17 июня 1943 г. США: родился Элберт Лендер Рутан – создатель сверхлегких и суборбитальных самолетов
Просьба волнового героя Антуана Сент-Экзюпери к американцам о разрешении полетов нашла волновое отражение в Америке – родился американский авиастроитель Элберт (Барт) Лендер Рутан.
Ю. Караш «Тайны лунной гонки. СССР и США…:», М.,ОЛМА-ПРЕСС, 2005:
«Элберт Барт Рутан родился 17 июня 1943 г. Закончил Калифорнийский политехнический университет. В 1974 г. основал компанию «Рутан Эркрафт Фактори», а в 1982 г. – «Скейл Композитс».
Итак, 17 июня 1943 г. в Портленде, Орегон, родился Барт Рутан. С раннего возраста у Барта проявился интерес к полетам, вместе со старшим братом Диком Барт обучался пилотажу и впервые совершил одиночный полет в 16 лет. В 1965 г. Барт Рутан окончил Калифорнийский политехнический колледж и стал авиационным инженером. С 1965 по 1972 гг. он работает в ВВС США штатским инженером испытателем. С 1972 по 1974 гг. Барт Рутан работал директором испытательного центра в Канаде на фирме Bede Aircraft Co., после чего возвратился в Калифорнию. В 31 год в 1974 г. он основал первую авиастроительную компанию Rutan Aircraft Factory, которая начинает работы по созданию самолетов из новых материалов, различных сортов пластмассы и фибергласса. Упорная креативная работа Рутана принесла плоды в 1986 г. – на его самолете Voyager пилоты Джианна Егер и старший брат Рутана Дик Рутан совершили первый беспосадочный и без дозаправок полет вокруг света. В 1982 г. Барт Рутан основал новую компания – Scaled Composites – и поставил целью создание самолетов для полетов суборбитальных – в космическое пространство. Первый аппарат Барта Рутана для суборбитальных полетов – Spaceshipone – создавался с финансированием от соучредителя корпорации «Майкрософт» Пола Аллена. В мае 2004 г. аппарат Барта Рутана устанавливает рекорд высоты – 64 км, в октябре 2004 г. на его аппарате совершены два суборбитальных полета на высоту 100 км. За эти полеты Барт Рутан получает 10 млн. долл. приза Ансари (см. 18 сентября 2006 г.). С 2006 г. Барт Рутан начинает сотрудничество с корпорацией Virgin Galactic волнового героя Ричарда Брэнсона (см. 18 июля 1950 г.) – цель, поставленная Рутаном и Брэнсоном – создать аппарат для частных полетов в космос. Волновые герои Ричард Брэнсон и Барт Рутан считают, что в первые 12 лет не менее 50.000 клиентов совершат полеты в космос. Если учесть, что космические туристы – та же Ануше Ансари (см. выше) «заплатила за билет в космос» более 25 млн. долл, то проект Брэнсона-Рутана стоит более 1 триллиона долларов.
Мнемоническое совпадение 17 июня:
АНТУАН рУТАН
18 июня 1943 г. Африка: США предлагает помощь Эфиопии
«История США», М., Наука, 1983:
«18 июня 1943 г. Рузвельт направил императору Эфиопии письмо, предложив содействие в укреплении обороны. Вскоре начались переговоры о расширении экономических связей между двумя государствами. В декабре 1944 г. госдепартамент дал указание посланнику в Аддис-Абебе начать переговоры о строительстве базы США на территории Эфиопии.»
19 июня 1943 г. СССР: Александр Матросов – герой Советского Союза
БСЭ:
МАТРOСОВ Александр Матвеевич (1924, Днепропетровск, – 23. 2. 1943, ок. дер. Чернушки Локнянского р-на Псковской обл.), Герой Сов. Союза (19. 6. 1943, посмертно). Чл. ВЛКСМ с 1942. Потерявший в детстве родителей, М. воспитывался в Ивановском детдоме Ульяновской обл. и в трудовой детской колонии в г. Уфе. В окт. 1942 призван в армию и направлен курсантом в пех. училище. В нояб. 1942 добровольно отправился на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвард. стрелк. полк 56-й гвард. стрелк. дивизии (Калининский фронт). 23 февр. 1943 в бою за дер. Чернушки прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. 8 сент. 1943 имя М. было присвоено 254-му полку с зачислением погибшего героя навечно в списки 1-й роты полка. В Уфе М. поставлен памятник.
День рождения уроженца Украины сироты и бывшего колониста Александра Матросова точно не известен, в день совершения беспримерного подвига ему было или 18 или 19 лет. Подвиг Матросова имеет явный волновой смысл, и совершен был в День Советской Армии 23 февраля.
17 июля 1943 г. Москва: опубликовано обращение работников завода «Динамо»
По газете «Правда», 17 июля 1943 г.:
17 июля 1943 г. опубликовано обращение коллектива работников Московского завода «Динамо» им. Кирова ко всем работникам промышленности и транспорта страны с призывом еще выше поднять знамя социалистического соревнования. Коллектив завода принял на себя обязательство выполнить годовой план ко дню Сталинской Конституции 5 декабря 1943 г.
17–18 – 19 июля 1943 г. Курская дуга: отступление немцев и советское наступление на Белгород
Последнее генеральное наступление Гитлер предпринял в начале июля 1943 г. на Курской дуге. Неожиданным такое наступление быть не могло, конфигурация фронта на этом участке была стратегически выгодной для немцев, и свидетельствовала о том, что наступление будет именно здесь. Основной удар немецкие войска наносили южнее Курска. Бои начались 5 июля, 12 июля у Прохоровки произошло знаменитое танковое сражение. За 12 дней боев немцы не достигли ощутимых результатов, их войска понесли огромный урон в живой силе и технике, 16 июля немцы начали отвод тылов на Белгород, 17 июля нашей разведкой был обнаружен отвод всех немецких войск, кроме арьергардных заградительных частей. 17 июля 5-я гв. А и 5 гв. ТА сбили арьергарды немцев и продвинулись на 5–6 километров на юго-запад. 18 июля перешел в наступление весь Степной фронт, но продвинулся только на 2 км. 19 июля 1943 г. Степной фронт после перегруппировки начал мощное наступление в направлении на Белгород – Харьков и отбросил немцев на исходные рубежи.
17–19 июля 1943 г. Курская дуга: погиб майор Жан Луи Тюлян – 1-й командир эскадрилии «Нормандия – Неман», французы одержали 30-ю победу в небе России
Ф. де Жоффр «Нормандия – Неман», 1982:
«Но майор Пуйяд так и не успел принять командование вторым отрядом. На другой день (17 июля 1943 г.) вечером он был назначен командиром эскадрильи вместо майора Тюляна, который в тот день не вернулся с боевого задания. Это случилось в 5 часов 30 минут вечера в районе Знаменской. Здесь последний раз видели, как самолет Тюляна, точно гарпун, врезался в группу «фокке-вульфов»». Их было более пятидесяти, а французов – десять. Никто никогда не сможет рассказать о разыгравшейся в воздухе драме. Тюлян унес с собой тайну своей смерти.» «Через четверть часа после возвращения «яков» на аэродром пехота сообщила о падении подбитого вражеского бомбардировщика. С самым невозмутимым видом майор Пуйяд докладывает генералу Захарову: – Товарищ генерал, сегодня, 19 июля, мы преподносим вам нашу тридцатую победу. Генерал весело смеется: – Ох, эти французы! Дисциплинка у них, видно, не на высоте, но это не помешает им очень скоро иметь в своих рядах Героев Советского Союза.»
17–18 – 19 июля 1943 г. Украина: Карпатский рейд Ковпака – прорыв в Черный лес и к нефтепромыслам
Т. Гладков, Л. Кизя «Ковпак»:
В ночь на 17 июля (1943) все партизанские орудия и минометы обрушили огонь по вражескому берегу. Рота за ротой под покровом огня переходила через бурный поток (р. Ломница), в то время как группы прикрытия сковывали боем фашистские гарнизоны на обоих флангах – в Медыне и Блудырах. Переправа завершилась успешно. В Черном лесу, отделенном от Чехословакии всего несколькими десятками километров, Ковпак смог, наконец, дать короткий отдых (18 июля 1943 г.) своим людям, вконец измотанным непрерывным, с боями, стремительным маршем. Лишь день-два передышки имел он в своем распоряжении. Разведка доносила, что отовсюду противник стягивает немецкие и мадьярские полки, чтобы захлестнуть соединение мертвой петлей. 4-й охранный полк войск, расположившийся в селе Росульна, уже закрывал Ковпаку выход из Черного леса на юг, к нефтяным промыслам. В ночь на 19 июля Дед приказал батальону Матющенко и двум ротам под командованием Бакрадзе уничтожить эту преграду на своем пути. Оба командира блестяще выполнили задание Ковпака.
«Партизанская война на Украине. 1941–1944», М., Центрполиграф, 2010:
Из дневника Ковпака. 19 июля 1943 г. воинская часть подверглась сильной бомбежке самолетами пр [отивни] ка. Мы вынуждены были преодолеть горные перевалы, подъемы на горы, обоз проходил по крутым горным дорогам; свернуть в сторону на таких дорогах невозможно; справа горы; слева обрыв; захватив обоз в таком положении, самолеты противни] ка принесли нам большие жертвы, до 160 лошадей было убито. Потери живой силы – 23 человека ранено и 5 убито.
Считать отряды Ковпака партизанскими можно условно – поддержки у местного населения на Западной Украине Ковпак не имел, галичане его встретили враждебно – его партизаны отвечали им тем же. Партизаны героя Советского Союза Ковпака в 1943 году походили более на партизан Дениса Давыдова в 1814 году (см. 17 января 1814 г. с. с.) на территории Франции – вольных охотников из уланов, гусар и казаков во главе с кадровым полковником. В начале августа 1943 г. все партизанское соединение Ковпака было окружено на Полонине у Делятина и наголову разбито немцами и украинцами из дивизии СС «Галичина». Ковпак несколькими группами выходит на север – ему удается оторваться от фашистов и националистов – но волновой сценарий сохраняется (см. 17 августа 1943 г.).
18 июля 1943 г. спорт: воззвание к спортсменам всего мира
«История парадов», очерк, «Смена», 1945, № 12:
«В пятый день физкультурника – 18 июля 1943 года – лучшие спортсмены собрались в Колонный зал Дома союзов на второй антифашистский митинг советских спортсменов. Огня обратились с воззванием к спортсменам всего мира. «Наступил решающий этап борьбы. Ещё никогда военная обстановка не была так благоприятна для нашей победы, как сейчас, – говорилось в воззвании – все наши силы, всё пламя нашей молодости – делу борьбы, делу победы. Вперёд, друзья, на правый бой!»
19 июля 1943 г. авиация: умерла от ран Екатерина Буданова – летчик, герой
19 июля 1943 г. в 26 лет умерла от ранения летчик – истребитель Екатерина Буданова. Эта летчица уже была известна в стране как одна из учениц Марины Расковой. Раскова погибла в небе над Саратовом в январе 1943 г., ей был всего 31 год, любовь к Расковой была велика – хоронили ее лично Щербаков, Артемьев и Буденный. Теперь пришла очередь ее ученицы. Катя Буданова говорила корреспонденту «Огонька» в январе 1943 г, что ей не страшно в бою, я думаю – это не была бравада – она подтвердила свои слова. На фото справа волновая героиня Лиля Литвяк (см. 18 августа 1921 г.) – одна из летчиц-героинь, она пропала без вести 1 августа 1943 г., поэтому ей было присвоено звание Героя Советского Союза только в 1990 г. Катя Буданова также считалась пропавшей без вести – но позднее оказалось, что она посадила самолет на поле у села Ново-Красновка в Донбассе. Жители раненую Катю вытащили из кабины, но она умерла – ее похоронили. Звание Героя России ей присвоили в 1993 г.
Буданова, Кузнецова, Литвяк, «Огонек», 31 января 1943 г.
19 июля 1943 г. Ленинград: на Синявинских высотах повторил подвиг Александра Матросова лейтенант Владимир Ермак – штрафник, герой
19 июля 1943 г. при проведении разведки боем на Синявинских высотах под Ленинградом штрафник (14-й штрафбат 42-й армии) лейтенант Владимир Ермак закрыл телом амбразуру дзота, что позволило разведчикам выполнить боевое задание. В 1944 г. Владимиру Ермаку присвоено звание Героя Советского Союза. В Петербурге есть «Улица Володи Ермака». Герою было 19 лет, столько же, сколько и Александру Матросову. Подвиг штрафник Володя Ермак совершил точно через месяц после объявления о присвоении Александру Матросову звания Герой Советского Союза (см. 19 июня 1943 г.).
19 июля 1943 г. Италия: Муссолини встречается с Гитлером в Фелтре
19 июля 1943 г. Бенито Муссолини за штурвалом собственного самолета вылетел для встречи с Гитлером на север Италии в Тревизо, встреча произошла в местечке Фелтре. 10 июля союзники высадились на Сицилии, настроение у дуче было подавленное. Пять часов подряд, с перерывом на обед, фанатик Гитлер вдохновлял волнового героя Бенито Муссолини, призывая его продолжить борьбу на всех фронтах, а Муссолини необходима была прямая военная поддержка. В ходе беседы вождей им сообщили о крупном дневном налете авиации на Рим, – это только добавило дуче плохих предчувствий. Предчувствия Муссолини не обманули – 25 июля 1943 г. он был арестован заговорщиками в Риме, а 28 июля дуче уже был в тюрьме на острове Ла-Маддалена у Сардинии.
Б. Муссолини «Мемуары 1942–1943», М., Эксмо, 2004:
«Утром 19-го я вылетел в Тревизо, куда прибыл в 8.30 утра. В 9.30 прибыл фельдмаршал Кейтель, а через несколько минут и фюрер.
ВСТРЕЧА В ФЕЛЬТРЕ. Встреча с фюрером была, как обычно, сердечной, но отношение окружения – высших офицеров ВВС и армии – прохладным.“ „Выступление фюрера продолжалось уже в течение полутора часов, когда в комнату вошел офицер. Он был взволнован и бледен. Извинившись, он подошел ко мне и сказал: «В настоящий момент Рим подвергается жестокому воздушному налету». Это известие, о котором я сообщил фюреру и присутствующим, произвело сильное и тяжелое впечатление. Во время продолжившегося выступления фюрера новости о налете на Рим все еще поступали. Затем между мной и Гитлером произошел разговор, во время которого я подчеркнул необходимость оказания дальнейшей помощи Италии. Мы продолжили нашу беседу на обратном пути – в машине, а затем в поезде. Расставаясь с Гитлером, я сказал ему: «У нас общее дело, фюрер!»
После ареста волнового героя Муссолини пост министра иностранных дел Италии занял бывший посол Италии в Турции волновой герой барон Рафаэле Гуарилья (родился 19 февраля 1889 г. н. с., прожил 81 год, умер в Риме в апреле 1970 г. – раздела нет). Гуарилья сразу стал искать контакты с англичанами через посольство в Португалии. Немцы пытались не потерять своего союзника – волновой герой министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп (см. 18 апреля 1893 г. с. с.) прилетел в Италию, и в Тревизо попросил у Гуарильи дать слово чести, что Италия не ведет тайных переговоров с союзниками. Волновой герой Гуарилья, не моргнув глазом, дал волновому герою Риббентропу такое слово – но обманул – 8 августа 1943 г. было объявлено, что Италия подписала перемирие.
17 августа 1943 г. спорт: родился Юкио Касая – прыгун с трамплина, чемпион
17 августа 1943 г. на Хоккайдо родился Юкио Касая, прыгун с трамплина. Выиграл золото в Саппоро в 1972 г. в прыжках на среднем трамплине с результатом 84 м. Юкио Касая отличал безупречный стиль прыжков, он стал первым японцем, выигравший золото зимней олимпиады.
17 августа 1943 г. спорт: чемпионаты СССР по боксу и гимнастике
Г. Деметер «Очерки по истории отеч. физ. культуры и олимп. движения»:
«17 августа. (1943) В Москве на ринге, установленном в Колонном зале Дома союзов, разыгрывается абсолютное первенство СССР по боксу. Сенсационного успеха добивается Евгений Огуренков. Будучи средневесом, он мужественно провел все бои с боксерами более тяжелых весовых категорий. В финале Огуренков победил Андро Навасардова, который был на 20 кг тяжелее, и стал обладателем почетного титула абсолютного чемпиона СССР! Великолепный мастер Е. Огуренков провел на ринге в общей сложности 168 поединков, в 154-х одержал победы. Восемь раз он становился чемпионом страны.
17–20 августа. На соревнованиях, проходящих в Москве, абсолютными чемпионами СССР по спортивной гимнастике становятся москвичи Галина Урбанович и Николай Серый.»
17 августа 1943 г. Украина: «ватажок Колпак» оценен в 50.000 рейхсмарок
Т. Гладков, Л. Кизя «Ковпак»:
Оккупационные власти вынуждены были сознаться, что поспешили объявить Ковпака и его партизан уничтоженными. Именно так население расценило очередную фашистскую листовку, датированную 17 августа (1943):
«Оголошення. 14-го серпня 1943 року, в лісі на захід вид Збржижа був разпізнанни ватажок Колпак з його штабом та супутниками. Остаток бандитів з Колпаком передвинулись на схiд вiд Збржижа. Запрошуеться все населения про місце знахождення ціей банди повідомити в місцеву поліцію. Тому, хто зловіть чи видасть Колпака для влади – буде видана премія в розмірі 50000 рейхсмарок.»
17 августа 1943 г. Сирия: первым президентом избран Шутли Куатли – блок «Кутла ватания»
Сирия была колонией Франции. Сирийцы разгромили «вишистов», но «Свободную Францию» не поддержали. Можно сказать, что они поддержали свободную Сирию. На парламентских выборах в Сирии в июле 1943 г. победил Национальный блок – «Кутла ватания». 17 августа 1943 г. новый парламент избрал генерального секретаря «Кутла ватания» Шутли Куатли первым президентом Сирии.
Любопытное мнемоническое совпадение 17 августа:
ВАТАжоК+КоЛпАК КуТЛА+ВАТАния
17 августа 1943 г. Турция: Венгрия ведет секретные переговоры с англичанами
17 августа 1943 г. сын премьер-министра Венгрии Кшиштоф Каллаи встретился с английским послом Хью Хеджсболл-Хеджессоном. Каллаи передал меморандум о том, что Венгрия порвет с Германией, как только американцы и англичане достигнут границ Венгрии.
17 августа 1943 г. преступления румынских фашистов: телесные наказания молдавских рабочих
В. Стати «История Молдовы», «Т. С.», Кишинев, 2003:
«Все население было обязано подчиниться жестокому режиму насилия, превращено в бесплатную тягловую силу. За опоздание, малейшее неповиновение женщины, пожилые мужчины подвергались зверским наказаниям. Телесные наказания рабочих в оккупированной Молдавии были узаконены румынским декретом N521 от 17.08.1943 г. Сбор налогов, насильственные угоны на работу сопровождались избиениями. Зверским пыткам и истязаниям за годы румынской оккупации был подвергнут каждый десятый житель Молдавии, или 270 тыс. человек, из них 227 тыс. вследствие жестоких истязаний скончалось. От рук оккупантов в заключении погибло около 120.000 жителей Молдавии.»
17 августа 1943 г. Белград: «Радио Белград» начало передачи для Русского корпуса
По А. Тимофеев «Русские во 2-й мировой в Югославии» (п. а.), Белград, 2010:
17 августа 1943 г. впервые в эфир на «Радио Белград» в диапазоне 200–300 м вышла 30-минутная передача на русском языке для Русского корпуса. Программа содержала молитву, мужской хор солдат корпуса, приветствие командиров Русского корпуса, краткие заметки о повседневной жизни корпуса и обзор политических событий недели.
17 августа 1943 г. Германия: авианалеты англичан на Швейнфурт и Пенемюнде
Уинстон Черчилль считает, что налеты на Германию были удачны, Альберт Шпеер полагает, что союзники допускали просчеты, с ним согласен Лиддел Гарт – три взгляда на один день в истории. Цифры числа бомбардировщиков и цели налётов у них разные, но день авианалета точен!
У. Черчилль «Вторая мировая война»:
Эти споры не вызвали задержки или нерешительности в наших действиях. Налет на Пенемюнде было провести трудно, но крайне необходимо, и ночью 17 августа командующий бомбардировочной авиацией маршал авиации Гаррис нанес удар силами 571 тяжелого бомбардировщика. «Погода была хуже, чем ожидали, и ориентиры на земле было трудно находить, но, когда самолеты приблизились к острову Рюген, немного прояснилось, и команды многих самолетов прибыли на место вовремя. Над районом цели облачность была еще большой, и к тому же он был скрыт дымовой завесой, но, по словам Гарриса, «тщательное планирование налета обеспечило хорошую концентрацию бомб над всеми объектами». Большая часть наших самолетов успела улететь, но немецкие истребители настигли их на обратном пути, и при ярком лунном свете было сбито 40 наших бомбардировщиков. Результаты бомбардировки имели огромное значение. Хотя материальный ущерб был меньшим, чем мы предполагали, налет возымел глубокое влияние на ход событий. Все рабочие чертежи, которые были только что выполнены и должны были быть переданы в цеха, сгорели, и начало серийного производства сильно задержалось. Основной завод в Пенемюнде был поврежден, и боязнь налетов на ракетные заводы в других районах заставила немцев сконцентрировать производство на подземных заводах в Гарцских горах. Все эти изменения вызвали серьезную задержку в совершенствовании и в производстве этого вида оружия.
Альберт Шпеер «Воспоминания»:
«Следующий тяжелый удар должен был постичь нас 17 августа 1943 г., две недели спустя после Гамбурга. В воздух поднялся американский воздушный флот для первой своей стратегической воздушной операции. Ее целью были крупные заводы шарикоподшипников в Швейнфурте. Их производство и без того было узким местом, сковывавшим наши усилия по наращиванию вооружений. Однако уже при этом первом налете противник допустил просчет. Вместо того, чтобы сосредоточиться на шарикоподшипниковых заводах, соединение из 376 „летающих крепостей“ разделилось, и 146 самолетов атаковали одновременно сборочный авиационный завод в Регенсбурге, вполне удачно, но с последствиями, довольно малозначащими. нас продолжало спасать то, что английская авиация по-прежнему беспорядочно бомбила другие города. Выпуск для военной техники особенно важных шарикоподшипников калибра от 6,4 см до 24 см сократился на 38 %.»
Б. Лиддел Гарт «Вторая мировая война»:
«В ночь на 17 августа был нанесен знаменитый удар по научно-исследовательской и экспериментальной базе самолетов-снарядов в Пенемюнде на берегу Балтийского моря. В налете участвовало 597 бомбардировщиков; 40 из них было сбито и 32 повреждено, однако результаты оказались не такими значительными, как представляли себе в Лондоне.»
Не может обойти молчанием налет на Пенемюнде и заместитель Королева.
Борис Черток «Ракеты и люди», 1996:
«Первые волны бомбардировщиков пролетели над Узедомом поздно вечером 17 августа 1943 года, не сбросив ни одной бомбы. Внизу даже не объявили воздушную тревогу. Внезапно над северной оконечностью острова зажглись осветительные ракеты. Начался первый и сильнейший за всю историю Пенемюнде бомбовый удар. 597 четырехмоторных бомбардировщиков обрушили на запретную зону и ближайший поселок тысячи фугасных и зажигательных бомб. Одна волна бомбардировщиков следовала за другой, устилая „бомбовым ковром“ производственные корпуса, стендовые сооружения, лабораторные здания. Было сброшено в общей сложности полтора миллиона килограммов фугасных и зажигательных бомб. Местная ПВО оказалась бессильна. Срочно вызванные из Берлина ночные истребители все же сбили 47 летающих крепостей – американских В-27. Пенемюндовцы потеряли убитыми 735 человек и среди них много ведущих специалистов, в том числе главного конструктора двигателей доктора Вальтера Тиля. Узнав о масштабах налета, покончил самоубийством заместитель командующего „Люфтваффе“ генерал-полковник Йешоннек, непосредственно отвечавший за систему ПВО этого района (см. 19 августа 1943 г.). Но Дорнбергер и фон Браун не опустили рук. Они заверили прилетевшего в Пенемюнде начальника гиммлеровской службы безопасности обергруппенфюрера СС Эрнста Кальтенбруннера, что оставшиеся в живых пенемюндовцы смогут преодолеть последствия катастрофы. Работы замедлились, но не прекратились. Воздушная война против Пенемюнде еще раз подтвердила, что остановить обычными авиационными бомбардировками, даже столь мощными, экспериментальные работы на открытом пространстве полностью нельзя.»