятием габитуса у Бурдье и понятием коллективного сознания у Эмиля Дюркгейма. Выражаясь более ясно, социальный характер – это совокупность черт характера, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы, в результате общих переживаний и образа жизни. Социальный характер складывается у человека путём его социализации в обществе. Определённая группа, среди которой он растёт, оказывает на него наибольшее влияние, транслирует ему свои ценности и нормы, облегчает ему ориентацию в социальной жизни общества. В результате, когда формируется личность отдельного субъекта, он уже воспринимает социальный мир через призму конкретной социальной группы, в которой он рос. Таким образом, когда человек начнёт принимать решение касаемо того, какое социальное действие ему произвести, он будет исходить из своих личных характеристик, которые являются ничем иным, как частью социального характера, свойственного всем членам группы.

Если задаваться вопросом, откуда появляется этот социальный характер, то он формируется в определённых социальных условиях и вторичен от социальных явлений. То есть, в процессе того как группа людей взаимодействует внутри себя (т.е. при ее динамике) и с другими группами, вступает с ними во взаимоотношения, формируются её культурный, экономический, социальный капитал. Последние в свою очередь и составляют одну из характерных черт социального характера группы. К примеру, группа рабочих. Она обладает невысоким экономическим капиталом, в соответствии с этим она будет ценить практичность, качество, долговечность и бережливость. Рабочие также зачастую отстранены от хорошего и качественного образования. В результате этого у них будет цениться практические навыки касаемо знаний в конкретных специализациях, а не общая эрудиции или изысканные специфичные знания сомелье. Как правило, рабочие редко взаимодействуют с членами более высоких социальных слоёв, в результате чего они относятся с недоверие к более зажиточным слоям общества.

В своих исследованиях, что из себя представляет авторитарная личность, авторы франкфуртской социологической школы смогли показать влияние социального характера на отдельного человека, а вместе с тем и то, как могут изменяться социальные действия данного человека. Если кратко изложить сочинения Эриха Фромма, то урбанизация, одиночество, сложные социальные образования, манипулирование бессознательным, буржуазная культура, в конечном итоге создают человека толпы, а это приводит к тому, что формируется авторитарная личность. У авторитарной личности часто прослеживается её самоидентификация с авторитетным лидером и ненависть к чужакам.

Как читатели увидят в дальнейшем повествовании, в современном мире это качество социального действия заметно усложнилось для понимания. В результате распространения средств массовых коммуникаций, человек может получать опыт и переживания, а в совокупности социальный характер, от различных социальных групп, к которым изначально не принадлежал. Из данного обстоятельства часто складываются культурный диссонанс, культурный шок, опережающая социализация и пр., что будет рассмотрено особенно подробно в разделе V.

В некоторых случаях социальный характер может выступать в виде инициализирующего события. К примеру, человек делает какое-либо действие в соответствии с тем, как это принято в его социальной группе. В данном случае его предыдущий опыт будут являться инициализирующим событием, в то же время этот опыт является его социальным характером, общим обычаем.

Со схожим пониманием влияния социальных фактов на действия людей выступал Э. Эриксон. Он указывал, что помимо социальных условий действия (которые в его теории выражались в историческом влиянии на социализацию личности), идентичность человека является продуктом межличностного взаимодействия. В следующей главе, когда мы подробнее начнём изучать, что из себя представляет социальное взаимодействие, мы убедимся в этом положении, а в следующем разделе увидим как формируется наша идентичность сегодня. Пока что мы обойдемся только этим утверждением. В процессе нашего взаимодействия, а ведь наши взаимодействия в основном происходят внутри определённого социального круга и внутри определённых социальных групп, формируется наше осознание самих себя. В свою очередь, наша идентичность влияет на то, как мы обычно поступаем в повседневных ситуациях. Если я осознаю себя в качестве мужчины джентльмена, соответствующего всем европейским стандартам, то при входе в здание, я всегда буду пропускать вперёд девушку. Мы видим, что в данном случае наше социальное действие направлено на девушку, обусловлено инициирующим событием (мы заходим в здание), а его конкретный характер выражается в рамках нашей идентичностью, социальным характером, приверженностью культуре определённой социальной группе джентльменов.

Следующим важным фактом влияющим на то, каким образом будет проистекать социальное действие является социальная позиция и роль человека в социальной системе. Кто-то из нас является отцом, кто-то является строительным. Кто-то в данный момент является пешеходом, а кто-то водителем. Во всех четырёх случаях люди занимают различные четыре статуса. Социальный статус является одним из элементов социальной системы, это указывает на его объективный характер. В соответствии с этим каждый человек обладающий определённой социальным статусом (позицией в обществе), наделяется своими правами и обязанностями. Если вы занимаете позицию пешехода, то вы не имеете права ходить по шоссе, однако вправе воспользоваться зеброй для перехода дороги. Как видно, социальный статус тесно связан с ценностно-нормативной базой социальной системы. Однако на практике он больше связан с фактическим порядком, который сформировался в процессе повседневного взаимодействия между людьми. Это означает, что в своих действиях люди ориентируются не всегда на то, что принято в законодательных актах или постулируется как общее обязательное, а на то, как обычно поступают в данный ситуации, как принято действовать обладая данным статусом. Вспоминая вышеприведённый пример с джентльменом мы можем сказать, что в данном случае человек имел биологический социальный статус (мужчина) и повёл себя в соответствии с обязанностями, которые группа продиктовала к данному социальному статусу. Вспоминая ещё один пример про различия в ментальности социальных слоёв, мы видим, что различие социальных позиций вызывает различия социального характера, а вместе с тем и транслирует их на действиях человека. Как может заметить читатель, мы постепенно спускаемся от более больших критериев, ко всё более частным их проявлением, которые помогают нам обогатить осмысление социального действия.

Каждый человек, занимающий определённую социальную позицию в обществе, вместе с ней получает и определённые социальные роли. Социальную роль принято трактовать в качестве ожиданий в поведении человека, который занимает тот или иной статус. Зная, какую социальную роль человек выполняет, мы можем предсказать его вероятные социальные действия. Человек занимающий статус профессора обязан будет читать лекции в университете, заниматься научной деятельностью, писать научные труды. Зная, что он занимает роль профессора мы можем сказать, что он должно быть вдумчив в своих действиях, обладает ценностями направленных на передачу культурного наследия студентам и развитие человеческой науки. Зная, что он принадлежит к среднему высшему классу, мы можем предположить, что своих лекциях он будет защищать существующий социальный порядок, как наиболее благоприятный. Зная то, что в настоящее время мы живём в рамках капиталистической формации, мы можем предположить, что он будет приверженцем социальной конкуренции. Таким образом, проанализировав и синтезировав все данные обстоятельства в единый критерий социального действия, мы сможем понять контекст, мотивы, смысл и личное осознание профессором его действий, направленных на нас.

Социальные факты, которые формируются ещё до рождения индивида и существуют после него, влияют на каждого члена общества и, при этом, каждым из членов общества разделяются и поддерживаются. Благодаря ним, мы получаем свою идентичность, благодаря ним мы получаем бессознательные шаблоны того, как нам следует ориентироваться в повседневной деятельности. Многие профессора и не задумывались, что они стараются сделать свои лекции наиболее ясными именно потому, что они занимают определённую социальную роль, им выдвигаются данные социальные ожидания, которые они стремятся выполнить вне зависимости делают они это сознательно или нет.

На данном этапе анализа социального действия мы проанализировали основные социальные факторы, влияющие на поступки человека. В дальнейших этапах человек выступает в качестве творческого субъекта, который может изменять социальную действительность, создавать новое и преобразовывать реальность. Надеюсь читатель не стал нас поспешно обвинять в детерминизме или структурном функционализме при рассмотрении социального действия, так как на данном этапе мы ознакомились лишь с половиной предшествующих критериев его формирования.

Резюмируя всё вышесказанное, социальный характер нашей группы; социальный опыт, который мы получаем в процессе нашего взаимодействия с другими людьми; социальная позиция и роль, которую мы занимаем в обществе; социальные явления при данных условиях общества – наполняют наши социальное действие конкретными смыслами и мотивами, ориентируют нас в пространстве, создают нашу идентичность. Однако они не могут полностью предрешить того, решится ли человека в общем действовать, потому как мы обладаем своим личным сознанием и в процессе нашей социализации и принятии господствующих культурных ценностей, мы можем их сравнивать между собой, синтезировать и вырабатывать новое. В этом открывается творческая сущность личности, которая будет рассмотрена в качестве четвёртого этапа формирующего социальные действия людей.

Этап субъективного осознания

Все группы, все общества, все народы, все культуры, всякая экономика состоят из людей. Именно мы их создаём, мы являемся их носителями. Вместе с тем, люди уже обладают определённой культурой и индивид не может самостоятельно установить рамки экономических действий. Социальная реальность одновременно зависима от нас, проблема заключается в том, что и мы от неё.

Мы уже писали, что для того, чтобы сформировалось наше социальное действие необходимы определенные объективные условия, в которых оно будет происходить. Мы смогли описать механизм, благодаря которому формируются наши социальные действия. На конкретных примерах мы увидели, что на нас, в качестве субъектов действия, влияет множество социальных фактов, устанавливающие границы нашего действия, побуждающие нас к социальным практикам. Однако до сих пор оставался неясным вопрос касаемо того, какова роль субъектов в социальном действии. Когда мы разбирали структуру социального действия Толкотта Парсонса и Пьера Бурдье, мы указывали, что в их теориях самый большой недостаток заключается в том, что неясна роль самих людей в процессе их социальных действий.

Многие учёные из области социальных наук грешат тем, что пытаются исключить человека из его взаимоотношений. К примеру, продолжатель парадигмы структурного функционализма Николас Луман, при рассмотрении устройства социальной системы и коммуникаций в этой системе указывал, что необходимо исключить человека из неё. Однако если мы хотим правильно и всесторонне рассмотреть социальное действие, то исключив человека из его потока, мы не сможем объяснить, как образуется наша производственная деятельность, как появляются и внедряются инновации, какова роль личности в истории, почему мы следуем советам некоторым людей, а других ненавидим. При такой радикализации ситуации мы упускаем творческую практику людей, которая не раз в истории показывала, что она важна. Безусловно, каждый человек действует в определённых социальных условиях и взаимодействует с другими людьми, которые выступают по отношению к нему в качестве внешних авторов. Однако всегда имеется определённое поле альтернативных выборов, всегда имеется определённая степень сознательности или бессознательности наших действий.

Вспомним 1789 год. Ситуация во Французской Империи была ужасна. Большинство населения находилось в угнетенном состоянии, а властвующая элита не обращала на них никакого внимания. Накапливающиеся на протяжении многих веков противоречия французского общества в конечном итоге привели к высокой напряженности внутри государства. Большая часть населения и новое третье сословие в лице предпринимателей и банкиров не могло удовлетвориться эгоистической политикой наследствующей кучки элит, которая на протяжении десятилетий вела страну к упадку. Как видно на примере Великой французской революции, перед тем как народ проявил свою творческую сущность в виде революционных преобразований, существовали определённые социальные условия. Однако само их существование ещё не обеспечивает того, что Французская Революция обязательно произошла в этот год и в той форме, которую она приобрела в дальнейшем. В этом случае остаётся поле субъективного творчества массы. К примеру, вполне существовала вероятность того, что крестьяне бы поддержали императора в силу своих многовековых традиций. В этом случае третье сословие не смогло бы получить поддержку для революционных преобразований (к примеру, если бы императорский двор обладал теми средствами пропаганды, что мы видим сегодня) и Франция погрязла бы в еще большем кризисе. Отрицаем ли мы необходимость и историческую причинность Великой французской революции? Нет. Но мы отрицаем её метафизическую трактовку в качестве того, что план действий и исход этой революции были предопределены заранее.

Любой профессиональный историк скажет вам, что исторические процессы имеют свои закономерности и тенденции. Однако они происходят не только под действием этих естественных закономерностей, но и путём созидательной деятельности действующей массы людей. К примеру, если исходить из марксистской трактовки французской революции, которая сильно распространилась в последнее время, то Великая французская революция является очевидным следствием развития капиталистической формации. Безусловно мы не можем это отрицать, потому как видно, что после данной революции, буржуазия смогла нарастить темп своего развития. Однако конкретные действия, которые предпринимались аристократией в лице буржуа нельзя определить исключительно историческими закономерностями. Однако можно понять логику их решений. Для примера, не во всех капиталистических государствах существовала судейская аристократия, которая сложилась во Франции, с возможностью опротестовать любое решение правительства. Кроме того, как указывают историки Дмитрий Бовыкин и Александр Чудинов, на пути Франции к её революции было множество решений различных личностей и органов, которые ускорили её приближение.

Из приведённого выше примера можно сделать вывод, что социальные действия следуют логике развития в рамках данных им социальных условий и социальных характеристик окружения субъекта. Однако сам субъект может отказаться от выполнения социального действия, поступить рационально или иррационально, действовать в соответствии с нормами или стремиться изменить их.

Чаще всего, в повседневной жизни мы не пытаемся осознать и просчитать последствия наших действий. Мы действуем так, как действуем обычно, по привычке. То есть, наши действия не являются рефлексивными. Мы имеем определённые шаблоны поведения, которые повторяли из раза в раз со времён нашей социализации в обществе, и поэтому они считаются для нас наиболее адекватными и универсальными действиями. Поэтому, когда мы тянем руку другому человеку, для того чтобы поздороваться, мы не раздумываем долго о том, почему я это делаю, как на это влияет социальная система и структура и т. д. Мы уже заранее разделяем общее положение и ожидания в наших действиях. В таком случае мы действуем нерефлексивно истинно. Мы решаем пожать руку другому человеку, не потому что считаем это правильным или ложным, а просто по той причине, что так делают все, так делать принято, я так всегда делал. Такие действия мы будем называть «нерефлексивными».

Неефлексивные действия мы можем сравнить со стремлением соответствовать самим себе в нашей повседневности. Те шаблоны действия, о которых мы не задумываемся и не подвергаем сомнению, являются частью нашей личности, упрощают наше существование в социальной жизни, помогают нам ориентироваться в пространстве. Если человек действует шаблон, по привычке, это не означает, что он не имеет своего мнения или у него нет своей личности. Наоборот, это означает, что он является членом общества, прошедшим этап социализации и сформированным с определёнными ценностями и нормами. Момент, когда необходимо предпринимать какое-либо социальное действие, то есть когда инициализирующее событие является обязывающим, мы поступаем чаще всего так, как поступали обычно, основываясь на своём опыте, социальном характер, социальной группе. Многие социальные психологи, к примеру Д. Майерс в своем учебники по социальной психологии, указывает, что если за действиями человека наблюдает группа лиц, то он начинает контролировать эти действия то есть рефлексировать их. В этом случае обычный поток его жизни замедляется, ему необходимо задумываться над каждым его движением, что уменьшает эффективность его конечных действий и результатов. Для нас нормально и привычно действовать бессознательно на основе наших внутренних шаблонов. Однако ещё более сложный вопрос перед нами открывается, когда мы начинаем изучать, откуда берутся эти шаблоны. Вырабатывает ли их человек в процессе своей социальной практики или он получает их от других людей? Может ли кто-либо навязывать ему шаблоны поведения или он волен выбирать, что сделать привычкой, а что отвергнуть? В дальнейших разделах читатель увидит, что не всегда мы являемся продуктом своих же действий. В современном мире роль других людей, социального окружения и даже тех людей, с которыми мы не знакомы и которых мы вовсе не, существенно возросла, в процессе идентификации человека как личности, в процессе принятия им решений (кратко говоря в его жизни).

Нужно сделать маленькое замечание, что когда мы говорим нерефлексивное действие, это не значит, что человек действует в соответствии со своими инстинктами. Мышление продолжает существовать и тогда, когда человек не осознаёт его существование. Если человек верит в Бога, это не значит что Бог есть. Точно так же, если человек не верит в Бога это не значит, что Бога нет. Объективный процесс человеческого мышления может протекать бессознательно, как мы видим на основе нерефлексивных действий. Это одна из особенностей, которая отделяет нас от животного мира. Мы можем анализировать наше бессознательное, изучать его, при этом руководствуясь этим бессознательным в повседневной жизни. Прошлые поколения людей выработали для нас наиболее жизнеспособные и рациональные способы, схемы и средства нашей жизнедеятельности, которыми мы пользуемся в повседневно. И этот процесс социального наследования не означает, что мы действуем в соответствии с инстинктом этого социального наследия. Это сугубо социальный процесс становления личности и формирование её в рамках социального действия.

Данные примеры, которые мы привели при изучении нерефлексивного действия относится к нерефлексивным истинным действием. Такие действия упрощают для нас ориентацию в социальном пространстве, дают нам готовые и адекватные схемы поведения повседневности или экстремальных ситуациях. В свою очередь, существует также не рефлексивные ложные действия. В этом случае человек не может осознать природу своего действия, свои мотивы и интересы, инициализирующие события. В результате, его социальное действие нарушает установленный порядок взаимодействия отношений между людьми, угрожая существованию единой групповой солидарности. Таких людей ограничивают в общении, на них налагаются социальные санкции в виде ограничений в своих решениях, изоляции и прочие попытки, в первую очередь, оградить его от социальных действий.

Если нерефлексивно истинные действия облегчают для нас жизнь и поддерживают социальную систему в стабильности, то нерефлексивно ложные действия, наоборот, ставят эту социальную систему под сомнение. Однако не нужно думать, что нерефлексивно ложные действия являются революционными действиями или действиями в процессе конфликта. Революционные действия в процессе конфликта являются рефлексивными, то есть сознательными поступками людей по преобразованию социальной жизни. К нерефлексивно ложным действиям мы можем отнести поведение человека, когда он попадает в толпу и не может адекватно оценить ситуацию, начинает вести себя девиантно. В толпе присутствуют нормы, свои механизмы контроля за членами толпы, однако индивидуальный человек не может осознать их существование и просто подвергается их влиянию, перенимает схемы действия и начинает подражать этой толпе (более того, нормы толпы, как правило, противоречат нормам социальной системы, т.е. целого общества), нарушает порядок, грабит магазины, и избивает людей, идёт на противоправные действия. Конечно, среди толпы могут быть люди, которые сознательно раздают оружие, пытаются предать действиям других людей определенную тенденцию к насилию и так далее. В этом случае мы с вами встречаемся с рефлексивно истинными действиями (потому что данные действия соответствуют целям и задачам организованным революционерам).

Рефлексивно истинные действия, это поступки людей, которые осознаются ими, помогают им действовать сознательно и с полным пониманием того, как устроена окружающая их социальная реальность. Обратимся к истории из жизни. Отец хочет научить своего ребёнка новому иностранному языку. Он понимает, что для детей существуют свои, наиболее благоприятные схемы поведения, а также механизмы мотивации ребёнка к обучению. Он анализирует и собирает информацию о том, как повысить мотивацию ребёнка к иностранному языку и заинтересовать его, используя в своих действиях наиболее благоприятные механизмы. Берёт во внимание, что в настоящий момент принято, чтобы ребёнок знал минимум три языка и т. п. Как видно из примера, отец собирает информацию, анализирует её. На основе собранной им информации он будет уже выстраивать план своих действий. Он сориентировался в пространстве и смог выставить свои цели и интересы, путём осознания окружающей реальности и механизмов влияния. В этом случае он путём своих рассуждений смог истинно отобразить действующие социальные условия, инициализирующие события, социальные факты.

Однако возьмём другой пример: дугой отец также хочет научить своего ребенка иностранному языку. Он начинает анализировать информацию, имеющуюся у него данные касаемо того, как сделать это наиболее продуктивно. В процессе своих рассуждений он приходит к выводу, что необходима жёсткая дисциплинировать ребёнка и применять телесные наказания в процессе его обучения. В результате сравнение двух вышеприведенных примеров, люди изучающие педагогику могут утверждать, что отец с более демократичным стилем управления добьется больших успехов в обучении ребенка иностранному языку. В этом случае действия второго отца, который выбрал жестокое обращение с ребёнком в процессе обучения будут являться ложными, отрицательными. Строя цепочку своих рассуждений о том, как устроена социальная реальность и на чём строится действия ребенка, он пришёл к ложным выводам авторитарной личности. Такое действие мы назовём рефлексивно ложным. Человек предпринял попытку понять, как устроены окружающие его социальные факты, однако в процессе своих рассуждений он так и не пришел к объективной истине. Отсутствие чёткого и правильного понимания социальной ситуации снизит результативность его действий, а в некоторых случаях может вовсе сорвать процесс обучения, социального действия может вовсе не случится.

Чаще всего мы проявляем свои рефлексивные способности в том случае, если встречаемся с событием, которые не видели ранее. Попадая в стрессовую ситуацию мы не знаем, какую схему поведения нужно применить нам, приходится проанализировать ситуацию. Человек резко добившийся повышения начинает анализировать то, какую социальную позицию он занял и каковы социальные ожидания предписываются ему. Точно также он анализирует то, на каком предприятии он работает, к чему необходимо стремиться в рамках данной социальной системы, каковы взаимоотношения его предприятия с другими и т. д. Рефлексивные действия, вне зависимости от мотивации человека, стремится он принести пользу в социуму или наоборот вред, в первую очередь, служат для человека шансом повышения результативности его деятельности. Принимая решение о том, что подарить человеку, каким образом предоставить подарок, мы начинаем анализировать нашего объекта (тот, на кого направленно наше действие), общий контекст ситуации, интересы и потребности людей в настоящий момент. Мы пытаемся сделать все идеально.

Касаемо рефлексивных, сознательных действий человека, можно также отметить его стремление к типологизация в момент экстремальных, незнакомых ранее условий действия. Когда человек попадает в незнакомую компанию, он пытается её типологизировать. Этот процесс простыми словами означает потребность вспомнить стереотипы поведения данного объекта, для того чтобы осознать его социальные ожидания и возможные действия. Видя человека, который нападает на других людей, мы расцениваем это в качестве антисоциального, криминального поведения. Мы типологизировали ситуацию и она послужила для нас инициирующим событием для того, чтобы вызвать полицию. Мы видим, что инициализирующее событие нередко является таковым, по той причине, что мы осознаём и его. Если бы мы спешили на работу, мы скорее всего просто быстро прошли мимо этой ситуации. В данных случаях одно и то же событие, сначала послужило основой для социального действия, а потом было просто проигнорировано. Тут также наглядно видна важность наших сознательных действий. Мы начинаем действовать не только потому, что существуют определенные условия, но и потому что мы воспринимаем данные условия и расцениваем их как события, на которые мы должны ответить.

Однако, при оценке того, когда действие рефлексивно, в какой момент оно становится нерефлексивным, мы не должны забывать о социальных фактах, влияющих на наше восприятие реальности. Механизмы социальной регуляции наших действий проявляют себя как в нерефлексивных действиях, так и в рефлексивных. Нередко осознание своих действий является лишь иллюзией, пародией на них. Рефлексия может и не происходить, а лишь казаться и приниматься от других людей.

Обратимся к примеру. Определённый человек, живущий среди зажиточных слоёв общества узнал новость о том, что вышел новый iPhone. Он быстрее собирает вещи и бежит его покупать раньше всех, при этом в его кармане лежит совершенно новый, многофункциональный Samsung. Он может воспринимать свои действия в качестве рефлексивных: он узнал новости о выходе новой модели телефона, осознал, что ему нужен этот телефон и решил его купить. Однако в данном случае мы можем указать, что его осознание потребности в новом телефоне являлось ложным. Собственно это то, что мы называем рефлексивно ложными действиями. Они происходят по той причине, что люди неизбежно попадают под влияние социальных фактов и условий их существования. В данном случае на покупателя нового телефона влияли социальные группы, с которыми он стремится себя идентифицировать. Понимая, что у них принято всегда покупать новую модель одной и той же марки, он будет это делать, несмотря на то, что у него не будет в этом ни потребности, ни интересов. Данное действие мы не можем расценить в качестве рефлексии социальных условий жизни (мол, он понимает, что живёт среди привилегированных слоёв и поэтому должен соответствовать, чтобы являться их членом). Он поступил конформно, считая данную конформность частью своей личности. Интересы его группы он начал принимать за свои интересы, из-за сильного влияния групповой идентичности он не видит, что его действия нерациональны, неэффективны, не приносят ему пользы. Наши обвинения истинны также и по отношению к социальному действию всей группы в целом. Праздный класс стремится покупать наиболее экспансивные, дорогие вещи. Это является не более чем иллюзорным сознанием и ложной рефлексией своих интересов и потребностей. Это иллюзорное сознание продиктовано социальными условиями существования данной социальной группы и необходимостью поддерживать её различия с более низшими классами общества.

Сейчас мы с вами остановимся на конкретном примере, который постараемся разобрать сквозь призму разработанных на данный момент этапов формирования социального действия. Узнав через средства массовой информации о том, что на фабрике планируется забастовка рабочих-марксистов, Человек А, по окончанию рабочего дня, спешно покинул фабрику, при этом рассказав начальству о планирующейся забастовке. Социальными условиями в данном случае будут выступать общий капиталистический климат современной формации, развивающее состояние определённой страны и зарплата данного рабочего будет несколько выше среднестатистической. Люди стремятся к свободной конкуренции, открытию своего дела, пытаются соответствовать рыночным законам. Инициирующим событием в данном случае являлось его знание о том, что некоторые рабочие хотят устроить забастовку против действующего начальства. Однако, под действием социального характера, который выражается в покорности и конформности по отношению к высшим классам, он решается рассказать об имеющейся у него информации начальству, даже если это принесёт вред его коллегам по работе. В особенности, к такому действию подтолкнула информация полученная через СМИ о том, что и другие рабочие могут подвергнуться влиянию социальных санкций, таких как лишение премий, остановка выплаты зарплат и так далее. Проанализировав всю вышесказанную информацию, человек А осознаёт ситуацию в качестве потенциально опасной для него. Он не оценивает вероятность того, что это забастовка может привести к повышению его социального престижа, репутации, экономического капитала. В результате мы можем констатировать, что на действия рабочего повлияла общая социальная ситуация, сложившаяся в обществе на данный момент в виде капиталистической информации, а это даёт большинству населения определённую ценностную ориентацию на личное, индивидуальное счастье за счёт денежного обогащения. Его идентификация с другими рабочими, которые живут по принципу «лучше не высовываться, чтобы не побили». Узнав о забастовке от своих коллег, но при этом имея данные из средств массовой информации он мог бы и не предпринимать никаких действий, однако СМИ повлияли на него, по той причине, что выставили интересы начальство завода, в качестве интересов всего общества, демонизировали группу забастовщиков. В совокупности, эти факторы дали общий тонус того, как рабочий осознал и оценил планирующую ситуацию и решился на отчаянный поступок – сдать своих коллег. Несмотря на то, что это могло расходиться с его личными убеждениями и прошлым социальным опытом, под влиянием социума и господствующих групп в нём, он решил проявить покорное поведение, опасаясь механизмов социального контроля.

Как видно из вышеприведенного примера, наше осознание, наша рефлексия не проистекает всегда в свободной форме наших личных рассуждений. Очень часто, на рефлексию влияют внешние факторы, которые истины для господствующей социальной системы, но ложны для отдельного субъекта действия, то есть для нас. Когда в следующих разделах мы начнём исследовать современный социальный контроль, то как повлияли социальные сети и информационные технологии в целом на наши действия и взаимодействия, мы убедимся, что даже мы сами как личности мало чем можем влиять на самого себя. В процессе дальнейшего изложения читатель сможет ознакомиться с закономерностью касаемо определения, когда повышается рефлективность наших действий, а когда мы, наоборот, начинаем действовать абсолютно комфортно, безличностно, подражать другим.

В данный момент стоит конкретизировать, что мы понимаем под понятием истинное действие. Рефлексивно истинное действие помогает индивиду наиболее благоприятно и продуктивно добиться необходимых для его жизнедеятельности результатов. В свою очередь, его жизнедеятельность должна представляться нам не в виде субъективного понимания «мне это надо», так как наши желания часто врут нам. Жизнедеятельность индивида представляется в виде наиболее благоприятных условий для его существования и развития. Возвращаюсь к примеру приведённому выше, рабочий, который решил выступить против забастовки и добился своей цели, так как начальству удалось разогнать бастующих, не поступал истинно в данный момент. Если бы забастовку была организована, он смог улучшить условия своей жизнедеятельности, в этом случае мы бы назвали его действия истинными. Однако его положение не изменилось, он проявил покорность и изменил свои личные убеждения под влиянием внешних групп. В этом и заключается основное противоречие человеческих действий. Мы – субъекты наших действий. Без нас невозможна никакая трудовая или творческая деятельность. Однако в процессе развития наших общественных отношений, у многих из нас либо отняли нашего субъекта и мы стали действовать так, как нравится другим, либо деформировали нашу субъектность и мы ложно рефлексируем, неправильно ориентируемся, наносим вред своему существованию самостоятельно. Прошу читателя не думать, что это личные философские рассуждения автора. Напротив, данная работа направленна на изучение социальной действительности без примеси личных убеждений и абстрактных концепций. В эмпирическом подтверждение данных выводов читатель может убедиться сам, начав анализировать повседневные действия в своей жизни, так как каждый из нас является социальным субъектом. Для того, что бы было легче понять суть наших утверждений, можно обратить внимание на конкретный факт, подтверждающий данное положение: экологические бедствия в результате техногенных факторов.

В современном мире мы можем наблюдать кризис перепроизводства. Большая масса товаров не успевает реализоваться вовремя. В результате чего, предприниматели уничтожают её. Начиная с Карла Маркса и заканчивая концепциями экономических циклов Кузнеца и Кондратьева, мы можем проследить развитие таких кризисов на регулярной основе. Конкретный пример: положение на рынке жилья в России. В последние годы там ставятся личные рекорды по строительству новостроек. Более 35 миллионов кв. м. новостроенного жилья простаивает по той причине, что у людей нет необходимых сумм для из покупки. В то время как объем аварийного жилья в 2022 году составлял 27,38 млн кв. м. Как видно из этих данных, у людей есть потребность в покупке нового жилья, однако нет необходимого экономического капитала для удовлетворение этих потребностей. В результате, с каждым месяцем, квартиры пустуют и разрушаются, не успев обрести своих владельцев. Это классический пример перепроизводства товаров. Вместе с тем до сих пор остаются многие подрядчики выделяющие на строительство новостроек большое количество денег, покупающих гектары территорий, уничтожающие леса и строящие свои предприятия, дома, фабрики. В результате мы получаем, что у нас остаётся огромная масса нереализованных товаров, которые, не успев найти своих покупателей, становятся непригодными для использования. В тоже время совместно с данной экономической тенденцией мы видим экологические разрушения, не без помощи людей. Спиливание лесов, нарушение экосистемы, промышленные отходы и т. п. В тоже время, производят все эти товары сами рабочие, у которых нет денег купить их. А если у них и достаточно зарплат, для удовлетворения своих нужд, то вместе с производством они уничтожают экосистему общества. Они бы могли этого не делать, потому что сами не заинтересованы в этом. Однако их субъектом, их рабочей силой, обладают предприниматели. Именно они и решают, как будут задействованы возможности рабочих, доходя до того, что труд рабочих оборачивается против них.

Этим небольшим отступлением мы хотели сказать, что если какой-либо человек оценивает свои действия как истинные или как продуктивные, это не означает, что они объективно обладают данными качествами. Не вдаваясь в субъективный идеализм, который исходит из того, что мир строится на субъективном понимании, мы стремимся выяснить и связать между собой, как объективные социальные явления, влияющие на нас, так и субъективное осознание, которым мы обладаем. Мы не ставим под вопрос существование возможности творческих импульсов у человека, однако указываем, что в различные периоды времени эти творческие импульсы могут проявляться с разной частотой и в различном качестве.

Когда мы поднимаем вопрос о возможности нами анализировать наши поступки и данные условия, в рамках которых мы действуем, мы неизбежно подходим к вопросу о существовании свободы выбора человека. Сложность этого вопроса заключается в том, что его пытаются исследовать, как нейробиологи, так и философы, социологи, экономисты, психологи и прочие исследователи человеческого действия. Пытаясь исходить из основ, нейробиологи, к примеру Роберт Сапольски, утверждают, что наши действия продиктованы и определены определённым строением нашего мозга и тех процессов, которые в нём происходят. Люди придерживающиеся такой концепции пытаются объяснить человеческое подчинение, лояльность к демократам или республиканцам и прочие действия людей тем, что за наши поступки отвечают определённые участки мозга. В свою очередь, в этих участках содержится различное количество необходимых гормонов, элементов, ферментов и т. д. В сущности, они в новой оболочке продолжают идеи предложенные ещё в середине XIX века, о том, что преступное, отклоняющееся поведение определяется биологическими характеристиками человека. Х. Шелдон утверждал, что люди с различным строением тела по-разному склонны к отклоняющимся поступкам. Впоследствии, подобные теории были полностью отвергнуты научным сообществом, за их необоснованностью и биологический редукционизмом, то есть попытки свести все социальные действия до биологических процессов. Эмиль Дюркгейм указывал, что социальное можно выяснять только социальным. Поэтому, если мы стремимся выяснить, обладаем ли мы свободой воли, то нам необходимо изучать нашу социальную личность, её формирование, наши социальные действия. Так как рассмотрение концепции свободы воли не является определяющим для данной книги, мы лишь изложим основные взгляды на неё высказанные ранее, взяв на вооружение то, которое будет наиболее реалистично и научно отражать реальное положение дел, соответствовать практике.

Начнём с одной из двух полярных концепций, которую мы решительно отвергаем в данной книге. Её можно обозначить как тотальный детерминизм. Суть данной концепции заключается в том, что воли человека как таковой нет. Он является простым продуктом, предикатом от биологических, физических, социальных условий существования. Одним из основателей данной концепции был Мартин Лютер. Знаменитый немецкий богослов, в честь которого названо учение в протестантизме – лютеранство. Критикуя мнение Эразма Роттердамского в книге «О рабстве воли» («De Servo Arbitrio»), Лютер утверждает, что человек не может обладать никакой свободой воли. Все его действия, без исключений, предопределены Богом и необходимостью. Как он сам пишет, «если нет Божьей благодати, она не способна ни на какое добро».

Другим примером, отрицающим существования свободы воли у человека, является ещё одно течение протестантизма – кальвинизм. Одно из основных его положений говорит о божественном предопределения нашей. судьбы. Макс Вебер, о котором мы уже не раз вспоминали в этой главе, в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» описал, что следуя учению Жана Кальвина, те люди, которые определены Богом на спасение в потустороннем мире, уже на Земле получат множество благ и благословение. В свою очередь, люди обречённые попасть в Ад, будут на протяжении всей жизни испытывать неудачи и проблемы, не смогут достигнуть своих целей. Вместе с тем, кальвинистское учение указывает, что именно в делах проявляется вера. Человек может понять свою дальнейшую судьбу (которая, конечно же, приписана ему Богом заранее) по принципу: «есть положительный результат – Бог благословил меня и это его воля и я буду трудиться за его здравствование; отрицательный результат – Бог привел меня к этому по причине грешности моей души поэтому я должен больше работать». Таким образом у кальвинистов вырабатывается стремление к рационализации, чтобы результаты их действий всегда были положительными. И хотя сами кальвинисты оценивают свои действия, в качестве божественного предопределения, сами их поступки имеют влияние на формирование их личности и изменения социальной ситуации. В частности, Вебер указывал, что именно благодаря кальвинистам развился европейский капитализм в ту форму, в которой мы его знаем.

Ещё одной религиозной концепцией, которая утверждает о божественном предопределении человеческих действий является ислам. С точки зрения ислама, вся судьба человека находится в руках Аллаха и определяется им. В результате мы приходим к тому, что действия человека является предопределёнными Богом и всё происходит по воле Божьей. Если вы резко обогатились и имеете большой успех, то это означает, что Аллах помогает или проверяет вас. Если бы вдруг, ваше действие вызвало отрицательную реакцию, привело к неблагоприятным результатам, это означало бы, что Аллах наказывает вас за ваши грехи. В результате мы получаем, что человеческие действия должны всегда равняться на Аллаха, при этом они определены же им самим.