Как написать книгу
Константин Моренко
© Константин Моренко, 2024
ISBN 978-5-4490-9522-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
Написать книгу – это приключение или адский труд? Все мы знаем о писателях, которые только и пишут ночами, а днями спят, переживают муки творчества и с трудом (и вредом для собственного здоровья) создают шедевральные книги. К сожалению, судьба таких книг не всегда однозначна: многие из них, созданные под влиянием усталости или алкоголя, не принимаются даже к публикации.
Когда у меня набралось больше десятка идей, которым самое место в книгах, я стал разбираться, насколько же сложный процесс написания книги и есть ли мне резон к тому, чтобы вообще реализовывать эти идеи в книги?
Идея написать эту книгу появилась у меня около года назад. В тот момент у меня была дюжина идей для разных научно-популярных книг, и я наконец приступил к тому, чтобы сделать распространение информации (sharing) частью своей жизни. Так возникли все идеи для моих книг.
Но по мере того, как я брался за написание книг, я обнаруживал, что творческого запала мне хватает от силы на десять страниц, и не более чем на два-три дня. В то же самое время я знал, что у меня достаточно мыслей и это не кризис идей. Мне попросту не хватало привычки для того, чтобы писать каждый день. Но после того, как я начал писать каждый день, я обнаружил, что очень быстро мои наброски превращаются в «записки», а не в структурированную книгу.
С того самого момента я начал анализировать свой собственный подход к написанию книг, стал изучать эту тему по материалам Интернета и других книг. Тогда и родилась идея сделать такую книгу, в которой я не только рассмотрю подход к процессу написания книги, но и такой важный фактор, как публикация ее отрывков, в данном случае в Интернете.
Когда я взялся за эту книгу, у меня за плечами уже был практический опыт написания художественных и научных работ, но не было никакой теоретической основы, весь мой опыт представлял просто нагромождение событий, которые нужно было структурировать и выявить наиболее полезные фрагменты. Я начал писать эту книгу для того, чтобы структурировать свой собственный опыт и передать его другим, потому что лучший способ что-то узнать – объяснить это другим.
Введение
Приключение
В то же самое время процесс написания книги не является таким уж сложным. Здесь будет уместно упомянуть о разнице между процессом и результатом, ведь в приключении нас интересует не только результат, например, найденный клад, но и сам процесс поиска и драйв от различных ситуаций и решения по преодолению их.
Приключенческие книги знакомы всем, например, «Остров сокровищ» Роберта Луиса Стивенсона. А эта книга является не столько самим приключением, сколько руководством по тому, как организовать свое собственное приключение в процесс написания книги. В финале будет настоящий клад – первая (или уже не первая) собственная книга. По ходу будет множество вызовов, похожих на пиратов, бури и странный остров, на который мы направляемся, но еще не знаем, что нас ожидает там.
Именно поэтому эта книга оформлена как приключение. Настоящее приключение, которое рекомендуется пережить каждому. Я выбрал свое приключение в области литературы и написания книг и соответственным образом выбрал маршрут, подготовил инвентарь и пустился в путь. А по завершению я получил не только опыт написания книги но и множество весьма интересных сувениров, которые теперь заняли почетное место на полке, напоминая о том, что я пережил.
Жизнь сама по себе очень большое приключение, и в ней всегда есть место для приключений поменьше, например, для того, чтобы написать книгу. Не обязательно становиться после этого профессиональным писателем, но хотя бы одну книгу в собственной жизни написать всегда можно, это не запрещено.
Написание книги
Я хочу предостеречь читателей от мнения, будто бы написание книги является довольно быстрым занятием. В действительности написание нешаблонной книги, для которой нет заранее готового списка и отдельных фрагментов содержания, может занять более года.
Еще до того, как я придумал идею для своего второго романа, я решил, что в нем я постараюсь учесть и записать количество израсходованного времени. Я завел специальную тетрадь, куда записывал когда и сколько времени я работал над написанием романа.
С момента появления идеи до завершения романа прошло 446 дней, из них я писал только 39 дней и в общей сложности около 40 часов. Роман состоит целиком из текста и содержит около 310 тысяч символов. В день я писал примерно по одному часу и по 2,5 страницы (7,8 тысяч символов). Пусть эти цифры не пугают Вас, но служат ориентиром того, что первый опыт может быть не самым впечатляющим. Но эмоции, вызванные завершением первой книги с лихвой перекрывают все трудности, которые попадаются на пути.
Поскольку книга находится в стадии написания, то по тексту книги Вы можете встретить слова в квадратных скобках, это означает, что по мере формирования книги здесь появятся ссылки на другие разделы или материалы в Интернете.
Подход, используемый в этой книге
И Вам и мне всегда хотелось бы сделать свою собственную жизнь проще, например, взять книгу, прочитать ее, выполнять приведенные в ней рекомендации и улучшить свою жизнь. К сожалению, это очень часто невозможно из-за того, что условия жизни разных людей не совпадают, и поэтому всякий рецепт из книги нужно адаптировать под свои собственные условия. Но многие книги умалчивают о необходимости такой адаптации.
Эта книга написана в другом ключе: вместо того, чтобы давать готовые рецепты, книга содержит очень много сведений о том, что связано с процессом написания книги. С этого начинается знакомство с предметом. Приведены упражнения, которые дают основные практические навыки, которые значительно помогут в деле написания книги.
Вместо того, чтобы давать большое количество отдельных навыков и упражнений, не поясняя из связь друг с другом, я предпочитаю максимально возможно охватить предмет книги, а читатель может при необходимости найти интересующие его детали в других источниках. Его большим преимуществом будет то, что общее представление о предмете книги будет уже сформировано.
Подготовка: Что может пригодиться
Подход к качеству
Очень давно в Японии и США стартовала программа по награждению компаний, достигших наивысшего уровня качества выпускаемой продукции. После этого стало интересно, как эти компании добились такого уровня качества и почему это удалось именно им, а не другим. В ходе изучения деятельности этих компаний было выяснено, что они уделяли внимание не только качеству продукции, но так же и качеству организации работы в компании.
Общее качество складывается из трех составляющих:
– качество продукции;
– качество организации процессов в компании;
– уровень квалификации персонала.
Сочетание этих трех компонентов в конечном итоге позволяет нам наиболее быстро и стабильно развивать собственное дело, а в данном случае организовать написание книги. По ходу книги Вам могут встречаться ссылки вида «К-1» на приведенные ниже показатели качества. По ходу написания книги я уделял очень много времени тому, чтобы не просто написать книгу о том «как писать книги», но и подойти к этому процессу как единой реализации идеи в виде материального продукта в цифровом или бумажном виде.
В книге я рассматриваю подход к качеству продукта (книги) с точки зрения этих показателей качества. Рассмотренные подходы к формированию качества продукции хоть и рассмотрены применительно к книге, могут быть использованы далеко за пределами этой сферы деятельности.
Далее мы рассмотрим 14 универсальных принципов Эдварда Деминга, с практическим рассмотрением их применения к созданию книги.
К-1 Постоянство цели
В первую очередь, повышение качества работы должно быть постоянным. Автор должен думать о качестве книги, о качестве организации своей работы и о своей квалификации постоянно. Но только думать о качестве мало, нужно применять эти знания на практике, то есть в процессе собственной работы над книгой.
Автору нельзя забывать о качестве материала. Конечно, ошибки случаются, и это нормально, но это не значит, что мы должны допускать их снова. В своем сеансе работы можно выделить время на то, чтобы подумать над повышением качества.
Сразу уточню, что количество материала для меня не входит в качество книги. То есть некоторое количество символов в день писать обязательно, но нельзя просто постоянно наращивать скорость. Улучшение качества автоматически приведет к росту продуктивности.
К-2 Новая философия качества
Если рассматривать книгу как конечный продукт, то традиционный способ сделать ее качественной состоит в том, чтобы провести ряд процедур: редактуру, верстку, исправление опечаток и так далее.
Философия качества, которую я привожу здесь, радикально отличается от традиционной модели: вместо того, чтобы исправлять ошибки, опечатки, несоответствия ссылок и прочего, рабочий процесс должен быть организован таким образом, чтобы количество ошибок заранее было сведено к минимуму.
На примере перекрестных ссылок: когда в тексте Вы хотите вставить ссылку, то сделайте это сразу. Обычно такой процесс занимает не более 15—30 секунд. Преимущество очевидно: не потребуется дополнительно проверять файлы на правильность ссылок, в результате чего качество материала (то есть минимальное и в идеале отсутствие нерабочих ссылок или заготовок ссылок) будет гораздо выше. Гораздо проще писать абзац за абзацем с уже максимально наполненным текстом, чем потом добавлять ссылки или исправлять предложения.
К-3 Встраивание качества
Пожалуй, это один из наиболее сложных пунктов с точки зрения книги. С одной стороны мы должны не ограничивать фантазию автора во время создания материала, но с другой стороны, написанный материал должен потом пройти проверку на качество материала, то есть должен быть критически рассмотрен.
Вместо того, чтобы создавать некачественный материал и затем преобразовывать его в качественный (то есть переделывать), лучше сразу организовать рабочий процесс так, чтобы материал получался качественным. Это значительно сэкономит время на последующих переделках.
К-4 Цена не является главным показателем
Закупки по самой низкой цене обеспечивают нам наименьший предельно допустимый уровень качества. Имея на входе низкокачественный материал очень трудно (если вообще возможно) получить на выходе качественный продукт. Для книги это означает наличие качественных входных материалов для разделов, и использование в процессе «производства» качественных программ.
Здесь следует обратить внимание на то, что цена продукта не обязательно отражает его возможности, например, нам требуется только базовая обработка фотографий для книги, тогда незачем покупать дорогостоящий пакет для обработки фотографий – большинство функций окажутся бесполезным приобретением; его вполне можно заменить на бесплатный аналог.
С другой стороны это так же и затрачиваемое время: книгу можно набрать и в примитивном текстовом редакторе и в сложном текстовом процессоре. Результат будет разным: текстовый процессор значительно упрощает работу, может автоматически создавать оглавление и имеет много других полезных функций, но эти функции нужно изучать, то есть тратить время. Хотя чаще всего эти затраты оправдывают себя.
К-5 Улучшайте каждый процесс
В книге я уделяю много внимания разложению процесса создания книги на отдельные этапы: написание текста, редактирование, оформление, публикацию, планирование и «ловлю идей». Это необходимо для того, чтобы непрерывно улучшать процесс написания книги.
Чаще всего люди не обращают внимания на мелкие проблемы, пока они не становятся настолько большими, что делают цель недостижимой. Например, энтузиазм в написании книги может быстро угаснуть: обычно этот период составляет от недели до нескольких месяцев. Но большая проблема «потери энтузиазма» всегда состоит из мелких неприятностей: много ошибок в тексте, неподходящее время, отсутствие должного настроя и многих других. Все эти проблемы находятся на разных этапах «производства», и немного видоизменяя процесс написания книги можно решить эти препятствия по отдельности, пока их не накопится достаточно, чтобы напрочь затормозить написание книги.
Совет: Не пренебрегайте идеями по улучшению качества процесса
Иногда проблемы как таковой нет, просто возникает хорошая идея по улучшению процесса, например, напечатать карту книги и повесить на стену, чтобы постоянно иметь ее под рукой. Это тоже очень хорошо, потому что позволяет улучшать процесс не от проблемы, а к результату.
Если возникает ощущение, что где-то в процессе есть проблема, то нужно обязательно потратить время на ее поиски и решение.
Вы можете возразить, что хотите написать книгу, а не решать проблемы. Из своего опыта я убедился, что если не решать проблемы, которые возникают по ходу написания книги, то ее становится просто невозможно написать. В конце концов, написать книгу и означает решить все проблемы на пути к книге, а не просто выложить весь материал.
Упражнение: Попробуйте найти по крайней мере три способа улучшить что-либо в своем процессе написания книги
К-6 Постоянное обучение
Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее. (Королева. Л. Кэррол, «Алиса в Зазеркалье»)
Мы живем в очень динамичном и быстро изменяющемся мире. Почти каждый день появляются новые методы, подходы, способы, знания людей о мире обогащаются. Для того, чтобы производить товар (в данном случае книгу) наиболее высокого качества, следует использовать наиболее новые технологии.
Зачем формировать оглавление вручную, если это может сделать машина, да еще и без ошибок? Но для этого нужно изучить существующие возможности. Обучение новым методам работы является такой же неотъемлемой ее частью, как и написание материала. Для меня почти вся эта книга стала таким обучением, поэтому я и взялся за ее написание. Очевидно: стоит ли потратить час чтобы найти в Интернете материалы по автоматическому созданию оглавления или потом потратить полдня на то, чтобы сделать его вручную и перепроверить результат?
Конечно, не все самые передовые технологии стоит использовать в своей работе: наиболее передовые методы являются наименее надежными, и могут привести к снижению качества из-за того, что будут плохо согласованы с существующей системой написания книги. Здесь важен разумный подход. Но не использовать уже годами отработанные методы по крайней мере недальновидно и в конечном итоге снижает качество результатов.
К-7 Лидерство
Пожалуй, один из самых сложных принципов управления качеством. Я, как и многие другие, хотел бы получить в качестве этой книги готовый рецепт (алгоритм), который можно было бы выполнить по шагам и получить конкретный результат – книгу. К сожалению, пока человечество не нашло такого подхода.
Лидерство означает ответственность за результат. Можно просто хорошо или плохо следовать советам книги и получить в конце какой-то результат. А можно и не получить вовсе и обвинить автора в том, что он написал принципы, которые не работают. Но если я принимаю на себя ответственность за результат, то я вместо обвинения автора ищу подходы, использую материалы других авторов, но следую к своей цели – качественной книге.
К-8 Уберите страхи
Человек может сделать по-настоящему качественный продукт только тогда, когда он не испытывает страха. Любой страх, будь то страх публикации или страх того, что кто-то позаимствует идею без надлежащей ссылки на автора препятствует истинному качеству. Обычно в этом случае предлагают «бороться» со страхами, но что это в сущности означает? Здесь возможны два подхода:
– научиться новым навыкам и измениться;
– изменить ситуацию, чтобы для появления страха не было причин.
Но думайте не только о себе. Команда обеспечения может испытывать страх перед автором из-за того, что будет бояться обидеть его. Или реакции автора могут быть чересчур сильными, что в конечном итоге отобьет желание у команды высказывать свои мнения.
Может показаться, что нужно всего лишь предусмотреть основные страхи в начале и разобраться с ними. На деле оказывается, что ситуации, в которых проявляется боязнь действий, появляются гораздо чаще, и их нужно будет отслеживать постоянно. Страх является одним из главных препятствий, и умение вовремя отследить его появление и принять меры является одним из важных действий в процессе написания книги.
К-9 Устраните барьеры
Очень много проблем в процессе написания книги возникает из-за того, что отдельные люди (в том числе из команды обеспечения) по-разному понимают цели проекта. Даже небольшие отличия в понимании целей способны привести к значительным разногласиям в ходе их реализации. Именно поэтому очень важно уделить достаточно внимания пониманию целей книги, особенно при работе с командой обеспечения. Барьерами могут быть страхи, вызванные взаимоотношениями внутри команды обеспечения или страхами отдельных людей.
Очень важно фокусировать внимание на совместной работе, а не на разногласиях, а возникающие разногласия вовремя устранять, иначе они могут привести к развалу команды, что в свою очередь скажется на качестве результата.
К-10 Устраните пустые лозунги
Хотя данный принцип имеет больше отношения к работе внутри организации, он имеет место и при написании книги одним автором. Сущность этого принципа в отношении книги довольно нетривиальна. Всякая цель, которую ставит перед собой писатель, должна не только быть хорошо сформулированной, но и обеспеченной необходимыми ресурсами. Невозможно написать книгу объемом 100 страниц за час. Но зачастую многие из нас, написав первые 10—15% книги делают дальнейший расчет исходя из 6—8 часов работы в день. И разочаровываются в результате как только грандиозный план начинает срываться.
Если попробовать, например, писать в день 2 тысячи символов вместо одной, то на первых порах это может дать хорошие результаты, но без должного обеспечения ресурсами человек быстро «выгорит» и его скорость упадет до 500 символов в день. Поэтому такие стремления в первую очередь должны быть снабжены достаточным количеством ресурсов, например, времени. В процессе написания книги для нас так же имеет значение и качество материала, поэтому необходимо так же достаточное количество времени на переработку этого материала, в том числе на уровне подсознания.
К-11 Устраните произвольные числовые нормы
Хотя я и рекомендую установить некоторую норму написания текста каждый день, все же этот подход должен использоваться с пониманием некоторых ограничений. Не забывайте, что прежде всего нас (и автора и читателей) интересует качество книги. Бывают небольшие книжки, которые стоят десяти толстых томов, и именно они в конечном итоге оказываются в выигрыше. Установленное количество текста, который должен быть написан за день, является скорее ориентиром, но никак не целью. В этом принцип долговременной пользы: лучше написать всего несколько строк, но глубоко продуманных, чем несколько абзацев просто «воды». Попытка выдать за день больше текста в конечном итоге приводит к падению его качества и просто растягиванию идей на большее количество слов.
К-12 Гордость за свое дело
Гордость и осознание важности своих действий, будь то для себя (гордиться, что я реализую свою мечту) или для других является очень важным этапом производства качественного продукта, причем, не имеет значения, будет ли он книгой, устройством или чем-то еще. Команда обеспечения должна иметь возможность гордиться тем, что они помогают автору в столь важном для него деле и не только «прикладывают руку» к книге, но и в некотором роде являются помощниками в его саморазвитии на этом пути. Все противоречия, попытки сравнивать людей друг с другом только навредят этому. Сравнивать себя можно только с собой в прошлом, но тут нужна определенная осторожность.
Пусть вклад команды обеспечения будет небольшим (а он именно таким и должен быть), но важным. Понимание того, что я пишу книгу не только для того, чтобы ее продать (хотя это и важно для меня), но и для того, чтобы помочь другим людям, поделиться с ними своим опытом и указать на мои ошибки, чтобы они их не совершали, в конечном итоге приводит к тому, что я пишу материал совсем не так, как я бы писал, если бы единственной моей целью были продажи.
K-13 Стремление к образованию
Чтобы делать делать книги лучше, недостаточно всего лишь изучить некоторые принципы, нужно постоянно двигаться вперед. Но знания о других, казалось бы, совершенно не связанных вещах порой могут принести немало пользы: это и удачные примеры из других областей, и способы организации работы и подходы к контролю качества.
Очень важно признать в начале пути, что написать первую книгу это не столько написать, сколько изучить процесс, разобраться в себе и много чего еще. Именно поэтому в первую очередь внимание нужно уделять качеству, но понимать, что с самого начала качество может быть довольно невысоким. Со временем путем незначительных изменений в подходе к написанию книги, можно добиться выдающихся результатов.
К-14 Вовлеченность и активность
Хотя Деминг указывает, что именно высшее руководство в организации должно в первую очередь быть ориентированным на качество, и только после этого учить других сотрудников, при написании книги автор во многом является самостоятельным работником. Он и начальник и подчиненный.
Вовлеченность и активность состоит в том, что нужно не только декларировать другим свои принципы качества, но и следовать им постоянно в процессе написания книги, только это позволит добиться устойчивого прогресса в повышении качества материала. А за качеством материала последуют и все остальные показатели.
Умение излагать свои мысли на бумаге
Когда начинаешь писать книгу, успех во многом определяется не только вдохновением, но и первоначальной подготовкой. К одному из видов такой подготовки относится умение излагать мысли на бумаге, которое пригодится при написании основного содержания.
В этом нам может помочь как вдохновение, так и некоторый практический опыт, который лучше приобрести до начала написания основного содержания. Первые 20—30 предложений обычно получаются довольно трудными, и часто полностью переписываются. Для того, чтобы сэкономить время в дальнейшем, я предлагаю как раз и потренироваться на этих предложениях.
Упражнение
Для того, чтобы научиться излагать свои мысли на бумаге, выделите в ежедневнике на странице место для одного предложения, или запишите ежедневную задачу: написать одно предложение. Обычно предложения группируются в тему, например, по теме будущей книги.
Так у Вас одновременно появится начальный материал для книги. Предложения не обязательно должны образовывать связный текст, но будет нелишним, если некоторые из них будут связаны друг с другом.
Такая практика на протяжение нескольких недель позволит Вам подготовиться к тому, чтобы ежедневно писать по 1—3 тысячи символов текста. Количество предложений, которые нужно написать для этого объема, зависит от используемого стиля, например, в этой книге длина предложения составляет примерно 120 символов, поэтому на тысячу символов понадобится 8 предложений.
С практикой Вы научитесь не только формировать предложения, но и целые абзацы, а так же научитесь следить за стилем предложений, что позволит в дальнейшем уменьшить количество времени на редактирование текста.
Если предложение никак не удается написать, можно воспользоваться таким приемом: нужно установить себе временные рамки на одно предложение. Например, установить таймер на 15 минут и все это время сидеть и формулировать предложение. Если по истечение этого времени предложение так и не «родилось», то на сегодня попытку можно отложить; сегодня неподходящий день. Со временем необходимость в таком упражнении отпадет, и каждый день будет появляться не по одному предложению, а по несколько абзацев.