Автор множества открытий в области зоологии, общей биологии, ботаники, естествоиспытатель и философ, Эрнст Геккель моментально оценил потенциал Вавилова. И дело шло к многолетнему плодотворному сотрудничеству, но… Но спустя всего пару месяцев Вавиловы вынуждены были покинуть Германию и, в буквальном смысле, бежать из страны. Началась Мировая война…
Это был тревожный и полный опасности исход. Как русский подданный, Вавилов рисковал оказаться интернированным. Геккель помог ему выбраться за пределы страны. И далее, еще через мирную Европу, которая спустя несколько недель полыхнёт общим смертоносным пожаром, супруги добрались до Москвы.
Для них начиналась новая жизнь. Вскоре по возвращению в Россию, Вавилов получил повестку. Заключение медицинской комиссии было недвусмысленным – к строевой службе не годен. Ещё в детстве Николай Иванович получил травму глаза, залечить последствия которой так и не удалось.
17. Иммунитет растений
Он всё глубже погружался в тему иммунитета растений и сразу по возвращению в Россию взялся за масштабные исследования. Вместе со старшим коллегой профессором Сергеем Ивановичем Жегаловым (формально проведением изысканий руководил Жегалов) Вавилов высеял на опытных делянках всё те же овёс, ячмень и пшеницу. Его интересовала устойчивость культурных злаковых к грибковым заболеваниям, одному из самых опасных недугов сельскохозяйственных растений…
Во все времена основной проблемой сельскохозяйственного растениеводства остаётся урожайность. Хороший урожай способны приносить только здоровые, сильные растения, которые могут противостоять и климатическим катаклизмам, и поражающему действию паразитирующих грибков и бактерий.
Но издавна известно, что охватывающие посевы грибковые заболевания, спустя некоторое время, отступают. И хлеба родятся обильные и здоровые. В чём тут дело? В иммунитете растений – в вырабатывающейся у них стойкости к грибковым заболеваниям. В природе это происходит естественным образом в ходе конкурентного противостояния злаковых и грибков. Иногда на вырабатывание иммунного механизма уходят столетия. В сельском хозяйстве такие сроки неприемлемы.
Задачей исследований в области иммунитета растений Вавилов видел выяснение действия иммунного механизма, а затем разработку способов выработки у сельскохозяйственных культур искусственного иммунитета.
На это Вавилову понадобилась целая жизнь.
18. Война
Война вошла в каждую российскую семью. Не стали исключением и Вавиловы. В том же тревожном 1914 году офицерские погоны надел Сергей Вавилов, младший из сыновей Ивана Ильича, только окончивший физический факультет Московского университета.
В 1916 году пришла очередь и Николая Ивановича. Нет, он не был призван в войска – за два года состояние его зрения никоим образом не улучшилось. Вавилов был призван в качестве научного консультанта.
К тому времени Николай Иванович уже был состоявшимся учёным с известным в научных кругах именем. И когда военные чиновники принялись разыскивать специалиста в области растениеводства и грибковых заболеваний зерновых, московские профессора как один указали на молодого Вавилова.
Это обращение вызвало у Николая Ивановича немалое удивление. Задание было секретным и весьма любопытным. Заручившись согласием Николая на зарубежную командировку (во время войны это само по себе весьма интригующе), высокопоставленный армейский офицер изложил Вавилову суть дела.
В Персии (то есть на территории современного Ирана) стояли части русских войск, сохраняя баланс сил и оберегая Персию от возможной агрессии союзников Германии. Так вот, в русских войсках случилась вспышка неизвестного заболевания, которая по симптомам похоже на массовое отравление. При этом врачи не смогли определить ни тип яда, ни источник отравления. Военное ведомство предполагало, что отравление произошло через продовольствие, поставляемое русской армии персидскими торговцами, которые, в свою очередь закупали хлеб у местных крестьян. Вавилову належало отправиться в Тегеран и выяснить на месте, что же всё-таки привело к столь масштабной трагедии – от отравления скончались десятки русских солдат.
19. «Персидская загадка»
Задача была очень непростая, но Вавилов справился с ней блестяще.
Прибыв в Тегеран (один, разумеется, супруга осталась в Москве), Николай Иванович первым делом попросил принести образцы подозрительного хлеба. Потом запросил образцы предыдущих и последующих партий поставок продовольствия. Он обратил внимание на симптомы заболевания – сонливость, головокружение, рвота, потеря сознания, судороги и… смерть. Ясно, что это отравление вызвано неким растительным алкалоидом.
В исследованной Вавиловым муке местного производства он обнаружил следы Плевела опьяняющего, дикого злакового растения, произрастающего на пшеничных полях в виде сорняка. При сборе урожая зрелые колосья плевела практически неотличимы от колосьев пшеницы, особенно при массовой жатве, когда на отдельные колоски внимания не обращают. Между тем в зернах плевела содержится сильнейший алкалоид темулин, который и привёл к отравлению русских солдат.
Едва отчёт Вавилова лёг на стол командующего расквартированными в Персии русскими войсками, был дан приказ, запрещающий закупку продовольствия у местных торговцев. Хлеб и всю провизию для русских солдат стали завозить из России. Загадка массового отравления была разгадана, а проблема питания солдат решена.
Когда Вавилова спросили, что бы он хотел получить за блестяще выполненное задание военного министерства, Николай Иванович ответил:
– Разрешите провести экспедицию по Ирану. Хочу собрать образцы местных сельскохозяйственных растений.
Военное начальство удивилось и экспедицию… разрешило. К медалям и орденам Вавилов был равнодушен.
20. Путешествие по Ирану
Это была его первая абсолютно самостоятельная и весьма масштабная экспедиция. С немногочисленными помощниками и в сопровождении проводников-персов Вавилов пересёк Иран с юга на север. Его не интересовали города и исторические памятники. Его интересовали крестьянские хозяйства, пшеничные поля, редкие и малоизвестные в России и Европе азиатские культурные растения.
Гружёный образцами растений и мешками с зерном экспедиционный караван Вавилова пересёк границу и вышел в Ферганскую долину. Исследовав местное земледелие и пополнив коллекцию образцов, Николай Иванович отправил собранные материалы поездом в Москву, а сам отправился дальше – на Памир.
По пути он наблюдал за сортовыми изменениями ржи и пшеницы – в каждой области культивировались собственные сорта, обладавшие различными качествами, которые лучше всего подходили именно для данных природных условий.
По возвращению из экспедиции Вавилов поставил любопытный опыт. Он засеял опытную делянку иранской пшеницей и попытался заразить её мучнистой росой – бесполезно. Заражал колосья активным субстратом, «закармливал» пшеницу азотными удобрениями, которые способствуют заболеванию – напрасно. Иранская пшеница обладала потрясающим иммунитетом к этому опасному и широко распространённому заболеванию. И Вавилов пришёл к важному выводу – иммунные свойства растений, их сопротивляемость заболеваниям, зависят от условий, в которых формировался тот или иной вид.
21. Где и как появились культурные растения?
Не менее интересное открытие ждало Вавилова на Памире. Попав в этот горный район, Николай Иванович посетил изолированные от внешнего мира земледельческие долины, в которых обнаружил… очень древние сорта пшеницы и ржи, которые возделывались в остальных районах Азии и Европы сотни, если ни тысячи лет назад. Это позволило сделать вывод – именно изолированные горные районы были центрами возникновения культурных растений, распространившихся затем по всему миру.
Исследование Памира стало первой вехой в грандиозном проекте Вавилова – создание общей картины возникновения культурных растений мира. Задача и в самом деле очень и очень интересная. Выяснив исторические очаги возникновения древнего земледелия, можно понять последовательность видовых и сортовых изменений, чтобы затем соответствующим образом выстроить селекционную работу. Помимо этого, изучение районов возникновения культурных растений может дать исчерпывающее представление о том, какие виды лучше выращивать в данных условиях. Не секрет же, что при огромном разнообразии (около тысячи видов) культурных растений, люди выращивают три-пять десятков культур, игнорируя непривычные виды. В результате природные ресурсы используются недостаточно эффективно, а жители региона получают достаточно однообразное традиционное питание.
Эта работа по выявлению районов возникновения культурных растений заняла десять лет жизни. Окончательная картина сложилась лишь в 1926 году, когда Вавилов опубликовал итоговый труд, удостоенный советской премии имени Ленина.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги