Книга Методический сборник нейроигр по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0. Для нейропедагогов, нейропсихологов, родителей - читать онлайн бесплатно, автор Елена Заподойникова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Методический сборник нейроигр по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0. Для нейропедагогов, нейропсихологов, родителей
Методический сборник нейроигр по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0. Для нейропедагогов, нейропсихологов, родителей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Методический сборник нейроигр по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0. Для нейропедагогов, нейропсихологов, родителей

Методический сборник нейроигр по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0

Для нейропедагогов, нейропсихологов, родителей


Елена Заподойникова

Дизайнер обложки Нейросеть Нейрохолст

Иллюстратор Нейросеть Нейрохолст


© Елена Заподойникова, 2024

© Нейросеть Нейрохолст, дизайн обложки, 2024

© Нейросеть Нейрохолст, иллюстрации, 2024


ISBN 978-5-0064-4355-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие от автора Сборника

Комбинированные нейроигры для детей 5—7 лет с учетом ритмов мозга и различных аспектов развития является увлекательной задачей. Приведенные ниже игры сочетают дидактическую часть с элементами, которые дети могут придумывать сами, что позволяет развивать креативность и мотивацию. Они соответствуют ФГОС, учитывают волновые циклы, ритмы мозга (тета, альфа, гамма, бета) и направлены на развитие метакогнитивных навыков, когнитивных способностей, эмоционального интеллекта и физического развития. Каждая игра рассчитана на 30—45 минут и может проводиться в онлайн-формате.

Эти игры предлагают увлекательный и многогранный подход к обучению, который не только развивает разнообразные навыки детей, но и стимулирует их творческое мышление и мотивацию к обучению. Задания в играх подбираются в соответствии с возрастом, по желанию нейропедагога/нейропсихолога/родителя.

Предложенные игры включают уникальную комбинацию метакогнитивных и когнитивных задач, эмоционального интеллекта и физической активности. Важно использование ритмов мозга для максимизации эффективности обучения и интеграции игровых и образовательных элементов, что делает программу уникальной и актуальной для современного дошкольного образования.

Каждая игра учитывает ритмы мозга, что помогает оптимизировать обучение, чередуя интенсивную когнитивную активность с расслаблением и рефлексией. Такая структура помогает детям лучше усваивать материал, поддерживает высокий уровень мотивации и развивает метакогнитивные способности.

В каждой игре учтены ритмы мозга, которые помогают оптимизировать процесс обучения и поддерживать внимание детей. Альфа-ритм используется для расслабления и настроя на игру, бета-ритм – для активной работы и решения задач, тета-ритм – для погружения в атмосферу игры и рефлексии.

Игра начинается с вводного этапа, настраивающего детей на активное участие (альфа-ритмы), затем переходит к фазе активного решения задач и креативного процесса (бета-ритмы), и заканчивается этапом рефлексии и создания историй (тета-ритмы). Такая структура помогает детям эффективно усваивать материал, развивать метакогнитивные навыки и эмоциональный интеллект, а также поддерживает их физическое развитие и мотивацию к обучению.

Игры структурированы таким образом, чтобы идти от простых к более сложным задачам в течение недели. Это позволяет детям постепенно погружаться в процесс обучения и развивать различные навыки.

В начале недели выбираются более легкие и вводные игры, которые настраивают детей на учебу. К середине недели добавляются более сложные задачи, требующие активного мышления и планирования. В конце недели акцент делается на творческие игры, позволяющие детям выразить свои идеи и рефлексировать. Такая структура помогает детям постепенно адаптироваться к учебной неделе и обеспечивает всестороннее развитие в рамках программы.

Данные идеи игровых форм, игры и занятия разработаны для авторской нейропсихолого-педагогической образовательной методики Заподойниковой Е. В. «Нейроматрёшка» 1.0©. Данная методика предусматривает всестороннее последовательное развитие метакогнитивных навыков и когнитивных способностей детей 5—7 лет с учетом волновых циклов (хронотипической ориентации) и ритмов мозга с целью социализации и индивидуального развития ребенка в игровой форме

Принципы методики:

– Учет ритмов мозга: Определение наиболее продуктивного времени для различных видов активности. Например, использование тетта-ритмов (4—8 Гц) для творческих заданий, альфа-ритмов (8—12 Гц) для расслабления и рефлексии, бета-ритмов (12—30 Гц) для активной когнитивной деятельности сложных задач и быстрого анализа.

– Системность и этапность: Обучение проходит поэтапно, от простого к сложному, с регулярным закреплением уже пройденного материала. Такой подход позволяет распределить умственные и эмоциональные нагрузки, оптимизируя процесс обучения

– Интерактивность и вовлечение: Игры и задания строятся таким образом, чтобы ребенок был активным участником процесса, мог придумывать свои правила, роли, что способствует развитию креативности и самостоятельности.

– Психологическая поддержка: Включение элементов эмоциональной поддержки и обратной связи, что помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.

Функции методики:

– Образовательная: Обучение детей основам чтения, письма, счета и другим ключевым когнитивным навыкам.

– Метакогнитивная: Развитие навыков планирования, саморегуляции, осознанности и рефлексии.

– Мотивационная: Формирование устойчивой внутренней мотивации к обучению через позитивное подкрепление и интересные задания.

– Социальная: развитие навыков коммуникации, сотрудничества, а также эмоционального интеллекта через совместные игровые действия.

4. Структура занятий:

– Подготовительная фаза (10 минут): упражнения на настройку и концентрацию, использование альфа- и тетта-ритмов для релаксации и подготовки мозга.

– Основная часть (25 минут): Интерактивные игры и задания, использующие бета- и гамма-ритмы для активации когнитивных процессов. Включение как индивидуальных, так и коллективных игр.

– Заключительная фаза (10 минут): рефлексия и закрепление материала, использование альфа-ритмов для снижения активности и подготовки к завершению занятия.

Методика акцентирует внимание на развитие навыков самоуправления у детей. Это включает умение планировать свои действия, самостоятельно решать проблемы и оценивать свою работу.

Дети учатся рефлексировать над своими действиями, понимать, как они учатся, и применять эти знания для улучшения своих учебных стратегий.

Методика позволяет снизить нагрузку на родителей, обеспечивая структуру и материалы для самостоятельных занятий детей. Родители могут быть уверены, что их дети получают качественное образование, даже если они сами не могут активно участвовать в процессе.

Дети получают навыки самостоятельного обучения, что повышает их уверенность в себе и мотивацию к обучению. Игровой подход делает процесс обучения интересным, уменьшая вероятность появления стресса или усталости.

В основе этой методики лежит идея, что оптимизация обучения возможна при согласовании всесторонних последовательных образовательных процессов с естественными ритмами мозговой активности, метакогнитивными стратегиями и волновыми циклами нагрузки (хронотипической ориентации).

В методике рассматриваются альфа, бета, тета и гамма волны, каждая из которых связана с определенными когнитивными и эмоциональными состояниями, а также волновая (хронотипическая ориентация) нагрузка при обучении.

Методика базируется на российских и зарубежных исследованиях в области нейропсихологии, педагогики и физиологии.

Новизна методики заключается в интеграции ритмов мозга, хронотипической ориентации, метакогнитивных и когнитивных навыков в единую образовательную программу. Это позволяет учитывать биологические ритмы мозга, что способствует оптимизации процесса обучения и повышению его эффективности.

Основная цель методики – всестороннее развитие детей 5—7 лет при подготовке их к школе. Методика направлена на:

– Развитие когнитивных способностей (память, внимание, логическое мышление).

– Формирование метакогнитивных навыков (саморегуляция, планирование, рефлексия).

– Стимулирование мотивации к обучению.

– Развитие коммуникативных и социальных навыков.

– Учёт ритмов мозга для повышения эффективности обучения.

Задачи методики:

– образовательные;

– коррекционные;

– воспитательные;

– здоровьесберегающие.

Заподойникова Елена, Нейропсихолог, 2024

100 авторских нейроигр «Нейроматрёшка» 1.0©

1. «Приключение на Планете Загадок»



Цель: Развитие логического мышления, способности к планированию и креативности.

Сценарий: Дети оказываются на вымышленной планете, где обитают различные существа. Чтобы взаимодействовать с ними и узнать секреты планеты, нужно решить логические задачи (для возрастной группы на выбор). Вначале ведущий задает вопросы, а затем дети могут придумать свои загадки для других.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Начало в альфа-ритме (расслабление и настройка), затем переход к бета-ритму (активное мышление), и завершающая рефлексия в тета-ритме.


2. «Магическая библиотека»



Цель: Развитие навыков чтения и понимания текста, развитие фантазии.

Сценарий: Дети попадают в волшебную библиотеку, где каждая книга оживает.

Они выбирают книги и создают свои истории, вдохновляясь прочитанным. В конце игры дети делятся своими историями.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа-ритм для настройки, бета-ритм для активного обсуждения, завершение в тета-ритме.


3. «Таинственные лабиринты»



Цель: Развитие пространственного мышления и командной работы.

Сценарий: Команды детей исследуют виртуальные лабиринты, решая головоломки и собирая подсказки, чтобы выбраться. Каждая команда придумывает историю о своем пути через лабиринт.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Переход от тета-ритма (вводная часть) к бета-ритму (решение задач), затем рефлексия в тета-ритме.


4. «Чародейские эксперименты»



Цель: Развитие познавательного интереса и навыков научного мышления.

Сценарий: В игре дети становятся магами и проводят «волшебные» опыты, которые на самом деле являются научными экспериментами. В конце игры они обсуждают, что произошло и почему.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Бета-ритм для активных действий, альфа-ритм для обсуждения и анализа.


5. «Космическое путешествие»



Цель: Развитие математических навыков и умения работать в команде.

Сценарий: Дети отправляются на исследование космоса, решая задания с числами, чтобы успешно пройти каждый этап полета. Они разрабатывают маршрут и обсуждают его.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Начало в альфа-ритме, основной процесс в бета-ритме, завершение и обсуждение в тета-ритме.


6. «Замок сказок»



Цель: Развитие речевых навыков и эмоционального интеллекта.

Сценарий: Дети становятся жителями волшебного замка и придумывают сказочные истории о его обитателях. В конце они разыгрывают свои сказки.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Начало в тета-ритме, основная часть в альфа-ритме, завершение в бета-ритме (обсуждение).


7. «Город будущего»



Цель: Развитие навыков планирования и проектного мышления.

Сценарий: Дети строят виртуальный город будущего, решая, какие здания и технологии будут необходимы. В конце игры они защищают свои проекты перед другими участниками.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа-ритм для вдохновения, бета-ритм для активной работы, тета-ритм для рефлексии.


8. «Таинственные джунгли»



Цель: Развитие навыков поиска информации и критического мышления.

Сценарий: Дети исследуют таинственные джунгли, где встречают разнообразные задания на поиск информации и решение головоломок. Они могут создавать свои истории о жизни джунглей.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа-ритм для введения, бета-ритм для активной работы, тета-ритм для обсуждения и выводов.


9. «Секреты древнего храма»



Цель: Развитие креативности и умения решать проблемы.

Сценарий: Дети становятся археологами, которые исследуют древний храм и решают головоломки, чтобы раскрыть его тайны. Они придумывают свои собственные артефакты и рассказывают их истории.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Тета-ритм для погружения в атмосферу, бета-ритм для активного действия, альфа-ритм для обсуждения.


10. «Пиратский остров»



Цель: Развитие математических и логических навыков, физическая активность.

Сценарий: Дети отправляются на поиск сокровищ на пиратском острове, выполняя математические задания и разгадывая карты. В конце игры они делятся найденными сокровищами.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Начало в тета-ритме, основная часть в бета-ритме, завершение в альфа-ритме.


11. «Легенда о драконьем городе»



Цель: Развитие воображения, стратегического мышления и навыков планирования.

Сценарий: Дети становятся героями, которые должны спасти город, защищаемый драконами. Они придумывают свои персонажи и планируют стратегию защиты города от врагов. Каждый ребенок придумывает свою историю о том, как он помог городу.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Начало в альфа-ритме для создания атмосферы, основная часть в бета-ритме для стратегического мышления, завершение в тета-ритме для рефлексии.


12. «Экспедиция на Северный полюс»



Цель: Развитие математических навыков, навыков командной работы и физической активности.

Сценарий: Дети отправляются на виртуальную экспедицию к Северному полюсу. По дороге они должны решать числовые задания и выполнять физические упражнения, чтобы пройти определенные участки маршрута.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Начало в тета-ритме, переход к бета-ритму для решения задач, завершение в альфа-ритме.


13. «Волшебная кулинария»



Цель: Развитие навыков чтения и понимания текста, креативного мышления.

Сценарий: Дети превращаются в шеф-поваров волшебной кухни, где готовят необычные блюда, следуя загадочным рецептам. В конце игры они придумывают свои рецепты и описывают их.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Начало в альфа-ритме, основная часть в бета-ритме, завершение в тета-ритме для рефлексии.


14. «Тайны морского царства»



Цель: Развитие пространственного мышления, критического мышления и навыков решения проблем.

Сценарий: Дети отправляются в подводное царство, где им нужно решить головоломки, чтобы раскрыть тайны морских обитателей. Они придумывают свою историю о подводных приключениях.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа-ритм для погружения в атмосферу, бета-ритм для активного решения задач, завершение в тета-ритме.


15. «Путешествие во времени»



Цель: Развитие исторических знаний, логического мышления и креативности.

Сценарий: Дети путешествуют в различные эпохи, решая задачи и узнавая интересные факты о прошлом. Они могут создавать свои истории о том, как они изменили бы историю.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Тета-ритм для введения, бета-ритм для основной части, альфа-ритм для обсуждения.


16. «Лесные приключения»



Цель: Развитие навыков наблюдения, физической активности и командной работы.

Сценарий: Дети отправляются в виртуальный лес, где им нужно находить скрытые объекты, выполнять физические упражнения и придумывать свои приключения. Они могут создавать истории о встречах с лесными жителями.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Тета-ритм для начала, бета-ритм для активных заданий, завершение в альфа-ритме.


17. «Волшебный цирк»



Цель: Развитие навыков публичных выступлений, креативного мышления и физической активности.

Сценарий: Дети становятся артистами волшебного цирка. Они придумывают номера и представляют их перед другими участниками, а также обсуждают выступления.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Начало в альфа-ритме, основная часть в бета-ритме, завершение в тета-ритме.


18. «Город искусств»



Цель: Развитие художественных и творческих навыков, эмоционального интеллекта.

Сценарий: Дети создают виртуальный город искусств, где представляют свои рисунки, песни или танцы. Они обсуждают свои произведения и делятся впечатлениями.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа-ритм для создания, бета-ритм для представления работ, тета-ритм для обсуждения.


19. «Тайны звездного неба»



Цель: Развитие научного мышления и навыков наблюдения.

Сценарий: Дети изучают звезды и планеты, решая задачи, связанные с космосом. Они могут придумывать свои созвездия и рассказывать истории о них.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Начало в альфа-ритме, основная часть в бета-ритме, завершение в тета-ритме.


20. «Королевство животных»



Цель: Развитие навыков исследования, эмпатии и командной работы.

Сценарий: Дети исследуют виртуальное королевство животных, изучают их поведение и придумывают свои истории о том, как животные взаимодействуют между собой.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа-ритм для начала, бета-ритм для активных заданий, тета-ритм для обсуждения и рефлексии.


21. «Загадочный архипелаг»



Цель: Развитие логического мышления, навыков планирования и креативности.

Сценарий: Дети становятся исследователями, путешествующими по архипелагу загадочных островов. Каждый остров требует от них решения головоломок и выполнения творческих заданий. Дети могут сами придумать уникальные правила и элементы каждого острова.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа для подготовки, бета для активной фазы решения задач, тета для создания историй о приключениях.


22. «Путешествие по материкам»



Цель: Развитие знаний о географии, культурных различиях и навыков коммуникации.

Сценарий: Дети исследуют виртуальные континенты, узнают о разных культурах и участвуют в играх, характерных для этих культур. Они создают свои истории о жизни на каждом материке и могут придумывать свои «культурные» игры.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа для погружения в атмосферу, бета для активного изучения, тета для обсуждения и создания историй.


23. «Магическая лаборатория»



Цель: Развитие научного мышления и экспериментирования.

Сценарий: Дети становятся магическими учеными, исследующими природу различных веществ и явлений. Они проводят виртуальные эксперименты, создают «волшебные» формулы и решают задачи, связанные с научными открытиями.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Тета для введения в тему, бета для проведения экспериментов, альфа для обсуждения результатов.


24. «Рыцарский турнир»



Цель: Развитие физических навыков, стратегического мышления и исторических знаний.

Сценарий: Дети становятся рыцарями, участвующими в турнире. Они выполняют различные физические задания, решают задачи по истории Средневековья и создают свои рыцарские истории.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа для погружения в атмосферу, бета для активных действий, тета для создания историй.


25. «Космическая экспедиция»



Цель: Развитие научных знаний о космосе, навыков наблюдения и воображения.

Сценарий: Дети отправляются в космическое путешествие на виртуальном корабле. Они изучают планеты, решают научные головоломки и создают свои истории о жизни в космосе.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа для начала, бета для решения задач, тета для создания историй.


26. «Волшебные числа»



Цель: Развитие математических навыков и логического мышления.

Сценарий: Дети изучают волшебный мир, где числа обладают магическими свойствами. Они решают математические задачи, открывают тайны чисел и придумывают свои магические числа.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Бета для решения задач, альфа для погружения в атмосферу, тета для обсуждения и создания историй.


27. «Королевство сказок»



Цель: Развитие навыков чтения, креативного мышления и воображения.

Сценарий: Дети попадают в королевство, где оживают сказки. Они читают отрывки из известных сказок, создают свои версии событий и придумывают новые сказки.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Тета для введения в сказки, альфа для создания атмосферы, бета для активного чтения и создания историй.


28. «Город мастеров»



Цель: Развитие креативного мышления, навыков ручного труда и воображения.

Сценарий: Дети создают свой виртуальный город мастеров, где каждый ребенок может быть художником, архитектором или ремесленником. Они придумывают свои мастерские и создают виртуальные изделия.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Альфа для начала, бета для создания изделий, тета для обсуждения и рефлексии.


29. «Тайны подземелья»



Цель: Развитие навыков логического мышления и воображения.

Сценарий: Дети исследуют виртуальное подземелье, полное загадок и сокровищ. Они решают головоломки и придумывают свои истории о находках.

Ритмы мозга по авторской методике «Нейроматрёшка» 1.0: Бета для решения задач, тета для создания историй, альфа для рефлексии.