Вот рассказ Климента, приведенный мною для ознакомления и назидания тех, кому случиться его прочесть» (Евсевий Кесарийский, Церковная история, 3,20—24).
Многие и другие деяния совершил Иоанн, о которых мы здесь не сказали. Скончался апостол в городе Эфесе в правление императора Траяна (см. Евсевий Кесарийский, Церковная история, 3,1; 3,23).
c. Понятие откровения
Греческое слово «апокалипсис» означает «откровение». Под откровением у церковных писателей обыкновенно разумеется сверхъестественное сообщение Богом человеку истин Веры, открытие Божественных тайн:
Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей (Кол 1:26—27).
Открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (Рим 1:17—19).
Поэтому Иоанн и начинает Апокалипсис следующим образом:
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (Откр 1:1—2).
Я, Иоанн, … был в духе… (Откр 1: 9—10).
В передаче Откровения Иоанну были задействованы все три лица Пресвятой Троицы: Бог Сын – ибо сказано «Откровение Иисуса Христа», Бог Отец – ибо сказано «которое дал Ему Бог», Святой Дух – ибо сказано, что Иоанн видел пророческие образы в духе.
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7).
Сообщаемое через Иоанна откровение содержит наиболее сокровенные тайны о промысле Божием относительно человечества. Тайны эти изложены в череде символических видений, большинство из которых в самой книге не истолковываются. Тем не менее, смысл Откровения в общих чертах был понятен отцам Церкви. Многие из них оставили свои толкования на эту книгу или ее части.
d. Пророчество на все времена
Апокалипсис – величайшая пророческая книга, приоткрывающая Божественный замысел о судьбе человечества и охватывающая огромный промежуток времени – от Откровения до Конца света. Таким образом, пророчество Апокалипсиса распространяется на всю новозаветную эпоху, постепенно раскрываясь во всей своей полноте. Окончательное исполнение Откровения состоится в конце времен, после Великого суда.
Поэтому сказано:
Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (Откр 1:3).
Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (Откр 22:7).
Близость исполнения пророчества тут разумеется троякого рода:
Для Бога это означает подтверждение Его вневременной сущности, ибо для него нет времени:
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет 3:8).
Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи (Пс 89:5).
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:12).
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь (Откр 22:20).
Для человечества близость исполнения пророчества означает перманентность Апокалипсиса, то есть его постоянное исполнение, ибо отдельные его видения соответствуют определенным историческим эпохам:
И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко (Откр 22:10).
Для отдельного человека близость исполнения пророчества означает быстротечность жизни во вселенском масштабе и возможность внезапной смерти, из чего вытекает необходимость постоянного духовного бодрствования ради спасения души:
Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим (Откр 3:2).
Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр 2:5).
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих (Откр 2:16).
Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Откр 3:11).
Из этого следует чрезвычайная важность пророчества Апокалипсиса и необходимость особой тщательности и осторожности при его толковании.
e. Правила толкования
Цель написания Апокалипсиса заключается в том, чтобы объяснить христианам смысл исторических событий с точки зрения Божественного замысла: показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре (Откр 1:1).
Мистическое изображение судьбы Церкви Христовой и всего мира предназначено подготовить верующих к преодолению трудностей как мирного времени, так и особенно антихристовых дней. Пережить непростые эпохи Церкви помогает осознание неизбежности гонений и неотвратимости конечного Божественного суда, на котором каждый получит по заслугам:
Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:11—12).
Пророческие видения в Апокалипсисе не всегда располагаются в хронологическом порядке. Строгая последовательность во времени соблюдается лишь внутри каждого отдельного видения. Из этого вытекают правила толкования, призванные соотнести эти видения друг с другом. В определенной мере эти правила были сформированы отцами Церкви, чье авторитетное мнение несомненно следует учитывать при толковании тех или иных видений.
События последних веков дают естественный повод осмыслить новейшую историю применительно к Апокалипсису, истолковать ее, восполнив тем самым древние толкования.
f. О предлагаемом толковании
Эта книга представляет собой толкование на Апокалипсис Иоанна Богослова. Построение текста не совсем обычно для такого рода литературы, и потому нуждается в пояснении. Толкование излагается не по порядку глав Апокалипсиса, а по авторскому замыслу, преследующему цель в наиболее удобной для восприятия последовательности донести до читателя смысл Откровения.
В целом книга выдержана в рамках православного христианского богословия. Однако поскольку текст содержит в себе значительную оригинальную часть, являющуюся частным мнением толкователя, то автор будет благодарен любым замечаниям и уточнениям со стороны христиан, более сведущих в православном богословии.
g. Паломничество на Патмос
На остров Патмос можно попасть только морским путем. Удобнее всего добираться с острова Кос, поскольку он является одним из ближайших к Патмосу мест, где есть авиасообщение с внешним миром и регулярное морское сообщение с Патмосом. На родину Апокалипсиса можно также доплыть из континентального порта Пирей или с одного из близлежащих островов.
Мой путь на Патмос лежал через Родос. Это самый крупный остров архипелага Додеканес, куда входит и Патмос. Родос с востока омывается спокойным Средиземным морем, а с запада – бурным Эгейским. В северной части острова располагаются морские причалы. Самым известным из них является гавань Мандраки, где стояла знаменитая статуя Колосса Родосского, включавшаяся в список античных семи чудес света. Ее история напомнила мне пророчество Даниила об исполинском истукане…
В 305 году до н.э. царь Сирии Антигон послал своего сына, прославленного полководца Деметрия Полиоркета, захватить Родос, но тот, после годовой осады не достигнув успеха, бросил под крепостными стенами осадные машины и удалился восвояси. Родосцы продали эти машины, а на вырученные деньги заказали скульптору Харету из Линда триумфальную статую Гелиоса. На ее возведение понадобилось 12 лет, высота статуи достигала 70 локтей (более 30 метров). Однако величественный Колосс простоял немногим дольше полувека. Во время сильного землетрясения 226 года до н.э. ноги статуи подломились, и она разбилась. Колосс оставался лежать в развалинах в течение многих веков. Его остатки были окончательно разграблены в 653 году.
Морской паром, на котором я добирался на Патмос, отплывал от Родоса в 17—00. Паром неспешно отчалил от пристани, оставляя за собой дорожку из вспененной гребными винтами воды, мягко колыхающуюся среди пронзительно лазурных волн. При смене курса парома пенная дорожка выписала небольшой крюк, затем вытянулась в почти ровную полосу, как бы кипящую изнутри. С левого борта можно было видеть удаляющийся Родос с величаво возвышающимися крепостными стенами Старого города, а с правого борта – скалы Малой Азии. Вскоре они оказались позади, и все вокруг заполонил один бескрайний морской пейзаж с небольшими островками, голыми и большей частью необитаемыми, лишь на немногих из них присутствие человека выдавали одинокие скиты монахов-отшельников. Порой по пути встречались прогулочные катера, баржи, парусные яхты.
Приблизительно в 19—30 на горизонте показался более крупный и населенный остров. По громкоговорителю объявили: остров Кос. Паром замедлил ход и, развернувшись кормой к берегу, стал причаливать. Затем началась погрузка-разгрузка автотрейлеров, выходили и заходили пассажиры. Это заняло примерно час по времени, так что можно было не спеша рассмотреть красоты всей видимой части Коса. Начинало вечереть.
Ближе к 22 часам паром подошел к острову Лерос. Стало почти темно. Многочисленные огни фонарей, свет из окон местных домиков и отелей придавали ночному Леросу сказочный вид. Стоянка опять была продолжительной, и можно было вдоволь налюбоваться завораживающей иллюминацией Лероса.
Забегая вперед, отмечу, обратно я добирался на пассажирском катамаране, стоянки были гораздо короче, и дорога заняла существенно меньше времени.
Как бы то ни было, около полуночи я с волнением сошел на святой берег Патмоса. Среди глубокой темноты ярким освещением выделялся патмосский портовый город Скала, а где-то в стороне на невысокой горе прожекторами подсвечивались стены Монастыря Святого Иоанна Богослова. Выходящих пассажиров прямо у ворот порта встречали отельные агенты. Один из них подвез меня прямо к отелю, находившемуся не слишком далеко от порта. После протяженного морского путешествия наконец-то можно было принять душ и выспаться.
Утром следующего дня я покинул уютный номер отеля и первым делом осмотрел окрестности. Патмос – это небольшой скалистый остров, по форме напоминающий голову морского конька. Самая высокая гора острова, Пророк Илья, достигает 269 метров над уровнем моря. Между горных вершин Патмоса живописно раскинулись утопающие в зелени долины. Цитрусовые сады, виноградники, сосны, кипарисы, земляничные деревья, эвкалипты, гранаты, оливковые деревья и другие зеленые насаждения смягчают суровый скалистый пейзаж. Наиболее крупными селениями Патмоса являются Хора, Скала и Камбос. Жилища местного населения представляют собой в основном одно- и двухэтажные домики белого цвета. Главной архитектурной достопримечательностью острова является средневековый Монастырь Святого Иоанна Богослова, расположенный на вершине селения Хора.
Расстояние от порта Скалы до Монастыря Пещеры Апокалипсиса составляет 2,2 километра по автодороге, ведущей в Хору. Между этими пунктами есть также пешеходная дорога, вымощенная камнями, она немного короче, но имеет более крутой подъем и проходит несколько в стороне от Пещеры.
Вход на территорию Монастыря Пещеры Апокалипсиса начинается от ворот с металлическими створками. По бокам ворот на невысоких стенах каменной кладки вмонтированы таблички, слева на греческом языке, справа на английском. Текст состоит из двух фраз. Сверху: «Святая Пещера Апокалипсиса». Ниже приведена цитата из Откровения: «Я был на острове Патмос (Апок. гл. А.9)».
Далее небольшая аллея ведет к самому монастырю. Он представляет собой выбеленное каменное здание, стоящее прямо на скале, как бы накрывая собой Пещеру. Над входом в монастырь помещена мозаичная икона, изображающая апостола Иоанна Богослова, который диктует своему ученику Прохору текст Апокалипсиса. Прохор был одним из семи дьяконов, назначенных апостолами и, также как Иоанн Богослов, находился в ссылке на Патмосе. Позже Прохор стал епископом Никомидии.
Я вошел внутрь. Впереди с правой стороны находилась церковная лавка. Напротив нее, слева – выход на лестницу, ведущую вниз. Преодолев несколько лестничных пролетов, я оказался перед входом в Святую Пещеру.
Внутреннее пространство Пещеры как бы разделено на две части. Слева располагается Храм Святой Анны, матери Богородицы, построенный в XI веке Блаженным Христодулом. Справа, отделенный лишь свисающими сверху каменистыми выступами, находится Храм Святой Пещеры. Здесь, в этой Пещере, апостолу Иоанну Богослову был ниспослан Апокалипсис.
<…> На этом я прерываю рассказ о паломничестве, ибо даже самое точное словесное описание не может заменить чувств, которые испытывает православный христианин от приобщения к великой святыне. Это нужно испытать самому.
Часть 1. Откровение с Неба
Глава 1:1. Первое видение славы Господней
Иоанн Богослов был сослан императором Домицианом на остров Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр 1:9). Там апостолу случилось духовное видение. Вот как он об этом рассказывает:
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего (Откр 1:10—19).
Иисус Христос явился Иоанну, чтобы передать через него Откровение, имеющее важное значение для всего человечества. Христос предстает апостолу в сиянии небесной славы и в одежде первосвященника.
О таинственном священстве Иисуса сказано:
Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр 5:5—10; см. Пс 109:4).
Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр 7:1—3; см. Быт 14:18).
По подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Евр 7:15—17).
Иисус не называет Себя по имени, но Иоанн узнает Его, ибо говорит о Нем: подобный Сыну Человеческому (Откр 1:13). Это прозвание Христа (Мессии, Помазанника) восходит к ветхозаветному пророчеству Даниила:
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13—14).
Часто это прозвание употребляется и в Евангелиях, где порой Христос называет Себя также:
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит [Иисус] расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф 9:6; ср. Мк 2:10; Лк 5:24).
Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие (Мф 17:22; ср. Мф 20:18; 26:2, 24, 45; Мк 9:31; 10:33; 14:21, 41; Лк 9:44; 22:22).
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф 17:9; ср. Мк 9:9).
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19:28; ср. Мф 25:31; Лк 22:69; Ин 5:27; 13:31).
Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф 16:27; ср. Мф 13:41; 18:11; Лк 9:56; 19:10).
Ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк 17:24; ср. Лк 17:30; 18:8).
См. также Мф 8:20; 10:23; 11:19; 12:8, 40; 13:37; 17:12; 20:28; 24:44; 25:13; Мк 2:28; 8:38; 10:45; Лк 6:5; 7:34; 9:26, 58; 11:30; 12:8, 40; Ин 3:13; 6:27; 12:34.
В последующем, обращаясь к семи асийским церквам, Иисус несколько раз в различном виде называет Себя иносказательно:
Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников (Откр 2:1).
И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив (Откр 2:8).
И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч (Откр 2:12).
И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану (Откр 2:18).
И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд (Откр 3:1).
И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит (Откр 3:7).
И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр 3:14).
Ибо Иисус Христос есть Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив, Имеющий острый с обеих сторон меч, Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану, Имеющий семь духов Божиих и семь звезд, Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников, Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит, Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр 2:1, 8, 12, 18; 3:1, 7, 14).
Означает это следующее.
Так говорит Первый и Последний (Откр 2:8). Первый и Последний (Протос и Эсхатос, Начало и Конец) – эти наименования прообразуют Христа как Начало и Конец всего сущего. Ибо о начале времен сказано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:1—3). И о воздаянии через Христа в конце времен: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим 6:22). Конец же грешников – вечная смерть (см. Рим 6:21). Также сказано: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр 1:8; ср. Откр 1:10, 17; 2:8; 21:6; 22:13). Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита, с использованием которого записан Апокалипсис. Иисус Христос, как вторая ипостась Пресвятой Троицы, именуется также и Логосом (Слово Божье, Бог Слово). Альфа и Омега, таким образом, знаменуют полноту и совершенство Слова.
Который был мертв, и се, жив (Откр 2:8). Иисус был распят на кресте, умер, а затем воскрес. И еще: Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Откр 1:17—18). Воскреснув, Иисус победил смерть и освободил из ада патриархов, переведя их в рай.
Имеющий острый с обеих сторон меч (Откр 2:12). Меч в данном видении – это меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17). Слово изображено оружием ибо оно в устах Господа прежде всего является обличающим пророчеством, разящим греховные помыслы: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34); Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12); Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих (Откр 2:16); Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя (Откр 19:15; ср. Откр 19:21).
Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану (Откр 2:18). Иисус Христос – Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы. В Иоанновом видении Он предстает в сиянии небесной славы: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи… и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей (Откр 1:14—16). Белая овечья шерсть (волна) символизирует Божественную чистоту (ср. Дан 7:9), также как и халколиван, который в переводе означает «белая медь». Огонь символизирует Божью силу (ср. Откр 20:9).
Имеющий семь духов Божиих и семь звезд (Откр 3:1). Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников (Откр 2:1). Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей (Откр 1:20). Семь звезд – это семь Ангелов или семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6), находящихся перед престолом Его (Откр 1:4). Они начальствуют над семью церквами, которые символизируют семь периодов Вселенской Христианской Церкви.
Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит (Откр 3:7). Ключ Давидов – это ключ к толкованию пророчеств или ключ разумения (Лк 11:52; ср. Мф 23:13). Ибо если пророчество истинно истолковано, то никто не сможет исказить его смысл. Поскольку пророчества нередко даются в символическом виде, то смысл их заперт до момента открытия пророческой двери (ср. Откр 3:8) указанным ключом, называемым по имени пророка-псалмопевца Давида.
Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр 3:14). Иисус Христос – Сын Божий, Бог Слово, второе лицо Пресвятой Троицы, воистину начало создания Божия, ибо сказано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1:1—3). Через Иоанново пророчество передается благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь (Откр 1:4—6). Иисус Христос, Бог Слово, есть Аминь, то есть Истина, ибо Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Иер 10:10). И еще сказано: Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин 17:17). И еще: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына [Божия] имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни (1 Ин 5:5—12). Горе же тем, которые имеют пред собою Истину, но слепо вопрошают: что есть истина? (Ин 18:38).