В. В. Лещинская
Праздники в средней школе
Глава 1
Педагогика праздника
Праздник представляет собой сложное общественно-культурное явление и изучается достаточно широким кругом наук – социологией, психологией, историей, этнографией и пр. Значение праздника для современного человека нельзя недооценивать. Благодаря особой эмоциональной атмосфере праздник примиряет нас с не всегда легкой и безоблачной действительностью, даруя хотя бы на короткое время иллюзию свободы. В жизни ребенка праздник занимает особое место. Хороший или плохой, он в любом случае не проходит для ребенка бесследно.
Основная цель детского праздника – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Но праздник – это не только отдых, организованный досуг, развлечение, а и важное средство учебно-воспитательного процесса. Он содержит богатые возможности для умственного и нравственного развития детей. Праздник дарит ребенку массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличной почвой для детского воображения, способствует развитию творческих способностей. Тематические праздники дают много новой информации и закрепляют знания, полученные школьниками на уроках. Наконец, праздник сплачивает ребят, вносит коррективы в их школьную и досуговую жизнь.
Во времена Советского Союза в нашей стране существовала достаточно разветвленная система досуговой деятельности школьников, начиная c разнообразных кружков и секций и заканчивая пионерской организацией, воспитательное влияние которой не ограничивалось насаждением советской идеологии. В настоящий момент детские досуговые учреждения переживают не лучшие времена. Бесплатные организации закрываются одна за другой, так как не выдерживают столкновения с условиями рыночной экономики; платные же кружки далеко не всем родителям по карману. Нередко дети оказываются предоставленными сами себе. Впрочем, похоже, что средняя школа много делает для того, чтобы у школьников свободного времени оставалось все меньше и меньше, в некоторых "особо удачных" случаях сводя его на нет. В таких условиях праздничные дни в жизни школьного коллектива приобретают особое значение, так как становятся чуть ли не единственным временем организованного и педагогически продуманного досуга.
В школе отмечаются как праздники общегосударственного значения (1 сентября, Новый Год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы), которые приурочены к важным событиям из истории государства, так и специфические праздники, связанные с жизнью конкретной школы или даже конкретного класса. К таким праздникам относятся, например, школьные дни рождения, всевозможные тематические праздники и досуговые мероприятия типа литературных вечеров, математических викторин и пр.
Особняком стоят церковные и народные праздники, связанные с земледельческим календарем. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является светским государством, празднование церковных праздников отдается на откуп семье и не должно навязываться средней школой. Родители сами решают, будут ли они давать своему ребенку религиозное воспитание, и в каком виде это будет происходить. Соответственно, на уровне семьи рассматривается и вопрос о праздновании значимых церковных дат. Тем более, что Россия – мультиконфессиональное государство, и родители-мусульмане вряд ли обрадуются, если их ребенок будет принимать участие в празднике, посвященном, например, Троице или Яблочному Спасу. Что касается аграрных праздников, в основе которых лежат языческие представления наших далеких предков об устройстве мира, то правильнее заменить их так называемыми "сезонными" праздниками, на которых дети отмечают приход очередного времени года или какое-нибудь сезонное событие без всякой религиозной подоплеки. Тем более, что до наших дней аграрные праздники дошли в сильно измененном виде, лишенные сакральной окраски. И этому есть объективные причины: с одной стороны – Октябрьская революция, повлекшая за собой смену ценностей; с другой стороны – "устаревание" народных праздников, чье содержание входит в противоречие с современным образом жизни. Сегодня люди в массе своей не знают, какой глубокий мировоззренческий подтекст содержит тот или иной аграрный праздник, и не понимают большинства традиционных праздничных обрядов.
Праздники в жизни школьников средних классов
Детский праздник должен отражать естественные потребности ребенка, находящегося на определенной ступени психического развития. Какие потребности являются наиболее существенными для детей среднего школьного возраста? Да все те же, что и для младших школьников: потребность в игре, учебе, общении, физической активности и творческом самовыражении. Но школьники среднего возраста проявляют себя более активно и ярко, более смело и энергично, нежели их младшие сотоварищи.
Дети среднего школьного возраста более интеллектуально, эмоционально и физически развиты, способны выносить большие нагрузки, но недостаточно дисциплинированы и организованы. Произвольность внимания у них сформирована не до конца, поэтому чтобы удержать их внимание на высоком уровне, необходимо прибегать к специальным приемам и техникам. Особенно тяжело организовать те виды творческой и игровой активности, которые требует слаженной работы в коллективе, умения приспосабливаться к другим игрокам ради достижения общей цели. Тяжело даются детям среднего школьного возраста коллективные выступления типа массовых танцев или хорового пения. Именно поэтому в активе организатора праздников должны быть командные и коллективные игры, которые бы естественно и ненавязчиво развивали бы в школьниках умение действовать сообща.
Характерной психологической особенностью среднего школьного возраста является стремление стать старше. Ученики 5–8 классов с особым вниманием следят за старшеклассниками, стараются им во всем подражать. Считая себя достаточно взрослыми, они больше не хотят играть в детские игры, от которых получали удовольствие еще вчера. Наибольшей популярностью у детей этого возраста пользуются всевозможные творческие турниры, интеллектуальные викторины, КВНы и, конечно же, спортивные состязания, в которых они демонстрируют свои таланты и возможности, реализуют амбиции и удовлетворяют потребность в соревнованиях. Особенно нравятся ученикам 5–8 классов праздники на открытом воздухе, требующие большой физической активности – спортивные игры типа "Зарницы", а также сюжетные игры с элементами спортивных состязаний.
По душе школьникам средних классов игры и праздники, воспроизводящие известные телепередачи. Когда ребенок участвует в такой игре, ему кажется, что он приобщается к миру взрослых, что не может не тешить его самолюбия. Если же говорить об инсценировках, то школьникам среднего возраста милее "взрослые" сюжеты – приключенческие, фантастические и героические, нередко по мотивам популярных художественных и анимационных фильмов (типа "Пиратов Карибского моря" или "Матрицы"). Но никак не детские сказки! С другой стороны, школьники – подростки охотно откликаются на присутствие сказочных персонажей, особенно если те "ведут себя по-взрослому, а не сюсюкают".
Особое внимание в работе с детьми среднего школьного возраста следует уделять праздникам, в которых принимают участие классы из разных параллелей. На таких мероприятиях школьники среднего возраста не только учатся совместно работать со старшими ребятами. Когда пятиклассник видит, насколько знающ, умен и более развит шести– или семиклассник, это подстегивает его к индивидуальному росту. Желание стать взрослее – мощный стимул к саморазвитию!
Не стоит забывать и о повышенной потребности подростков в юморе и смехе, объясняющей огромную популярность у детей этого возраста всевозможных КВНов, игр-шуток, розыгрышей, сценических юморесок, анекдотов и частушек. Умеренные юмористические нотки не будут лишними даже на таких серьезных мероприятиях, как День защитника Отечества или День Победы. Ведь чрезмерная драматическая составляющая подобных праздников и избыток патетики нередко отпугивают ребят
Праздничные модели
Наиболее подходящими сценарными моделями для детей среднего школьного возраста являются:
1. Праздничные концерты, во время которых дети читают стихи, поют песни, танцуют, показывают небольшие инсценировки, часто шуточного содержания;
2. Сюжетно-игровые программы (со сквозным сюжетом и большим набором игр);
3. КВНы, турниры и тому подобные конкурсно-игровые программы.
Праздничные концерты
Концерт – наиболее удачная форма проведения праздника в том случае, если на подготовительную работу практически нет времени. Кроме того, концертная форма идеально подходит для небольших утренников, посвященных Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. Как правило, такие праздники проводятся в учебное время, поэтому не могут длиться долго. К тому же, в подготовке к празднику принимает участие только половина класса – либо мальчики, либо девочки, что значительно ограничивает возможности организаторов праздничного мероприятия.
Одно из главных условий любого концерта – жанровое разнообразие номеров. Это значит, что для праздничного концерта понадобятся исполнители самых разных жанров: певцы, чтецы, танцоры, актеры и т. п. Содержание номеров напрямую зависит от возможностей конкретных детей. Не зная реальных способностей и талантов учащихся, нельзя приготовить хороший концерт!
Распределять роли автоматически – ты поешь, ты танцуешь, а ты стихи читаешь, неважно, есть у тебя к этому способности или нет, – заранее проигрышная стратегия. Если в классе недостаточно талантливых детей, что невероятно само по себе, то от концертной формы проведения праздника лучше отказаться.
Максимальная продолжительность праздничного концерта – 2 часа, а то и меньше. Сверх этого времени дети не в состоянии выдержать никакое представление! Ведущим концерта – конферансье – может быть взрослый, старшеклассник или младший подросток (понятно, что не каждый ребенок годится на эту роль, но практически в любом классе можно найти артистичных, словоохотливых и сообразительных ребят, этаких массовиков-затейников, которые отлично справятся с обязанностями ведущего).
Конкурсно-игровые программы
Большой любовью у учащихся средних классов пользуются конкурсно-игровые программы, во время которых ребята получают возможность "померяться силами". Праздники подобного типа, как правило, не требуют длительной подготовки. Главное – определиться с выбором и последовательностью конкурсов, а также увязать их между собой и с общей тематикой праздника.
Состязания могут быть частным элементом сюжетно-роле-вого праздника или его основной формой. В первом случае главное – не победа, а участие, не результат, а сам процесс. Во втором случае праздник строится таким образом, что главным побудительным мотивом для его участников становится стремление к победе, желание выиграть. И если в первом случае дети получают удовольствие и радость от того праздничного действа, которое для них придумали организаторы праздника; то во втором случае возникает радость иного порядка – радость за то, что ты сделал сам, за те усилия, которые ты приложил для достижения победы.
Чем больше детей будет задействовано в играх и конкурсах, тем лучше. При этом желательно, чтобы в разных конкурсах принимали участие разные ученики. Таким образом удастся охватить максимальное количество присутствующих на празднике. Конкурсы подбираются так, чтобы рядом с интеллектуальными заданиями соседствовали творческие импровизации, а со спортивными состязаниями – логические задачки. Чем более разнообразными будут конкурсы, тем бо́льшее количество детей они смогут привлечь.
В самом начале каждого конкурса ведущему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, что представляет собой задание. Далее, если необходимо, ведущий может показать технику выполнения задания. Если задание выполняется на время, то ведущему следует иногда напоминать конкурсантам о том, сколько минут (секунд) осталось до конца задания. Все необходимые материалы и инструменты следует приготовить заранее, дабы не тратить время на их поиски.
Соревнования можно проводить как между одиночными игроками, претендующими на тот или иной титул (приз), так и между командами. В последнем случае команды не должны быть слишком большими. Важно, чтобы каждый член команды был включен в конкурсную программу, а не присутствовал на ней "для галочки". Иное дело – состязания между классами. В данном случае даже формальное отношение к команде сопровождается чувством сильной идентификации с ней, победа же в такой игре способствует росту групповой сплоченности класса, базирующейся на чувстве гордости за свою команду.
Отдельное слово следует сказать о жюри – людях, которым придется оценивать состязания. С одной стороны, это не должны быть "люди с улицы", так как присутствие посторонних всегда напрягает. С другой стороны, члены жюри должны пользоваться авторитетом и доверием у игроков, в противном случае их решение окажется под сомнением. В некоторых ситуациях судьей может стать ведущий праздника. Тогда от него потребуется не только стандартный набор качеств "хорошего ведущего", но также объективность и беспристрастность. Именно по этой причине в роли ведущего-судьи желательно задействовать взрослого.
Завершается конкурсно-игровая программа церемонией награждения победителей и вручением призов. При вручении призов важно учитывать два момента:
что вручать (награда как предмет),
за что вручать (номинация).
Чем больше будет номинаций и, как следствие, наград, тем лучше. Это значит, что больше детей уйдет с праздника счастливыми. Тем более, что придумывать номинации – достаточно увлекательное занятие! Призы же при этом могут быть чисто символическими и недорогими. Ведь в любом подарке главное не его стоимость, а внимание, то, что усилия подростка были замечены и высоко оценены.
В командном состязании главный приз должен быть коллективным, то есть таким, чтобы удовольствие от него смог получить каждый член команды, включая тех ребят, которые на сцене не стояли, но в подготовке к конкурсам принимали самое активное участие (делали костюмы, писали стихи, придумывали шутки и пр.). Оптимальные варианты коллективного приза – торт или большой набор конфет, которые позволят отметить победу совместной праздничной трапезой.
Подготовка к празднику
Школьный праздник – это не стихийное мероприятие. Оно имеет свою строго определенную структуру и требует кропотливой подготовительной работы.
Подготовка к празднику вызывает у учащихся средних классов не меньший, а то и бо́льший эмоциональный подъем, чем само праздничное действо. Участие в организации и подготовке праздничного мероприятия приносит младшим подросткам много пользы, так как:
позволяет им проявить по максимуму их знания, умения и способности;
позволяет проявлять самостоятельность, что особенно ценно в данном возрасте;
развивает чувство ответственности за свои действия;
учит организованности;
воспитывает умение согласовывать свои действия с действиями других людей;
сплачивает класс, рождает полезное и плодотворное сотрудничество между одноклассниками.
В идеале подготовка к празднику должна стать плодотворным результатом взаимодействия взрослых и детей. При этом главной опорой для взрослых организаторов праздника является актив класса или созданная по случаю инициативная группа, в которую входят:
1) сценаристы,
2) музыканты (для подбора и/или создания музыкального сопровождения),
3) художники (для декоративного оформления праздника),
4) ведущие,
5) актеры,
6) чтецы,
7) танцоры…
Важно, чтобы каждый участник инициативной группы хорошо знал свой участок работы и нес полную ответственность за него.
Кроме особо активных ребят, в подготовительных работах важно задействовать и тех, кто робеет или предпочитает отсиживаться в тени. Последних можно подключить к оформительской работе – рисованию афиш и пригласительных билетов, созданию декораций и праздничных костюмов, украшению помещения и т. п.
Работа над сценариемУ любого праздничного мероприятия должен быть сценарий – план, в соответствии с которым будет развиваться праздничное действо. Этот план может представлять собой подробное и последовательное описание поведения всех персонажей праздника, а может выглядеть как свернутая сюжетная схема, предполагающая значительную свободу для импровизации. В первом случае участники праздника вынуждены учить тщательно прописанные роли. Во втором – игроки выстраивают праздничное действо по мере его развития в реальном времени. В данной книге представлены сценарии обоих типов.
Общий замысел и конкретное наполнение сценария могут быть самыми разными и зависят от многих факторов. Главное, чтобы любой элемент сценария был не отдельным художественным произведением, а элементом общей драматургии. Весь праздник должна пронизывать одна сквозная идея, которая и будет связывать между собой все элементы праздника.
Ошибочно относиться к сценарию праздничного мероприятия, как к строгой инструкции для применения. Сценарий – это всего лишь алгоритм действия, который допускает импровизации и вольные отклонения от него. Как правило, его составляют таким образом, чтобы можно было легко и достаточно безболезненно внести изменения! Данное обстоятельно особенно актуально, учитывая тот факт, что при организации школьных праздников приходится иметь дело с детьми – существами во многом непредсказуемыми.
С другой стороны, следует учитывать, что любая незапланированная импровизация – это риск, особенно при проведении торжественных мероприятий. Неудачная импровизация может превратить продуманное действо в плохо отрепетированный балаган!
Сюжет
Последовательность событий в сценарии, содержательная канва праздничного мероприятия называется сюжетом. Воспитательный эффект праздника напрямую зависит от выбора сюжета.
Сюжет предполагает завязку, развитие хода действия, включая кульминацию и концовку, а также финал праздника.
Начинаться праздник должен ярко и эмоционально, чтобы все присутствующие на нем ребята максимально быстро настроились на праздничную волну. Лучше всего с этой целью справляются несложные массовые кричалки и разминочные игры. Впрочем, на руку организаторам тот факт, что в отличие от взрослого ребенок, не подготовленный к празднику, способен включиться в него практически мгновенно. И то, что для любого взрослого, даже самого инфантильного и легкомысленного, чревато нешуточным стрессом, никоим образом не смутит ребенка, который охотно, как ни в чем не бывало, погрузится в нестандартную ситуацию.
Дальнейшее действо должно развиваться по нарастающей, иначе интерес к празднику затухнет, не успев возникнуть. Это значит, что праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и задания должны чередоваться с сольными выступлениями, стихи – с активными развлечениями, игры на ловкость – с интеллектуальными задачами и т. д. Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием.
Наивысшая точка эмоционального напряжения называется кульминацией. В этот момент участники праздника чувствуют, что должно произойти что-то значимое и важное. Кульминацией может быть либо наиболее яркий, эмоционально-насыщенный и часто самый сложный конкурс программы, либо особо любимая, как правило, массовая игра, либо сюжетный поворот, который приводит к столкновению главного героя с противоборствующими силами и далее – к его преображению.
Завершается праздничная программа самым приятным для детей – раздачей призов и подарков, что желательно обставить в игровой форме. Сам процесс вручения подарков должен проходить быстро, но без суеты.
Роли
Роль – это сценарный образ, воплощаемый участником праздника. Подавляющее большинство праздников предполагает как минимум одну роль – роль ведущего. Сюжетные праздники требуют большого количества ролей. Присутствие на празднике исторических, мифологических или литературных персонажей усиливает зрелищность праздничного мероприятия. Один сквозной персонаж может взять на себя роль ведущего или выступить в роли его помощника. Первое появление такого персонажа должно быть эффектно обыграно.
Желательно, чтобы на школьном празднике не было пассивных зрителей и сторонних наблюдателей. Дети должны чувствовать себя хозяевами праздника, принимая в нем активное участие и играя определенные роли, причем необязательно главные. Практически на каждом празднике требуются ребята, которые встречают и провожают гостей, зазывают на праздник, награждают победителей, организуют праздничное застолье, показывают фокусы, поют песни, рассказывают стихи и т. д. и т. п.
Уже на этапе написания сценария важно иметь в виду конкретных детей, которые больше всего подойдут на те или иные роли. Нередко роли в сценарии пишутся с оглядкой на определенных ребят, с учетом их индивидуальных особенностей и типажей. Подобно тому, как это происходит при создании фильма, когда какая-то роль создается специально под конкретного актера. Если вы берете готовый сценарий, то роли распределяют между детьми с учетом их пожеланий, психологических особенностей и реальных возможностей. Наиболее сложные роли, которые, как вам кажется, детям – не по зубам, достаются взрослым.
Важно помнить, что подростки, за редким исключением, не отличаются актерским профессионализмом. Поэтому режиссер праздничного мероприятия должен помочь каждому ребенку найти яркий образ своего персонажа посредством интонации, мимики, жестов, походки и прочих невербальных маркеров. При этом следует поощрять любые детские импровизации, стимулирующие творческую активность ребенка. Особое внимание уделяется персонажам, которые по своей природе являются неодушевленными, но, тем не менее, движутся и говорят.
Несколько слов о ведущем
Ведущий школьного праздника должен быть творческим человеком, способным к импровизациям и хорошо знающим детскую психологию. Необходимо, чтобы это был общительный, эмоциональный и находчивый человек с сильной нервной системой, которого не так-то просто выбить из равновесия. Он должен уметь держаться непринужденно в любой обстановке, чтобы ни случилось. В арсенале ведущего всегда должны быть разнообразные игры и приемы активации участников праздника, которые выручат его в непредвиденных ситуациях, например, когда праздник забуксовал или пошел в нежелательном направлении. Ведущий должен постоянно пополнять свою личную "игротеку", расширять арсенал технических и художественных средств, читая специальную литературу и "подглядывая" за чужими праздниками. Если же говорить о технических возможностях, то хороший ведущий должен свободно владеть русской речью, иметь четкую дикцию и красивый голос, подвижную пластику и выразительные жесты.
Особенно велико значение ведущего при таких форматах школьных праздников, как концерт и конкурсно-игровая программа. В данном случае ведущий должен быть хорошим организатором и обладать исключительной способностью к импровизации, так как ему придется связывать разрозненные номера (конкурсы) между собой.
Репетиционная работа
Хороший сценарий – всего лишь половина успеха! Чтобы праздник удался, хороший сценарий должен получить хорошее воплощение, что требует от организаторов праздника режиссерских способностей, умения достаточно четко представлять себе то, как будет выглядеть праздничное мероприятие в окончательном виде, умения претворять в жизнь написанное на бумаге, наконец, умения организовывать репетиционный процесс. Как правило, режиссерские обязанности берет на себя кто-нибудь из взрослых – учитель или родитель.
Практически любой праздник требует репетиционной работы. Однако нет ничего хуже, если подготовка к празднику сводится к утомительным репетициям, сменяющим одна другую! От многочисленного повторения одних и тех же слов и действий у любого ребенка пропадет интерес к тому, что он делает. Поэтому режиссер всегда должен держать в голове ту мысль, что он имеет дело не с профессиональными актерами, а всего лишь с детьми, от которых не следует требовать чудес. Вполне возможно, что перед ним будущие химики, финансисты и спортсмены, для которых актерское мастерство – не самая необходимая в жизни вещь. С другой стороны, именно школьные праздники и школьные постановки – те мероприятия, в которых может заявить о себе ребенок с выдающимися актерскими способностями.