США. Автомобильный путеводитель
Степан Чижов
© Степан Чижов, 2015
© Mawerick, иллюстрации, 2015
Корректор Анастасия Фейн-Гутман
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Введение
США – одна из самых приятных для автомобильных путешественников стран мира. Национальная сеть автомагистралей включает в себя более 250 000 км дорог, а всего здесь насчитывается около 6,5 млн километров автомобильных трасс (включая грунтовые маршруты). Для сравнения, в России дорог примерно в шесть раз меньше и с приличными шоссе здесь дела обстоят заметно хуже.
Знание того, что ты живёшь в самой большой стране мира, иногда несколько искажает перспективу, и кажется, что во всех других государствах расстояния не столь значительные, как в России. Ты едешь в Европу и за пару ночей пересекаешь её насквозь. А если отправиться из Москвы на восток, то через пару суток от момента старта удастся перевалить лишь только за Урал.
Конечно, сказывается то, что дороги в Европе позволяют двигаться быстрее, более равномерно и с меньшей затратой сил. Если уж это большое шоссе, то не приходится каждые несколько километров замедляться только из-за наполовину исчезнувших населённых пунктов, как это происходит на той же трассе «Россия», связывающей Москву и Питер. Опять же, стиль вождения гораздо менее нервный, а транспортные потоки более однородные и спокойные.
Возможность быстро перемещаться по автомагистралям относится к США в той же мере, что и к странам Западной Европы. Однако, как ни крути, чтобы доехать из Нью-Йорка до Сан-Франциско, надо преодолеть почти 5000 километров (это примерно как от Санкт-Петербурга до ближайших границ Иркутской области). Понятно, что на это придётся потратить несколько ходовых дней. Так надо ли планировать путешествие по этой стране исключительно как автомобильную поездку?
Большие расстояния (особенно если это просто транзит, без интересных и увлекательных остановок) – это траты на бензин, усталость, и, возможно, многие часы скучного преодоления Кукурузного пояса или ещё каких однообразных регионов США. Возможно, стоит задуматься и немного иначе спланировать ваше автомобильное путешествие? Не пытаться проехать весь маршрут непрерывно и не тратить время на долгие переезды, а просто купить билеты на самолёт и сократить скучную часть пути? Тем более, что посмотреть в Штатах есть на что, но интересующие вас места могут быть отделены сотнями и тысячами миль.
Одновременно с этим, вопреки распространённому мнению, что в Северной Америке вообще никуда не добраться на общественном транспорте, многие города могут похвастаться вполне неплохим автобусным сообщением. Куда-то (но далеко не всюду) можно добраться на поездах и электричках. Хотя, конечно, в большинстве случаев, если вы хотите попасть в какие-нибудь национальные парки, «Диснейленд» или просто выбраться за границы населённых пунктов, вам понадобится автомобиль.
Если ещё немного покопаться в статистических данных, можно обнаружить, к примеру, что 90% населения страны живёт не далее, чем в 5 милях (около 8 км) от ближайшего шоссе. Можно предположить, что большая часть созданных человеком достопримечательностей тоже окажется где-то поблизости, хотя в поисках природных красот порой придётся петлять по дорогам местного значения.
Получается, что даже если вы не хотите отправляться в дорожное путешествие по США на много недель, вам всё равно придётся хоть на время сесть за баранку автомобиля. А значит, и без понимания местных писаных и неписаных правил не обойтись. А у них есть свои особенности. Ещё больше усложняет и запутывает ситуацию то, что в США правила дорожного движения регулируются не на федеральном уровне, а в каждом штате отдельно. Да, общая структура будет схожей, однако многие мелочи будут различаться. И из-за некоторых вы вполне можете нарваться на серьёзный штраф или другие неприятности.
Вполне логично перед стартом ознакомиться с заметками блогеров или проштудировать путеводители. Тут, впрочем, тоже может подстерегать ловушка. Стиль вождения туристами воспринимается преимущественно исходя из опыта, полученного в родной стране. Даже если вы много путешествуете и у вас появляется возможность сравнивать, первые ассоциации всё равно будут возникать именно с тем местом, где вы чаще всего оказываетесь за рулём автомобиля.
А значит, надо искать отзывы граждан бывшего СССР, иначе можно прочитать заметки какого-нибудь жителя Норвегии, который жалуется на то, что американцы слишком часто перестраиваются из ряда в ряд, никогда при этом не мигают, да ещё и обгоняют справа. Последнее действительно распространено (потому что не запрещено в большинстве штатов), а вот первые две особенности в большей степени зависят от конкретного региона. Да и с российскими манерами это поведение сравнивать не приходится.
В данной книге внимание будет уделено как общим вопросам организации автомобильного путешествия по США, так и подробному рассказу о местных правилах, привычках и дорожных традициях. В том числе, в сравнении с тем, что может быть привычно и знакомо российскому водителю.
Как читать этот путеводитель?
Данная книга ни в коем случае не предполагает последовательного прочтения всех глав в порядке, указанном в содержании. Некоторые главы, пожалуй, вам могут вообще не пригодиться.
Часть разделов путеводителя стоит прочитать в самом начале и уж точно до того момента, как вы сядете в арендованный автомобиль где-нибудь в прокатной конторе на выезде из аэропорта города Хьюстон. В качестве примера можно привести раздел «Завершение путешествия» – на него стоит обратить внимание заранее, в том числе, для того, чтобы правильно подготовить машину к возврату в офис аренды.
Конечно, некоторые особенности возврата автомобиля в прокат будут рассмотрены при общем обсуждении особенностей аренды, но этой теме уделено особое внимание (и выделен специальный раздел), поскольку это тот самый момент, когда в конце своего отпуска вы можете неожиданно потерять довольно ощутимую сумму на дополнительных сборах и штрафах, если нарушите какие-то правила.
Этот текст – не руководство по сборке шкафа. Лучше заранее просмотреть список разделов и глав и заглянуть на самые важные, по вашему мнению, страницы. Некоторая информация может повторяться в различных разделах: где-то она будет дана в более развёрнутом виде, а в других местах – в сжатом формате.
Удачи при планировании и во время вашего путешествия по США!
Не читайте этот путеводитель, если…
Конечно, эта главка – это, скорее, шутка, комментарий по поводу целевой аудитории, но, как водится, в каждой шутке есть доля шутки =)
Итак, не читайте этот путеводитель, если:
• У вас нет прав, вы ничего не понимаете в правилах дорожного движения и не планируете, к примеру, выполнять роль штурмана;
• У вас нет личного водителя (кто бы ни выполнял эту роль, включая мужа, жену или ребёнка) согласного постоянно сидеть за рулём во время путешествия – кто-то же должен управлять автомобилем, если вы не хотите или не можете;
• Вам не исполнилось 21 года (а в некоторых случаях и 25 лет) – просто не дадут машину в прокат;
• У вас нет загранпаспорта и вы не планируете его получать – это довольно практический путеводитель, он, скорее всего, не поможет вам решить, хотите ли вы ехать в Штаты, он для тех, кто хочет знать, как именно путешествовать по США;
Экзотические варианты я, пожалуй, не буду перечислять.
С другой стороны, кто я такой, чтобы что-то кому-то запрещать? =)
Добавлю ещё одну необходимую оговорку. В разделе про американские правила дорожного движения речь идёт скорее о духе, а не о букве закона. Это будет объясняться ещё не раз, но одной из особенностей американской правовой системы является то, что многие нормы принимаются на уровне штата. То же касается и ПДД – они в каждом регионе свои.
Получается, что говорить об общеамериканских правилах дорожного движения невозможно. Я постарался привести как примеры местных особенностей, так и написать о тех нормах, которые более-менее едины на всей территории США, однако всегда стоит дополнительно уточнить местные законы по тем штатам, в которых вы планируете оказаться.
Благодарности
Спасибо всем тем, кто поддерживал меня во время работы над текстом. В первую очередь, конечно же, я благодарен моей жене, к счастью, разделяющей моё увлечение путешествиями.
Этой книги не было бы (равно как и многих моих путешествий), если бы мой дед, Андрей Чижов, не приучил меня с ранних лет к уважительному отношению к автомобилю и автомобильным правилам, а мой папа, Антон Чижов, не увлёк меня автомобильными путешествиями по США ещё в далёком 1991 году.
Спасибо Климу Матюхову и Игорю Гакову за комментарии к некоторым разделам путеводителя.
Особой благодарности заслуживает Mawerick за более чем сотню потрясающих иллюстраций – этот труд, пожалуй, был не проще, чем работа над текстом.
Большое спасибо моему корректору Анастасии Фейн-Гутман. Настя не только вычистила море ошибок и указала на некоторые упущения, но без её настойчивых напоминаний работа над текстом затянулась бы ещё больше.
Отдельно необходимо отметить и то, что книги в том виде, в котором она получилась, не было бы без поддержки друзей из ресторана «Баракат».
Уютная и размеренная атмосфера ресторана более чем подходит рабочему ритму журналиста и автора книги. Впрочем, тут понравится не только тем, кто решил уединиться на мягком диване в углу зала со своим ноутбуком – «Баракат» предлагает всё необходимое и для шумной компании.
Даже несмотря на то, что региональная привязка ресторана – среднеазиатская кухня – вроде как противоречит теме путеводителя, который вы собираетесь прочитать, вкуснейшие блюда, от простых обжаренных на гриле овощей до замечательных шашлыков из баранины, вполне могли бы настроить меня на то, чтобы уделить гораздо больше внимания разделу путеводителя, посвящённому некоторым особенностям американской кухни.
Планирование путешествия
Путешествие начинается задолго до того, как вы собрали свой чемодан и заказали такси в аэропорт. Планирование – один из самых первых этапов любой поездки.
Успех путешествия зависит в том числе и от того, насколько аккуратно вы просчитали свой маршрут и подготовили смету. О бюджете мы поговорим в следующем разделе, а сейчас речь пойдёт о том планировании, которое необходимо провести ещё до того, как вы оказались в неизведанных землях.
Перечень базовых параметров, влияющих на вашу поездку, не столь велик: это сезонность, доступные для вас даты отпуска, число участников путешествия, то, какими транспортными средствами вы хотели бы воспользоваться, и, в конце концов, список мест, которые вы хотите посетить. Именно об этом мы сейчас и поговорим, однако многие детали будут подробнее раскрыты в последующих главах.
Время года
Существенная часть территории США находится в зонах субтропического и умеренного климата. Для ориентира, сегмент границы с Канадой длиной около 3500 находится примерно на уровне 49 широты, которая проходит также в окрестностях Парижа, а в России – через Ростовскую, Волгоградскую, Еврейскую автономную и Амурскую области, а также через Хабаровский край и остров Сахалин.
Естественно, из средних климатических значений сильно выпадают Аляска и Гавайи, однако даже в довольно холодных континентальных штатах Верхнего Среднего Запада, где температура зимой часто опускается ниже -20 градусов по шкале Цельсия, среднегодовые значения выше московских.
В любом случае, отправляясь в США даже зимой, вы при желании найдёте тёплые места. И наоборот, даже летом остаётся возможность прокатиться на лыжах и сноуборде, к примеру, на одном из горных курортов Орегона. Правило, впрочем, работает и с точностью до наоборот: когда в одних частях страны неплохая погода, в других штатах может быть очень неприятно. Зимой во Флориде совсем не жарко, а в Чикаго – холод, который усугубляется влиянием огромного водоёма и сильнейшими ветрами. Когда в окрестностях Ниагары приятная летняя погода, в Бостоне и Нью-Йорке накатывают волны аномальной жары.
Конечно, необходимо учитывать, что даже в местах, которые заведомо кажутся жаркими, зимой может быть довольно морозно. Должно быть, не очень приятно приехать в пустынную Аризону и обнаружить там снег, а это не такое редкое явление, поскольку климат на территории штата довольно сильно различается в низменных областях и на плоскогорье, куда через всю территорию США доходит холодный воздух с севера, из Канады.
С другой стороны, даже если вы любите тепло, высокие температуры в сочетании с постоянными грозами, характерные для летних месяцев во Флориде, для многих окажутся невероятным испытанием. Это уже не тепло, а удушающая жара, сауна под открытым небом, когда единственное, чего тебе хочется, – это поскорее добежать от кондиционированного помещения, до кондиционированной машины.
Вместе со всем этим следует учитывать и то, что внутренний туризм привлекает большинство американских путешественников. То есть наиболее загруженной инфраструктура будет именно тогда, когда в отпуск отправляются местные жители. За высокий сезон традиционно принимается промежуток между Днём памяти (последний понедельник мая) и Днём труда (первый понедельник сентября), что неудивительно – этот период практически совпадает с летом.
В любом случае, правильно построенный маршрут позволит вам увидеть немало интересного в любой месяц года, практически в любом штате этой североамериканской страны, но стоит проверять прогноз погоды как заранее, так и перед самой поездкой – вполне возможно, некоторые сегменты поездки придется чуть сдвинуть или вовсе заменить.
Сроки поездки
Россиянам повезло с длительностью отпуска. Далеко не во всех странах граждане могут похвастаться четырьмя неделями отдыха от работы (я уж не говорю о преподавательском составе и их двух месяцах летнего отдыха). Это, пожалуй, даёт возможность более основательно подойти к организации путешествия по США. Выше уже упоминалось: чтобы доехать из Нью-Йорка в Сан-Франциско нужно преодолеть около 5000 километров. Если вы планируете осматривать по пути достопримечательности, а не только рулить, можно предположить, что только лишь этот сегмент поездки продлится около десяти дней.
Популярные маршруты вдоль западного и восточного побережья (к примеру, тихоокеанское шоссе в Калифорнии или дороги Новой Англии на Северо-Востоке страны1) существенно короче, но и на них стоит потратить минимум неделю. Это не считая того, что на Нью-Йорк и другие крупные и исторически значимые города и места стоит зарезервировать дополнительное время, а на посещение каждого из тематических парков – Disney Land, Disney World и тому подобных – лучше выделить по нескольку дней.
Уж не говоря о том, что разница в часовых поясах, время перелёта и стоимость билетов в США и обратно не располагают к поездкам на уикенд, причём речь идёт не только о разнице во времени с российскими городами: в самих США шесть часовых поясов – от побережья Атлантики и до Гавайев.
Количество участников
Размер группы влияет на разнообразные особенности путешествия. Есть места, куда большой толпой ехать не очень удобно, а где-то, наоборот, оравой отдыхать гораздо веселее. В числе прочих есть два довольно важных параметра путешествия, на которых сказывается общая численность:
• психологическая совместимость;
• общий бюджет предприятия.
Не секрет, что чем больше людей участвует в путешествии, тем больше вероятность недопонимания и конфликта, особенно, если участники до того не ездили никуда вместе, не оговорили все детали заранее или просто имеют различные предпочтения по маршруту, расходам, классу обслуживания, видам достопримечательностей и развлечений.
Многие из-за этого выбирают путешествия вдвоём-втроём, а кто-то и вовсе ездит в одиночку. Хотя, конечно, у поездок соло есть множество своих особенностей (в том числе и опасностей).
В случае автомобильного путешествия появляется ещё одно ограничение, которое может довольно существенно повлиять на комфортность всей поездки. Зачастую в обычном седане удобно ехать не более чем трём людям. В этом случае двое могут спереди и общаться, а третий пассажир может отдыхать. И наоборот, двое могут занять заднее сидение и оставить водителя на время в одиночестве.
Если вы планируете брать фургон, то количество пассажиров на одно транспортное средство естественно увеличивается, однако для удобства перемещения никогда не следует забивать все сидячие места под завязку. Это допустимо в случае разового трансфера, но не во время длительной многодневной поездки. Есть и более масштабный вариант, также доступный водителям с обычными правами категории B, – дома на колёсах. Он тоже заслуживает внимания (особенно при путешествиях по США), и о нём подробнее будет сказано ниже2.
Отчасти из всего этого следует и второй из перечисленных выше факторов: как только вы набрали полный экипаж одного автомобиля, при добавлении хотя бы одного человека затраты на аренду машины сразу увеличиваются вдвое, а это с учётом всех страховок, дополнительных услуг и затрат на бензин от $50 до $150 в день за самые бюджетные автомобили3.
Возможно, не стоит с первого раза отправляться в путешествие большим караваном. С другой стороны, в большой компании больше шансов, что в случае ЧП вас поддержат и вам помогут. Кроме того, конечно же, лучше, чтобы в каждом автомобиле было больше одного водителя.
Естественно, итоговый выбор зависит от ваших личных предпочтений, возможностей и графика жизни вашей семьи и ваших друзей – вероятных спутников.
Маршрут
Выше уже перечислены важные критерии, влияющие на маршрут путешествия: от погоды и до бюджета, который вы хотите затратить на аренду автомобиля, от удалённости различных частей страны до распределения активных отпускных дней внутриамериканского туризма. Следует упомянуть некоторые другие важные особенности, способные повлиять на итоговый план поездки.
Важным параметром путешествия является выбор кольцевого или линейного маршрута.
В первом случае есть шанс, что вам придётся через некоторые точки проехать дважды, однако вы упрощаете самолётную часть своего маршрута (перелёты в США и обратно, да и перелёты внутри страны). Как вариант – вы можете перелетать из одного города в другой на самолётах, брать машину на несколько дней, объезжать окрестности, выполняя небольшие кольцевые маршруты, и возвращаться в тот же аэропорт, через который вы прибыли в данный регион, для продолжения путешествия.
Второй вариант позволит вам забраться дальше, однако следует учитывать, что в большинстве случаев за возврат машины в другом городе (и другом штате) вам придётся доплатить солидную сумму. Подробнее об этом написано в главе «Возврат в другом городе/штате».
Конечно же, маршрут зависит и от того, какие именно достопримечательности вы хотите увидеть. Выбор мест, которые вы можете посетить, ограничивается только вашей фантазией. В США сложно найти средневековые замки, но можно – интересные исторические сооружения, относящиеся к первым столетиям колонизации континента. Впрочем, и европейские замки здесь тоже можно найти – некоторые были выкуплены местными богатеями в Старом Свете, разобраны и воссозданы на новом месте.
Вы можете отправиться в путешествие, собирая красивейшие природные объекты и виды, объехать пивоварни и винокурни, посетить местные фестивали, ярмарки и парады, исследовать красивые, удивительные и нередко странные объекты и строения, созданные человеком, получить дозу адреналина в многочисленных тематических парках. Под каждый из этих вариантов можно найти отдельный путеводитель или хотя бы раздел в каком-нибудь Lonely Planet.
Разгрузочные дни
Любой походник или активный турист знает: невозможно в ежедневном режиме без остановок двигаться к заданной цели. Иногда надо устраивать длительные привалы, «днёвки», осматривать окрестности и менять ритм путешествия. В поездке на автомобиле это не менее актуально, чем в любом другом приключении. Да что говорить, подобные перерывы устраивают даже велосипедисты, идущие на рекорд кругосветного путешествия, а ведь там каждые сутки и даже каждый час на счету!
Хорошо, допустим, что можно работать без остановки, но надо чётко понимать, что каждые новые сутки приближают вас к кризисной ситуации. Я как-то рулил два дня и ночь подряд с редкими перерывами на перекусы и одним полуторачасовым сном. Я бы не хотел повторять этот опыт.
Распространённое правило гласит, что в череде постоянных переездов следует делать один день практически без вождения каждые трое суток. Или, к примеру, два дня в неделю (ничего не напоминает? Уикенд? Выходные дни?).
Конечно, если у вас более двух водителей на каждый автомобиль, то шофёрская усталость будет чуть меньше, но нельзя забывать, что пассажиры – тоже не роботы, они собирают новые впечатления, да и просто устают от переездов и постоянного неподвижного сидения в машине.
Регулярный отдых и смена режима путешествия необходимы всем участникам, и это становится особенно важным, если в вашем экипаже есть дети или пожилые люди.
Транспортное средство
Выше уже заходила речь о том, что перемещаться по территории США только на автомобиле – это не самоцель. Авиасообщение здесь развито лучше, чем где-либо ещё на земном шаре (хотя европейские дискаунтеры, пожалуй, могут с этим и поспорить). Часто можно найти очень выгодные тарифы на автобусные поездки, а в некоторых случаях можно воспользоваться и поездами. Для того, чтобы ваше путешествие стало наиболее разнообразным и сбалансированным, все эти виды транспорта можно сочетать в различных пропорциях.
Но в данном разделе я хотел бы поговорить о тех транспортных средствах, которые вы можете арендовать, и, с этой точки зрения, выбор тоже довольно велик.
Большая часть рассуждений в этой книге будет базироваться на том, что вы планируете взять в прокате седан или компактный кроссовер. Разница в случае США невелика – и в тех, и в других автомобилях вы будете чувствовать себя достаточно комфортно: дороги тут широкие, а большие машины в США любят даже сильнее, чем в России. Да и расход топлива выйдет примерно одинаковый, поскольку, в соответствии с давними традициями, даже в самые обычные легковушки здесь часто ставят двигатели объёмом в два и более литров.
Мотоцикл
Следует учитывать, что в различных штатах могут действовать местные ограничения по классу мотоцикла, которым вы можете управлять, в зависимости от стажа. В любом случае необходимо иметь с собой международные права с открытой мотоциклетной категорией.
Те, кто мечтал пересечь США на «Харлее», могут обращаться по поводу аренды в EagleRider. На самом деле, у них есть мотоциклы и многих других марок.
Учтите, что тарифы как на саму аренду, так и на страховку довольно высоки. Кроме того, далеко не все пункты проката работают в круглогодичном режиме.
• http://www.eaglerider.com/
Большой внедорожник
Так вот, в США любят большие и мощные машины гораздо сильнее, чем в России. Даже в обычные седаны ставят двухлитровые двигатели, когда европейские аналоги обходятся объёмом 1,3. Так что идея взять внедорожник для своего путешествия может оказаться очень логичной. Особенно, если вы собираетесь выезжать за пределы хайвеев и ездить по жарким южным штатам (кондиционер на максимум!).
Правда, мой личный выбор всё равно падает на паркетники (если я не беру экономичный седан), поскольку платить повышенные ставки за аренду, да ещё и переплачивать за бензин я очень не люблю, тем более, когда речь идёт именно о путешествии, а не о городском использовании автомобиля. Всё-таки если вы планируете маршрут на несколько тысяч километров, то вдвое больший бюджет на горючее может оказаться даже более ощутимым, чем повышенный тариф проката.