banner banner banner
Влияние культуры индоевропейцев на Шумер и Древний Египет
Влияние культуры индоевропейцев на Шумер и Древний Египет
Оценить:
 Рейтинг: 0

Влияние культуры индоевропейцев на Шумер и Древний Египет


Династия Ур II

Династия Адаб

Династия марийцев

Династия Киш III

Династия Акшак

IV династия Киш

Династия Урук III

III век ранней бронзы: около 2700 – около 2200 г. до н. э.

Аккадский период: около 2334 – около 2154 г. до н. э.

Династия Аккадов (Саргон)

IV век ранней бронзы: около 2200 – около 2100 г. до н.э.

Гутианский период: около 2154 – около 2119 до н.э.

IV династия Урука

Династия Гутиан

Средний бронзовый век I: около 2100 – около 2000 г. до н. э.

Период Ура III: около 2119 – около 2004 до н.э.

Династия V Урука

Династия Ур III

Средний бронзовый век II A: около 2000 – около 1750 г. до н. э.

Период Исин-Ларса: около 2004 – около 1736 г. до н.э.

Династия Исин I

Династия Ларса

Средний бронзовый век II в. до н.э.: около 1750 – около 1650 г. до н.э.

Древневавилонский период: около 1736 – около 1475 до н. э.

Период Убайда отмечен особым стилем высококачественной расписной керамики, который распространился по всей Месопотамии и Персидскому заливу. Древнейшие свидетельства заселения происходят из Телль-эль-Уэили, но, учитывая, что условия окружающей среды в южной Месопотамии были благоприятны для заселения человеком задолго до периода Убайда, вполне вероятно, что более древние стоянки существуют, но еще не найдены. Похоже, что эта культура произошла от самарранской культуры из северной Месопотамии. Неизвестно, были ли это настоящие шумеры, которых отождествляют с более поздней культурой Урука. История передачи даров цивилизации (меня) Инанне, богине Урука, любви и войны, Энки, богом мудрости и главным богом Эриду, может отражать переход от Эриду к Уруку.

Археологический переход от периода Убайд к периоду Урук отмечен постепенным переходом от расписной керамики, производимой внутри страны на медленном круге, к большому разнообразию неокрашенной керамики, массово производимой специалистами на быстрых колесах. Период Урука является продолжением и переростком Убайда, основным видимым изменением которого является керамика.

Ко времени периода Урука, примерно 4100-2900 гг. до н.э., объем торговых товаров, перевозимых по каналам и рекам южной Месопотамии, способствовал возникновению многих крупных, стратифицированных городов с храмовыми центрами, с населением более 10 000 человек, где централизованные администрации нанимали специализированных работников. Совершенно очевидно, что именно в период Урука шумерские города начали использовать рабский труд, захваченный в горной местности, и в самых ранних текстах есть достаточно свидетельств того, что захваченные рабы были рабочими. Артефакты и даже колонии этой цивилизации Урук были найдены на обширной территории – от гор Тавр в Турции до Средиземного моря на западе и до западного Ирана.

Цивилизация периода Урук, экспортируемая шумерскими торговцами и колонистами, подобная той, что была найдена в Телль-Браке, оказала влияние на все окружающие народы, которые постепенно развили свои собственные сопоставимые, конкурирующие экономики и культуры. Города Шумера не могли поддерживать отдаленные колонии на большом расстоянии с помощью военной силы.

Шумерские города периода Урука, вероятно, были теократическими и, скорее всего, возглавлялись царем-жрецом (энси), которому помогал совет старейшин, включающий как мужчин, так и женщин. Вполне возможно, что более поздний шумерский пантеон был создан по образцу этой политической структуры. В период Урука было мало свидетельств организованной войны или профессиональных солдат, и в городах, как правило, не было стен. В этот период Урук стал самым урбанизированным городом в мире, впервые превысив 50 000 жителей.

Список древних шумерских царей включает ранние династии нескольких известных городов этого периода. Первый набор имен в списке – это имена царей, которые, как говорят, правили до того, как произошло крупное наводнение. Эти ранние имена могут быть вымышленными и включать некоторых легендарных и мифологических персонажей, таких как Алулим и Думизид.

Конец периода Урука совпал с колебанием Пиора, засушливым периодом около 3200-2900 гг. до н.э., который ознаменовал конец длительного периода более влажного и теплого климата, примерно с 9000 до 5000 лет назад, называемого климатическим оптимумом голоцена.

Династический период начинается около 2900 г. до н.э. и был связан с переходом от храмового учреждения, возглавляемого советом старейшин во главе со священником "Эн" (мужская фигура, когда это был храм богини, или женская фигура, когда ее возглавлял бог мужского пола) к более светскому Лугалу (Lu – мужчина, Gal – великий) и включает в себя такие легендарные патриархальные фигуры, как Думузид, Лугальбанда и Гильгамеш – который правил незадолго до открытия исторических записей около 2900 г. до н.э. , когда ныне расшифрованное слоговое письмо начало развиваться на основе ранних пиктограмм. Центр шумерской культуры оставался в южной Месопотамии, хотя правители вскоре начали экспансию в соседние области, а соседние семитские группы восприняли большую часть шумерской культуры как свою собственную.

Самый ранний династический царь в списке шумерских царей, имя которого известно из любого другого легендарного источника, – это Этана, 13-й царь первой династии Киша. Самым ранним царем, подтвержденным археологическими свидетельствами, является Энмебарагеси из Киша (ранняя династия I), чье имя упоминается в Эпосе о Гильгамеше, что наводит на мысль, что сам Гильгамеш, возможно, был историческим царем Урука. Как показывает Эпос о Гильгамеше, этот период был связан с усилением войн. Города обнесли стенами и увеличились в размерах по мере исчезновения незащищенных деревень на юге Месопотамии. И Энмеркару, и Гильгамешу приписывают строительство стен Урука.

«Урал – это регион географически со времен палеолита был мостом с юга на север – эта горная магистраль из Великой степи в Арктику оказалась очень важной для эпохи первоначального заселения Евразии. Во всех мифологиях горы – это божественная сфера. Кроме того, все ранние жилища находились в пещерах (человек осваивал планету, выгоняя оттуда пещерного медведя). Горы – это удобное место для «гнезд», в которых живут люди, в горах хорошо прятаться. Не случайно Урал был и дорогой, и скоплением «гнезд». Здесь был, с одной стороны, перекресток интенсивного движения, с другой – укрытия. Именно на Урале и возникает древнейшая цивилизация в мире, чьи выходцы и основывают древнейшие государства на планете – в Шумере, Древнем Египте, Индии, Персии и Китае. Поэтому пришедшие в Двуречье шумерийцы и заложили там основы одной из самых великих цивилизаций, и вот почему шумерская письменность родилась «как бог из машины» – внезапно и сразу в развитом виде, её основы уже существовали у древних индоевропейцев. Ещё в 1961 году у румынского селения Тэртэрия были найдены 3 глиняных таблички, покрытые пиктографической письменностью и датируемые 5-м тысячелетием до н.э. (до есть им 7 тысяч лет!), то есть задолго до шумерийцев (3-е тыс. до н.э.). Шумерийцы уверенно помещали свою прародину где-то на северо-востоке. Где – они и сами в точности не знали, хотя центральный герой их эпоса Гильгамеш именуется «Всё Видавшим». Единственная примета прародины – горный рельеф.

Теперь можно с уверенностью сказать, что это – Уральские горы.

В языке шумерийцев слово «ур-эр-ар» сохраняло двойное значение – гора и страна. Сравните названия географических пунктов Двуречья (Месопотамии) и прилегающих территорий, в том числе Шумера: Эриду, Арарат, Ур, Урарту, Урук, арии; имён правителей, героев древнейшего эпоса данного региона: Урзабаба, Урзина, Урнамму, Урукагина; древнейшего храма-башни – зиккурат. Везде присутствует основа «ур-эр-ар». Мансийское (финно-угорский язык) слово «ур» означает «гору», «возвышенность». Общетюркское слово «арал»: «остров», «междуречье», «возвышенность». Это доказывает реальность существования древнейшей ностратической макросемьи языков. В качестве археологических культур, которые могли быть соотнесены с областью общеиндоевропейского культурного комплекса, учёные называют халафскую, убейдскую, чатал-хююкскую культуры в Юго-Западной Азии и куро-араксинскую в Закавказье. Вторичной промежуточной прародиной индоевропейцев, по мнению этих ученых, явилось Северное Причерноморье, где их расселение датируется III тысячелетием до н. э. К югу от ареала индоевропейской семьи, возможно, сформировалось ядро семито-хамитской (афразийской) языковой семьи. Севернее индоевропейцев жили, по-видимому, носители картвельского праязыка, восточнее – дравидийского праязыка. Прародина уральских (финно-угорских и самодийских) тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков находилась, вероятно, на северо-восточной периферии. К этой ностратической макросемье языков относятся индоевропейская, семито-хамитская, или афразийская, картвельская, уральская, дравидийская, тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская, чукотско-камчатская и, возможно, эскимосо-алеутская языковые семьи. На языках этой огромной макро-семьи теперь говорит свыше 2/3 всего населения мира» (Тихомиров А.Е., Тихомирова Г.М., Возникновение индоевропейцев. Формирование языковой общности в Южном Урале. "Ridero", Екатеринбург, 2017, с. 18-19).

«В 1960-е годы в погребениях курганов III-II тысячелетий до нашей эры на юге России от Волги до Урала археологи находили медные изделия. Металл исключительно чистый – как современная электрохимическая медь. Предполагалось, что его источник – место под названием Каргалы на Южном Урале. К его систематическому изучению ученые приступили только в 1989-м.

Первооткрыватель этого археологического памятника, член-корреспондент РАН Евгений Черных в книге "Каргалы – забытый мир" описывает, как "химический портрет" меди помог проследить широкое распространение сделанных из нее предметов – их обнаруживают в районе Днепра, на Кубани, в Крыму.

В ту эпоху медь была редким дорогим металлом, поэтому из нее изготавливали ритуальные изделия, которые знатный покойный забирал с собой в загробный мир: топоры, кинжалы, шила. Форма их похожа на те, что делали в других металлургических центрах Циркумпонтийского региона. Но если там использовали бронзу – сплав меди с мышьяком или оловом, то на Южном Урале преобладала чистая медь.

Еще одна странность. В бронзовом веке южноуральские степи населяли скотоводы, которые вели подвижный, по сути, кочевой образ жизни. Сложно представить, что их интересовало кузнечное дело, однако факт налицо: останки местных умельцев находят в древних захоронениях, обычно при них – богатый погребальный инвентарь и литейные формы. Судя по всему, кузнец среди номадов был фигурой уважаемой. Археологи проанализировали десятки тысяч металлических изделий бронзового века, обнаруженных на территории от Южного Урала до Днепра. Из чистой меди изготовлена только половина. Это очень мало, учитывая колоссальный объем горных выработок в Каргалы, – исследователи ожидали иного результата.

Теперь становится понятным, что львиная доля каргалинской меди была использована для изготовления первых денег. Древние металлурги ушли с рудников из-за того, что руда закончилась "после двух тысяч лет интенсивной эксплуатации" и они просто-напросто мигрировали в другие места в поисках новых месторождений, в частности – в Европу (слово Эреб-Европа в переводе с финикийского означает "Закат", Асия –Азия – "Восход" – Солнце восходит на Востоке, садится на Западе) и в Индию, часть в Китай.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)