Книга Флаги и гербы всех стран. Книга 2. Израиль – Мьянма - читать онлайн бесплатно, автор Леонид Владимирович Спаткай. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Флаги и гербы всех стран. Книга 2. Израиль – Мьянма
Флаги и гербы всех стран. Книга 2. Израиль – Мьянма
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Флаги и гербы всех стран. Книга 2. Израиль – Мьянма

Уже к 1920 г. красно-бело-зеленые флаги стали хорошо известны индийцам. Ганди объяснял символическое значение цветов флага следующим образом: красный цвет символизирует индусов, зеленый – мусульман, белый – мир между ними и символ религиозных меньшинств.

Очень скоро флаг стал очень популярен в Индии и в 1930 г. он был учрежден флагом ИНК, причем комиссия изменила красный цвет на оранжевый (шафран), что соответствовало цвету индуистской религии. В 1933 г. в центре флага появилось голубое изображение Колеса закона.

19 февраля 1946 г. когда флаг был поднят на находившимся в порту Бомбей военном судне «Пянджаб», рядом с ним были подняты зеленый флаг МЛ и красный флаг Компартии Индии.

После провозглашения независимости Индии, 22 июля 1947 г. Национальное собрание, утвердило флаг ИНК государственным флагом Индии. По техническим причинам вместо Колеса закона с восемью спицами на флаге было изображено колесо с 24 спицами, как на капители львов (государственный герб Индии), которое символизирует 24 часа суток.



Таким образом, государственный флаг Индии (пропорции 1: 3) состоит из трех полос равной ширины: шафранной сверху, белой в середине и темно-зеленой внизу; в центре белой полосы – колесо «чакра» темно-синего цвет с 24 спицами (диаметр примерно равен ширине белой полосы). Чакра – колесо закона Дхармы (добродетели), символизирует движение страны вперед.

Дж. Неру охарактеризовал этот флаг как флаг, который не несет никаких идей империализма, господства над кем-то, он символ свободы не только для индийцев, но и для всех, кто видит этот флаг.

Первоначально цвета флага имели следующее значение: шафрановый символизировал мужество и жертвы, белый – мир и правду, зеленый – верность и рыцарские качества. Сегодня шафрановый цвет символизирует богатства природы, белый – сохранение жизни, зеленый – производство. Голубой цвет колеса соответствует цвету неба и моря.

Шафраново-желтые флаги имеют в Индии древнюю традицию. Многие индийские раджи (князья) имели Бхагва Зенда («шафранового цвета флаг»). Под таким флагом правил основатель государства магараджей Шри Шивайи Хатрапати в XVII в. Согласно предания, власть над страной Шивайи получил от гуру, который носил одежды шафранового цвета. В знак уважения к гуру Шивайи избрал своим флагом Бхагва Зенду. Этот флаг должен был напоминать о том, что магараджа получил государство от этого гуру.

Жителям Индии разрешается вывешивать национальные флаги только по большим государственным праздникам.


Герб

Пожалуй первыми гербами на территории Индии были португальские. Португалия с 1505 г., когда здесь высадился Васко де Гама, владела пятью областями на юге полуострова. В XVII в., когда к побережью Индии начали прибывать корабли Голландии и Англии, Португалия постепенно стала утрачивать свои колониальные владения и к началу ХХ в. под ее контролем осталось лишь несколько районов, из них три района находились в прибрежной части: Гоа и острова на побережье Малабара, Дамао рядом с Насиком и Диу – остров к югу от полуострова Катхиавар, а также прилегающие территории в континентальной части Индии.

Области Дадра и Нагар Хавели, находящиеся в континентальной части Индии, Индия захватила в 1954 г., а три прибрежные – в 1961 г. Однако только в 1974 г. Португалия признала суверенитет Индии над ними. В настоящее время Гоа является штатом Индии, а остальные четыре области образовали две объединенные территории: Дамао и Диу, Дадра и Нагар Хавели.

На карте, датируемой 1596 г., герб колонии Гоа представлял собой щит, в красном поле которого было колесо Святой Екатерины, сам щит держала аллегорическая фигура Справедливости с книгой и мечом.



С 1675 в красном поле герба изображалось «колесо жизни», над которым – митра, а под ним – башня, символизирующая крепость.



В 1933 г. в качестве герба предлагалось изображение Васко да Гамы, держащего в руках португальский щит. Но этот проект был отклонен.



8 июня 1935 г., как и другим португальским колониям, португальской Индии был пожалован герб, в основе которого общая для всех португальских колоний армиллярная сфера, а на щите справа португальский щиток, символизирующий метрополию, а слева символ колонии – «колесо жизни» над башней.


Герб в 1935—1951 гг.


Герб в 1951—1974 гг.


Известен герб и португальского анклава в Индии Дамана, который появился не позднее 1951 г.: две красные башни в серебряном поле, разделенные лентой реки.

Гербом французской колонии Пондишери, находившейся на юго-восточном побережье Индии (сейчас – Путуччери) вначале были одна или несколько французских лилий. С XVIII в. основными фигурами герба были шесть морских якорей, два из которых были соединены в центре серебряного креста, а четыре помещены в поля, образованные крестом (два золотых и два голубых). Якоря символизировали мореплавание, а их «узел» указывал на особое значение порта Пондишери для ост-индской морской торговли Франции.

Затем гербом колонии стал герб французской Ост-Индской компании.


Герб французской Ост-Индской компании


Гербом датской Индии, вернее датской Ост-Индской компании, основанной 1616 г. и владевшей территориями в Индии с 1620 г. по 1845 г., был голубой слон над девятью (как на гербе Дании с 1819 г.) красными листьями морской лилии в золотом поле.



Первым гербом английских владений на территории Индии был герб Ост-Индийской компании.



Гербы британских Пенджаба и Бенгалии


Колониальным бэджем протектората Британская Индия в 1858 г. была учреждена так называемая «Звезда Индии», увенчанная британской короной.



Герб Индийского Союза был учрежден в декабре 1949 г., а 26 января 1950 г. – стал гербом Республики Индия. Он представляет собой копию Львиной капители из г. Сарнатха, воздвигнутой в III в. до н.э. императором Ашои на месте, где Будда провозгласил свое послание о мире и освобождении, обращенное к четырем сторонам света.

Город Сарнатх расположен в 6 км севернее Бенареза. Здесь, по преданию, проповедовал Будда своим первым ученикам. Император Ашоки был не только одним из самых великих правителей Индии, но и приверженцем буддизма. Период его правления стал периодом культурного и политического расцвета государства. По повелению Ашоки, на месте, где Будда начал проповедовать свое учение, и была установлена колонна с символами буддизма.

Государственный герб символизирует приверженность современной Индии ее древним принципам мира и доброй воли. На капители – четыре сидящих друг к другу спиной льва. По ее окружности расположены изображения четырех зверей – хранителей четырех сторон света: лев – на севере, слон – на востоке, лошадь – на юге, бык – на западе. Абака покоится на распустившемся цветке лотоса, символизирующем источник жизни и творческого вдохновения.

На плоскости невозможно изобразить всех четырех львов одновременно, поэтому на гербе изображены только три льва. Изображение львов расположено таким образом, что в центре подножия располагается изображение чакры – символ солнца и цветка лотоса, справа от него – изображение скачущей лошади, слева – стоящего быка (буддийские символы).



Находящееся на капители колонны изображение цветка лотоса на государственном гербе не изображается. Иногда под изображением капители размещается девиз на санскрите: «Сатьямева Дсхаяте» («Правда побеждает»), который соответствует цитате из древнего писания. Центральная эмблема капители – чакра. Это древнеиндийский солнечный символ. Солнце – главное индийское божество: по древнеиндийским преданиям, оно долго спало в океане, а проснувшись, взяло себе в жены юную Зарю и, выйдя из океана, совершило путь по небосводу, который повторяет с тех пор ежедневно.

По этим верованиям, Солнце родилось в воде, в воде родился и священный цветок Индии – лотос. Оба они соединились в чакре, образовав знак, означающий жизнь и процветание. Поэтому 24 спицы чакры символизируют 24 часа в сутках, каждая спица – это стилизованный стебель лотоса с цветком.

Так как первая проповедь Будды называлась «Запуск колеса обучения», то в период царя Ашоки на Третьем всебуддистском соборе в Паталипутре (ныне Патна в Бенгалии) знак чакры был учрежден как религиозно-государственный, наднациональный и межрелигиозный символ.

Сегодня знак чакры символизирует древнюю культуру Индии и бесконечную последовательность жизни.

Индонезия



Республика Индонезия – унитарное государство с президентской формой правления.

Площадь: 1 904 569 км2.

Столица: Джакарта.

Государственный язык: индонезийский.

Территория Индонезии состоит из 17 508 островов и занимает бóльшую часть Малайского архипелага. Ей принадлежат Большие Зондские острова (Калимантан, Суматра, Сулавеси, Ява), Малые Зондские острова (Тимор, Флорес, Сумбава, Сумба, Бали, Ломбок), Молуккские острова, а также западная половина острова Новая Гвинея (Папуа) с прилегающими островами.

Глава государства и правительства – президент

Административное деление: 32 провинции, включая два особых района.


Первые государственные образования на территории Индонезии появились на рубеже I тыс. до н.э. и I тыс. н.э. на Яве, Суматре, Бали и Калимантане. Позднее возникли крупные государства. Так, на Суматре в VII—VIII вв. существовало княжество Шривиджайя, завоевавшее Малайю, часть Суматры, Явы и Калимантана. На Яве сформировался ирригационный тип государственного образования. За государство Матарам, известное с VIII в., боролись индуистские и буддийские династии. В XI—XV вв. на основе объединения яванских княжеств была создана империя Маджапахит. В XV—XVI вв. образовались исламские султанаты на Сулавеси, в Тернате и Тидоре на Молукках. В XVI в. на Яве было два централизованных государства – Бантам и Матарам. В XVI—XVII вв. исламское государство Ачех вело завоевания на Суматре.

Первые европейцы, португальские мореплаватели, появились на архипелаге в 1511 г. За ними – испанцы, англичане и голландцы. В 1602 г. была создана нидерландская Ост-Индийская компания, установившая монополию на торговлю пряностями и колониальными товарами. В 1799 г. компания обанкротилась, ее долги и имущество перешли к Нидерландам.

После поражения Нидерландов в англо-французских войнах временно в Нидерландской Индии правил английский губернатор. По договору 1814 г. Нидерландам были возвращены их колониальные владения, в которых впоследствии неоднократно вспыхивали восстания. Подавляя сопротивление, заключая неравноправные договоры, Нидерланды установили свою власть над территорией общей площадью 1,9 млн. км2, что почти в 60 раз превышало территорию метрополии.

В 1916 г. Первый конгресс Сарекат ислама выдвинул лозунг предоставления самоуправления Нидерландской Индии. Колониальная администрация была вынуждена предоставить избирательные права местному населению и учредить квазипарламент – фольксраад.

В период II мировой войны Индонезия была оккупирована японскими войсками (1942—1945), после ухода которых лидеры национально-освободительного движения A. Сукамо и М. Хатта 17 августа 1945 г. провозгласили независимость Индонезии. Нидерланды ее не признали и после капитуляции Японии, с целью восстановления статуса колонии, на острова высадились голландские войска. Колониальная война продолжалась до 2 ноября 1949 г., когда Нидерланды, поняв бесполезность ведения боевых действий, признали независимость Индонезии, но без права выхода из федерации с метрополией, подписав соглашение о передаче суверенитета над всей территорией (кроме Западного Ириана) Республике Соединенных Штатов Индонезии. В 1954 г. правительство республики расторгло Нидерландско-Индонезийскую унию, а 13 февраля 1956 г. Индонезия заявила о полной независимости страны.

В июле 1959 г. президентским декретом была введена в действие Конституция 1945 г.


Флаг

В день провозглашении независимости был поднят флаг (пропорции 2: 3), состоящий из красной и белой горизонтальных полос. Позднее он был учрежден Конституцией страны (статья 35), принятой в 1945 г.

Флаг имеет собственное имя: «Санг Сака Мерах Путих». По сведениям, изложенным в монографии индонезийского историка Мухаммеда Джамина, красный и белый цвета издавна характерны для одежды жителей островов. Белый цвет – это естественный цвет хлопчатого полотна, а красный краситель островитяне еще в древности научились получать из морских моллюсков, а позднее и из сока растений.



Происхождение красно-белого флага связывают с периодом существования государства Маджапахит (1292—1511) – предшественника нынешней Индонезии.

Это государство возникло на острове Ява. В одном из семи княжеств острова около 1320 г. Маджапахит стал верховным правителем. Сосредоточив всю власть, ему удалось быстро подчинить себе все княжества Явы и захватить близлежащие острова, создав к 1364 г. государство по площади примерно равное территории Индонезии. Период существования этого единого государства называют «золотым временем Индонезии».


Таким, возможно, был флаг Маджапахита. В настоящее время – военно-морской флаг Индонезии.


На многих старинных гравюрах и картинах того времени изображены красно-белые цвета. Считается, что они были государственными в империи Маджапахита, так как многие из государств, существовавших в этот период и образовавшиеся после развала империи, по мнению некоторых индонезийских историков, использовали красно-белые флаги или красные флаги с белыми изображениями эмблем. Например, красно-белое военное знамя было у правителя государства Кедири (существовало на Яве в XI – XIII вв.) раджи Джаякатванга. В княжестве Боне (существовало на юге Сулавеси в XV – XVI вв.) красно-белый флаг был символом величия и могущества государства. В конце XIX – начале XX вв. отряды батакского правителя Сисингамангараджи XII воевали против голландских колонизаторов также под красно-белым флагом с изображением двух мечей. Под красно-белым флагом сражались во время Яванского антиколониального восстания 1825—1830 гг. повстанцы во главе с Дипонегоро. Под таким же флагом с изображением меча, полумесяца, солнца, звезд и строк из Корана сражались с голландцами индонезийцы во время национально-освободительной войны в Ачехе (1873—1904).

В 1922 г. Индонезийский студенческий союз, созданный в Нидерландах в 1908 г., объявил своим флагом также красно-белый, на котором была изображена голова водяного буйвола. В 1924 г. этим союзом была издана книга, рассказывавшая о деятельности союза в Европе в 1908—1923 гг., на обложке которой был изображен красно-белый флаг.

Основанное 4 июля 1927 г. Сукарно национально-освободительное движение также избрало своим символом красно-белый флаг, который впервые подняли в 1928 г. на острове Ява. Этот флаг, как и первый флаг независимой Индонезии, был изготовлен госпожой Сухарно.

Таким образом, красно-белый флаг имеет давнюю историю, тесно связанную с антиколониальной борьбой.

Но существует и иная версия того, почему индонезийские студенты избрали именно эти цвета для своего флага. Согласно этой версии выбор цветов индонезийского флага связан с красно-бело-синим флагом Нидерландов, который использовался колониальным правительством на территории Индонезии.


Флаг нидерландской Ост-Индийской компании.


Флаг Нидерландов.


Якобы студенты отрывали от нидерландского флага синюю полосу в знак того, что Индонезия избавляется от колониального господства Нидерландов. Возможно, так и было, но историю индонезийские студенты знали хорошо.

На государственном флаге красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу, белый напоминает о человеческой совместной жизни. Вместе они символизируют землю-небо, день-ночь, чистоту-смелость, справедливость-свободу.


Герб

Вскоре после провозглашения независимости была создана комиссия для разработки герба республики. Но, как оказалось, в отличие от флага, в истории не удалось найти подходящего символа для нового государства. Поэтому было предложено на гербе изобразить голову буйвола, полумесяц, кокосовую пальму и солнце с семью лучами.



Но из-за начавшейся войны за независимость (1945—1949) вопрос о государственном гербе не был решен. Только в январе 1950 г. был создан Координационный комитет по государственному гербу, которому было поручено разработать проект.

Проект герба был создан в феврале 1950 г., а 11 февраля 1950 г. герб был учрежден Советом министров.

Щит герба четырехчастный: первое и четвертое поля красные, второе и третье серебряные. В первом поле черная голова водяного буйвола, во втором – инжирное дерево натурального цвета, в третьем – золотой рисовый колос и ветка хлопка с пятью золотыми листьями, в четвертом – золотая цепь из десяти четырехугольников и десяти колец. В сердце герба щиток, на черном поле которого золотая пятилучевая звезда. Гербовой щит находится на груди Санг Радья Валик, золотой птицы Бога Вишну, которая в народе называется птица Гаруда.

Цвета полей герба ассоциированы с цветами флага. Голова водяного буйвола символизирует суверенитет страны, напоминает о борьбе за свободу и то, что обработка рисовых полей невозможна без этого животного. Инжирное дерево (смоковница или фиговое дерево) символизирует сильное национальное сознание и единство Индонезии; золотые рисовый колос и ветка хлопка – благополучие всего индонезийского народа и социальную справедливость для него (рис – основной продукт питания, хлопок – основной материал для одежды); золотая цепь из десяти четырехугольников и десяти колец – непрерывную сущность человечества и равноправие всех людей, причем кольца символизируют женщин, а прямоугольники – мужчин. Линия пересечения герба символизирует экватор, пересекающий Индонезию примерно посредине. Щит в сердце герба символизирует добытую в борьбе независимость и готовность к ее защите.



Пять лучей звезды и пять полей герба (четыре поля основного щита и поле щита в сердце) символизируют пять принципов индонезийской государственной философии, которые зафиксированы в конституции страны: первый принцип (золотая звезда в черном поле) – вера в бога; второй принцип (четвертое поле) – справедливость, цивилизованность и человечность, гуманизм и равенство людей; третий принцип (смоковница во втором поле) – единство Индонезии, полная уверенность в себе и самостоятельность страны; четвертый принцип (черная голова буйвола в красном поле) – демократия, управление мудростью совещаний представителей народа; пятый принцип (третье поле) – социальная справедливость для всего индонезийского народа.

Птица Гаруда символизирует Силу Создателя и труд людей. В мифологии страны она играет большую роль, так как является птицей бога Вишну, на которой он облетал мир. Изображение этой птицы находится в многочисленных храмах, воздвигнутых в VI – XVI вв., рассказывают о ней и многочисленные памятники древней индонезийской литературы. Золотой цвет считается знаком высокой чести государства, в то время как черные контуры олицетворяют природу. Семнадцать перьев крыльев, восемь перьев хвоста и 45 перьев туловища символизируют дату провозглашения независимости – 17 августа 1945 г.

В лапах птица держит серебряную ленту с девизом: «BHINNEKA TUNGGAL IKA» («Единство в многообразии»). Это древнее яванское изречение, известное с XV в., автором которого является Эмиу Тантулар, живший в государстве Маджапахита.

Этот девиз относится к отдельным областям и народностям Индонезии, которые объединены в едином государстве.

Сегодня девиз символизирует существующее, вопреки этническим и культурным различиям, единство индонезийского народа.

Иордания



Иорданское Хашимитское Королевство – конституционная монархия.

Площадь: 89 213 км2.

Столица: Амман.

Государственный язык: арабский.

Правящая королевская династия Хашимитов считается потомками пророка Мухаммеда. Престол наследуется по мужской линии. В случае несовершеннолетия короля верховная власть может осуществляться регентом или регентским советом. Монарх располагает широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти.

Законодательная власть принадлежит совместно королю и Национальному собранию, состоящему из сената и палаты депутатов.

Административное деление: 12 гуверноратов (Амман, Акаба, Аллун, Балка, Джараш, Зарка, Ирбид, Карак, Маан, Мадаба, Мафрак, Тафила).


Территория нынешнего королевства была заселена еще в глубокой древности. Именно здесь находились библейские Иерихон, Содом и Гоморра.

На протяжении своей истории Иордания завоевывалась финикийцами, хананеями, хеттами, египтянами, римлянами. В VII в. ее завоевали арабы и включили в состав своего халифата. Впоследствии Иорданию завоевывали крестоносцы, мамлюки, а в XVI в. – турки и до 1918 г. Восточная Иордания была в составе Османской империи. После поражения Турции в I мировой войне, с 1920 г. Иордания с Палестиной, согласно мандата Лиги Наций, находились под британским правлением, называясь Трансиорданией (т.е. за рекой Иордан). В 1921 г. эмиром Трансиордании стал Абдаллах ибн-Хуссейн, сын Хуссейна, короля Хиджаса.

В 1923 г. Иордания была отделена от Палестины. В 1945 г. она стала членом арабского лиги, а в мае 1946 г. было объявлено о создании Хашимитского королевства Иордания – независимого государства. Королем страны был провозглашен эмир Абдаллах ибн-Хусейн. В 1949 г. название страны было изменено на Иорданское Хашимитское королевство.


Флаг

Флаг Иордании создан на основе флага королевства Хиджаз, созданного в 1817 г. королем Хуссейном, который первоначально состоял из черной, зеленой и белой горизонтальных полос и красного треугольника у древка.



В 1920 г. чередование полос было изменено: черная, белая и зеленая. А вскоре четыре этих цвета стали называться панарабскими цветами.



В 1926 г. эмир Нейджа Ибн Сауд захватил территорию Хиджаса, объединив его со своим государством в одно, которое в 1932 г. стало Саудовской Аравией. Сыновья Хуссейна со временем стали королями в ставших независимыми арабских странах (Абдаллах в Иордании, Фейсал в Ираке), флаги которых также были созданы на основе флага Хиджаза.