banner banner banner
Марк Шагал. «Библейское послание». Маленькие рассказы о большом успехе
Марк Шагал. «Библейское послание». Маленькие рассказы о большом успехе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Марк Шагал. «Библейское послание». Маленькие рассказы о большом успехе

Марк Шагал. «Библейское послание». Маленькие рассказы о большом успехе
Николай Яковлевич Надеждин

Имя Марка Захаровича Шагала – это целая эпоха в истории русского и советского искусства. Он родился в Витебске, потом покинул этот город, поселившись в Петербурге. Затем перебрался в Париж. Потом вернулся на родину и стал преподавать… Но сам Марк Шагал революции не принял. Он стремился уехать из страны. И, уехав, постарался быть повсюду французским художником. Однако, слово «художник» здесь главное. А французский, русский или даже еврейский – значения не имеет.

Марк Шагал. «Библейское послание»

Маленькие рассказы о большом успехе

Николай Яковлевич Надеждин

© Николай Яковлевич Надеждин, 2024

ISBN 978-5-0064-4172-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Николай Надеждин

«Маленькие рассказы о большом успехе»

Марк

Шагал

«Библейское послание»

2024

Введение

Припомнилась одна давняя история…

Дело было ещё в перестроечные 80-е. По залам художественного музея бродил хорошо одетый человек. Вокруг него – целая свита молодых и не очень живописцев, жаждущих похвалы или приговора. Этот человек важно осматривал каждую выставленную картину и, на минуту задумавшись, давал свою оценку.

Возле одного из полотен, на котором была изображена полуразрушенная изба под струями осеннего дождя, эксперт остановился. Долго рассматривал картину. Потом изрёк:

– Хорошо. Очень хорошо. Только жизни не хватает… Кто автор?

Из толпы выдвинулся довольно пожилой мужчина со всклокоченной бородой.

– Замечательно, – сказал эксперт, критически осмотрев фигуру художника. – Но вы, пожалуйста, добавьте какую-нибудь деталь. Ну, собаку, что ли, подрисуйте.

Художник уныло кивнул – мол, подрисую…

Битый час эта необыкновенная компания расхаживала около выставленных картин. И вдруг наступила мёртвая тишина… Мне стало любопытно. Я принялся разыскивать эксперта и его свиту.

Этот чиновник от искусства, может, даже какой-нибудь художественный академик, завернул не в тот зал. Он стоял перед картиной Шагала и всматривался в фигуры летающих людей. И – молчал. Помалкивала и его свита.

Потом он обернулся, посмотрел влажными глазами на сопровождающих и сдавленным голосом произнёс:

– Каково, а?

Махнул рукой и… удалился.

1. Витебск

Есть на северо-западе современной Белоруссии старинный город Витебск. В конце XVIII столетия по указу царицы Екатерины II была определена «черта оседлости», которая определяла места проживания еврейского населения, перешедшего к Российской империи после раздела Польше. Этот царский указ, вышедший 28 декабря 1791 года, и стал началом нашей истории…

Небольшой город на берегах трёх рек – Западной Двины и её притоков Витьбы и Лучёса – Витебск в конце XIX века был тихим уютным губернским центром. Он же был и городом, в котором проживала большая часть из 175 с половиной тысяч евреев Витебской губернии. В этом городе на 17 православных храмов и 2 костела приходилась 51 синагога. Хотя общее количество еврейского населения по отношению к другим национальностям не превышало 15 процентов…

Эта статистика не внушает оптимизма. «Черта оседлости», ограничение гражданских прав (свободы передвижения, запрет на профессии и на образование) по национальному признаку – одна из позорных страниц нашей истории. Но… что было, то было.

Здесь в Витебске было много еврейской бедноты. К ней относилось и семейство Шагалов. Молодой Хацкель-Мордух Шагал работал приказчиком в рыбном магазине в Песковатиках, еврейском районе города. А его молодая супруга Фэйгэ-Итэ сидела дома – ждала первенца.

Жили очень скромно – тем более что совсем недавно, едва справив свадьбу, молодые перебрались в Витебск из местечка Лиозно. А любой переезд подобен стихийному бедствию.

2. Семья

Вообще, ясности в этом вопросе нет. Где родился художник Марк Шагал – в Витебске или в Лиозно? То есть родила Фэйге Шагал первого сына уже в Витебске или ещё дома, в родном Лиозно? Сам Марк Захарович (его настоящее отчество Хацкелевич, но Захарович для русского слуха звучит привычней) говорил: «Отец мой с детских лет был приказчиком в складе сельдей». Мог ли этот склад находиться в заштатном Лиозно? А если мог, что стало причиной переезда его приказчика (то есть помощника, кладовщика) в город?

Как бы там ни было, но 7 июля 1887 года в Витебске или в Лиозно, которое располагалось в 40 километрах от губернского центра, на свет божий появился мальчик, которого назвали Мойшей или Марком (это натурализованное русское имя Шагала).

Витебск и сегодня один из красивейших городов Белоруссии. А тогда, в конце XIX века, при отсутствии промышленности, транспорта, многоэтажных домов, утопающий в садах и палисадниках городок был настоящим чудом. С раннего детства мальчишку окружала необыкновенная красота. Правда, большую часть времени он проводил в Лиозно – в доме деда. Здесь и воспитывался в ранние годы, поскольку матушка почти ежегодно приносила по ребёнку. Марк стал первым из десяти выживших детей семейства Шагалов.

Каким он был в детстве? Послушным, сосредоточенным, не по годам серьёзным мальчишкой. Но ещё никто не знал, что в этой совсем простой бедной семье растёт настоящий гений.

3. Старший из десяти

С появлением на свет Марка связана семейная легенда, которую Шагал, уже известный художник, с удовольствием рассказывал. В момент рождения Марка, в два часа дня, в районе Песковатики вспыхнул пожар – загорелись еврейские лавки. В считанные часы огонь охватил всю окраину Витебска – сильный ветер перенёс пламя на соседние дома. И еврейская окраина превратилась в сплошное пожарище. Марк Захарович потом говорил: «Может быть, поэтому я всегда постоянно взволнован».

Ранним образованием Марка занимался дедушка, мясник из Лиозно, отец матушки Фэйгэ. Человек в высшей степени религиозный и добропорядочный, он учил малыша Торе и ивриту, чтобы тот знал свои корни и язык предков (в семье Шагалов говорили на идиш и по-русски). Эти первые уроки сыграли в жизни будущего художника огромную роль. Тема религии станет одной из главных в его творчестве. Возникнет даже такой феномен – «Библия Шагала», объединившая огромное количество религиозных полотен художника.

Ещё одно несомненное последствие религиозного воспитания мальчика – Марк Захарович всю жизнь был верующим человеком. И это одно из важных обстоятельств, помогающих понять секрет успеха этого удивительного живописца, одного из лучших художников современности. Даже в самые тяжкие времена он не отчаивался. Этого не позволяла вера, ведь отчаяние – один из грехов. Всё надо принимать, как волю божью. В том числе и неудачи.

4. От папы и от мамы

До сих пор живы люди, которые знали Марка Захаровича Шагала лично. Шагал прожил огромную жизнь – почти 98 лет. И умер в 1985 году.

Так вот, друзья и знакомые Шагала всегда отмечали его лёгкий весёлый нрав, толерантность и необыкновенное трудолюбие. При том, что Шагал был мягким человеком, в принципиальных вопросах он был совершенно непреклонен. Не человек – железобетон! И если оппонент позволял себе необдуманные обвинения или оскорбления в адрес людей, которые были дороги Шагалу, то Марк Захарович тут же давал отпор.

Это необычное сочетание твёрдости и уживчивости досталось Шагалу от родителей. Отец Марка Хацкель-Мордух был человеком незлобивым, тихим, очень набожным и бесконечно добрым. Он никогда и ни за что не наказывал детей. Много и с большим удовольствием с ними возился. Собственно, многодетной семьёй Шагалы стали большей частью по желанию родителя Марка – Хацкель мечтал о семье большой, дружной, любящей.

А матушка Марка была женщиной другого склада. Среди витебских соседей Шагалов о весёлом нраве Фэйгэ-Иты ходили настоящие анекдоты – её цитировали, пересказывали, как пересказывают смешные фразы одесских «мамочек» м торговок и домохозяек. А ещё она была женщиной словоохотливой, властной и предприимчивой. Когда в семье возникала какая-либо опасная ситуация, нерешительный (и даже пугливый) отец полагался на мать. И матушка Фэйгэ всегда находила правильное решение.

5. Первая школа

В 1900 году Марку исполнилось 13 лет. И осенью того же года его отдали в Витебское ремесленное четырёхклассное училище.

Обычный для еврейского мальчика, уроженца местечка, путь – учёба в ремесленном училище, а потом работа рядом с отцом в лавке, либо самостоятельная «карьера», скажем, парикмахера. Другого и не подразумевалось. Поступить в высшее учебное заведение мог только человек с законченным средним образованием, а получить таковое в еврейском местечке было весьма проблематично. К тому же в высшую школу евреев принимали очень неохотно, в столичные вузы тем более, поскольку евреям (некупеческого и «неинтеллигентного» происхождения) проживать в столицах и крупных городах (был соответствующий перечень) без специального разрешения запрещалось.