banner banner banner
Федерико Феллини. Федерико и Джульетта. Маленькие рассказы о большом успехе
Федерико Феллини. Федерико и Джульетта. Маленькие рассказы о большом успехе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Федерико Феллини. Федерико и Джульетта. Маленькие рассказы о большом успехе


Как Мазина потом призналась, она не поверила ни одному слову Федерико. Действительно, какой уж тут фильм, какая роль? Достаточно взглянуть на этого «цыпленка». Подпрыгивает, хорохорится. Выдумывает всякие небылицы… Но человек-то хороший. Добрый. Улыбается хорошо. Красивый… Да, пожалуй, красивый…

Феллини и сам не особенно верил тому, что говорит. Выдумщиком и фантазером он был с детства – сам же себя безапелляционно именовал «вруном», нисколько не смущаясь негативного смысла этого слова. Но в том-то и дело, что сейчас он говорил чистую правду. Он и в самом деле набирал группу актеров для своего первого фильма. И работал – честное благородное слово – на деньги самого Витторио Муссолини.

Феллини обязательно провел бы кинопробу, на которую пригласил Джульетту. Если бы… съемки фильма когда-нибудь начались. Но они не начались. А жизнь оказалась настолько стремительной, что скоро об этой договоренности – провести кинопробу Мазины – оба забыли.

А в тот памятный день Мазина сказала:

– Кинопроба? Неплохо, конечно. Однако… не ограничиться ли для начала рестораном?

5. Ресторан

Ах, уж этот Феллини… Джульетта, сама на всем экономившая (она старалась не обращаться к родителям за деньгами и зарабатывать на жизнь самостоятельно), прекрасно понимала, что у Федерико вряд ли найдутся деньги, чтобы заплатить за чашку кофе. И потому предусмотрительно поужинала, а потом отправилась на первое свидание.

Федерико встретил ее на улице в условленном месте, сжимая в руке букетик цветов. Потом они прогулялись по вечерним римским улицам… Конец лета. Воздух пропитан ароматом цветов. Дневной зной сменился вечерней прохладой. По улицам неслись нарядные автомобили. А они – гуляли.

О чем говорил Федерико в тот вечер? Мазина не помнила. Не помнил и Феллини. Так, всякая чепуха. Милая болтовня двух людей, один из которых уже по уши влюбился в свою юную спутницу. И Мазина была на том же волнующем пути…

Они зашли в ресторан, в котором Феллини заказал столик. Мазина с удивлением и тревогой отметила, что заведение было шикарным и очень дорогим.

Феллини предложил ей выбрать что-нибудь. Мазина заказала мороженое. Тогда Феллини взял меню и заказал… самые дорогие блюда, старое выдержанное вино и кучу неимоверно роскошных яств.

Мазина не могла найти себе места. Она взяла с собой все свои сбережения. Но их бы не хватило даже на пятую часть ужина.

И вот, наступила минута расплаты. Официант почтительно склонился, ожидая денег. Феллини вальяжно улыбнулся. И достал из кармана… толстенную пачку купюр! Таких денег Мазина не видела никогда и, как оказалось потом, больше не увидит. Это были самые большие деньги, которые Феллини держал в руках.

6. «Богач» Федерико

Где он взял это состояние? Федерико туманно выразился в том плане, что настоящий мужчина должен, прежде всего, хорошо зарабатывать. И что бедным быть неприлично. И так далее.

Мазина так никогда и не узнала, откуда в тот вечер у Феллини в руках оказалась эта пачка купюр. Скорее всего, он взял ее «напрокат» у своих многочисленных приятелей. Правда, даже приблизительные расчеты показывали, что таких друзей у Федерико должно было насчитываться не менее сотни. И все, что примечательно, должны быть вполне состоятельными людьми. А им – Феллини и его приятелям – зачастую приходилось обходиться одной булочкой в день и запивать ее обычной водой.

Мы тоже не знаем, где Феллини раздобыл деньги. Очень может быть, что он прибег к старому мошенническому приему, сложив купюры вдвое, чтобы пачка казалась толще. Не исключено, что настоящими были только внешние купюры, а все остальное – кусочки нарезанной бумаги. Как бы там ни было, но он расплатился за ужин и щедро дал официанту на чай.

Джульетта была сражена наповал. Да, этот юноша и в самом деле очень состоятельный и даже богатый человек. И его приглашение сниматься в кино, надо полагать, не пустая похвальба…

Самое поразительное, что в тот момент Феллини и сам верил тому, что говорил. Он всегда верил собственным фантазиям. И умная, практичная Мазина никогда не пыталась его разоблачить. Зачем? Если Федерико говорит, значит, так оно и было – даже если этого не было и не могло быть никогда.

Собственно, это и есть один из секретов счастливой любви. Вы не находите?

7. Помолвка

Через несколько дней об этой истории с рестораном они уже вспоминали, как о давнем прошлом. Об их общем прошлом – Федерико и Джульетты. Им понадобилось очень немного времени, чтобы окончательно друг в друга влюбиться, открыть свои чувства и твердо решиться на брак. Спустя две недели после первой встречи они объявили о своей помолвке…

Ах уж эта современная молодежь! Едва познакомились, уже близки. Едва узнали имена друг друга, уже готовы жениться. Едва поженились, а тут уже и развод… Но вот вам пример стремительной любви, которая очень скоро привела к браку. И брак этот оказался настолько прочным, что супруги – Федерико Феллини и Джульетта Мазина – прожили в нем ровно пятьдесят лет и один день. И разлучила их только смерть.

Сказка? Да, возможно. Только персонажи и чувства совсем не сказочные, а вполне реальные. И счастье реально, и боль. И трудности, и достижения. И сама жизнь этих удивительных людей – самая что ни на есть реальность…

Они объявили о своей помолвке друзьям и родным. Друзья несколько встревожились – не опасно ли устраивать свадьбу, когда военные ходят по пятам за призывником Федерико. А тетушка Джулия – самый близкий человек для Джульетты (кроме мамы, конечно) – спросила прямо, где молодые собираются жить. И где живут сейчас. Мол, нечего прикидываться святее папы Римского – мужчина и женщина, которые любят друг друга, не станут ждать свадьбы. И узнав, что нигде, предложила им собственный дом.

8. Тетя Джулия

Светлый ангел – тетушка Джулия. Она настолько любила племянницу, что когда той исполнилось четыре года, заявила сестре, что «конфискует» у нее дочку, дабы лично заняться воспитанием девочки. И, действительно, занялась. Увезла из Сан-Джорджио-ди-Пиано в Рим, поселила в своей квартире и… не отдала в школу, хотя матушка Джульетты сама была школьной учительницей. Несколько лет она обучала Джульетту пению, музыке, азам актерского мастерства. Она была уверена, что Джульетта обязательно будет великой актрисой. Причем, самого широкого дарования. Она будет петь, танцевать, играть на театральной сцене и в кино… Удивительно, но тетушка Джулия оказалась права!

На лето Джульетта уезжала домой. И уж тут за нее бралась матушка. За лето Джульетта нагоняла школьный курс, чтобы потом сдать экстерном экзамены за очередной школьный год. Потом снова возвращалась в Рим и занималась с тетушкой «настоящими делами».

Когда Джульетте исполнилось семнадцать, тетушка повела ее по театрам – показывать талантливую племянницу знакомым режиссерам и актерам. И добилась своего – Джульетта получила приглашение играть в труппе одного театра, другого, третьего. Потом началась ее короткая карьера ведущей радио…

Федерико понравился тетушке Джулии сразу и бесповоротно. Она и слышать не хотела о том, что молодые будут жить где-либо, кроме ее дома. А Федерико и не возражал. Кроме себя, предложить Мазине ему было нечего.

9. Федерико прячется от Муссолини

Ситуация на фронтах резко ухудшилась. Италия раскололась. Муссолини терял власть над страной…

Военные эмиссары словно обезумели. Они отлавливали на улицах итальянских городов всю молодежь без разбору и под конвоем отправляли ее на призывные пункты.

Федерико попадался на каждом шагу. И всякий раз избегал призыва, используя свои актерские задатки. Он изображал больного туберкулезом – беззастенчиво плевался, стараясь угодить слюной на мундир военного врача, который его осматривал. Тот испуганно шарахался и… отпускал Феллини «умирать». Так было несколько раз.

Потом он симулировал легкое сумасшествие и называл председателя призывной комиссии «матушкой» и «матерью семейства». Изображал плоскостопие, едва ни вывернув при этом суставы ног. Однажды он явился в комиссариат на костылях – одну ногу он туго прибинтовал к бедру. И заявил, что желает послужить отечеству на фронте. Его тут же прогнали вон, посчитав, что он издевается над призывной комиссией. А Федерико только того и добивался.

А когда можно было сбежать, он сбегал. Слышал внизу, в подъезде, шум воинского патруля, выбирался на балкон и по пожарной лестнице, через крышу, через соседний подъезд уходил от погони. Вечером возвращался на старое место. Опыт показывал, что второй раз военные сюда не придут. И Федерико мог чувствовать себя спокойно хотя бы неделю-другую.

10. Свадьба

Пока все обходилось… Но как быть с венчанием? Поговаривали, что военные и полиция устраивали в католических храмах настоящие облавы. Просто поджидали молодых, выходящих из храма после венчания. И под белы руки уводили новоявленного супруга в казармы, не позволив молодым насладиться первой брачной ночью.

Чего-чего, а Федерико в армию идти не хотел. Он терпеть не мог ни Муссолини, ни фашистов. Журнал «Марк Аврелий», в котором работал Феллини, был в 1942 году закрыт именно за свою антифашистскую позицию. Феллини совсем не планировал отправиться в армию прямо от алтаря… Однако, и он, и Джульетта были правоверными католиками. Не в том плане, что слепо верили и соблюдали все условности. Но позволить себе оскорбить чувства родителей гражданским сожительством не могли. Необходим был обряд венчания. Но – как избежать при этом вмешательства полиции и возможного ареста?

Феллини нашел гениальный ход. С помощью друзей он отыскал священника, который за относительно небольшие деньги (хотя в то время для Феллини любые деньги были большими) согласился обвенчать пару на… лестничной клетке дома тетушки Джулии, благо эта лестница с широкими перилами, выполненными в барочном стиле, чем-то напоминала старый католический храм.

Так и поступили. Пока священник зачитывал «согласен ли ты взять в жены…», приятели Федерико выглядывали из окон подъезда, пытаясь вовремя предупредить опасность. Они же выступили в качестве церковного хора.

Все прошло благополучно.

11. Свадебный подарок Федерико

В тот же памятный день 30 октября 1943 года, сразу после обряда венчания, молодые сели в пролетку, нанятую друзьями Федерико и отправились на прогулку.

– Куда мы едем? – спросила заинтригованная Джульетта, прижимаясь к Федерико.

– Это имеет значение? – спросил Феллини.

– Нет, – ответила Мазина. – С тобой – хоть на край света…

Они были очень скромно одеты и совсем не походили на молодоженов. Темный костюм Феллини имел лишь одно достоинство – он был тщательно отутюжен. А платье Джульетты было хоть и белым, но отнюдь не пышным, как полагается невесте. Волосы Мазины украшала живая роза.

Они подъехали к кинотеатру «Галерея». Феллини подал Мазине руку. И они вошли в зал.

– Поприветствуем молодоженов! – воскликнул стоящий на сцене конферансье.