Здесь у нас возникло понятие «своё место», об этом подробнее я расскажу далее, в главе «Своё место в жизни».
Разберем схему работы с эмоциями на примерах.
Происходит какое-то событие, идёт бессознательная автоматическая реакция, дальше появляется мысль, потом эмоции, потом действия.
СОБЫТИЕ: мужчина не пришёл на свидание.
МЫСЛЬ: если про меня забывают, значит, я ничего не значу.
СОСТОЯНИЕ: грусть, печаль.
РЕАКЦИЯ: выпила много вина, утром болит голова.
СОБЫТИЕ: нужно выполнить домашнее задание на курсе.
МЫСЛЬ: это сложно, и у меня нет времени, чтобы разбираться.
СОСТОЯНИЕ: апатия.
РЕАКЦИЯ: не выполнила задание, отстала, не усвоила тему курса.
СОБЫТИЕ: муж сказал что-то резкое.
МЫСЛЬ: он меня не любит.
СОСТОЯНИЕ: обида.
РЕАКЦИЯ: ответила мужу раздражённо, поссорились.
СОБЫТИЕ: ребёнок надерзил.
МЫСЛЬ: у меня невоспитанный ребёнок.
СОСТОЯНИЕ: злость.
РЕАКЦИЯ: наказала ребёнка, настроение испорчено.
Твоя задача – осознавать мысль и не уходить в неадекватные эмоции, а потом в неадекватные действия!
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ЭМОЦИЯМИ:
1. Произошло событие.
2. Отследили мысль, изменили её.
3. Эмоция изменится автоматически.
4. Действия также будут другими.
Посмотри на тех же примерах, как на событие можно реагировать совершенно по другому.
СОБЫТИЕ: мужчина не пришёл на свидание.
МЫСЛЬ: значит, это не мой мужчина и это к лучшему.
СОСТОЯНИЕ: спокойствие.
РЕАКЦИЯ: занялась другими делами, вечер прошёл отлично.
СОБЫТИЕ: нужно выполнить домашнее задание на курсе.
МЫСЛЬ: это простое задание, и я быстро справлюсь.
СОСТОЯНИЕ: азарт, интерес.
РЕАКЦИЯ: всё быстро сделала, усвоила тему курса.
СОБЫТИЕ: муж сказал что-то резкое.
МЫСЛЬ: он не в настроении, и со мной такое бывает.
СОСТОЯНИЕ: спокойствие.
РЕАКЦИЯ: занялась своими делами, муж успокоился и хорошо провели время вместе.
СОБЫТИЕ: ребёнок надерзил.
МЫСЛЬ: спросила себя, что он мне отражает?
СОСТОЯНИЕ: нейтральность.
РЕАКЦИЯ: ответила спокойно, разобрались с причиной, поговорили.
А теперь заглянем на курс по управлению эмоциями, где участники отвечают на вопрос, зачем они пришли на курс, и делятся своими состояниями.
Вот что пишет Лариса.
25 февраля 2024
«Я здесь, чтобы научиться управлять своими эмоциями и разобраться в них. Найти себя и полюбить себя. У меня сейчас день сурка. Депрессия. Есть проблемы, которые тянутся с апреля прошлого года. Все мои эмоции негативные».
1 марта 2024
«Проснулась, настроения нет, несмотря на первый день весны. Мои мысли все уходят в проблему, которую я не могу отпустить, хоть умом и понимаю, но внутри не получается».
2 марта 2024
«Сегодня утром поссорились с мамой. Я плакала всё утро. День испорчен».
В начале курса Лариса остаётся в своих состояниях депрессии и негатива, но курс только начался, и, кстати, я не ожидала от Ларисы какого-то прорыва, так как она была не слишком активной в начале. Тем более, для меня было неожиданно, что она получила такие потрясающие результаты.
Как я уже говорила, чтобы эта книга принесла тебе реальные изменения, предлагаю тебе выполнять задания, ведь пока не попробуешь, не узнаешь. И не откладывай на сегодня то, что можно сделать сейчас, если ты действительно хочешь управлять своими эмоциями.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОДВИНУТОГО ЧИТАТЕЛЯ
1. Запиши свои инсайты.
2. В течение дня определяй и записывай вид своих эмоций.
Например:
1. Переходила дорогу и неожиданно просигналил автомобиль, вздрогнула, испугалась. Эмоция первичная.
2. Начальник сказал, что мне нужно переделать работу. Разозлилась, внутри всё кипело, но начальнику не ответила. Эмоция неадекватная и подавленная.
3. Нужно было делать работу по проекту, но навалилась какая-то грусть, печаль, и ничего делать не хотелось. Эмоция неадекватная и перенятая.
3. Также учись работать с эмоциями по алгоритму, записывая и анализируя мысли и эмоции:
1) Ситуация.
2) Отследил/а мысль, изменил/а её, если она неадекватная.
3) Эмоция изменится автоматически.
4) Тогда реакция на ситуацию будет более адекватной.
Глава 2. Эмоции, связанные с детскими позициями
Взросление – это момент, когда ты перестаёшь ждать, что кто-то другой придёт и изменит твою жизнь, и начинаешь понимать, что ты сам можешь взять управление над ней.
Хью Прейс-ТомасДорогой читатель, прежде чем переходить к детским позициям, вспомним, что ты узнал в первой главе.
Эмоции – это то, что помогает нам выживать в этом мире. Они служат сигналами, подсказывающими, как действовать в различных ситуациях. Мы можем реагировать адекватно, а можем неадекватно. Когда наши реакции не соответствуют текущему моменту, тогда мы испытываем перенятые или подавленные эмоции. Это не наши эмоции, они когда-то были переняты от мамы и папы, от других значимых для нас людей, и мы часто реагируем автоматически.
Наша задача – осознавать, какие у нас мысли и какие эмоции мы испытываем. Важно научиться различать их, разделяться с неадекватными эмоциями и выбирать действия не на автомате, а осознанно. Для этого можно использовать следующий алгоритм:
1. Ситуация.
2. Бессознательная реакция.
3. Какая мысль возникла на эту ситуацию?
4. Какая эмоция появилась?
5. Какие у тебя действия под влиянием этих эмоций?
Этот алгоритм помогает выявить, на каком этапе мы начинаем реагировать неадекватно. Поняв это, можно принимать осознанные решения и корректировать свои действия.
Кроме этого алгоритма, существуют очень простые практики, которые помогут тебе мгновенно переключаться в ресурсное состояние.
В следующих главах я подробно расскажу о каждой из них и о том, как они могут помочь тебе обрести эмоциональную свободу.
Теперь переходим к теме детских позиций.
Ты знаешь, как маленькие дети реагируют на ситуации, когда что-то идёт не так? Например, когда у них что-то не получается или они не могут получить то, что хотят.
Наверняка тебе в голову пришло что-то вроде топнуть ножкой, поплакать или обвинить других в сложившихся обстоятельствах.
И это нормально. Потому что у ребёнка нет опыта в рeшении подобных ситуаций и всё, что он может делать – это привлекать внимание взрослых к своей проблеме, чтобы получить рeшение.
Но что если взрослый человек, сталкиваясь с какой-то проблемой, начинает себя вести так же, как ребёнок?
Например, когда:
• личная жизнь не складывается – многим из нас проще хлопнуть дверью, чем найти причину проблемы и договориться,
• что-то идёт не по плану – можно поплакать, пострадать, пожаловаться на жизнь,
• родители в чём-то не поддержали – можно поссориться и затаить обиду,
• испортили настроение на рaботе – можно прийти домой и вылить негатив на близких.
И таких примеров из жизни можно привести огромное количество, потому что в такой момент человек, вероятнее всего, находится в детской позиции. А вот о том, как отследить у себя детские позиции и как выходить из них в свою взрослую позицию, ты узнаешь в этой главе.
Наши эмоции часто связаны с детскими позициями, которые мы сохраняем даже во взрослом возрасте.
Детская позиция у взрослого человека берётся из тех этапов развития, когда психика ещё формируется и ребёнок учится взаимодействовать с миром.
В системном подходе выделяются пять основных периодов взросления ребёнка, каждый из которых является важным рубежом для формирования его психики и интеграции во взрослый мир.
Я не буду вдаваться в психологию каждого детского периода, это не моя задача, а буду акцентировать твоё внимание на тех аспектах, которые нас тормозят и вызывают неадекватные эмоции во взрослом состоянии.
ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ РЕБЁНКА
Младенец (0—3 года). В этот период ребёнок беспомощный, он пока ничего не умеет и у него не получается, и его основные эмоции и реакции – это страх, растерянность, беспокойство, тревога.
Ребёнок (3—6 лет). На этом этапе ребёнок начинает осознавать свою индивидуальность и независимость и старается делать всё сам. Если его инициативы подавляются или у него не получается, он раздражается, не слушается.
Ребёнок (6—12 лет). Период активного исследования мира и социальных взаимодействий. Понимает свою зависимость от родителей и старается быть хорошим, чтобы получить похвалу и признание. Неудачи вызывают чувство вины, неуверенности, обиды и разочарования.
Подросток (12—16 лет). Время формирования идентичности и самоопределения. Часто испытывает упрямство и злость, если что-то идёт не так, и постоянно доказывает свою правоту.
Юношество (16—18 лет). Испытывает широкий спектр эмоций, связанных с поиском своего места в мире, формированием отношений и самостоятельностью. Часто критикует реальность, думает, что знает лучше, как жить другим, проявляет высокомерие.
В разные моменты своей жизни, особенно непростые, мы возвращаемся в эти знакомые нам паттерны поведения.
Младенец (0—3 года). Говорим себе: я не знаю как, у меня не получится, я не умею. Испытываем страх, апатию, растерянность и получаем последствия: трудности и неудачи в базовых сферах жизни, с деньгами и отношениями.
Ребёнок (3—6 лет). Говорим себе: я всё сделаю сама. Испытываем гордыню и получаем последствия: выгорание, усталость.
Ребёнок (6—12 лет). Говорим себе: буду стараться, чтобы всем понравиться, вдруг подумают, что я плохая мать, дочь, работник и так далее. Испытываем обиды и разочарования и получаем последствия: нас не ценят, пренебрегают нами и предают, ведь мы сами себя не ценим.
Подросток (12—16 лет). Постоянно доказываем свою правоту, спорим, конфликтуем. Испытываем злость и раздражение и получаем последствия: частые конфликты с окружающими и жизнь-борьбу.
Юношество (16—18 лет). Думаем, что можем изменить мир, ведь лучше знаем, как нужно жить и что делать, и постоянно учим и меняем других. Испытываем гнев, разочарование и получаем последствия: живём для других, а не для себя.
Очевидно, что, находясь в детских позициях, мы будем получать эти последствия, вот почему важно научиться переходить во взрослую.
Мы выходим из детских позиций, задавая себе вопросы.
Младенец (0—3 года). Если я не умею, не знаю, у меня не получается, то как сделать так, чтобы получилось, и как у других, у которых получается?
Ребёнок (3—6 лет). Если я буду делать всё сама, я скоро выгорю, поэтому у кого я могу попросить помощи, кто лучший специалист в этом деле и кому я могу делегировать?
Ребёнок (6—12 лет). Если я буду для всех хорошей, то предам себя, так я хочу быть хорошей или счастливой и что я могу сделать лично для себя, чтобы быть счастливой?
Подросток (12—16 лет). Если я буду постоянно доказывать свою правоту, то я буду правым, но не факт, что счастливым, а мне это надо? Поэтому выбираю быть счастливым, а не доказывать, что я прав. Тем более каждый прав по-своему.
Юношество (16—18 лет). Если я буду постоянно всех учить, как жить, и всех менять, то моей жизни на это не хватит. Так я хочу всех менять или быть счастливым? Однозначно выбираю себя.
Вот я и познакомила тебя с детскими позициями, без понимания которых у тебя не будет всех инструментов управления эмоциями, и наверняка ты узнал себя в каких-то моментах своего поведения. И это нормально, ведь все мы родом из детства.
АЛГОРИТМ ВЫХОДА ИЗ ДЕТСКОЙ ПОЗИЦИИ
1. Осознаём, что мы оказались в одной из детских позиций.
2. Определяем по мыслям и эмоциям, в какой детской позиции находимся.
3. Благодаря вопросам выходим из этой позиции, и тогда наши эмоции и действия мгновенно меняются.
Приведу пример:
Представь себе ситуацию, когда нужно впервые записать видео для продвижения своего продукта. Появились мысли: «Я не знаю, как это делать, у меня не получится». Ты в растерянности и апатии и понимаешь, что оказался в детской позиции «младенец». Но не стоит отчаиваться!
Сначала ты говоришь себе: «Как сделать так, чтобы получилось?» И затем: «А как делают это другие, у которых получается?» Эти вопросы пробуждают в тебе любопытство и желание научиться. Вдруг появляется энергия, и ты делаешь поисковый запрос на эту тему. Начинаешь смотреть обучающие видео и изучать успешные примеры.
Вот так простой шаг – смена фокуса с мыслей «Я не знаю» на «Как я могу это сделать?» – мгновенно меняет твоё состояние. Вместо беспомощного младенца ты становишься исследователем, готовым к новым открытиям.
Или еще один пример:
Ты решил запустить собственный бизнес и считаешь, что можешь справиться со всем самостоятельно, но спустя несколько месяцев ты понимаешь, что работаешь круглосуточно, у тебя не хватает времени и сил на всё.
Детская позиция: «Я сам справлюсь со всем».
Выход из позиции – признать, что я перегружен и не справляюсь со всеми задачами и задать себе вопросы: «Как я могу облегчить свою работу? Кто может помочь мне с этим?»
Ты решаешь нанять помощника или обратиться за советом к опытному наставнику и делегируешь часть задач, освобождая время для стратегического планирования и развития бизнеса.
После урока про детские позиции Лариса уже начала применять знания и получила результат в виде положительных эмоций.
3 марта 2024
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги