На пятом и шестом семестрах обучения, после успешной сдачи студентами соответствующих экзаменов и зачетов, начиналась специализация. На коммерческо-техническом факультете в этих целях было создано пять специальных подотделов: 1) основной; 2) лабораторный и педагогический; 3) промышленный и фабричной инспекции; 4) торгового агентства; 5) железнодорожный [10].
В педагогическом плане наличие на факультете таких подотделов диктовалось следующими соображениями организаторов учебного процесса:
– специализация является необходимой как средство против весьма вредной для высшей школы энциклопедичности, ведущей к поверхностному усвоению знаний, безжизненности и непрактичности специальной школы;
– специализация является важным средством удовлетворения индивидуальных способностей, склонностей и особенностей характера слушателей;
– специализация дает слушателям время и возможность углубиться в цикл изучаемых дисциплин и изучить их более совершенно, а также, попробовав свои силы в ходе научного изучения конкретных явлений торгово-промышленной жизни еще в высшей школе, развить в себе способность применять научную методику при разрешении жизненных задач [11].
В этих целях на факультете активно проводились практические занятия, в ходе которых изучались конкретные фабрики, заводы, рынки, ярмарки, коммерческие предприятия. На основе такого изучения готовились специальные дипломные или лабораторные работы (над ними работали слушатели циклов, где широко применялись лабораторные занятия).
В практике коммерческо-технического факультета, как и института в целом, активно осуществлялся принцип связи учебы с жизнью, практикой хозяйственного развития. «Только чуткое внимание к той самой коммерческо-промышленной действительности, в области которой институт призван работать, – говорилось в Обзоре преподавания на коммерческо-техническом отделении, – даст ему возможность не отставать от жизни, быть действительно для нее полезным учреждением и даст институту заслуженное внимание со стороны этой жизни, т.е. сделает его жизненной необходимостью» [12].
Студенты старших курсов экономического факультета (отделения) после прохождения базисных семестров могли выбрать один из семи специальных подотделов:
1) основной (специальности: политическая экономия и торговое право);
2) педагогический (специальности: политическая экономия и экономическая география, законоведение):
3) коммерческо-финансовый (специальности: банковское дело, банковские вычисления);
4) страховой (специальности: страховое дело, страховые вычисления);
5) педагогический (специальности: счетоведение и коммерческая арифметика);
6) промышленный (специальности: фабричная инспекция, заведование торгово-промышленными предприятиями);
7) административно-финансовый (специальность: местное хозяйство).
Как видно из перечня специальностей, по которым готовил кадры Московский коммерческий институт, обучение преподавателей для коммерческих учебных заведений несколько отошло на второй план, уступив место подготовке практических деятелей народного хозяйства. Тем не менее, институт весьма серьезно относился к этой задаче и постоянно совершенствовал это направление своей деятельности.
Кроме углубленного изучения дисциплин, к преподаванию которых готовился будущий выпускник института, он изучал такие предметы, как история педагогики, педагогическая психология, школьная гигиена, история коммерческого образования в России и за границей. Для будущих преподавателей организовывались педагогические семинары по экономической географии, товароведению и другим предметам. Наряду с предметами экономико-коммерческого характера выпускники педагогических подотделов во время итоговых испытаний в обязательном порядке сдавали экзамены по педагогической психологии или истории педагогики.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги