Пожалуй, лучше всего взгляд думающих психологов на вопрос счастья сформулировал Кирк Шнейдер, редактор «Журнала гуманистической психологии»: «Возможно, что настоящее счастье – это не что-то, к чему ты стремишься, а… побочный продукт хорошо прожитой жизни – и хорошо прожитая жизнь не может быть запрограммирована»39.
Русское счастье
Хотя большей частью мы причисляем себя к европейской культурной традиции (а есть и те, кто обращают свои взгляды в поисках мудрости на Восток), у человека, живущего в России, есть и свой культурный код, прописанный многими поколениями, возможно, незаметный для нас самих. Он влияет на наше восприятие концепции счастья – но как именно?
Первое, что хочется отметить, это то, что слово счастье (происходящее от праславянского *sъčęstьje, где *sъ – «хороший» и *čęstь – «часть») можно интерпретировать по-разному. Современные специалисты трактуют это словоформу как обозначающую «хороший удел», но можно в ней увидеть и нечто другое, со-участие. То есть можно поспорить, что в нашем культурном коде заложено понимание счастья, как чего-то, завязанного на участие других, на связь с другими людьми (почему это важно, я ещё обязательно расскажу).
Второе, это то, что исследователи русского мировоззрения отмечают в нем особенность, называемую бинарными противоположностями, которые выступают как некие крайности любого акта оценки. Более того, можно пойти дальше и сказать, что в культурной традиции России вообще очень мало чего-то «среднего», чего-то умеренного, чего-то относительного. Нет, мы говорим «всё или ничего», «пан или пропал». Поэтому сейчас счастье зачастую трактуется либо как «успешный успех», либо как «состояние эйфории» – что опять же является некими крайностями. А то, что счастье можно находить в полутонах, противоречит всей нашей натуре.
Третье, это то, что значение слова «счастье», если отследить его по толковым словарям за последние полтора-два столетия, трансформировалось. И если в дореволюционной России (согласно словарю Даля), счастье трактовалось как «судьба» или «участь», то в советские времена это слово стало означать «состояние удовлетворенности», «полную удовлетворенность» (Большой академический словарь). Значение, которое для Даля было основным («участь», «доля»), переместилось в этих словарных статьях на последнее место, где оно определено как простонародное. В постсоветский период счастье также трактуется как «чувство и состояние полного удовлетворения», но также и как «успех, удача», а ещё и «везение» («Толковый словарь с включением сведений о происхождении слов» под редакцией Н. Ю. Шведовой).
Четвертое и самое, пожалуй, интересное. Возвращаясь к бинарным противоположностям, мы с легкостью можем дать определение тому, что такое «несчастье» – это беда/неудача, болезнь, страдание. Но с такой же легкостью дать определение счастью мы не можем, хотя если определять его как противоположность «несчастью», то можно было бы сказать, что здоровье, удача и радость существования и делают человека счастливым. Но почему-то не делают. Потому что не может же счастье быть чем-то таким простым и доступным, должно же быть что-то более возвышенное. (И здесь самое время упомянуть про православный след. Что такое счастье в православной традиции? А примерно то же самое, что и в раннехристианской – блаженство единения с Богом, духовное переживание. То самое «возвышенное». ) Счастье в русской традиции – это вообще такая жар-птица, за которой можно бегать всю жизнь, но так и не ухватить за хвост.
И понятно, что на дворе XXI век, последние 30 лет мы строили общество потребления (с его взглядами на счастье), и мем «Россия для грустных» – это только мем. Но точно также как есть родовые травмы, которые передаются не всегда очевидными для нас путями, незаметно для себя мы вырастаем с определенным культурным багажом. Какие-то вещи сидят глубоко на подкорке и влияют на нас. Это ни в коем случае не приговор. Жить в России (или быть из России и жить где-либо еще) и быть счастливым – возможно. Для этого (как я постараюсь показать в следующей главе) вообще не нужно ничего, кроме смены оптики. Но менять оптику проще, когда ты понимаешь, какой культурный код в тебе прописан, и какие там могут быть баги.
Глава 2. Другой взгляд на счастье
Жизнь как чудо
Выше я уже писала, что считаю главным фактором своего персонального ощущения счастья любовь к жизни и некоторую, скажем так, экзальтацию, которую я испытываю от всех многочисленных (я бы даже сказала, бесчисленных) чудес окружающего нас мира. И вы знаете что? Исследования это подтверждают. Расскажу очень коротко.
В 1949 году психолог Дональд Фиск опубликовал работу40, в которой он определил пять основных индивидуальных особенностей. Позже классификация этих особенностей была усовершенствована, и на свет появилась модель Большой пятерки41 (личностных качеств), включающая в себя экстраверсию, доброжелательность, добросовестность (сознательность), нейротизм (чьим противоположным полюсом является эмоциональная стабильность) и открытость опыту. В 2018 году группа ученых подтвердила42, что самыми благополучными (счастливыми) являются люди с высоким уровнем экстраверсии и низким уровнем нейротизма. Более того, эта позитивная корреляция зависела от одного аспекта экстраверсии, а именно, энтузиазма, и от одного аспекта нейротизма, а именно, ухода в себя. Таким образом, если больше открываться миру, и меньше прятаться в свой кокон, шансы быть счастливым возрастают.
При этом я хочу заметить, что энтузиазм, обсуждаемый в этих научных статьях, и энтузиазм от жизни, о котором говорю я, он разный. В упомянутых выше работах под энтузиазмом понимается дружелюбность и общительность. Когда я говорю про свой энтузиазм по отношению к окружающему миру, я имею в виду неподдельный интерес ко всей красоте и сложности окружающих нас природы, космоса и общества. Но, похоже, что это работает и так, и так.
Мне бы очень хотелось, чтобы окружающие меня люди относились к своему существованию так же. Во-первых, потому что классно иметь возможность разделить свое восхищение от того, как сложился условный морозный узор на окне или как предзакатный солнечный свет подсвечивает лица, с кем-то еще. Во-вторых, я искренне верю, что подобное отношение делает наше настоящее не только терпимым, но и по-настоящему приятным.
Когда я говорю о том, чтобы ощущать жизнь, как чудо, я имею в виду множество самых разных вещей, но если это выразить одним предложением, то вот оно: ощущение того, что ты – результат невероятно огромного стечения счастливых обстоятельств, которые свели воедино одну яйцеклетку и один сперматазоид, наградили тебя уникальной ДНК, в которой хранится память обо всех твоих предках, и ты несешься через огромное пустое пространство на планете, где миллионы лет назад по ещё одной счастливой случайности зародилась органическая жизнь и которая является даже не песчинкой, а долей песчинки в масштабах Вселенной. Или, как говорит об этом американский астрофизик и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон:
Я знаю, что молекулы в моем теле можно отследить к процессам, происходившим в космосе. От этого мне хочется останавливать на улице незнакомых людей и говорить им: «Вы СЛЫШАЛИ об этом??…
Поймите, что те самые молекулы, из которых состоит ваше тело, атомы, из которых сконструированы молекулы, можно проследить до горнил, которые когда-то, давным давно, были ядрами огромных звезд, чьи химически богатые внутренности выплескивались во вселенную, обогащая первозданные газовые облака химией жизни. Поэтому все мы связаны друг с другом биологически, с Землей химически, а со всей остальной вселенной на атомарном уровне. Это же круто!.. Дело не в том, что мы лучше вселенной, мы часть вселенной. Мы во вселенной, а вселенная – в нас.
Из этого осознания своей связи со вселенной вытекает еще одна мысль – очень много мыслей, на самом деле, и лучший их источник, с моей точки зрения, это многочисленные лекции и книги британского философа Алана Уоттса. Уоттса считают одним из основных интерпретаторов дзен-буддизма и даоизма для западной аудитории, и он сделал очень многое, чтобы дать жителям западных стран возможность совершенно по-новому взглянуть на свою жизнь и место во вселенной. У него множество восхитительных мыслей и мы ещё вернемся к ним в этой книге, но сейчас я хочу рассказать об одной цитате и связанной с ней историей.
Много лет назад мне попался на глаза небольшой пассаж, который меня очень вдохновил – настолько, что я периодически пересказывала его окружающим, но, к сожалению, не настолько, чтобы сохранить его где-нибудь в закладках. Когда я села переписывать эту книгу, я поняла, что без этих слов не обойтись, и отправилась на просторы интернета (а вернее, обратилась к ChatGPT), чтобы найти точный отрывок по примерному описанию. И надо отдать ИИ должное, спустя пару итераций, цитату он нашел. Но только половину. Я перерыла довольно много лекций, но тоже ничего не нашла. Из чего я могу сделать два вывода – либо половину цитаты я выдумала, либо вся она принадлежит не Алану Уоттсу (и звучит иначе). Тем не менее, цитата отличная (и мой вывод из неё тоже):
Вселенная воспринимает себя через наши глаза. Вселенная слушает свою гармонию через наши уши. Мы – свидетели, с помощью которых вселенная осознает своё величие и своё великолепие.
Именно поэтому мы живем, пока испытываем неподдельный интерес к окружающему нас миру, ведь в этом наша ценность для вселенной. А когда мы теряем этот детский интерес, мы уходим и растворяемся, потому что сделали свое дело.43
Понятно, что нам не дано предугадать, в какой момент закончится наша жизненная программа, и наличие искреннего интереса к окружающему миру – не гарантия долгой жизни. Но мне кажется, что жить с таким интересом просто лучше и приятнее в моменте, не загадывая ничего не будущее. Потому что такое отношение к миру позволяет нам каждый день находить те самые поводы для того, чтобы ощутить чудо, даже в самых незначительных вещах.
Есть еще пара цитат по теме, которыми я хочу поделиться (как и искренней рекомендацией их авторов и конкретных произведений, из которых взяты эти цитаты). Одна из них авторства одного из моих любимейших англоязычных авторов Тома Роббинса:
Любопытство, а в особенности интеллектуальная пытливость – это то, что отличает истинно живых от тех, кто лишь проживает жизнь. Во всяком случае, если речь идет о людях.44
Вторая цитата авторства Роберта Хайнлайна из его опуса «Достаточно времени для любви»:
Младенцы и дети живут в настоящем времени – в «сейчас». Достигнув зрелости, человек предпочитает жить в будущем. В прошлом обитают лишь старцы…
Чтобы прожить долго – тысячу лет, скажем – нужно ощущать себя сразу и ребенком, и взрослым. Думай о будущем, чтобы быть к нему готовым – но без тревоги. И живи так, словно завтра должен умереть, и встречай каждый новый рассвет, словно день творения, и с радостью живи в нем. И не думай о прошлом. А тем более не сожалей о нем. Не жалей.45
Цитата, конечно, из научно-фантастического романа, поэтому я не пытаюсь убедить вас, что подобный подход позволит вам дожить даже до 150, не говоря уже о 1000 лет. Однако мысль о том, что жить нужно в настоящем, кажется мне (и буддизму, например) очень правильной, и мы ещё к ней вернемся.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Гьетрул Джигме Ринпоче – реализованный буддийский мастер и тулку (реинкарнация учителя), получил традиционное буддийское образование, докторскую степень в области сутры и тантры, а также современное светское образование в школе Дарджилинга. Джигме Ринпоче блестяще владеет английским языком и излагает учение в своей уникальной манере: наглядно, остроумно и доступно для восприятия западных учеников. Руководит множеством буддийских центров по всему миру.
2
Эмоциональная гранулярность – способность человека различать, определять и выражать свои эмоции в более точных категориях. Эмоциональная гранулярность позволяет более четко понимать, что вызывает те или иные чувства, лучше контролировать свои эмоции и быстрее адаптироваться к различным ситуациям.
3
Субъективная оценка, не подтвержденная никакими исследованиями.
4
Фильм 1995 года, снятый кинокомпанией СТВ на киностудии Ленфильм. Режиссер – Сергей Сельянов (также выступил в роли автора сценария и продюсера), в одной из главных ролей – Петр Мамонов.
5
Китаяма Ш. и Маркус Х. «Стремление к счастью и осуществление симпатии: культурные паттерны идентичности, социальных связей и благополучия» (2000 г.) https://psycnet.apa.org/record/2000-16279-005
6
Четыре Благородные Истины состоят в следующем: 1. Существует неудовлетворенность/страдание (дуккха). 2. У дуккхи есть причина, которая основана на ложном представлении человека о постоянстве своего «Я». 3. Существует возможность освободиться от дуккхи. 4. Существует путь, который ведет к избавлению от дуккхи (известный как «восьмеричный путь»).
7
Восьмеричный путь: 1. Правильное воззрение (через постижение Четырех Благородных Истин). 2. Правильное намерение (твердо следовать буддийскому пути). 3. Правильная речь (отказ от лжи, глупости и т..д.). 4. Правильное поведение (отказ от убийства, воровства, пьянства, распутства и лжи). 5. Правильный образ жизни (отказ от профессий, причиняющих страдания живым существам). 6. Правильное усилие (самоосознавание, спокойствие, умиротворение). 7. Правильное памятование (с целью достижения непрерывной осознанности). 8. Правильное сосредоточение (глубокая медитация).
8
Об этом, конечно, можно поспорить, потому что к Аристотелю и его концепции «эвдемонии» обращались многие теологи Средних веков, но если в странах Азии дух буддизма и конфуцианства буквально пронизывает всё общество, а их принципы стали частью культурной традиции уже много столетий назад, с Аристотелем такого не произошло.
9
Коран, сура 16 аят 97: «Искренне верующим, совершающим добродеяния в этой, ближней жизни, будь то мужчины или женщины, Мы даруем благодатную, прекрасную жизнь…»
10
Коран, сура 23 аят 102: «У кого же (при расчете перед Аллахом) будут тяжелы весы (благими деяними) – то такие (будут) обретшими счастье (в Вечной жизни)…»
11
Коран, сура 30 аят 38: «Давай же (о, верующий) (своему) родственнику то, что ему по праву, и также давай бедняку и путнику. Это – лучше для тех, которые (своими праведными деяниями) желают (увидеть) лик Аллаха. Такие (будут) обретшими счастье (в этом мире и в Вечной жизни).
12
Псалом 1: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
13
613 зáповедей (ивр. תרי"ג מצוות, тарьяг мицвóт) – перечень основных религиозных предписаний (мицва) в талмудическом иудаизме. Все заповеди этого списка перечислены в Торе. 613 заповедей делят на 2 главные категории: первая содержит 248 заповедей, обязывающих к исполнению определённых вещей, вторая – 365 заповедей, запрещающих определённые действия. Число запрещающих заповедей (365), согласно трактату Макот, – «по числу дней солнечного года», а число обязывающих заповедей (248) – «по числу органов человеческого тела».
14
Хасидизм – религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение в хасидизме придают эмоциональному постижению Бога. Достижение веселия считается фундаментальным принципом религиозной практики.
15
Шамота, Моше-Максим, «В поисках Святой Земли». Из-во «Студия Клик», Иерусалим, 2021.
16
Стоики – представители стоицизма, одной из школ древнегреческой философии. Стоики считали, что развивая в себе определенные добродетели, такие как мудрость, мужество, умеренность и жизнь в согласии с природой, мы можем достичь эвдемонии.
17
Ворстер, В. «Стоики и ранние христиане о блаженстве», эссе из книги «Говоря об Иисусе. Эссе о библейском языке, нарративе госпелов и историческом Иисусе», стр. 111—126. Лейден, Нидерланды: Brill Academic Pub.
18
См. Заповеди блаженства (макаризмы), произнесенные во время Нагорной проповеди.
19
Тарнас, Ричард, «История западного мышления» («Страсти западного ума»), из-во КРОН-ПРЕСС, 1995.
20
«Концепции счастья в стоицизме и христианстве», Дэвид Наугле. https://www3.dbu.edu/naugle/pdf/stoic_christian_views.pdf
21
«Что же, о смертные, стремитесь к внешнему, когда счастье лежит внутри вас?» вопрошает навестившая ученого в тюрьме Философия.
22
Фома Аквинский – итальянский философ и теолог XIII века, канонизированный католической церковью как святой. В 1879 году признан наиболее авторитетным католическим мыслителем,, связавшим христианское вероучение с философией Аристотеля.
23
Вели́кий за́падный раско́л (также Па́пский раско́л, или «Вели́кая схи́зма», или «Великий раскол», или «Западный раскол», или «Западная схизма») – раскол в Римской церкви в 1378—1417 годах, когда сразу два (а с 1409 года – три) претендента объявили себя истинными папами.
24
Учениям уже упоминавшегося Фомы Аквинского следовали доминиканцы, в то время как францисканцы были последователями Бонавентуры, а августинцы – Эгидия Римского.
25
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») – широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII века, направленное на начальном этапе на реформирование католической церкви, а на заключительном – на отделение от неё и образование новой христианской конфессии – протестантизма.
26
Согласно французскому философу Мишелю Фуко, проблематизация означает когда и как определенные вещи (поведение, феномены, процессы) попадают в струю человеческого дискурса, когда они становятся поводом для размышления и обсуждения.
27
Мартин Лютер (1483—1546 гг.) – немецкий христианский богослов, инициатор Реформации. Лютер был рукоположен в католические священники в 1507 г., однако со временем пересмотрел свои взгляды и отверг ряд католических догм, включая выдачу индульгенций и высочайший религиозный авторитет Папы Римского. В 1517 году Лютер обнародовал свои 95 тезисов, что привело к религиозному брожению сначала в Германии, а потом и по всей Европе, и по сути стало отправной точкой Реформации.
28
В написании этого раздела и понимании истории концепции счастья в европейской истории в целом мне очень помогла книга Луки Зевника (Luka Zevnik) «Критический взгляд на исследования в области счастья: Рождение современного счастья» (Critical Perspectives in Happiness Research: The Birth of Modern Happiness).
29
Локк, Дж. Сочинения в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении. (Философское наследие. Т.93). -М.: Мысль, 1985, стр. 116
30
Доклад о мировом счастье 2018 года (World Happiness Report 2018). Глава 6 «Счастье в Латинской Америке имеет социальную основу».
31
Магриб (араб. «закат, запад») – название, данное средневековыми арабскими моряками, географами и историками странам Северной Африки, расположенным к западу от Египта.
32
Черная Африка – название части африканского континента, находящейся к югу от пустыни Сахара. Эта часть Африки населена преимущественно негроидными народами (в отличие от европеоидов Северной Африки), что и послужило основанием для названия.
33
«Уровень счастья, указываемый нигерийцами, является парадоксальным, если рассматривать его с учетом многочисленных факторов, увеличивающих, согласно исследованиям, уровень счастья, особенно в том, что касается экономики». (Агбо АА, Нзеадибе ТСи, Аджаеро СиКей «Счастье в Нигерии: социокультурный анализ», глава из книги «Счастье в разных культурах: история не-западной науки» под редактурой Селин С., Дэйви Г., Берлин, из-во Springer Science and Business Media, 2012.
34
Я ссылаюсь здесь на исследования относительно Нигерии, которая благодаря своему центральному положению и природному богатству и размеру считается королевой Африки, но их авторы и сами склонны проецировать свои выводы на всю Черную Африку.
35
Коммунитаризм – философское течение, считающее, что общины, общество формируют каждого отдельного человека, в отличие от либеральной и либертарианской философий, рассматривающих общины как объединение личностей. В частности, коммунитаристы критикуют либеральное допущение о том, что индивид может рассматриваться абсолютно автономно от общества, в котором он живёт и которым он воспитан.
36
Эгбекпалу П. И. «Социокультурная основа счастья: экзистенциальный африканский подход», глава из книги «Счастье и благополучие: биопсихосоциальные и антропологические аспекты» под редактурой Иртелли Ф. и Габриэлли Ф., 2023.
37
Фрейд, З. «Недовольство культурой», из-во Фолио, 2013 г.
38
Ibid.
39
«Навстречу гуманистической позитивной психологии: почему мы не можем просто договориться?», журнал Psychology Today, ноябрь 2010 г.
40
Фиск, Д. В. (1949). Согласованность факторных структур личностных оценок из разных источников. The Journal of Abnormal and Social Psychology https://psycnet.apa.org/record/1950-01070-001
41
https://www.elaborer.org/cours/psy7124/lectures/John2008.pdf
42
https://jessiesun.me/publication/sun-2018/sun-2018.pdf
43
На самом деле, похоже, что в моей памяти связались воедино две цитаты. Первая часть действительно принадлежит Уоттсу, а вот то, что привиделось мне второй частью, очень напоминает вот этот отрывок из дневников Франца Кафки: «Молодость счастлива, потому что обладает способностью видеть прекрасное. Когда эта способность утрачивается, начинается безнадёжная старость, увядание, несчастье. Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет».
44
Роббинс Т. Вилла «Инкогнито». М.: АСТ, 2006
45
Хайнлайн Р. Достаточно времени для любви, или жизни Лазаруса Лонга. М.: Эксмо, 2002
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги