banner banner banner
Мустафа Кемаль Ататюрк. Я турок. Маленькие рассказы о большом успехе
Мустафа Кемаль Ататюрк. Я турок. Маленькие рассказы о большом успехе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Мустафа Кемаль Ататюрк. Я турок. Маленькие рассказы о большом успехе

Мустафа Кемаль Ататюрк. Я турок. Маленькие рассказы о большом успехе
Николай Яковлевич Надеждин

Мустафа Кемаль Ататюрк (эта фамилия была выбрана самим Мустафой Кемалем, поначалу фамилии не было) стал выдающимся военачальником XX столетия, превратившим отсталую старорежимную Турцию из Османской империи в современную европейскую страну. То, как это происходило, и описано в этой книге. Но скажем сразу – это был очень смелый, очень разумный и очень любящий свою страну человек. Не всё у него получилось.

Мустафа Кемаль Ататюрк. Я турок

Маленькие рассказы о большом успехе

Николай Яковлевич Надеждин

© Николай Яковлевич Надеждин, 2024

ISBN 978-5-0064-4260-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Николай Надеждин

«Маленькие рассказы о большом успехе»

Мустафа

Кемаль

Ататюрк

Я турок

2024

Введение

Для Турции возврат к прошлому, к исламскому религиозному государству, самая главная «страшилка». Политики используют её, как козырь, спрятанный в рукаве. Ах, вы не хотите соглашаться на то-то и то-то, тогда мы вернёмся на сто лет назад. И все сразу отвечают – нет, нет, не надо назад! Делайте свое дело, мы потерпим…

Избитая фраза – восток дело тонкое – применительно к современной Турции святая правда. Здесь намешано столько, что голова идёт кругом. Мечети и юные, совершенно европейского вида, девушки. Суровые молчаливые старики и веселящаяся беззаботная молодёжь. Национальные танцы и современные дискотеки.

В какой ещё стране верующий мусульманин после рабочего дня позволит себе… рюмочку анисовой водки? А в Турции – пожалуйста.

И везде – Ататюрк. Его портреты, бюсты, статуи повсюду. Кажется, что так было и у нас – в советские времена, когда в каждом провинциальном городке было по паре памятников Ленину. Но это не так. В Турции к Ататюрку относятся с искренним почтением и искренней благодарностью. Он для турок не просто великий реформатор. Он – отец-основатель…

В августе 2007 года на президентских выборах победил Абдулла Гюль, с именем которого многие связывали политику отката к прошлому. И на следующий после выборов день все города Турции пестрели национальными флагами и… портретами Ататюрка.

Нация обратилась к своему отцу. И все обошлось.

1. Солнечная Турция

Ежегодно миллионы туристов посещают эту удивительную страну. Прекрасное море, удивительные древние города, улыбчивые гостеприимные люди… Это – Турция. Страна солнца, пляжей, исторических достопримечательностей.

Поездка в Турцию – всегда праздник. Здесь и великолепная средиземноморская кухня, и поездки вглубь страны, и масса самых разных развлечений. Но спустя некоторое время, после, скажем, недели пребывания в отеле, хочется прогуляться по улицам курортного городка.

Однажды в Турцию попали и мы – в славное местечко под названием Сиде. Выбрали день для прогулки по старому городку. Честно заглянули во все сувенирные лавки (точнее, в какие хватило сил зайти, во все заглянуть нет физической возможности, их здесь очень много). Вышли на набережную закрытой бухты – рукотворной, необычной. И здесь рядом с парком, мы увидели бюст человека, лицо которого было удивительно знакомым. Прочитали надпись – золотом по черному: «Мустафа Кемаль Ататюрк».

Люди мы грамотные, историю вроде бы знаем. И всё же спросили у своего русскоговорящего гида – кто это такой. Гид вскинул глаза к небу, воздел руки и произнёс: «О, Ататюрк… Это – Ататюрк! Самый главный турок на свете. Человек, который сделал все это». И наш гид широким жестом обвёл прилегающую к памятнику площадь.

Мы невольно огляделись. Чисто. Очень уютно. И… потрясающе красиво.

2. Мустафа Кемаль Ататюрк

В Турции Ататюрк фигура глубоко почитаемая и даже в некотором роде священная – не в религиозном, а в общеупотребительном смысле. Впрочем, культ Ататюрка иногда напоминает религиозное поклонение. И это не удивительно – все, что мы видим сегодня в этой стране, некогда закрытой, отсталой в экономическом и социальном планах, сделано самим турками по инициативе и под руководством этого человека. Он превратил бывшую Османскую империю в процветающую европейскую страну. Он пробудил в турках чувства национального самосознания и гордости. Он провёл в Турции огромное количество реформ – от экономической до политической. Он реформировал даже турецкую письменность и язык, турецкую семью и систему образования. И его необычная фамилия (кстати, фамилии в Турции ввел тоже он) – «Ататюрк» означает «отец турок».

Культ Ататюрка подкреплён законодательно. О нём до сих пор, спустя 60 лет после его кончины, нельзя говорить в негативном ключе. Хотя в биографии любого правителя, Ататюрк не исключение, есть и положительные, и отрицательные стороны – это неизбежно, если речь идёт о живом человеке. Нельзя критиковать его личность и деяния. Нельзя детально описывать личную жизнь. В Турции, к примеру, под запретом находится личная переписка Ататюрка и его супруги…

Спишем это на восточную специфику. И постараемся воздержаться от критики. Просто расскажем – каким он был человеком и чем заслужил столь глубокое почитание. Выводы делать вам.

3. Истоки

Будущий основатель и первый президент Республики Турции родился на территории Греции, в городе Салоники, принадлежащем в то время Османской империи. Это произошло 19 мая 1881 года.

В семье Али Рыза бея (другой вариант имени Алирза) и его супруги Зюбейде ханым. Бей, ханым или ханум – сословные прозвища, бытовавшие в Турции до введения Ататюрком фамилий. Это был первенец, позже у Мустафы – так назвали мальчика родители появилась младшая сестра.

В официальной биографии Ататюрка особо подчёркивается – Мустафа родился в квартале Ходжикасым, в трёхэтажном доме на улице Ыслаххане – то есть в турецкой части города, где жили почитаемые люди. Али Рыза эфенди (то есть офицер, военный) когда-то служил офицером турецкого ополчения, затем писарем на таможне (тоже военная должность, поскольку таможня в Османской империи была военизированной). Уйдя в отставку, занялся торговлей лесом.

Происходил Али Рыза из племени тюрков Коджаджик, проживавших в центральной Анатолии (в Коньи и Айдыне), но в XIV – XV столетиях переселенных в Македонию. А Зюбейде ханым происходила из знатной турецкой семьи села Лангаза, что недалеко от Салоник.

Мустафа был ребенком вожделенным и долгожданным. Супругами Али Рыза и Зюбейде стали ещё в 1871 году. Первенца они ждали целых десять лет.

Биографы Ататюрка и историки пришли к выводу, что Мустафа унаследовал от родителей их наиболее яркие качества. От отца – жесткость, решительность и смелость. От матери – рассудительность, осторожность, общительность и… обаяние.

4. Семья

Совершенно иная – нежели наша, христианская – культура. Иная и семья. В Турции того времени женщина не обладала привычными для нас сегодняшних гражданскими правами. И тем не менее в турецкой семье был культ почитания старших и – матери. В родительской семье Мустафы матушка Зубейде обладала правом решающего голоса – по отношению к сыну, конечно. Именно она после смерти супруга, отца Мустафы, определила дальнейшую судьбу сына. И он подчинился воли матери, хотел того или нет. Эти решения даже не обсуждались. Хотя, справедливости ради, заметим – все матери вообще, в том числе и турецкая, желали своему ребёнку только добра.

Одна из социальных реформ Ататюрка касалась «женской проблемы». О положении женщин будущий президент судил по собственной матери. Исповедуя ислам (шиитского толка, в Турции большинство верующих шииты, хотя есть и сунниты), Зубейде ханым, как и подавляющее большинство турецких женщин, была вынуждена соблюдать религиозные ограничения – на посещения храмов, в одежде, в домашнем обиходе. И это воспринималось естественным и само собой разумеющимся.

Что же касается отца Мустафы, то это был властный и суровый человек, любивший семью и детей. К сожалению, судьба отпустила Мустафе слишком мало времени, чтобы пообщаться с отцом. В 1888 году, когда мальчику исполнилось всего 7 лет, Али Рыза бей умер.

5. «Зрелость и Совершенство»

В школу Мустафа пошёл ещё при жизни отца. Это была школа Хафиза Мехмет эфенди, которая по каким-то причинам не понравилась Али Рыза бею. И по настоянию отца, мальчик был переведён в другую школу – Шемси эфенди. Что там было на самом деле, разбираться не будем.

После смерти отца Мустафа на некоторое время забросил обучение. Овдовевшая матушка Зубейде вышла замуж во второй раз – за Рагип-бека. Мальчика (по решению матушки) забрал к себе брат отца. Здесь в усадьбе Рапла, в имении дяди, Мустафа прожил несколько месяцев. Затем вернулся в Салоники и закончил школу Шемси, получив, таким образом, начальное образование.

Матушка Зубейде выбрала для Мустафы финансовое училище в Салониках. Но юноша долго в этом заведении не продержался. И, помня о военной карьере отца, настоял на своём, поступив в начальное военное училище «Аскери-Рюштийе».

Его любимым учителем в военной школе стал преподаватель математики Мустафа Сабри бей. Именно он за выдающиеся математические способности юноши дал Мустафе прозвище Кемаль, что означает «Зрелость и Совершенство». Отныне это лестное для молодого человека прозвище стало его вторым именем – Мустафа Кемаль.

А ещё Мустафа обожал уроки французского языка. И преподавателя французского Накиюддин-бек Юджекёка. Человек современный, свободолюбивый, прогрессивный, Юджекёк заронил в сердце Мустафы интерес к западным ценностям и к демократии.

6. Военное училище