16. Образ Марлен
Европейский успех фильма Штернберга был замечен и за океаном. И последовало приглашение – от голливудской студии «Парамаунт». Условия были весьма привлекательными. Штернберга приглашали поставить фильм «Марокко», а заодно подготовить адаптированную к американскому прокату англоязычную версию «Голубого ангела». При этом подбор актеров продюсеры доверили самому фон Штернбергу. И он, уже осознав потенциал Дитрих, предложило ей отправиться за океан вместе с ним. Марлен согласилась, выдвинув всего одно условие – семья (муж, дочь и служанка) отправятся вместе с ними…
Из Германии в Америку выехала одна Марлен Дитрих, в Голливуд приехала совсем другая. Изменения, которые произошли с Дитрих в 1929 году, разительны.
Она подошла к созданию нового образа с четким осознанием того, что у прежней Марлен шансов пробиться в Голливуде очень немного. Обсудив со Штернбергом все детали, Дитрих взялась за собственную внешность, как за скульптуру, от которой «надо отсечь все лишнее». Позже она признается, что настоящую Марлен Дитрих создал именно Йозеф фон Штернберг…
Она похудела на 15 килограммов, придав себе ту стройность, что превратит Дитрих в одну из самых обворожительных актрис Голливуда. Чтобы добиться нужной формы лица (убрать выступающие скулы) она решилась на удаление четырех коренных зубов. Изменила манеру говорить, отточила каждое движение. Она настолько изменилась, что поразила даже собственного мужа Рудольфа Зибера.
17. Голливуд
До Голливуда уже докатилась европейская слава Марлен Дитрих. И актерский бомонд ждал явление немецкой кинодивы с некоторым нетерпением. И вот она появилась в Лос-Анджелесе – несколько позже фон Штернберга (который в Америке моментально превратился в Джозефа или просто в Джо), но зато с мужем и дочкой.
Ее поведение сразу обратило на себя внимание, а сплетни вокруг Дитрих разрастались, как снежный ком. На съемки она часто брала супруга, а потом и своих многочисленных любовников – это стало для нее своеобразным ритуалом. При этом не скрывала своих отношений с фон Штернбергом, с которым уже давно была близка. Более того, она преклонялась перед режиссером, ловила каждое его слово, исполняла любое его желание.
Марлен сняла для в Голливуде дом и жила вместе с семьей. Но по ее настоянию Штернберг каждое утро являлся к завтраку, чтобы провести пару часов с Марлен и Руди. Готовила сама Марлен – немецкие национальные блюда. Она очень любила возиться на кухне и однажды заявила, что ее любимым платьем является кухонный фартук с большим карманом…
Чтобы супруг не «заскучал», Марлен подложила в его постель служанку (и свою подругу) Тамару. Эта странная и диковатая при взгляде со стороны связь продлится десятилетия. Марлен и Тамара сохранят дружеские отношения. Марлен будет время от времени возвращаться в семейное «гнездышко» и по рассказам дочери актрисы Марии даже делить с мужем и служанкой общее ложе… Не нам их судить. Они прожили свою жизнь так, как сумели ее прожить.
18. «Марокко»
Первая же американская картина – «Марокко», снятая фон Штернбергом в Голливуде, стала настоящей сенсацией. Фильм имел оглушительный успех и моментально вывел Дитрих в число первых звезд Голливуда.
Этот звуковой фильм был снят сразу на двух языках – немецком и английском. Песня, которую Дитрих спела в этом фильме, стала ее визитной карточкой…
«Марокко» – экранизация романа Бенно Виньи «Эми Жолли». Немецкая певица Эми Жолли, которую играла Марлен Дитрих, приехала в Северную Африку, чтобы выступать в кабаре пред офицерами Иностранного легиона.
Оценив красоту Жолли, за ней ухаживает аристократ Ле Бесье, роль которого сыграл Адольф Менжу. Но певица влюбилась в молодого легионера Тома Брауна – роль Гэри Купера.
Штернбергу удалось передать атмосферу страсти, отодвинув сюжетные повороты на второй план. Изображенные в картине персонажи – это не слепки с реальных людей. В реальности люди, изображенные в картине, и особенно героиня Дитрих, существовать вряд ли могли. Но мастерство Штернберга позволило придать любовной истории высокую достоверность и убедительность.
Особо стоит отметить мастерство оператора Ли Гармеса, который по указанию режиссера снимал Дитрих только с одной стороны (прием, позаимствованный у фильмов с участием Греты Гарбо). Находкой Гармеса было освещение лица актрисы, которое он называл «северным светом», выдвигая основной осветитель вперед и вверх. В результате щеки Дитрих выглядели впалыми, веки обрамлялись тенями, а ширина носа становилась незаметной. Дитрих очень любила этот тип освещения.
19. «Голубой ангел»
Фильм «Голубой ангел», европейская премьера которого состоялась еще до приезда Дитрих и Штернберга в Голливуд, в Америке вышел только после премьеры картины «Марокко». И дело было не в адаптации – фильм требовал перевода на английский язык. Дело было в желании продюсеров подстраховаться. Но успех «Марокко» отмел все сомнения. И вышедший на экраны американских кинотеатров в том же 1930 году, «Голубой ангел» принес не меньший успех. Это был «двойной выстрел» наверняка. Два фильма вознесли Дитрих на вершину кинематографической славы, а Джозефа фон Штернберга (в Америке пришлось называться по-американски) вывели в число наиболее авторитетных режиссеров…
Школьный преподаватель Иммануил Рат заметил, что во время уроков его ученики разглядывают откровенные фото танцовщицы кабаре. Оказалось, что школьники вечерами посещают припортовый кабачок «Голубой ангел», в котором танцует и поет та самая Лола. Рат решает сам отправиться в это заведение, чтобы положить конец безобразию. Там он видит Лолу – в корсете, шелковых чулках и цилиндре. Она поет. И школьный преподаватель… без ума влюбляется в актрису ночного клуба.
Таков сюжет этой полукомедии, полумелодрамы. Роль Лолы исполняла, разумеется, Марлен Дитрих, явив европейскому, а потом и американскому зрителю образ молодой, озорной и очень красивой женщины.
Это было совсем не интеллектуальное кино, но фильм «Голубой ангел» собрал огромную кассу.
20. Женщина в мужском костюме
Ей было двадцать девять лет. Титаническими усилиями добившись славы (но, заметим, до поры не коммерческого успеха) в Германии, Америку она покорила в одночасье. И тут же стала богата, успешна и независима.
Как и в последний год жизни в Берлине, так и на новом месте, в Голливуде, Дитрих очень тщательно выстраивала свой образ не только на экране, но и в жизни, прекрасно понимая, что это два звена одной цепи. Каждое утро она подолгу одевалась, приводила себя в порядок и накладывала сложный грим. Более всего ее не устраивал собственный нос, который она считала широким. Она подклеивала его прозрачным скотчем, затем накладывала грим, маскируя свою хитрость. Даже под легкие платья она надевала специальный корсет, поддерживающий грудь.
Марлен всегда выглядела очень хорошо. Но не останавливаясь на этом, она, как и в юности, снова прибегла к помощи мужского костюма. Именно с подачи Дитрих в моду вошли широкие женские брюки «пижамы».
Она щеголяла по Голливуду в мужских нарядах, подогревая разрастающиеся вокруг нее скандальные слухи. Демонстративно обнимая женщин, целуя самых известных актеров и получая то же и от них (а кто бы удержался, даже если ничего, кроме вот этого дружеского поцелуя, и не было?). Марлен ненавидели. Марлен обожали. Марлен подражали. У Марлен учились.
Эта стройная красивая женщина в мужских брюках вдруг стала всеобщим кумиром. И вся Америка, сама того не замечая, напевала ее немудреные мелодичные песенки.
21. Персона нон-грата
Ее слава опережала Марлен. Отправляясь в Европу на презентации своих картин, Дитрих сталкивалась с тем, что ее отождествляли с экранными героинями. В Монте-Карло Дитрих не пустили в казино, заявив, что у актрисы неважная репутация. В Лондоне она сменила множество отелей, поскольку их хозяева отказывали в постое женщине, не скрывающей своего сексуального интереса к своему полу. В Париже она с веселым любопытством наблюдала за полицейскими, преследующими ее по пятам. А когда она, разгуливающая по своему обыкновению в мужском костюме, поняла, что парижские ажаны намерены ее арестовать, поспешила скрыться. И потом с уморительными подробностями рассказывала знакомым подробности этой погони…
Она вела себя так, словно ее совершенно не интересовала реакция публики. Но это было не так. Именно публика, привлечение внимания своего зрителя, и было ее целью. В жизни Дитрих играла точно так же, как и на сцене – смело, талантливо и без оглядки на устоявшиеся нормы.
Получив долгожданный статус примы «голливудского театра тщеславия», Марлен тут же заразилась звездной болезнью… Нет, не так или не совсем так. Звездная болезнь была частью ее реального образа, то есть той Марлен Дитрих, роль которой она исполняла не под объективом съемочной камеры. Если звезда, значит, должна быть капризной и своенравной. И Дитрих выдвигала немыслимые условия. Она требовала убрать одного актера и пригласить другого, не обращая внимания на детали контракта. От режиссеров она требовала особого обхождения со своими любовниками и родственниками, которых часто приглашала в съемочные павильоны «посмотреть, как это делается». И ей старались не возражать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги