banner banner banner
Фердинанд Порше. Машина для народа. Маленькие рассказы о большом успехе
Фердинанд Порше. Машина для народа. Маленькие рассказы о большом успехе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Фердинанд Порше. Машина для народа. Маленькие рассказы о большом успехе


13. Вся жизнь – гонка

В том же 1900-м году Порше увлёкся автогонками. Понять его несложно – молодой, амбициозный 25-летний человек всеми силами стремился доказать преимущества своего автомобиля над разработками конкурентов. А что может быть убедительней победы в автогонках?

К слову, автогонки до сих пор остаются своеобразным соревнованием технологий и марок в борьбе за покупателя серийных машин. Особенно это касается новых, неотработанных десятилетиями технических решений, каковым была и гибридная конструкция Порше.

Осенью 1900 года молодой конструктор выводит свой «Лонер-Порше» на гоночный трек. Машина, действительно, для того времени революционна. В передних ступицах два встроенных в ступицы электродвигателя мощностью по 2,5 лошадиных силы каждый. Тормозами оборудованы все четыре колеса (до той поры тормозами оснащали только задние колёса). Машина приёмиста, тяговита и способна развивать неплохую скорость.

Извилистый трек, проложенный по холмистой, изобилующий подъёмами и спусками местности, длинной в шесть миль Порше преодолел за четверть часа. Средняя скорость – 40 километров в час. Это был мировой рекорд, продержавшийся, впрочем, совсем недолго…

Именно в ходе этого испытания Порше почувствовал вкус к автомобильным гонкам. Три последующих десятилетия он будет постоянно возвращаться к конструированию гоночных машин. Более того, он будет принимать участие в гоночных заездах сам. Автогонки станут его любовью на всю жизнь.

14. Его судьба

После успеха на Парижской выставке Людвиг Лонер предоставляет Порше полную свободу действий. Требование лишь одно – сконструировать такой автомобиль, который бы вывел предприятие на новый уровень. И Порше работает, как одержимый. Он бесконечно совершенствует гибридную машину, создаёт новые проекты. Попутно конструирует бензиновые двигатели самого разного назначения – для локомотивов, тягачей, автомобилей и даже мотоциклов. Порше полон планов, хотя, не оставляет давнюю мечту создать дружную семью – тот самый тыл, необходимый любому человеку…

В 1904 году молодой, но уже известный в автомобильном мире Фердинанд Порше встретил любовь всей жизни. Это была юная девушка по имени Алоизия Йоханна Каес. В начале того же года они поженились. А 29 августа 1904 года в молодой семье Порше появился первый ребёнок – дочь Луиза.

Мы немного знаем об отношениях Фердинанда Порше и Алоизии Каес. Уже будучи всемирно известным конструктором, Порше никого не пускал в свою личную жизнь. Он считал себя человеком не публичным и уж точно – не «звездой». Потому и пропускал мимо внимания вопросы журналистов о семье.

Одно мы знаем точно – Порше был женат лишь однажды. И на всю жизнь остался верен своей рано ушедшей супруге. Её не стало в 1920 году, когда Порше исполнилось 45. Дальнейшую жизнь он посвятил работе и детям – дочери Луизе и сыну Фердинанду, появившемуся на свет через пять лет после сестры.

15. Луиза

Дочь Фердинанда Порше сыграла огромную роль в становлении семейного дела, особенно после смерти матери. По сути, она заняла ее место – хранительницы семейного очага. Нет, она не стала выдающимся конструктором. Но именно её брак с талантливым юристом Антоном Пихом открыл новую эпоху в истории компании Фердинанда Порше.

Поначалу Луиза никак не вмешивалась в дела отца. Напротив, старалась не мешать, не лезть со своими советами. Со временем она занялась конторской и организационной работой на семейном предприятии.

Но когда грянула беда и во французских тюрьмах оказались и её младший брат, и муж, и отец, Луиза ринулась их спасать. Она обивала пороги чиновничьих кабинетов, просила, убеждала, умоляла. Добивалась приёма у французских властей. И в конце концов своего добилась.

Сначала свободу получил её брат. А потом совместными усилиями они вытащили из заключения Антона Пиха и Фердинанда Порше старшего.

После войны Антон Пих занял пост президента компании Порше и остался в её истории как талантливый руководитель и умелый организатор. Но это было много позже…

А до тех пор Луиза успела стать матерью четверых детей. В 1929 году на свет появился их с Антоном Пихом первенец – Эрнст. В 1932 году родилась дочь – малышка Луиза. В 1937 году Луиза Пих родила ещё одного Фердинанда в семье Порше-Пихов. И наконец, в 1942 году на свет появился Ханс-Мишель Пих.

16. Новое назначение

Одним из главных жизненных принципов Фердинанда Порше была простая формула – «честный кропотливый труд всегда принесёт результат». Вскоре у Порше появилась возможность убедиться в действенности этой истины…

Компания Людвига Лонера занимала скромное место в ряду молодых фирм, которые разрабатывали и производили автомобили. Масштабы производства были невелики, поэтому и капитал, который Лонер мог направить на перспективные разработки, был небольшим. Амбиции же Фердинанда Порше простирались много дальше маленькой венской фирмы по производству электромобилей.

В 1906 году Порше получил лестное предложение от австрийского отделения «Даймлер». Фирма называлась «Аустро-Даймлер» и занималась продажей автомобилей немецкого производства. Но и не только – в Австрии разрабатывались дорогие модели «штучного производства», рассчитанные на богатых заказчиков. Не будем забывать, что автомобиль в начале ХХ века был предметом роскоши, а не средством передвижения. Порше был приглашён на должность технического директора и главного конструктора австрийского филиала «Даймлера».

Только за первые четыре года Порше, получивший так нужную ему власть и материальные ресурсы, сконструировал целый ряд великолепных автомобилей высшего класса, ставших признанной классикой мирового автомобилестроения. Это были автомобили марок «Принц-Генрих», гоночная машина «Саша» и две серии спортивных автомобилей – ADM и ADR.

17. Зарождение мечты

Работа над престижными, дорогими моделями легковых и гоночных автомобилей позволила Фердинанду Порше заработать репутацию выдающегося автоконструктора мирового класса и совершить целый ряд важных технических открытий. В частности, на первых гоночных «Аустро-Даймлерах» Порше отработал технологию нагнетателей-компрессоров, резко повышающих мощность двигателя при открытии дроссельной заслонки. Изобретением Порше стал механизм компрессора – нагнетателем воздуха был сам двигатель. Чем больше обороты коленчатого вала, тем больше давление, создаваемое лопатками нагнетателя. Тем выше мощность, больше обороты, больше давление – и так далее вплоть до достижения двигателем максимально возможной мощности.

Порше увлечённо занимался разработкой гоночных «болидов» – благо, в деньгах его не ограничивали. Этой свободе он во многом был обязан собственному характеру. Порше был неуживчив, категоричен, не разбирал авторитетов, когда разговор касался дела. Хозяева его даже немного побаивались, понимая, чем его таланту обязаны…

Но вот какая произошла штука. Разрабатывая машины для нуворишей, Порше вдруг задумался – как было бы неплохо, если машина была бы доступна любому человеку. Самому обыкновенному, с небольшим или, скажем так, средним доходом. Чтобы автомобиль стал в полном смысле семейным средством передвижения, а не забавой для богатых бездельников.

В рабочих тетрадях Порше появляются первые наброски «народного автомобиля». Пока ещё только весьма приблизительные.

18. Сын Фердинанд

19 сентября 1909 года, спустя пять лет после рождения дочери Луизы, семейство Порше пополнилось. На свет появился единственный сын Фердинанда Порше, которого решили назвать тоже Фердинандом. Такова была традиция этой семьи – многие её члены носили имена предков.

Так уж устроен этот мир, что дочери в раннем детстве больше тянутся к отцу, а сыновья – к матери. Но в семье Порше было всё иначе. Маленький Фердинанд с ранних лет боготворил отца. Возможно, привычным в человеческом сообществе детским комплексам просто не было времени развиться – отец сутками пропадал на работе. А часто и вовсе жил в других городах, переходя из одного филиала компании, где работал, в другой, а то и меняя сами компании. До 1923 года Фердинанд Порше был редким гостем в собственной семье. И только спустя три года после смерти Алоизии семья – отец и его дети поселились в одном городе и в одном доме, чтобы никогда более не разъезжаться слишком далеко…

Отец души не чаял в маленьком Фердинанде. Поначалу мальчика называли Ферди – как когда-то его отца. Но гувернантке, воспитывавшей маленького наследника Порше, больше нравилось прозвище Ферри, хотя оно было уменьшительным от другого имени – Франц. Ферри и Ферри, прозвище закрепилось. И в солидном возрасте, когда Фердинанд-младший занял место покойного отца, его называли не иначе как Фердинанд «Ферри» Порше.

19. Первая машина Ферри

Старая проверенная веками истина – на детях талантливых отцов природа отдыхает. В случае с семьёй Порше природа… лишь разгонялась. Ферри ни в чём не уступил гениальному отцу. Наоборот, он стал не просто помощником и соратником, но другом, великолепным сотрудником и в полной мере продолжателем дела великого родителя.

О таланте мальчика говорит такой факт. Дети Порше никогда не испытывали нужды. Отец очень хорошо зарабатывал и старался ни в чём не отказывать ни жене, ни детям. Собственно, финансовыми вопросами семьи Порше не занимался – Алоизия попросту распоряжалась семейным бюджетом, приобретая то, что считала необходимым, включая, между прочим, и сам дом, который обустраивала по своему разумению. Но когда подросший Ферри запросил у мамы дорогую игрушку, Алиоизия отправила его к отцу. Да, не просто к отдыхающему после напряжённого трудового дня папе, а к главному конструктору Фердинанду Порше – в его личный производственный кабинет.

Мальчишка тут же собрался и отправился на завод. Отец, увидев на пороге конструкторского бюро Феррри, удивился. Спросил в чём дело.

– Папа, – осторожно начал Ферри, – я хочу автомобиль. Знаешь, такой маленький, для детей. Но чтобы с настоящим мотором.

Как поступил отец? Подвёл 12-летнего мальчишку к кульману, вручил готовальню и сказал:

– Хочешь машину – создай её сам. А я тебе помогу.

И что вы думаете? У Ферри всё получилось!

20. Только вперёд!

К 1910 году Фердинанд Порше уже не только признанный мастер в области автомобилестроения, но ещё и выдающийся спортсмен, входивший в десятку самых выдающихся, самых прославленных автогонщиков Европы.

Именно в десятые годы, вплоть до начала Первой мировой войны, в Фердинанде Порше во всю мощь проявится ещё одна характерная черта – азарт. В этом человеке уживались усидчивость, сосредоточенность, терпение и стремление к успеху, воля к победе, целеустремлённость. Необыкновенное трудолюбие, жажда познания, способность предвидения и азарт игрока, авантюрная жилка, бесшабашность. Неразговорчивость, почти угрюмость и тонкий юмор, самоирония.

Поразительное было время, когда изобретатели были и строителями, и испытателями собственных творений. Нужно ли говорить, что кабинетный работник, «бумажный творец» Фердинанд Порше был и заядлым автомобилистом.

Выдавался свободный час – Порше отправлялся в гараж, брал в руки гаечные ключи и возился с новой машиной. А если позволяла погода, то Порше выводил машину из гаража и мчался на тренировочный трек, где отрабатывал до автоматизма навыки скоростного вождения собственных машин.

В гонках он не всегда приходил к финишу первым – ему приходилось соревноваться с очень талантливыми профессиональными гонщиками. Но в числе призёров в те годы были его машины. Первые три места неизменно оставались за «Аустро-Даймлерами» конструкции Фердинанда Порше.

21. Ничего лишнего

Работа в «Аустро-Даймлер», а позже и в «Даймлер-Бенц», позволила Порше разработать основные принципы конструирования гоночных болидов, остающиеся неизменными до сих пор. В современных машинах «Формулы 1», участвующих в мировых гонках, можно без особого труда обнаружить все основные разработки, воплощённые Порше почти сто лет назад.

Любой гоночный автомобиль должен быть предельно лаконичным. В «Аустро-Даймлерах» и гоночных «Мерседесах» Порше нет ни одной лишней детали, ни одного украшения, которое бы не несло важной функциональной нагрузки.

Особенно показательны машины «Мерседес» моделей S и К, созданные Порше в 1923 году в Штутгарте, в главном офисе компании «Даймлер». Автомобили моделей SS и SSK оказались настолько удачны, что до сих пор вызывают восхищение посетителей выставок антикварных машин. Более того, эти модели считаются лучшими автомобилями «всех времён и народов».