Книга Нижинский. Великий русский Гений. Книга 2 - читать онлайн бесплатно, автор Элина Гареева. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Нижинский. Великий русский Гений. Книга 2
Нижинский. Великий русский Гений. Книга 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 3

Добавить отзывДобавить цитату

Нижинский. Великий русский Гений. Книга 2

За выступление в присутствии Царя, а также за активное участие в Красносельском театральном сезоне, артистов награждали памятными подарками, самым дорогим из которых были золотые часы с императорской монограммой – двуглавым орлом на крышке. В сезоне 1907 года только два артиста были награждены такими часами – Вацлав Нижинский и Анатолий Бурман. Нижинский был награждён за свои прекрасные сольные выступления, а Бурман за шуточный народный танец с Евгенией Лопуховой, который был поставлен буквально за пару часов до представления. Но номер так понравился публике, что его бисировали, и сам Николай II попросил повторить его.

«Царь попросил повторить наш номер! Нас вызывали снова и снова! Мы остановили представление! В голове у меня стучало от волнения, а сердце чуть не выпрыгивало из груди, когда Нижинский подбежал ко мне за кулисы, обнял и прошептал: «Толя! Толя! Я так рад за тебя! Ты получишь свои часы!» … Я был слишком счастлив, чтобы говорить, и Вацлав тоже».

В Петербургском обществе царские часы считались высокой наградой, которая давала некоторые привилегии. Во-первых, обладателя таких часов нельзя было арестовать в Петербурге, а во-вторых награда повышала репутацию, и брать уроки у артистов, удостоенных высочайшей чести Его Величества, было очень престижно. (К сожалению, судьба царских часов Вацлава – печальна. В тяжёлые послереволюционные годы Элеонора Нижинская была вынуждена обменять их на еду).

***

Когда-то, летом 1904 года, проезжая в поезде мимо станции «Красное Село», 15-ти летний Вацлав с уверенностью сказал своей матери: «Когда-нибудь я приеду сюда из Санкт-Петербурга, чтобы танцевать в качестве артиста Императорских театров». И вот прошло три года и предсказание Вацлава сбылось. И летом 1907 года он выступал на сцене театра в Красном Селе, впервые как артист Императорского балета. Но несмотря на личный успех Нижинского у публики и хвалебные отзывы о нём театральных критиков, несмотря на то, что он стал официальным партнёром всесильной Матильды Кшесинской (jeune premier – молодым премьером, как писали в прессе), Вацлав не был удовлетворён. Он был перфекционистом и испытывал разочарование от уровня постановок красносельских спектаклей, которые, по его мнению, были направлены только на то, чтобы угодить царскому окружению и офицерам Императорской Гвардии.

Вацлав говорил своей сестре Броне: «Декорации и костюмы выбраны наугад из разных балетов, это далеко от того, к чему мы привыкли в Мариинском театре. Даже когда участвуют лучшие артисты Императорских театров, это всё равно производит впечатление любительского спектакля. Очень жаль, что такие постановки нравятся публике, ведь это оскорбление балетного искусства! Хотя есть и один плюс – я могу танцевать много па-де-де, что поможет мне в моём дебюте на сцене Мариинского».

***


Великий князь Николай Николаевич Младший принимает парад в Красном Селе в присутствии императора Николая II. 1910-е годы


Праздник лейб-гвардии Егерского полка в присутствии Николая II и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Фотограф А.А. Оцуп. Красное Село. 1900-е годы. Офицеры – зрители спектаклей Красносельского театра

История летних театральных сезонов в Красном Селе, которые ежегодно проходили в течение нескольких десятилетий во время военных манёвров для гвардейских офицеров, очень скудно освещены театроведами и историками балета. Тем более, почти ничего не написано ими об участии в этих сезонах Вацлава Нижинского. Как ни странно, но именно Анатолий Бурман оставил самые полные и эмоциональные воспоминания о театральной жизни в Красном Селе, так как он сам был непосредственным участником как самих спектаклей, так и бурных закулисных событий. Мне же удалось документально восстановить участие Нижинского в спектаклях Красносельского театра летом 1907 года почти досконально, используя афиши, программы и прессу того времени.

Бронислава Нижинская пишет об этом периоде очень немного, в частности: «Вацлав танцевал в Красном Селе с Юлией Седовой, первой танцовщицей, которая танцевала ведущие партии в Императорском балете как в Москве, так и в Санкт-Петербурге с момента своего окончания Училища в 1903 году. Она обладала исключительной классической балетной техникой, с большой элевацией, но, на мой взгляд, была не очень женственна внешне и слишком высока для Вацлава. Однако от Вацлава я слышала, что они имели большой успех у красносельской публики. Вацлав также пользовался личным успехом, и многие поклонницы и поклонники приглашали его на ужин после спектаклей в ресторан «Павильон», расположенный рядом с театром. Еду готовил один из лучших шеф-поваров Петербурга, и там собирались все: офицеры, критики, балетоманы, художники и артисты. Иногда Вацлав обедал с Юлией Седовой и её мужем Щедловским, балетным критиком небольшой петербургской газеты».

О том, что Вацлав Нижинский впервые танцевал с Матильдой Кшесинской этим летом, Бронислава не упоминает.

А что об этом периоде пишут другие авторы и биографы Нижинского?

Ричард Бакл частично цитирует Анатолия Бурмана, как бы скептически он ни относился к последнему. Шенг Схейн ничего не пишет. В.М. Красовская утверждает, что Кшесинская вообще больше не танцевала в Красном Селе со времён своего романа с будущим Императором (это ошибочное утверждение, так как Кшесинская танцевала здесь ежегодно вплоть до начала Первой мировой войны, что подтверждают афиши тех лет, которые в больших количествах хранятся в музеях и архивах Санкт-Петербурга и Москвы). Петер Оствальд пишет следующее: «По приглашению Матильды Кшесинской, у которой были влиятельные связи при дворе, Нижинский провёл лето после окончания учёбы, танцуя на летнем курорте Красное Село, в эксклюзивном театре, предназначенном для семей правительственных чиновников. Хотя эта работа приносила доход всего в 250 рублей, для него было большой честью, что знаменитая балерина (на восемнадцать лет старше его) выбрала его в качестве партнёра. В знак признательности царь подарил ему золотые часы с тиснением в виде императорского орла». (Как видим, Петер Оствальд имеет очень смутное представление о русской истории в целом и об истории русского театра в частности. А гвардейские офицеры по его мнению являются правительственными чиновниками).

Однако, у нас есть воспоминания ещё одного свидетеля событий лета 1907 года, которые трудно переоценить. А именно воспоминания Матильды Кшесинской:

«В этом сезоне я впервые танцевала с Вацлавом Нижинским, который весною того же, 1907 года кончил нашу балетную школу. Мы с ним танцевали в Мариинском театре «Ноктюрн» Шопена, а затем исполнили его в Москве на бенефисе кордебалета. Нижинский произвёл на меня большое впечатление на выпускном спектакле в училище, и я уже тогда имела его в виду как своего партнёра для ближайшего будущего.

… я хотела пригласить кавалером Вацлава Нижинского, который поразил меня на выпускном спектакле не только своими замечательными прыжками, но, главным образом, своим большим талантом… рассчитывая выступить с Нижинским летом в Красном Селе.

…Я могла начать с ним репетировать балеты для предстоящих летом красносельских спектаклей и осуществить таким образом моё первое пожелание поддержать молодой талант и дать ему сразу положение на сцене. Я уже тогда чувствовала, что его будущее будет блестящим. С этого времени началась его совершенно исключительная карьера.

Во время красносельских спектаклей я могла убедиться, что Нижинский не только отличный танцовщик, но и чудный кавалер, и я решила его приглашать, когда только будет случай. Я была первой артисткой, выступившей с ним на сцене как партнёрша, и об этом часто упоминалось в газетах и в книгах по балету (это не совсем так, но, видимо, Матильде Феликсовне хотелось быть первой у Нижинского, простим ей эту маленькую слабость – прим. автора). Нижинский был, кроме того, чудным мальчиком, милым, симпатичным, очень скромным, что придавало ему много обаяния…

Мне доставляет огромное удовольствие и моральное удовлетворение отметить, что Вацлав Нижинский глубоко ценил всё, что я сделала для него, с самого начала его карьеры, и остался благодарен мне до конца… воспоминание о прекрасных днях моей артистической карьеры и о добром, благородном и благодарном артисте, который так рано покинул сцену, когда он мог столько ещё дать для искусства.

После этого сезона мне пришлось часто потом выступать с Нижинским в Петербурге и в Москве, куда я ездила участвовать в разных бенефисах».

Последняя встреча Вацлава с отцом. Август 1907 года.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Всего 10 форматов