banner banner banner
Индира Ганди. Страна, которую я люблю. Маленькие рассказы о большом успехе
Индира Ганди. Страна, которую я люблю. Маленькие рассказы о большом успехе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Индира Ганди. Страна, которую я люблю. Маленькие рассказы о большом успехе

Индира Ганди. Страна, которую я люблю. Маленькие рассказы о большом успехе
Николай Яковлевич Надеждин

Индира Ганди – великая женщина, стоявшая во главе Индии после смерти её отца Джавахарлала Неру. Как ни удивительно, но с Махатмой Ганди у неё родственных связей нет. Она просто его однофамилица. Однако, у этой красивой женщины необыкновенная судьба. Она несколько раз проигрывала выборы, но потом снова поднималась на самые вершины. Совершала ошибки, но только такие, за какие ей сейчас на небесах не стыдно. Она в любом случае что-то делала для своего народа. И народ её именно за это и любит…

Индира Ганди. Страна, которую я люблю

Маленькие рассказы о большом успехе

Николай Яковлевич Надеждин

© Николай Яковлевич Надеждин, 2024

ISBN 978-5-0064-3993-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Николай Надеждин

«Маленькие рассказы о большом успехе»

Индира Ганди

Страна, которую я люблю

2024

Введение

Этот день – 24 мая 1991 года запомнился на всю жизнь. По нашему телевидению показывали церемонию похорон Раджива Ганди. И чувство было такое, что ушёл хорошо знакомый, в полном смысле, наш человек.

А шестью с половиной годами ранее в телевизионных новостях мы видели церемонию прощания с великой матерью Раджива – Индирой Ганди. И ещё тогда не давала покоя мысль – что же они делают? На кого руку подняли? И ощущение беды – причём, не чужой, что нас совсем не удивляло.

Индиру в Советском Союзе любили. С интересом перелистывали журнал «Огонёк» с её фотографиями. Следили за новостями из Индии, словно речь шла о народе близком и братском…

Была, была та дружба, которую сейчас называют фальшивой и придуманной. Вспомните свою молодость (или детство). Вспомните свои чувства, когда мы слышали это дивное имя – Индира… Разве это враньё? Разве не были мы искренними в своих порывах?

А ещё припоминается такой случай. Моему старшему товарищу Виктору Савельевичу обломилась путёвка в Индию. Было это в глухие годы застоя. И путёвки в капстраны давали только проверенным партийцам. Виктор Савельевич был как раз из таких (не идейный, просто взносы платил исправно).

Когда он вернулся, мы стали приставать к нему с расспросами – мол, как там поживает «старушка» Индия. И дядя Витя рассказал, что все витрины в этой стране, все заборы и автобусные тумбы оклеены портретами Индиры Ганди. И что индийцы на эту женщину разве что ни молятся.

А мы в те времена про своих лишь анекдоты травили…

1. Семья Ганди

В многовековой истории Индии было много выдающихся личностей, достойных почётного титула «отца нации». Но в сердцах индийцев это звание несёт один человек – Махатма Ганди. А негласное звание «матери Индии» принадлежит Индире Ганди. И дело здесь, скорее, не в политических заслугах этой необыкновенной женщины, а в её чувствах, в её трагичной судьбе, в её убеждениях. Индира была не просто замечательной матерью, она была великой матерью. И как мать учила свой народ жить достойно, свободно, в гармонии с собой и окружающим миром.

Между тем Ганди – не семья, Ганди – фамилия. Махатма Ганди и Индира не состояли в родстве. Более того, в поныне уважаемой семье Ганди, члены которой в той или иной степени занимаются политикой и занимают государственные посты, нет наследников Махатмы Ганди, но много родственников Индиры и, разумеется, её великого отца – Джавахарлала Неру. Индира и Махатма Ганди – однофамильцы. Они даже не принадлежали к одной общественной группе – Индира по рождению была брахманкой, Махатма принадлежал к варне (клану) вашьев. И это были два разных рода. Свою знаменитую фамилию Индира получила от мужа Фероза Ганди, который в свою очередь тоже не имел никакого отношения к роду Махатмы Ганди.

И всё же удивительно – подобные совпадения в истории наперечёт. Словно фамилия Ганди – это звание, некий символ, отмечающий избранных судьбой на служение своей родине.

2. Джавахарлал Неру

Отец Индиры Ганди – Джавахарлал (в переводе с хинди означает «драгоценный рубин») Неру, первый премьер-министр независимой Индии, один из активнейших деятелей национально-освободительного движения и руководителей партии Индийский национальный конгресс. Имя Неру почитается в современной Индии так же, как и имена Махатмы Ганди и дочери Неру – Индиры.

Джавахарлал Неру родился 14 ноября 1889 года в городе Аллахабад, что находился в «Объединённых провинциях Агры и Ауда» (после обретения Индией независимости в августе 1947 года провинция сменила название на Уттар-Прадеш и обрела статус штата), в семье Мотилала Неру, юриста, известного политика и одного из руководителей Индийского национального конгресса. Эту партию в истории освободительного движения Индии можно с определённой степенью условности назвать «главной». Таким образом, политика в семье Неру была профессией потомственной.

Неру-младший получил великолепное образование. Отец устроил его в дорогую английскую школу в Харроу. А затем Джавахарлал поступил в Кембриджский университет, который закончил в 1912 году, получив диплом юриста. После окончания учёбы Неру-младший вернулся в Индию, обосновался в Аллахабаде и стал работать в адвокатской конторе отца.

В те же годы Джавахарлал стал активистом Индийского национального конгресса, познакомился с учением Ганди и стал горячим сторонником ненасильственных методов политической борьбы за независимость родины от английского владычества. Это стоило Неру свободы – до обретения Индией независимости он провёл в английских тюрьмах около… 10 лет. И выстоял.

3. Отец и мать

После возвращения на родину молодой Неру женился. Его супруга Камала Кауль, первая красавица Индии, стала единомышленницей и верной помощницей Джавахарлала, хотя сама политикой не занималась.

Молодая семья поселилась в доме родителей Неру в Аллахабаде. Построенный на священном месте дом был одним из самых богатых в городе и уж точно самым известным. Сюда приходили все видные политические деятели Индии, мечтой которых было освобождение родины. И всех Камала, сама получившая хорошее воспитание и образование, принимала, как желанных гостей и друзей.

Камала Неру прожила недолгую жизнь – она умерла в возрасте 45 лет в 1936 году. И главной её заслугой перед народом Индии было то, что она всегда находилась рядом с Неру, была его первой помощницей и надёжным тылом. И это не просто слова. С житейской точки зрения Камале Неру можно лишь посочувствовать. Обеспеченная, уважаемая семья и… бесконечные аресты мужа, тюрьмы, перед руководством которых нужно было унижаться, дабы добиться свидания с супругом. Ожидание, одиночество, тревога. И полная поддержка убеждений супруга – на это способна далеко не любая женщина.

Кстати, об убеждениях. Вернувшись в Индию, молодой Джавахарлал по-иному взглянул на свою несчастную родину. Разделённый на касты, социальные группы, кланы народ был ужасно разобщён, безграмотен, нищ. И это один из древнейших народов на планете… И Неру отошёл от религии. Он вдруг осознал, что вера лишь разобщает его народ – в стране шла постоянная война между сторонниками ислама и индуистами. Атеизм мужа разделила и Камала. Неру были не религиозной семьёй, что для Индии начала ХХ века – случай редчайший.

4. Брахманы

Неру происходили из высшей варны индуистского общества – брахманов.

Социальное деление Индии имеет очень сложную структуру, сложившуюся в глубокой древности. Общество делится на касты, внутри которых существует собственное сословное разделение. К высшей касте относятся представители одной из четырёх основных варн – брахманов, кшатриев, вайшьев и шудров. Самой бесправной и самой бедной кастой в Индии являются неприкасаемые, которые находятся внизу этой очень своеобычной социальной лестницы.

Каждой варне предписывались определённые занятия. Выйти за эти рамки было делом немыслимым. Брахманы занимались религией (то есть были жрецами), наукой, политикой, были государственными служащими, общественными деятелями. Кшатрии были воинами, правителями, чиновниками высшего звена. Вайшьи – земледельцами, торговцами, ремесленниками. Шудры – наёмными рабочими и слугами.

К началу ХХ века сословная иерархия Индии несколько ослабла, но всё же была достаточно сильна, чтобы закрыть дорогу в учебные заведения, на государственную и военную службу представителям низших каст. А это основная часть населения – брахманов, представителей высшего сословия, в 30-е годы ХХ века в стране было не более четырёх с половиной процентов (в наши дни их насчитывается от 2 до 5 процентов).

К сведению, Махатма Ганди происходил из варны вайшьев. Его предки занимались торговлей. И по сословным ограничениям Индии Ганди не должен был стать общественным деятелем и одной из главных фигур политической жизни страны.

5. Индира

19 ноября 1917 года в семье Неру появилась дочь, которую назвали Индира Приядаршини. Имя девочки несёт патриотический смысл, Индира в переводе с хинди означает «Страна Луны» (это одно из названий Индии).

Так уж получилось, что само появление Индиры ломало установившиеся индуистские традиции. Она родилась не в доме матери, а в роскошном особняке деда, где жила молодая семья. И тому были свои причины. Понимая, что политическая деятельность сына неизбежно приведёт его в тюремную камеру, Мотилал Неру, по сути, укрыл семью Джавахарлала в своём доме. Более того, во время многолетних сроков заключения, когда Джавахарлал не мог заботиться о семье и обеспечивать ей достойное содержание, заботу о материальном благополучии Камалы и внучки Индиры взял на себя Неру-старший.

Индира Ганди не раз говорила о том, что нормального детства у неё не было. Дело в том, что матушка Камала не только разделяла взгляды мужа, но в его отсутствие старалась жить согласно убеждениям Неру. В богатом доме не было предметов роскоши. Питались Неру очень скромно – подобно обычным жителям Индии, к которым семья Джавахарлала себя и относила. У Индиры не было дорогих игрушек. Её рано стали учить грамоте. И очень рано стали поручать мелкие хозяйственные дела.

Нет, Индира не жаловалась и уж точно не винила в чём-то своих родителей, этого не было никогда. Но она обожала своих внуков (детей старшего сына Раджива) и баловала их так, как мало кто балует. У этих крошек было всё, что бы они только ни пожелали. В том числе и то, чего не было в детстве Индиры.

6. Отчий дом

Дом семейства Неру в Аллахабаде имеет необычную историю. Современные очертания этот двухэтажный особняк со множеством комнат приобрёл при Мотилале Неру. Здесь отец Джавахарлала прожил большую часть жизни. Здесь же поселился со своей семьёй и Неру-младший.

Этот особняк имеет собственное имя – Ананд Бхаван («обитель радости»). В 1917 году здесь появилась на свет Индира Неру и провела в доме деда детство и отроческие годы.

В 1930 году, в не самое благополучное для себя время, Мотилал и Джавахрлал Неру (отец и сын в это время сидели в тюрьме) приняли решение… подарить свой дом индийскому народу. Этот шаг имел символический смысл – Неру публично отказывались от собственности, жертвуя её в пользу движения за независимость страны. Вскоре в Ананд Бхаван был устроен госпиталь.