Книга Искусство чтения вслух. Как научить ребенка - читать онлайн бесплатно, автор Тимофей Ким. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Искусство чтения вслух. Как научить ребенка
Искусство чтения вслух. Как научить ребенка
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Искусство чтения вслух. Как научить ребенка

Интонация – это совокупность изменений высоты тона, громкости, темпа и тембра голоса.

Тон голоса – это изменение высоты голоса, которое помогает передать смысл и эмоции текста. Монотонное чтение не передает эмоций и настроений, которые могут быть важны для понимания текста. Это делает речь плоской и скучной, так как слушатели не получают эмоциональной обратной связи, которая помогает им лучше понять и почувствовать содержание. При чтении вслух с ярко выраженной интонацией и вариативностью легче выделить ключевые моменты и запомнить важную информацию. Монотонное чтение не предоставляет таких сигналов, что может затруднить запоминание и понимание.

В русском языке, восходящая интонация обычно используется в вопросительных предложениях и помогает понять, что звучит вопрос. Эта интонация возникает, когда тон голоса поднимается к концу предложения. Восходящая интонация часто встречается в следующих случаях, например: вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». «Ты сегодня пойдешь в школу?», «Ты купил хлеб?», «Мы встречаемся завтра?». Тон голоса поднимается в конце вопроса.

Нисходящая интонация часто используется в утвердительных предложениях и может применяться в вопросительно-риторическом контексте. Эта интонация возникает, когда тон голоса опускается к концу предложения. Нисходящая интонация может использоваться в риторических вопросах, где нет ожидания ответа или ответ очевиден: «Разве не ясно, что нам нужно изменить подход?», «Я не уверен, когда она вернется», «Пожалуйста, подумай об этом». Интонация опускается в конце предложения.

Различие между вопросами и утверждениями с помощью восходящей или нисходящей информации поможет слушателю легче воспринять смысл.

Тембр голоса – изменяется в зависимости от настроения текста, тембр вашего голоса может варьироваться от низкого и глубокого до высокого и звонкого. Рассмотрим примеры изменения тембра в зависимости от настроения текста.

Напряжение или опасность: «В лесу начало темнеть, и вдруг послышались шорохи…». Используйте более низкий и глубокий голос, чтобы создать чувство тревоги и напряжения. Это помогает передать ощущение опасности и неизвестности, увеличивая драматизм момента.

Счастье и радость: «Сегодня был невероятно весёлый день, мы все были в восторге!». Используйте более высокий и звонкий голос. Это создаёт ощущение веселья и легкости, отражая радостное настроение и позитивные эмоции.

Печаль и грусть: «Он стоял у окна и смотрел, как дождь струится по стеклу, чувствуя тяжесть потерь…». Используйте мягкий и приглушённый голос с низким тембром, чтобы подчеркнуть эмоциональную глубину и печаль. Это помогает передать чувство утраты и внутреннюю боль.

Злость или раздражение: «Неужели ты снова забыл о встрече? Это просто невыносимо!». Применяйте более резкий и сильный голос с низким тембром. Это помогает выразить гнев и раздражение, делая эмоции более яркими и явными.

Темп – это скорость чтения, который должен соответствовать настроению и структуре текста.

Медленный темп: Используется для создания напряженности, чтобы подчеркнуть важность или драматизм события. Например, в описательных частях текста или при передачи глубоких эмоций.

Медленный темп для описательных частей текста: «Лес был наполнен тишиной. Деревья, одетые в плотные зелёные шапки из мелких листьев, шептали на ветру. Солнце пробивалось сквозь листву, создавая танцующие пятна света на зеленой траве. Каждый звук был мягким и успокаивающим, словно лес рассказывал свою собственную историю…». Медленный темп и детализированное описание создают умиротворяющую атмосферу. Это позволяет слушателям представить и ощутить красоту природы, погружая их в спокойствие и умиротворение.

Медленный темп с высоким тембром голоса, подходит для описания эмоциональных моментов: «Катя стояла у окна, глядя на кроваво-алую луну, которая светила сквозь облака. Затем она медленно подошла к старому ящику, с каждым шагом чувствуя нарастающее волнение. Её рука дрожала, когда она приподняла крышку…». Медленный темп подчеркивает напряженность и ожидание. Подробное описание создает атмосферу тревоги и загадки, позволяя слушателю почувствовать драматизм момента. Если ускорить темп и понизить громкость голоса получиться не менее эффектно.

Быстрый темп подходит для динамичных сцен или событий, наполненных действием и энергией. Быстрое чтение помогает передать движение и активность.

Быстрый темп для динамичных сцен: «Он мчался по коридору, сломя голову, пока не достиг двери. Рука стремительно схватила ручку, и он влетел в комнату, стараясь не потерять ни секунды! Вдруг он услышал пронзительный детский крик и бросился вперед». Быстрый темп помогает передать ощущение стремительного действия и чувство неотложности. Скорочтение создает ощущение движения и срочности, вовлекая слушателей в динамику событий и подчеркивая напряжение в сцене.

Быстрый темп для сцен с большим количеством действий: «Судья объявил старт, и гонщики сорвались с места. Моторы взревели, заглушая восторженные крики зрителей. Молниеносные ускорения и внезапные торможения следовали одно за другим – всё происходило с невероятной скоростью, захватывая дух…». Быстрый темп подчеркивает скорость и интенсивность действия, создавая ощущение стремительности и напряжения. Это помогает читателям почувствовать динамику и драйв соревнования.

Паузы позволяют создать напряжение и вызвать ожидание, особенно в драматические моменты текста. Они дают слушателям время предвкушать, что произойдет дальше, и усиливают эффект от последующего события. Использование пауз помогает акцентировать внимание на важных частях текста. Краткое замедление или остановка перед ключевыми фразами или предложениями помогает выделить их значимость и сделать их более запоминающимися.

Тревожный момент: «Внезапно раздался хлопок, свет погас… (пауза). Мрак окутал все вокруг, и из угла послышался странный звук». Пауза после фразы «свет погас» создает напряжение и усиливает эффект неожиданности, позволяя слушателям осознать внезапность и важность события.

Выделение ключевой фразы: «Посмотрев ему прямо в глаза, она произнесла слова, которые изменили всё… (пауза). „Я больше не могу продолжать это“». Пауза перед ключевой фразой выделяет её значимость и подчеркивает её эмоциональное влияние на сюжет и персонажей.

Создание ожидания: «Перед ним была дверь, за которой скрывался ключ к загадке, волновавшей его долгие годы. Он медленно потянул за ручку… (пауза). И вдруг дверь открылась нараспашку». Пауза перед открытием двери создаёт ожидание и напряжение, позволяя слушателям почувствовать нарастающее любопытство.

Усиление драматизма: «Она посмотрела на него с растерянностью… (пауза). „Ты действительно хочешь знать правду?“». Пауза после описания её выражения и перед важным вопросом усиливает драматизм, что позволяет слушателям почувствовать эмоциональную нагрузку момента.

Изменения настроения: «Когда он увидел, что случилось, его лицо стало бледным… (пауза). „Это не может быть правдой,“ – сказал он дрожащим голосом». Пауза помогает выделить момент изменения настроения героя, подчеркивая его шок и растерянность.

Разработка индивидуального стиля чтения вслух требует практики и внимания к деталям. Интонации, тембр, темп, паузы и естественность создают полный спектр аудиовизуального опыта, который помогает оживить текст и сделать его более привлекательным для слушателей. Работая над этими элементами, вы сможете улучшить качество своего чтения вслух и создать незабываемое впечатление для своей аудитории.

Глава 3. Основные техники чтения вслух

Чтение вслух – это не просто механическое озвучивание текста, а искусство, требующее внимательности, мастерства и понимания. Владея основными техниками чтения, вы сможете не только передать содержание произведения, но и донести его эмоциональные оттенки, создать атмосферу и вызвать отклик у слушателей. В этой главе мы рассмотрим ключевые элементы чтения вслух: грамотное чтение, хорошая дикция и правильное произношение. Эти техники помогут вам стать более уверенным и выразительным чтецом, способным оживить текст и сделать его понятным и интересным для вашей аудитории.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги